- Преподавателю
- Другое
- Доклад Работа с проектами на уроке и во внеурочной деятельности
Доклад Работа с проектами на уроке и во внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурдина М.Д. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с проектами на уроке и во внеурочной деятельности.
Во все времена школа выполняла задачу- подготовка поколения к самостоятельной жизни в обществе. Современное общество нуждается в людях , которые умеют самостоятельно думать и решать проблемы ,которые обладают коммуникативными навыками ,т.е. являются конкурентоспособными .
Организация учебного процесса должна быть направлена на развитие творческих способностей и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Школьный проект -новая технология в педагогике ,которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода.
Проект ценен тем ,что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания.
Ученик получает исследовательские навыки ориентирования в потоке информации .учится анализировать её ,обобщать ,сопоставлять факты и как следствие выпускнику будет легче адаптироваться в современном обществе ,он правильно сориентируется в выборе профессии.
Главные цели введения методов проекта на уроке :
1.показать умение использовать приобретённый на уроках исследовательский опыт.
2.реализовать свой интерес к предмету .приумножить знания ,донести их до своих одноклассников
3.продемонстрировать уровень обученности ,совершенствовать своё умение участвовать в коллективных формах обучения
4.подняться на более высокую ступень обученности ,образованности ,развития ,социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках важно соблюсти несколько условий :
1.тематика проектов должна быть известна заранее. Обучаемые должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов и решений тех или иных проблем.
2.Проблема формируется так ,чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний .
3.необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников .
Тема проекта должна быть актуальна для общественной жизни .Далее ученик формулирует проблему ,самостоятельно определяет вопросы ,ориентирующие на примерное содержание работы .
Тема в процессе реализации проекта м.б. даже изменена ,уточняются сроки выполнения.
Полезны промежуточные отчеты учащихся по проектам. Активно идет работа информативным материалом. Проекты м.б. краткосрочные (охватывают небольшой круг вопросов) и долгосрочные.
В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации (сначала белый просмотр, а затем чтение с полным пониманием). Отрабатывается важный исследовательский материал по выбранной теме. Составляется план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагаются свои соображения, идеи по проблеме.
Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.
ИТАК:
1.выбирается тема проекта
2.выделяется в ней проблема
3.намечается направление и ход разработки проблемы
4.наполнение темы известным материалом
5.логическое её завершение
В процессе проектной деятельности расширяется кругозор ,возрастает познавательный интерес ,формируется исследовательский навык ,расширяется словарный запас по предмету.
Формируются все компоненты исследовательской культуры : мыслительные умения и навыки умения и навыки работать с дополнительной литературой ;увязанные с культурой устной и письменной речи.
1 занятие .Работа с обучающимися .
Что такое проектная работа?
Проект- самостоятельная творческая работа обучаемого выполненная от идеи до её воплощения в жизнь с помощью учителя .Хотелось бы ,чтобы в результате работы над проектом дети получали удовольствие ,смогли проявить самостоятельность ,фантазию ,творческий подход ,надо научить планировать свою работу , заранее просчитывать возможные результаты ;научить использовать различные источники информации ,самостоятельно отбирать и накапливать материал ,сопоставлять факты ,отстаивать свою точку зрения ,научить распределять обязанности в нутрии группы ;представлять проект перед аудиторией, оценивать себя и других.
Как ты будешь работать над проектом?
1 этап-этап планирования. Надо определиться с темой проекта ,д.б.интересно всем. Затем определяется цель проекта и задачи через решение которых придем к цели .Надо представлять себе объём и конечный результат проекта .Затем составляется план проекта .Формируются группы и распределяются роли. Определяются материалы и средства ,необходимые для реализации проекта ,обсуждаются сроки выполнения и форма предоставления готового результата .
2 этап-выполнение проекта.
Аналитический подэтап:
-самостоятельное исследование
-поиск и обработка информации (необходимо распределить обязанности внутри группы )
Подэтап обобщения информации:
-обработка и приведение полученной информации в систему
3 этап - необходимо поработать над тем как представить результат своей работы остальным участникам. Надо описать ,все этапы работы ,методы ,приёмы ,которые использовались .Выявить трудности ,с которыми столкнулись ,как они были преодолены .
2 занятие . Как лучше организовать работу над проектом ?
-
Уточнение и формулировка задач.
Учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи.
Цель проекта - обучение навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Каждый член группы должен чётко понимать свою значимость- свою собственную задачу.
2.Поиск и сбор информации :соц. опрос ,эксперименты ,работа с литературой .Задача учителя - обучать навыкам конспектирования. Учащиеся получают навыки поиска информации ее сравнения, классификации: установления связей и проведения аналогии. Учитель - наблюдает за ходом исследований, за соответствием цели и задачам проекта; обобщает промежуточные результаты исследования.
3. Обработка полученной информации.
Успешность работы заключается в ясном понимании учеником цели работы и критерии отбора информации. Обучаемые учатся делать выводы, формировать собственные суждения.
Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе
Определение задач:
- Что вам уже известно о теме?
- Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
Поиск и сбор информации:
- Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?
- Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?
- Какие работы могут выполняться параллельно?
- Какие исследования требуют больше (меньше) времени?
- Как распределить работу между членами группы?
- Где будет проводиться работа? В какие сроки?
Установите связь между собранными данными.
3 занятие. Этап обобщения информации.
Структурирование информации- выстраивание общей логической схемы ,выводов для подведения итогов .Происходит обмен знаниями и умениями, представляются результаты проекта (рефераты ,выступления на конференциях .правильное составление конспекта).
Форму представления результатов проекта ребенок выбирает сам - он должен раскрыть свой творческий потенциал (нельзя навязывать). Каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, т.к. в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Варианты вопросов:
- Кому, по-вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?
- В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
- Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
- Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
4 занятие. Представление полученных результатов работы (презентация).
Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
Любая форма презентации является учебным процессом, в ходе которого приобретаются навыки предоставления итогов своей деятельности.
Требования к презентации:
должна соответствовать цели проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводиться.
Работая над проектом , учителю следует помнить, что основными критерия успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Небольшие проекты на несколько уроков, где проводиться совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс представить свою творческую индивидуальность. Компьютерные технологии позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным.