Методическая разработкаУправление психическим состоянием спортсмена

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему:

«Управление психическим состоянием спортсмена высокой квалификации»

Работу выполнила тренер-преподаватель

Отделения художественной гимнастики

Клещевникова Елена Владимировна.







Психология спорта - это специальная отрасль психологической науки, предметом которой являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена .Психология спорта - прикладная область психологии. Ее основная задача дать научное обоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной тренировки и этим содействовать эффективному их применению.

1 «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям»

Психологическая Психология спора-это специальная отрасль психологической науки предметом которой являются психологические особенности спортивной готовность спортсмена к соревнованию характеризуется активизацией психических процессов ,необходимой для соревновательной борьбы .В этом состоянии все эмоционально-волевые и познавательные процессы протекают у спортсмена с оптимальной в данных условиях интенсивностью .Психологическая готовность спортсмена это: 1 Трезвая уверенность спортсмена в своих силах. 2 . Стремление в спортивной борьбе проявлять все свои силы и добиваться победы. 3. Оптимальная степень эмоционального возбуждения . 4 . Высокая помехоустойчивость. 5. Способность произвольно управлять своим поведением( действиями , чувствами) в спортивной борьбе.

Теперь об отрицательных моментах психической готовности спортсмена.

Состояние подавленности возникает перед ответственными стартами от завышенной оценки сил соперника, под влиянием страха поражения . 2. Состояние сильного возбуждения - от чрезмерной сосредоточенности на предстоящих стартах и ее результатах. Очень сильное возбуждение возникает в тех случаях , когда спортсмену непрерывно напоминают о будущих стартах и ее результатах. 3. Состояние демобилизации и самоуверенности , самоуспокоение возникает в результате того ,что спортсмен чрезмерно уверен в своей победе ,вследствие чего снижается чувство его ответственности. 4. Отсутствие активного стремления спортсмена к активной борьбе бывает при плохой подготовке к соревнованию или при отсутствии действенных мотивов участия в соревнованиях.

Состояние готовности спортсмена к конкретному соревнованию формируется в процессе его физической , технической и тактической подготовки, планомерной и систематической тренировки. Когда спортсмен хорошо тренирован, у него появляется сильное желание участвовать в соревнованиях.

В формировании состояния готовности спортсмена к конкретному соревнованию важную роль играет специальная психологическая тренировка ,в которую входят:

1.Проведение тренировочных занятий с соревновательной установкой , в процессе которых спортсмен становится в сложные условия приближенных к реальному соревнованию.

2. Развитие умения спортсмена управлять своими психическими процессами.

3. Создание соревновательных ситуаций разного типа, использование открытых тренировок…

4. Подготовка спортсмена к борьбе не только с равными ,но и более сильными соперниками.

5. Развитие умения спортсменов всецело сосредоточиться на предстоящей деятельности, приемы совершенствующие тактическое мышление.

Состояние психической готовности спортсмена к конкретному соревнованию формируется как комплексный процесс ,протекающий в тесной связи с физической ,технической и тактической подготовкой. Формирование состояния психической готовности к конкретному соревнованию - длительный процесс .Спортсмен должен знать календарь соревнований в которых он участвует и соответственно планировать подготовку к ним.

Управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований.

Если спортсмен обладает сильным характером и хорошей психической готовностью к соревнованиям, то нет необходимости управлять его состоянием и поведением. Но особое значение в этот период приобретает всегда обязательное психологически грамотное общение со спортсменом.

Хорошего тренера отличают : чуткость ,педагогический такт и четкая ориентация в состоянии спортсмена в конкретной ситуации .Прежде всего , тренер ни при каких обстоятельствах не должен проявлять волнение, сомнений по поводу выступлений спортсмена .Малейшая неуверенность ,раздражительность, неспокойный тон , тут же воспринимаются спортсменом и негативно влияют на его состояние .Разговоры о результатах соревнований часто оказываются не только болезненными но и вредными .Всякого рода «накачки» ,заострение социальной значимости выступления во время соревнований должны быть исключены. Они допустимы только в случаях крайней подавленности спортсмена, да и то лишь непосредственно перед стартом.

Нецелесообразно чрезмерно раздувать достоинства соперника, нельзя раздражаться по поводу необычности поведения спортсмена или каких либо нарушений техники. Тренер должен быть настроен оптимистически , уверенно .

«Волевые усилия и умение проявить их в условиях соревнований»

Ошибки и недостатки допущенные при воспитании волевых качеств спортсмена , могут стать причиной того , что во время соревнований он не может мобилизовать не только необходимые волевые усилия , но и проявить их в той мере , в какой это делалось в процессе тренировки.

Такого спортсмена обычно называют «тренировочным чемпионом» .

Актуализация максимальных волевых усилий спортсмена во время соревнований тесно связана с воспитанием у него правильных мотивов , которые бы стимулировали максимальное проявление волевых усилий.

Такой воздейственной силой обладают мотивы , органически связанные с интенсивными эмоциональными переживаниями. Роль эмоций в волевой деятельности спортсмена велика и она проявляется следующим образом:

Эмоциональное отношение спортсмена к своей деятельности воздействует на выбор решений , стимулирует певедение ,повышает работоспособность.

Следует выделить следующие средства и методы стимулирования волевых усилий:

1.Самоодобрение, самообязательство и самоконтроль .

2.Воздействие тренера и коллектива .Состояние готовности к максимльно-волевым усилиям формируется только при систематической и постоянной направленности на ее воспитание, его нельзя вызвать по внезапному желанию. Система психологической подготовки спортсмена к соревнованию включает различные приемы регуляции и саморегуляции его психических состояний .

Многообразие приемов можно сгруппировать следующим образом .

  1. Комплекс упражнений , цель которых - снять напряжение мышц , избежав таким образом излишнее нервное напряжение.

  2. Разминка как средство, устраняющее неблагоприятные формы предстартовых состояний .Причем упражнения для разминки по своему характеру ,темпу ,продолжительности подбираются в зависимости от самочувствия спортсмена.

  3. Воздействующая сила авторитета тренера.

  4. Аутогенная тренировка- комплексный метод активной саморегуляции эмоциональных состояний спортсменов. Ее применяют для снятия или снижения физического или общего нервного напряжения , связанного с соревнованием, для успокоения при неблагоприятном предстартовом состоянии.

Следует иметь в виду , что одни и те же приемы саморегуляции не всегда дают одинаковые результаты .Причина этого- в особенностях типа нервной системы спортсменов.

Таким образом ,регуляция психических состояний спортсменов в условиях соревнования находятся в непосредственной зависимости от индивидуальности спортсмена.

© 2010-2022