- Преподавателю
- Другое
- Программа по Шахматам (1 год обучения)
Программа по Шахматам (1 год обучения)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Политов П.Ю. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Шахматы - школе» (авт. И.Г. Сухин ), рекомендованной Министерством образования РФ. Программой предусматривается проведение занятий в двух группах по 4,5 часа в неделю ( в сумме 9 часов в неделю ). Большое значение отводится игровому моменту на доске « живая доска », а так же на компьютере и в сети интернет. Программа «Обучения шахматам с использованием компьютерных технологий» предназначена для учеников общеобразовательной школы с начальным уровнем умения и знания игры. Напомним, что к концу года обучения ученики должны знать:
-все основные шахматные термины
-названия, правила хода и взятия каждой фигуры;
должны уметь:
- разыграть партию из начального положения без нарушений правил шахматного кодекса,
- записывать «неподвижную шахматную позицию»,
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Обучение направлено на продолжение усвоения знаний о шахматной игре и отработке навыков тактической игры. «Стержень» программы- знакомство с основами шахматной тактики и изучение базовых принципов развития фигур в начале игры. По-прежнему большое внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы детей с компьютером.
Таким образом, цель программы шахматного образования направленна на становление и развитие целостной и здоровой личности ребёнка .
Для достижения данного цели необходимо решить следующие задачи :
-
улучшать память;
-
развивать способности читать, писать, а также внешней и внутренней речи;
-
совершенствовать контроль своих чувств, повышают свои возможности по концентрации внимания, усидчивости;
-
развивать способности в области комбинаторного и логического мышления;
-
прогрессировать в самостоятельности мышления;
-
улучшать математические способности;
-
развивать своё воображение и изобретательские способности;
-
повышать свою устойчивость при неудачах;
-
повышать свою критичность, способность к самооценке и самоанализу;
-
развивать свой эстетический вкус, в том числе в области логической красоты и образного мышления;
-
повышать свою волю, жизненную активность, познавательные потребности.
Программа обучения рассматривает следующие темы: «Страницы истории шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность фигур, нападение и защита», «Матование одинокого короля», «Правило квадрата», «Как начинать партию», «Основы шахматной тактики».
Прилагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Тематический план
№
Тема раздела
Кол-во часов
В том числе
Кол-во часов на теоретическую часть
Кол-во часов на практическую часть
1
Повторение пройденного материала.
12
6
6
2
Страницы истории.
16
8
8
3
Шахматная нотация.
33
16.5
16.5
4
Материальный перевес.
41
20.5
20.5
5
Как начинать партию.
56
28
28
Всего часов за учебный год:
158
79
79
Тематика курса
1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. Практика - компьютерные игры и упражнения.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения. Практика - компьютерные игры и упражнения.
3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен. Практика - компьютерные игры и упражнения.
4. МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Мат тяжелыми фигурами (ферзь + ладья, ладья + ладья). Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Практика - компьютерные игры и упражнения.
5. ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи при поддержке короля. Проведение пешки в ферзи без помощи короля. Практика - компьютерные игры и упражнения.
6. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта: быстрейшая мобилизация всех сил, борьба за центр, гармоничное пешечное расположение. Практика - компьютерные игры и упражнения.
7. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар, коневые и пешечные вилки, связка, открытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка, игра на пат. Практика - компьютерные игры и упражнения.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение полей и фигур на шахматной доске;
абсолютную и относительную ценность каждой шахматной фигуры,
основные термины, обозначающие элементы шахматной тактики.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
реализовывать большой материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.
Учебно-методическое обеспечение
-
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972.
-
Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. - М.: Советская Россия, 1970.
-
Бобби Фишер учит играть в шахматы. - Киев: Здоровья, 1991.
-
Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. - М.: ФиС, 1965.
-
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. - Л.: Лениздат, 1966.
-
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982.
-
Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. - М.: ФиС, 1965.
-
Журавлев Н. В стране шахматных чудес. - М.: Международная книга, 1991.
-
Журавлев Н. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986.
-
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
-
Каган И. В ваших руках короли. - Петрозаводск: Карелия, 1986.
-
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. - М.: ФиС, 1983.
-
Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. - М.: ФиС, 1980.
-
Костьев А. Уроки шахмат. - М.: ФиС, 1984.
-
Костьев А. Учителю о шахматах. - М.: Просвещение, 1986.
-
Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980.
-
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. - М.: ФнС, 1980.
-
Мучник Х. Первые шахматные уроки. -- М.: Воениздат, 1980.
-
Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. - М.: ФиС, 1979.
-
Нежметдинов Р. Шахматы. - Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
-
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. - М.: ФиС, 1979.
-
Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. - Красноярск, 1983.
-
Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. - М.: ФиС, 1981.
-
Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955.
-
Ройзман А. Шахматные миниатюры. - Минск: Полымя, 1978.
-
Савин П. В мире шахматных комбинаций. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
-
Сокольский А. Ваш первый ход. - М.: ФиС, 1977.
-
Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. - М.: Астрель, АСТ, 2001.
-
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
-
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
-
Хенкин В. Последний шах. - М.: ФиС, 1979.
-
Шумилин Н. Шахматный задачник. - М.: ФиС, 1964. Юдович М. Занимательные шахматы. - М.: ФиС, 1966.
-
chess555.narod.ru/
-
crestbook.com/
-
whychess.ru/
-
Программа Chess Assistant 12
-
Игровая зона на сайте «шахматная планета»
Календарно-тематический план курса по шахматам
№
Дата
Раздел
Кол-во часов
Цель занятия
План
Факт
теория
практика
Повторение пройденного
материала. ( 12 ч).
6
6
1
1 нед
1 нед
Шахматные термины.
1ч
1ч
Знакомство с компьютером и его устройством, с программным комплексом.
2
1 нед
1 нед
Ходы фигур.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
3
2 нед
2 нед
Компьютерные игры и упражнения « Лабиринт ».
1ч
1ч
Общее изучение фигур. Игры на определение фигур.
4
2 нед
2 нед
Начальная позиция. Мат. Пат.
1,5ч
1,5ч
Знакомство с направлениями на доске.
5
3 нед
3 нед
Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход.
1ч
1ч
Знакомство с направлениями на доске.
Страницы истории шахмат.( 16ч ).
8
8
6
3-5 нед
3-5 нед
Шахматы на Руси
5,5ч
5,5ч
Изучение нового материала..
7
5-7 нед
5-7 нед
Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход.
2,5ч
2,5ч
Изучение нового материала.
Шахматная нотация.( 33ч )
16.5
16.5
8
7 нед
7 нед
Краткая и полная нотация.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
9
8 нед
8 нед
Компьютерные игры и упражнения с записью партии.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
10
9 нед
9 нед
Ценность фигур. Стоимость в пешках.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
11
9 нед
9 нед
Компьютерные игры и упражнения с записью партии.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
12
10 нед
10 нед
Нападение и защита. Размен.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
13
11 нед
11 нед
Компьютерные игры и упражнения.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
14
11 нед
11 нед
Способы защиты от нападения. Уничтожение, отход, привлечение.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
15
12 нед
12 нед
Компьютерные игры и упражнения.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
16
13 нед
13 нед
Способы защиты от нападения. Перекрытие, контрнападение.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
17
13 нед
13 нед
Компьютерные игры и упражнения.
1,5ч
1,5ч
Изучение шахматной фигуры
18
14 нед
14 нед
Как правильно нападать и защищаться.
1,5ч
1,5ч
Изучение дееспособности фигуры в игре
Материальный перевес.( 41ч )
20.5
20.5
19
14-15 нед
14-15 нед
Мат тяжёлыми фигурами.
2,5ч
2,5ч
Изучение понятия и его значения в игре
20
15-16 нед
15-16 нед
Компьютерные игры и упражнения.
2,5ч
2,5ч
Изучение открытого шаха в игре
21
16-18 нед
16-18 нед
Мат ферзём.
4,5ч
4,5ч
Изучение понятия и его значения в игре
22
19-20 нед
19-20 нед
Мат ладьёй.
3,5ч
3,5ч
Обучение выполнению матовой комбинации
23
20-21 нед
20-21 нед
Проведение пешки в ферзи.
2,5ч
2,5ч
Обучение выполнению матовой комбинации
24
21-22 нед
21-22 нед
Компьютерные игры и упражнения.
2,5ч
2,5ч
Обучение выполнению матовой комбинации
25
22-23 нед
22-23 нед
Правило квадрата.
2,5ч
2,5ч
Изучение понятия и его значения в игре
Как начинать партию.( 56ч )
28
28
26
23-24 нед
23-24 нед
Розыгрыш дебюта.
2,5ч
2,5ч
Изучение понятия и его значения в игре
27
24-25 нед
24-25 нед
Пешечное расположение. Понятие жертвы.
2,5ч
2,5ч
Обучение правилам культуры поведения при игре
28
25 -26 нед
25 -26 нед
Борьба за центр. Двойной удар.
2,5ч
2,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
29
26-27 нед
26-27 нед
Коневые и пешечные вилки. Связка.
2,5ч
2,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
30
27-28 нед
27-28 нед
Развязывание. Уничтожение защиты.
2,5ч
2,5ч
Научиться читать и анализировать партию
31
28-29 нед
28-29 нед
Компьютерные игры и упражнения.
2,5ч
2,5ч
Применить навыки анализа партии
32
29-30 нед
29-30 нед
Открытое нападение.
2,5ч
2,5ч
Знакомство и тренировка быстрой игры
33
30-31 нед
30-31 нед
Открытый шах. Двойной шах.
2,5ч
2,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
34
31-32 нед
31-32 нед
Завлечение. Отвлечение. Блокировка.
2,5ч
2,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
35
32-33 нед
32-33 нед
Компьютерные игры и упражнения.
2,5ч
2,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
36
33-34 нед
33-34 нед
Мат на последней горизонтали. Игра на пат.
1,5ч
1,5ч
Изучение дополнительных возможностей фигур
37
34-35 нед
34-35 нед
Повторение пройденного материала.
1,5ч
1,5ч
Повторение пройденного материала
Итого 158 часов
7