Оперативный словарь по научно-исследовательской деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОПЕРАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

  • Активность личностн (от. лат.aktivus деятельный )-деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоениисторическогоопыта человечества.Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды воспитания.

  • Алгоритм- предписание, задающие на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

  • Анализ ситуации -разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом.

  • Анализ проблемы -выявление причин существования проблемы и последствий ее существования, а также определение того, от кого и от чего зависит устранение этих причин.

  • Гипотеза(греч. hypothesis-основа, предположение)- предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Гипотетическим называют и соответствующее умозаключение. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны множество обстоятельств, предшествовавших или сопутствовавших им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления.

  • Деятельность -форма психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Осуществляется деятельность по схеме: субъект-объект, где субъект - человек активное начало, а объект - то, на что направлена активность. Д, состоит из более мелких единиц ­действий. Каждому действию соответствует своя частная цель и задачи.

  • Задача -указание на промежуточный результат (изменение), который должен быть получен для достижения цели.

  • Компетенция -готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.

  • Компетентность -это готовность учащихся к универсальным способам деятельности.

  • Мышление -высший продукт особым образом организованной материи - мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д.

  • Намерения- указание на то, что собираетесь сделать в сложившейся ситуации, чтобы она изменилась.

  • Описание ситуации -совокупность сведений о людях, отношениях между ними, предметах, установленном порядке действий и т.п., которые вам необходимо будет сообщить, чтобы другие поняли, как представлять себе ту или иную ситуацию сообщающий.

  • Признак ситуации -важное свойство которым обладает та или иная ситуация. Часто для того чтобы сформулировать признаки ситуации, необходимо делать выводы относительно составляющих её частей.­

  • Прогноз- предположение о состоянии дел в будущем, о возможном развитии рассматриваемой вами ситуации, которое высказывается на основании собственных выводов по анализу ситуации и собственного опыта переживания подобных ситуаций.

  • Противоречие -отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно их них полностью исключает другое.

  • Проблема -противоречие между должной (желаемой),актуальной, важной в данных условиях и реальной ситуации.

  • Причина -событие или явление, по мнению исследователя, неизбежно порождающие ту или иную ситуацию, с которой он столкнулся.

  • Поставить цель -сформулировать, что должно быть изменено в результате ваших действий.

  • Педагогическая технология -это методология систем, включающая в себя основу

  • для деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения.

  • Ресурсы -средства, которые исследователь собирается использовать для достижения цели.

  • Ситуация-часть действительности (людей, отношений между ними, предметов,существующего порядка вещей и т.п.), которую будете рассматривать в связи с тем или иным вопросом.

  • Следствие -ситуация, которая, по прогнозу исследователя, неизбежно возникает после того или иного события, действия (или бездействия), явления и т.п.

  • Ценности -внутренние основания для выбора, собственные представления человека о том, что является важным, а что второстепенным, что - хорошим, что плохим, что - справедливым, что - несправедливым и тл.

  • Цель -мысль о будущем результате ваших усилий; указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы устранить существующую проблему.


© 2010-2022