- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации Работа с микрофоном
Методические рекомендации Работа с микрофоном
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокин А.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Введение
Проблемы при исполнении песен
на звукоусиливающей аппаратуре
Большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов сталкиваются с проблемами при исполнении песен на звукоусиливающей аппаратуре.
Что это за проблемы?
-
Голос: звучит то тихо, то громко, иначе говоря «плавает».
-
Слова: местами понятно, местами не понятно, что поёт вокалист.
Как руководитель пытается их решить, и что получает в результате:
-
Если голос звучит тихо - добавляет его на пульте. Результат: вокалист не слышит фонограммы, «слетает» с ритма и с гармонии.
-
Если голос звучит громко - плохо слышна фонограмма. Руководитель пытается добавить фонограмму на пульте. Результат - тихо звучит голос.
Эти пункты можно повторять до бесконечности, пока децибелы не начнут давить на «уши». Результат:
- никому не нужное громкое исполнение вокалистом песни;
- преждевременный выход из строя звукоусиливающей аппаратуры.
Есть ещё один выход - сидеть за пультом и лично корректировать громкость голоса исполнителя на выходе. Но таким образом руководитель может поступить только в родных стенах (свой актовый зал, своя концертная площадка и т.п.).
А что он будет делать, когда вокалист или вокальная группа отправятся на региональные или другие конкурсы, где присутствие ограничивается только тем, что принести - унести фонограмму? В этом случае руководитель ничем не сможете помочь своему вокалисту или группе. Результат - не полученное призовое место и вытекающие последствия.
Почему-то в таких случаях большинство руководителей начинают сетовать на работу звукорежиссёра. Правильно! А кто виноват в том, что голос ребёнка не раскрылся, плохо прозвучал и т.п.?
Природа звука
Каждому педагогу по вокалу, выдвигающему своих вокалистов на сцену, нужно понять, что микрофон (радио микрофон) это тоже инструмент, и с ним, как и с любым другим инструментом, нужно грамотно уметь обращаться.
На разного рода конкурсах (по моим наблюдениям) около 80% вокалистов не достаточно хорошо владеют вокальными микрофонами, что естественно отражается на результате.
Задача педагога по вокалу - научить грамотному владению микрофоном своих подопечных. Совершенно понятно, что это дело не одного дня. Владение микрофоном нарабатывается годами и ещё дольше совершенствуется.
Познакомимся с природой звука, который вокалист посылает в микрофон. Чтобы лучше понять, что это за звук мы можем использовать компьютерную программу Wave Lab, где можно проследить амплитуду колебаний голоса.
Wave - в переводе с английского «волна». т.е. в этой программе можно наблюдать за колебанием волны. Аналогичные программы Sound Forge, Wave Pad и др.
Исполните, или попросите исполнить вокалиста, любую из песен с микрофоном. Желательно, чтобы диапазон этой песни был как можно широк.
-
Исполняем песню в статичном положении (микрофон находится на стойке, вокалист исполняет произведение примерно на расстоянии 10 см. от микрофона). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.
При исполнении мелодии в статичном положении мы видим:
-
неоднородность колебаний волны: местами слабые, местами сильные.
При прослушивании мелодии в Wave Lab:
-
на волнах с низким колебанием - неразборчива мелодия, непонятен текст.
-
на волнах с высоким колебанием - искажения звука.
Чтобы перейти к следующему пункту, необходимо понять пару моментов из первого:
- низкие колебания волны показывают, что в этих местах требуется близкое положение микрофона к губам;
- высокие колебания волны показывают, что в этих местах требуется увеличить расстояние до микрофона.
Если всё понятно - переходим к пункту 2.
-
Исполняем песню не в статичном положении (приближаем - удаляем микрофон от губ). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.
При исполнении мелодии в не статичном положении (приближение - удаление микрофона) мы видим приблизительную однородность колебаний.
При прослушивании мелодии в Wave Lab:
-
мелодия разборчива, понятен текст;
-
отсутствуют искажения звука.
Вывод:
От положения микрофона во время пения зависит однородность звука, посылаемого в микрофон.
В процессе исполнения можно заметить и сделать ещё один вывод:
Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:
-
низкие ноты - ближе к губам;
-
высокие ноты - дальше от губ.
В следующем параграфе рассмотрим некоторые способы работы с микрофоном.
Работа с микрофоном
I метод.
1 этап.
Запишите отрывок песни, исполненной ребенком без аккомпанемента. Предложите ему встать возле колонки и послушать себя со стороны.
Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, можно предложить послушать себя в наушниках. Запись через караоке микрофон.
Результат.
Ребенок должен почувствовать:
-
при пении высоких нот не выдерживают динамики, либо исполнителя неприятно слушать, голос слишком громкий, не ровный, местами оглушающе звучит.
-
при пении низких нот не понятны слова и мелодия.
Вместе с ребенком прослушать отрывок песни ещё раз и, работая с текстом, определить положение микрофона во время исполнения той или иной фразы (строчки, слова, слога).
2 этап. Доказательство.
Вы сами исполняете песню ребенку на ухо (лучше наушники) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента. Текст песни у ребенка перед глазами.
Представь, что ты - это микрофон, в который я буду петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.
Вариант А: Я пою в одном положении. Попытайся понять, на каких нотах, или в каких фразах тебе, дорогой микрофон:
а) тяжело воспринимать мой громкий голос;
б) недостаточно громко слышишь меня.
Вариант Б: Я пою в тех положениях, которые мы, как нам кажется, нашли с тобой. Убедись что тебе:
а) комфортно воспринимать мой громкий голос;
б) достаточно хорошо слышишь меня, различаешь слова и мелодию.
Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.
II метод (исследовательский).
Ребенок исполняет песню под громко звучащую фонограмму без микрофона и пытается понять, на каких нотах его слышно, а на каких нет.
То же самое с тихо включенным микрофоном.
Вывод:
Понимание того, что:
-
на низких нотах меня не слышно, как бы я ни старался громче петь;
-
на высоких нотах меня слышно, отчетливо понимаются слова и мелодия.
Результат:
Самостоятельное выравнивание положения микрофона при повторном исполнении.
Наработка.
Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, поработать с музыкальным центром. Хорошая помощь - наушники.
III метод (зазубривание положения микрофона).
1 этап.
Работа вместе с учителем. Учитель слушает, и сам определяет положение микрофона во время исполнения:
-
по фразам прослушать ребенка;
-
определить места удаления-приближения микрофона к губам;
-
в медленном темпе проработать с ребенком всю песню.
2 этап. Доказательство или проверка.
Ребенок на ухо (лучше с наушниками) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента исполняет песню напротив уха учителя. Текст песни, со всеми пометками приближения-удаления микрофона, у ребенка перед глазами.
Представьте, что вы - это микрофон, в который ребенок будет петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.
Ребёнок поёт в тех положениях, которые вы, нашли вдвоем. Убедись что вам:
а) комфортно воспринимать голос ребенка;
б) достаточно хорошо слышите его, различаете слова и мелодию.
Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.
Результат.
Механическое запоминание ребенком положения микрофона во время пения.
Плюсы:
Четкое исполнение.
Минусы:
Невозможность перенести навыки работы с микрофоном на другое произведение.
Заключение
При использовании предлагаемых мной упражнений большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов столкнется с проблемой наличия компьютеров, вернее, их отсутствия. Материальная база педагогов по вокалу до сих пор оставляет желать лучшего. Не у всех есть музыкальные центры с функцией караоке.
Несмотря на это, могу посоветовать Вам, быть наблюдательнее. За те нечастые выступления и короткие репетиции, которые Вам выпадают, слушайте своих детей со стороны. Используйте все подручные звукозаписывающие устройства (мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамеру). Словом те носители, которые помогут, послушав в тихой обстановке, определить, над чем Вам работать с вокалистом или группой.
А работать, как Вы заметили, всегда есть над чем.
Основные выводы, которые можно сделать из этой статьи:
1. Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:
-
низкие ноты - ближе к губам;
-
высокие ноты - дальше от губ.
2. Положение микрофона может быть стабильным, если мелодия не насыщена большими и частыми мелодическими скачками.