Рабочая программа по курсу Развитие познавательных способностей (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ангарский лицей №2 им. М. К. Янгеля»









Рабочая программа учебного предмета

«Развитие познавательных способностей»

5 класс




Разработана

Осипчук Анастасией Николаевной

учителем математики



2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

Цель курса: сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;

  • освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения - 34 учебной недели (1 час в неделю).

В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

Формы контроля


  • диагностическое тестирование;

  • диагностический тренинг;

  • итоговое тестирование.

Содержание программы первого года обучения

Развиваем логическое мышление


  1. Что такое интеллект.

Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.

  1. Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

  1. Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

  1. Функциональные отношения между понятиями.

Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

  1. Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Требования к результатам обучения

(личностным, предметным, метапредметным)

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • адекватная оценка своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • адекватно воспринимать предложение, оценку педагога, учащихся

Познавательные УУД:

  • составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схем);

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты


  • расширение и систематизация знаний о понятии интеллекта, творчества;

  • получение знаний о тренинге психических познавательных процессов;

  • формирование навыков обобщения понятий, исключение лишнего;

  • овладение навыками выделения существенных признаков;

  • формирование мышления составления понятия: частное (видовое), общее (родовое), видовое отличие;

  • установление связей между понятиями;

  • правила классификации, деление данных понятий на группы;

  • сравнение понятий и смысловых словосочетаний;

  • представление закономерностей в различных видах.





Календарно-тематическое планирование 5 класс


Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые

предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

1

1 нед.

Человек и его интеллект

Вводный урок.

Урок изучения нового материала

Информирование обучающихся о целях изучения курса,

знакомство обучающихся с методами укрепления, тренировки мозга. Познакомить обучающихся с интересными сведениями о человеческом мозге

Расширение и систематизация знаний о понятии интеллекта, творчества. Дар и талант

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: умение решать практические задания на смекалку,

самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения задач.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственные мысли

Способствуют формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию


2

2 нед.

Диагности-ческое тестирование

Урок закрепления новых знаний

Провести вводное тестирование с целью выявления интеллектуального развития обучающихся, умение воспроизводить записанные понятия по памяти, проводить классификацию

Получение знаний о тренинге психических познавательных процессов


Регулятивные: учится решать практические задания на смекалку.

Познавательные:

самостоятельно находит информацию для выполнения задания, умение приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других

Выявление своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку


3

3 нед.

Обобщение и ограничение понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Изучить определение понятия, обобщение понятия.

Привести примеры общих понятий, частных понятий

Понимание определений: понятие. Отношение между понятиями: род-вид

Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные:

осознаёт поставленную задачу.

Коммуникативные:

учится подтверждать аргументы фактами

Осмысление своих возможностей

4

4 нед.

Обобщение и ограничение понятий.

Урок закрепления новых знаний

Выполнение задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Обобщение понятий.

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения заданий, собственные возможности их решения, выполнение упражнений мозговой гимнастики

Познавательные:

анализирует и сравнивает явления.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

5

5 нед.

Обобщение и ограничение понятий

Урок закрепления новых знаний

Проверка внимания с помощью специальной таблицы, выбор из предложенного перечня слов более общие понятия, исключение лишних слов

Формирование навыков обобщения понятий, исключение лишнего

Регулятивные:

умение самостоятельно проверять свое внимание с помощью специальной таблицы.

Познавательные: самостоятельно выбирают из предложенного перечня слов более общие понятия, приводят примеры пар слов, одно из которых общее, а другое частное.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, через развивающие игры

6

6 нед.

Обобщение и ограничение понятий

Урок закрепления новых знаний

Располагать понятия в логической последовательности от общего к частному, приводить примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое - частным понятием

Обогащение активного и потенциального словарного запаса смысла выражений «сизифов труд», Ограничение понятий

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия.

Познавательные: учится самостоятельно исключать лишние слова, располагать понятия в логической последовательности от общего к частному, приводить примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое - частным понятием.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

7

7 нед.

Выделение существен-ных признаков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Расшифровка ребусов, которые требуют внимания и сообразительности. Выделение из предложенного ряда слов наиболее существенные для данного слова признаки, преобразование данного слова в новое в несколько этапов. Интеллектуальная разминка

Формирование понятия признаки предмета

Регулятивные:

владение основами самоконтроля, самооценки во время расшифровки ребусов

Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Понимание роли интеллектуальных разминок для развития своих мыслительных процессов

8

8 нед.

Выделение существен-ных признаков

Урок закрепления новых знаний

Объяснение принципов создания интеллект-карт. Исключение лишнего слова и объяснение, почему именно данное слово является лишним, придумывание загадок, решение загадок - анаграмм

Овладение навыками выделения существенных признаков

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия.

Познавательные:

учится предлагать свои понятия для продолжения игры (предмет, явления, признаки), умение разгадывать анаграммы-загадки.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Владение первичными навыками придумывания загадок

9

9 нед.

Обобщение понятий при построении определений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Задания на тренировку памяти. Подбор обобщающего слова, указание в определениях обобщающего понятия и существующего признака, пользуясь таблицей, составление определения понятий. Составление предложения из перепутанных слов, в каждом из которых дается определение какому - либо понятию

Формирование мышления составления понятия: частное (видовое), общее (родовое), видовое отличие

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: владение умениями самостоятельно прочитать зашифрованную фразу, подбирать обобщающие слова

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Готовность к повышению своего образовательного уровня вовремя составления самостоятельно предложения и зашифровки их

10

10 нед.

Отношения между понятиями: рядополож-ности, часть- целое

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тренировка внимания. Введение понятия рядоположности, часть - целое. Поиск понятий, которые являются понятиями одного порядка, Исключение лишнего, поиск понятий, которые находятся в отношениях часть - целое, решение задач Робинзона

Функциональное отношения между понятиями: часть - целое, рядоположности

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: владение основными нахождения понятия, которые являются понятиями одного порядка используя знания математики и биологии.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренинг своего внимания

11

11 нед.

Сравнение понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тренировка зрительной памяти. Введение понятий синоним, сравнение. Подбор к каждому слову из левой колонки соответствующее слово из правой; вспомнить название конных экипажей, на которых ездили люди в 19 веке и раньше, до того, вставлять слова - синонимы

Формирование представления об изучаемых понятиях, таких как синоним

Регулятивные: учится

формировать мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, поиска закономерностей.

Познавательные: умение самостоятельно продолжая предложения, вставлять оригинальные слова, подбирать слова, назвать десять конных экипажей XIX века

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренинг своей зрительной памяти

12

12 нед.

Установление сходства и различий

Урок закрепления новых знаний


Продолжить предложения; замена слов в скобках так, чтобы равенство было верным; установка закономерности; сравнение различных понятий

Формирование представления об изучаемых понятиях, таких как сравнение

Регулятивные: умение расположить данные понятия в логической последовательности: общее, менее общее, частное.

Познавательные: формирование умения сравнивать понятия чем они похожи, называть общие признаки.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Развитие у обучающегося воображения и мышления

13

13 нед.

Сравнение понятий

Урок закрепления новых знаний


Тренировка зрительной памяти. Введение понятия антоним. Отгадывание загадок, подбор к словам антонимы, замена в парах слов синоним на антоним

Формирование представления об изучаемых понятиях, таких как антоним, отношения противоположности

Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

Познавательные: умения обобщать, выстраивать систему отношений между понятиями вид - род, причина - следствие и др., формирование умения подбирать к словам антонимы, заменять синоним на антоним.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Тренинг внимания

14

14 нед.

Установление причинно-следственных связей

Урок закрепления новых знаний


Поиск предметов с противоположны-ми и сходными свойствами, сравнение пар понятий и выведение их наиболее общих признаков

Расширение знаний о функциональных отношениях между понятиями: причины и следствия

Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

Познавательные: развитие умение дополнять предложения и указывать причину и следствие, устанавливать взаимосвязь между понятиями.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренинг внимания

15

15 нед.

Установление причинно-следственных связей

Урок закрепления новых знаний


Тренировка внимания. Взаимосвязь между понятиями, дополнение предложений и показ на причину и следствие, поиск пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях

Расширение знаний о функциональных отношениях между понятиями: причины и следствия

Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

Познавательные: учится умению называть причину явлений, устанавливать взаимосвязь между понятиями.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренинг координации движения

16

16 нед.

Логические задачи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тренировка внимания. Взаимосвязь между левой и правой таблицами. Назвать причину и следствие различных явлений, тренировка координации движений

Установление связей между понятиями

Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

Познавательные: развивает умение устанавливать взаимосвязь между прочитанными высказываниями.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренинг внимания и координации движения, развитие сообразительности

17

17 нед.

Логические задачи

Урок закрепления новых знаний


Решение задач на сообразительность, знакомство с интересными фактами из жизни Эдисона

Расширение знаний о то как устроен человеческий мозг, о понятие -обобщающее слово(родовое понятие)+ существенный признак (видовое понятие)

Регулятивные: учится

развитию воображения.

Познавательные: знакомится с интересными фактами из жизни Эдисона.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

18

18 нед.

Классифика-ция понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Введение понятия классификация. Указать, по какому признаку понятия распределены на группы, подбор предложенных названий к каждой группе понятий

Расширение знаний о то как устроен человеческий мозг, о понятие -обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое понятие)

Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

Познавательные: учится решать задачи при помощи логических рассуждений.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Развитие интереса к самообразованию и сообразительность

19

19 нед.

Классифика-ция понятий

Урок закрепления новых знаний


Провести классификацию понятий, определение по какой закономерности расставлены буквы и заполнение свободной ячейки, расположение понятия в логической последовательнос-ти: общее, менее общее, частное

Правила классификации, деление данных понятий на группы

Регулятивные: осмыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в необычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником.

Познавательные: самостоятельно располагает данные понятия в логической последовательности: общее, менее общее, частное.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, задаёт вопросы

Развитие логического мышления

20

20 нед.

Классифика-ция понятий

Урок закрепления новых знаний


Исключение лишних слов в каждой группе понятий, расположение понятия по порядку так, как показано на схеме, из предложенных слов выбор тех, которые объединены общим понятием, поиск общего окончания для всех предложенных слов

Правила классификации, деление данных понятий на группы

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: развивает знания о растительном и животном мире, знание планет.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Тренировка мозга через интеллектуальную разминку

21

21 нед.

Сравнение понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Сравнение пословицы и подбор к пословице из левого столбика близкую ей по смыслу пословицу из правого

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится определению закономерности образования слов.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению

Осмысление своих возможностей

22

22 нед.

Аналогия

Урок закрепления новых знаний


Анализ пары слов и по аналогии вставка пропущенных слов, определение закономерности образования слова и по аналогии запись других слов

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится способности через намёки и ассоциации придумывать слова.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Осмысление своих возможностей

23

23 нед.

Поиск закономер-ностей

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Дать определение понятиям и указать в каждом из них обобщающее слово и существенный признак, разделить предложенные понятия на группы по какому-либо признаку

Закон. Представление закономерностей в различных вида

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится определять закономерности расположения чисел, устанавливать связь между ними и буквами составляя загадки.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Повышение устойчивости внимания

24

24 нед.

Поиск закономер-ностей

Урок закрепления новых знаний


Определение закономерности расположения чисел в каждом ряду и продолжить ряд

Логика, интеллект

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится решать логические задачи

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Развитие своих способностей к запоминанию

25

25 нед.

Поиск закономер-ностей

Урок закрепления новых знаний


Сравнивая информацию, найти в ней логическую связь и заполнить таблицу, решение логической задачи

Логика, интеллект

Регулятивные:

учится развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Познавательные:

учится сравнивая информацию, находить в ней логическую связь и заполняют таблицу

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Улучшение внимания, восприятия и речь

26

26 нед.

Поиск закономерно-стей

Урок закрепления новых знаний


Тренировка памяти. Устанвовка закономерности и продолжение числовых рядов, определение по рисунку какие буквы и почему нужно вставить в пустые секторы, разделение данных числа на группы, объединенные каким-нибудь принципом

Представление закономерностей в различных вида

Регулятивные: развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков.

умение расставлять математические знаки между цифрами, воспроизводить по памяти рисунки

Познавательные: учится закономерности и продолжает числовые ряды, определяет по рисунку какие буквы и почему нужно вставить в пустые секторы, разделяют данные числа на группы.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Улучшение мозговой деятельности и профилактика нарушения зрения

27

27 нед.

Поиск закономерно-стей

Урок закрепления новых знаний


Вставить вместо точек слова так, чтобы они были окончанием одного и одновременно служили началом другого слова, тренировка внимания, решение логических задач

Число, цифра, арифметический знак

Регулятивные:

развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, умение решать логические задачи

Познавательные: учится закономерности и продолжает числовые ряды, определяет по рисунку какие буквы и почему нужно вставить в пустые секторы, разделяют данные числа на группы.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Улучшение психомоторных процессов

28

28 нед.

Выделение существен-ных признаков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тренировка внимания. Составить пирамиды понятий по образцу, придумать предложение, в котором каждое слово начинается с указанных букв, знакомство с интересными фактами из жизни Резерфорда

Существенные и несущественные признаки предмета

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Тренировка внимания, укрепление мышц век, что способствует улучшению кровообращения и расслабления мышц глаз

29

29 нед.

Поиск закономерно-стей

Урок закрепления новых знаний


Расшифровать слова, подбирая к каждой цифре соответствующую букву; экспериментально выяснить зависимость периода маятника от длины нити и определить какой набор маятников следует выбрать; выполнить интеллектуальную разминку

Закономерности понятий

Регулятивные:

развивает умение работать с зашифрованными сообщениями.

Познавательные: формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Коммуникативные:

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах

Развитие собственной логики

30

30 нед.

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Введение понятия контекст. Объяснение значения выделенных слов, найти как можно больше значений для омонимов и многозначных слов, объяснение их значение в зависимости от контекста

Значение понятий от контекста

Регулятивные:

формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета

Познавательные: учится объяснять значение слов, находить множество значений омонимом и многозначных слов.

Коммуникативные:

формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого, задает вопросы

Развитие логического мышления

31

31 нед.

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Урок закрепления новых знаний


Введение понятия контекст. Объяснение значения выделенных слов, найти как можно больше значений для омонимов и многозначных слов, объяснение их значение в зависимости от контекста

Значение понятий от контекста

Регулятивные:

формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета

Познавательные: учится объяснять значение слов, находить множество значений омонимом и многозначных слов.

Коммуникативные:

формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого, задает вопросы

Развитие логического мышления

32

32 нед.

Логические задачи

Урок закрепления новых знаний


Знакомство с интересными фактами из жизни Ньютона, выполнить задания на завершение схем

Повторение отношения между классификациями понятиями

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится продолжить ту или иную закономерность

Коммуникативные:

формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого

Развитие интеллекта

33

33 нед.

Логические задачи

Урок закрепления новых знаний


Знакомство с интересными фактами из жизни Ньютона, выполнить задания на завершение схем

Повторение отношения между классификациями понятиями

Регулятивные:

учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.

Познавательные: учится продолжить ту или иную закономерность

Коммуникативные:

формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого

Развитие интеллекта

34

34 нед.

Итоговое тестирование

Урок проверки знаний и умений

Провести итоговое тестирование с целью выявления роста интеллектуального развития обучающихся

Понятие, ограничить понятие, признаки, отношение рядоположенности, целое - частное, классификация, контекст

Регулятивные: анализирует, сравнивает и обобщает свою точку зрения.

Познавательные: учится находить закономерности, исключать лишнее, решать логические и интеллектуальные задачи.

Коммуникативные: формулирует собственное мнение, высказывает и обосновывает свою точку зрения

Развитие гибкости мышления.

Список литературы


  • Программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

  • Сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

© 2010-2022