Методические рекомендации Работа с микрофоном

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Проблемы при исполнении песен

на звукоусиливающей аппаратуре


Большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов сталкиваются с проблемами при исполнении песен на звукоусиливающей аппаратуре.

Что это за проблемы?

  1. Голос: звучит то тихо, то громко, иначе говоря «плавает».

  2. Слова: местами понятно, местами не понятно, что поёт вокалист.

Как руководитель пытается их решить, и что получает в результате:

  1. Если голос звучит тихо - добавляет его на пульте. Результат: вокалист не слышит фонограммы, «слетает» с ритма и с гармонии.

  2. Если голос звучит громко - плохо слышна фонограмма. Руководитель пытается добавить фонограмму на пульте. Результат - тихо звучит голос.

Эти пункты можно повторять до бесконечности, пока децибелы не начнут давить на «уши». Результат:

- никому не нужное громкое исполнение вокалистом песни;

- преждевременный выход из строя звукоусиливающей аппаратуры.

Есть ещё один выход - сидеть за пультом и лично корректировать громкость голоса исполнителя на выходе. Но таким образом руководитель может поступить только в родных стенах (свой актовый зал, своя концертная площадка и т.п.).

А что он будет делать, когда вокалист или вокальная группа отправятся на региональные или другие конкурсы, где присутствие ограничивается только тем, что принести - унести фонограмму? В этом случае руководитель ничем не сможете помочь своему вокалисту или группе. Результат - не полученное призовое место и вытекающие последствия.

Почему-то в таких случаях большинство руководителей начинают сетовать на работу звукорежиссёра. Правильно! А кто виноват в том, что голос ребёнка не раскрылся, плохо прозвучал и т.п.?

Природа звука

Каждому педагогу по вокалу, выдвигающему своих вокалистов на сцену, нужно понять, что микрофон (радио микрофон) это тоже инструмент, и с ним, как и с любым другим инструментом, нужно грамотно уметь обращаться.

На разного рода конкурсах (по моим наблюдениям) около 80% вокалистов не достаточно хорошо владеют вокальными микрофонами, что естественно отражается на результате.

Задача педагога по вокалу - научить грамотному владению микрофоном своих подопечных. Совершенно понятно, что это дело не одного дня. Владение микрофоном нарабатывается годами и ещё дольше совершенствуется.

Познакомимся с природой звука, который вокалист посылает в микрофон. Чтобы лучше понять, что это за звук мы можем использовать компьютерную программу Wave Lab, где можно проследить амплитуду колебаний голоса.

Wave - в переводе с английского «волна». т.е. в этой программе можно наблюдать за колебанием волны. Аналогичные программы Sound Forge, Wave Pad и др.

Исполните, или попросите исполнить вокалиста, любую из песен с микрофоном. Желательно, чтобы диапазон этой песни был как можно широк.


  1. Исполняем песню в статичном положении (микрофон находится на стойке, вокалист исполняет произведение примерно на расстоянии 10 см. от микрофона). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.

При исполнении мелодии в статичном положении мы видим:

  • неоднородность колебаний волны: местами слабые, местами сильные.

При прослушивании мелодии в Wave Lab:

  • на волнах с низким колебанием - неразборчива мелодия, непонятен текст.

  • на волнах с высоким колебанием - искажения звука.

Чтобы перейти к следующему пункту, необходимо понять пару моментов из первого:

- низкие колебания волны показывают, что в этих местах требуется близкое положение микрофона к губам;

- высокие колебания волны показывают, что в этих местах требуется увеличить расстояние до микрофона.

Если всё понятно - переходим к пункту 2.

  1. Исполняем песню не в статичном положении (приближаем - удаляем микрофон от губ). Одновременно записываем голос с помощью программы Wave Lab.

При исполнении мелодии в не статичном положении (приближение - удаление микрофона) мы видим приблизительную однородность колебаний.

При прослушивании мелодии в Wave Lab:

  • мелодия разборчива, понятен текст;

  • отсутствуют искажения звука.

Вывод:

От положения микрофона во время пения зависит однородность звука, посылаемого в микрофон.

В процессе исполнения можно заметить и сделать ещё один вывод:

Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:

  • низкие ноты - ближе к губам;

  • высокие ноты - дальше от губ.

В следующем параграфе рассмотрим некоторые способы работы с микрофоном.

Работа с микрофоном

I метод.

1 этап.

Запишите отрывок песни, исполненной ребенком без аккомпанемента. Предложите ему встать возле колонки и послушать себя со стороны.

Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, можно предложить послушать себя в наушниках. Запись через караоке микрофон.

Результат.

Ребенок должен почувствовать:

  • при пении высоких нот не выдерживают динамики, либо исполнителя неприятно слушать, голос слишком громкий, не ровный, местами оглушающе звучит.

  • при пении низких нот не понятны слова и мелодия.

Вместе с ребенком прослушать отрывок песни ещё раз и, работая с текстом, определить положение микрофона во время исполнения той или иной фразы (строчки, слова, слога).

2 этап. Доказательство.

Вы сами исполняете песню ребенку на ухо (лучше наушники) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента. Текст песни у ребенка перед глазами.

Представь, что ты - это микрофон, в который я буду петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.

Вариант А: Я пою в одном положении. Попытайся понять, на каких нотах, или в каких фразах тебе, дорогой микрофон:

а) тяжело воспринимать мой громкий голос;

б) недостаточно громко слышишь меня.

Вариант Б: Я пою в тех положениях, которые мы, как нам кажется, нашли с тобой. Убедись что тебе:

а) комфортно воспринимать мой громкий голос;

б) достаточно хорошо слышишь меня, различаешь слова и мелодию.

Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.

II метод (исследовательский).

Ребенок исполняет песню под громко звучащую фонограмму без микрофона и пытается понять, на каких нотах его слышно, а на каких нет.

То же самое с тихо включенным микрофоном.

Вывод:

Понимание того, что:

  • на низких нотах меня не слышно, как бы я ни старался громче петь;

  • на высоких нотах меня слышно, отчетливо понимаются слова и мелодия.

Результат:

Самостоятельное выравнивание положения микрофона при повторном исполнении.

Наработка.

Альтернатива. Если нет усиливающей аппаратуры, поработать с музыкальным центром. Хорошая помощь - наушники.

III метод (зазубривание положения микрофона).

1 этап.

Работа вместе с учителем. Учитель слушает, и сам определяет положение микрофона во время исполнения:

  • по фразам прослушать ребенка;

  • определить места удаления-приближения микрофона к губам;

  • в медленном темпе проработать с ребенком всю песню.

2 этап. Доказательство или проверка.

Ребенок на ухо (лучше с наушниками) без аккомпанемента, либо сопровождающего тихого аккомпанемента исполняет песню напротив уха учителя. Текст песни, со всеми пометками приближения-удаления микрофона, у ребенка перед глазами.

Представьте, что вы - это микрофон, в который ребенок будет петь. Упражнение выполнять стоя. Подразумевать микрофон, находящийся на стойке.

Ребёнок поёт в тех положениях, которые вы, нашли вдвоем. Убедись что вам:

а) комфортно воспринимать голос ребенка;

б) достаточно хорошо слышите его, различаете слова и мелодию.

Примечание. 2 этап может не применяться, если достаточно этапа 1.

Результат.

Механическое запоминание ребенком положения микрофона во время пения.

Плюсы:

Четкое исполнение.

Минусы:

Невозможность перенести навыки работы с микрофоном на другое произведение.

Заключение

При использовании предлагаемых мной упражнений большинство из руководителей вокальных ансамблей и вокалистов столкнется с проблемой наличия компьютеров, вернее, их отсутствия. Материальная база педагогов по вокалу до сих пор оставляет желать лучшего. Не у всех есть музыкальные центры с функцией караоке.

Несмотря на это, могу посоветовать Вам, быть наблюдательнее. За те нечастые выступления и короткие репетиции, которые Вам выпадают, слушайте своих детей со стороны. Используйте все подручные звукозаписывающие устройства (мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамеру). Словом те носители, которые помогут, послушав в тихой обстановке, определить, над чем Вам работать с вокалистом или группой.

А работать, как Вы заметили, всегда есть над чем.

Основные выводы, которые можно сделать из этой статьи:

1. Положение микрофона зависит от диапазона мелодии:

  • низкие ноты - ближе к губам;

  • высокие ноты - дальше от губ.

2. Положение микрофона может быть стабильным, если мелодия не насыщена большими и частыми мелодическими скачками.


© 2010-2022