- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока производственного обучения на тему: Изготовление слесарного зубила
Разработка урока производственного обучения на тему: Изготовление слесарного зубила
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравчук Е.Ю. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка открытого урока
Тема программы: Общеслесарные работы
Тема урока: Изготовление слесарного зубила
Мастер п/о: Кравчук Елена Юрьевна
г. Енакиево 2014г.
Тема программы: Общеслесарные работы
Тема подпрограммы: Изготовление слесарного зубила
Тема урока: Изготовление слесарного зубила L - 160мм (6ч)
Цель урока: Изучить с учащимися технологическую последовательност
изготовления слесарного зубила
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения, полученные при изучении слесарных операций.
-
Развивать навыки работы с инструментом и творческое мышление.
-
Воспитывать чувства ответственности за качество изготовленной
продукции, гордости за выбранную профессию, бережное отношение к
инструментам и материалам.
Межпредметные связи: черчение (единицы измерения), материаловедение (инструмент, применяемый при опиливании), охрана труда (техника безопасности при выполнении слесарных операций).
Метод обучения: демонстрационно-практический
Материально-техническое обеспечение:
-
Набор слесарного инструмента общего назначения.
-
Инструкционно-технологические карты
-
Плакаты
-
Эталон изделия
-
Штангенциркуль
-
Точильный станок
-
Кузня
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (2 мин)
а) внешний осмотр учащихся
б) запись в журнал
II. Фронтальный опрос учащихся по пройденным ранее темам: (8 мин)
1. а) Что называется разметкой;
б) Инструмент, применяемый при разметке;
в) Охрана труда при разметке.
2. а) Что называется опиливанием;
б) Инструмент, применяемый при опиливании;
в) Классификация напильников по профилю;
г) Классификация напильников по назначению (форме насечек);
д) Охрана труда при опиливании.
3. а) Составные части зубила;
б) Материал, используемый при изготовлении зубила;
в) Пользование измерительным инструментом (штангенциркулем).
III. Вводный инструктаж (35 мин)
-
Сообщение темы программы, темы и цели урока.
-
Составные части зубила и материал, из которого его изготавливают.
-
Внешний осмотр заготовки.
-
Работа с инструкционно -технологической картой.
-
Выбраковка заготовки.
-
Снятие окалины и штамповочного слоя.
-
Опиливание торцевых поверхностей зубила по L - 160мм с припуском 1мм на заготовку и закругление ударной части.
-
Разметка заготовки по L - 161мм на части L - 40мм, L - 16мм с припуском 0,5мм.
-
а) Опиливание средней части;
б) Опиливание рабочей части;
в) Опиливание ударной части.
10. Опиливание боковых частей зубила.
11. Разметка и опиливание ударной части.
12. Разметка ударной части с торца.
13. Расправка рабочей части зубила при L - 55мм и заточка под углом 600
14. Притупить грани.
15. Самоконтроль в процессе работы.
16. Охрана труда в процессе работы.
17. Характерные виды брака и их причины.
18. Механизация опиловочных работ.
19. Термообработка.
20. Закрепление вышеизложенного материала.
IV. Самостоятельная работа учащихся (4 ч. 45 мин)
1. Получение заготовок.
2. Целевые обходы рабочих мест студентов
-
Проверка рабочих мест студентов;
б) Проверка последовательности выполнения задания;
в) Проверка соблюдения инструкционно -технологической документации самостоятельно;
г) Проверка соблюдения правил охраны труда.
V. Заключительный инструктаж (12 мин.)
-
Подведение итогов работы за день
-
Проверка выполнения задания и сообщение оценок
-
Сообщить допущенные ошибки
-
Отметить лучшие работы.
VI. Задание на дом
Повторение темы «Сверление отверстий»
Н.И.Макиенко «Слесарное дело» стр.300-305, стр.325-328.
VII. Уборка рабочего места (3 мин.)
КОНСПЕКТ УРОКА
При изготовлении слесарного зубила обобщаются знания, умения и навыки полученные при изучении учащимися слесарных операций. Задачи урока - изготовить слесарное зубила L-160мм.
Согласно квалификационной характеристики по окончании I курса учащимся присваивается I разряд слесаря по ремонту автомобилей и они должны уметь изготавливать этот инструмент согласно перечню работ.
При самостоятельном изготовлении того или иного инструмента учащиеся должны ознакомиться с нормой времени. Норма времени - это время на выполнение задания. Существует рабочая и ученическая нормы времени. Рабочая - это норма времени, достаточная для слесаря для выполнения данного задания, а ученическую норму времени мы получаем путем умножения рабочей на приведенный коэффициент, который берется из таблицы переводных коэффициентов с учетом курса и месяца обучения. В данном случае рабочая норма - 3 часа, умножаем на коэффициент 2, получаем ученическую - 6 часов. Оценивание будет производиться с учетом выполнения нормы времени, соблюдения предельных отклонений, техники безопасности, а также эстетического оформления изделия.
Зубило состоит из трех частей: рабочей, средней и задней. Из раздела материаловедения известно, что слесарное зубило изготовляется из углеродистой стали У7А, У7, У8, У8А. Из этой стали изготавливают инструмент и изделия, подвергающиеся ударам. Определить марку стали можно по искре. Чем больше в стали углерода, тем больше в ее искрах световых звездочек, следовательно сталь тверже. У7 - качественная сталь. У7А - высококачественная сталь. Цифры показывают среднее содержание углерода в десятых долях процентов.
Прежде, чем приступить к слесарным операциям, необходимо произвести внешний осмотр заготовки. Заготовка слесарного зубила не должна иметь трещин, искривлений, раковин, выкрошенных мест.
После этого, необходимо ознакомиться с инструкционно-технологической картой и произвести выбраковку заготовки, то есть определить достаточны ли имеющиеся припуски для обработки. Припуск на обработку должен быть не менее 0,6 - 1 мм на сторону.
После этого выработанным напильником или ребром напильника снять окалину и штамповочный слой (т.к. при снятии окалины забивается пространство между насечками напильника, он скользит по обрабатываемой поверхности и быстро выходит из строя).
Из раздела «Черчение» известно, что в машиностроении измерение ведется в мм. Прежде всего, определяем припуск по длине заготовки, но сначала необходимо оговорить, что нам необходим припуск на обработку, т.к. ударную часть нужно будет закруглить, а рабочую часть заточить (эти операции осуществляют в конце изготовления). Следовательно, длина зубила должна быть 161 мм с припуском на обе стороны по 0,5 мм. Все
размеры должны откладываться от выбранных баз. Нанесение размеров цепочкой недопустимо, т.к. ведет к накоплению ошибок. После этого торцевую сторону принимаем за базу и откладываем следующие размеры: 16 мм, 40 мм, с припуском по 0,5 мм на обе стороны.
После этого приступают к опиливанию. Заготовка должна быть закреплена так,' чтобы она выступала выше губок тисков на 5-8 мм. Необходимо помнить, что правая рука должна быть согнута в локте под углом 90°. Корпус работающего должен быть развернут по отношению к оси губок под утлом 45 . Для черновой обработки необходим драчевый напильник с насечкой № 0 и № 1, по профилю - прямоугольный плоский. Для чистовой обработки - прямоугольный плоский с насечкой № 2. Для окончательной обработки - бархатный, с насечкой № 3, № 4.
Необходимо работать с исправным инструментом: напильник должен быть насажен на рукоятку, рукоятка не должна иметь трещин, зазубрин. Сам напильник должен быть очищен от грязи, окалины. Сделать это можно с помощью кордовой щетки.
Опиливание плоскостей это трудоемкий процесс. Самым характерным дефектом при опиливании плоскостей является неплоскостность. Работая напильником в одном направлении, трудно получить правильную чистовую поверхность. Поэтому направление движений напильника, а следовательно и штрихов на обрабатываемой поверхности должна меняться.
Сначала опиливание выполняют слева на право под утлом 30-40 к оси тисков, затем, не прерывая работы прямым штрихом, заканчивают опиливание косым штрихом под тем же утлом, но справа налево. Такое изменение направления движения напильника обеспечивает получение необходимой плоскости и чистоты поверхности. При этом необходимо тщательно контролировать точность опиливания (с помощью линейки, угольника, штангенциркуля).
Определив припуск на рабочую часть, приступаем к. опаливанию средней части с одной и друтой стороны, а затем - ударной и рабочей частей. После этого, обрабатывают боковые поверхности зубила, выдержав размер длины 20 мм, методом качения напильника и осуществляют разметку ударной части на расстоянии 16 мм. Затем закругляют ударную часть зубила и заправляют рабочую часть зубила по необходимой длине. Затем затачивают под утлом 60°. Наводят продольные риски и притупляют грани. Термообработка: рабочая часть L03 и L05 закаливают и отпускают. После термообработки режущая кромка должна иметь твердость HRC-52-57; боек HRC 32-40.
Характерные ошибки, возникающие у учащихся в ходе изготовления зубила и приводящие к браку:
-
Неправильное чтение чертежа
-
Неровности поверхности и завалы краев заготовки
3. Вмятины и повреждения, в результате неправильного зажима
заготовки в тисках
4. Задиры, царапины, небрежная работа.
Техника безопасности при изготовлении зубила:
-
Нельзя сдувать или сметать рукой опилки
-
Пользоваться только исправным инструментом. Нельзя работать
напильником без ручек или с расколотыми ручками, ручки должны
иметь кольца и полированную наружную поверхность
-
Осторожно зажимать заготовку в тиски
-
Не следует охватывать нос напильника снизу, при холостом ходу
можно задеть за заготовку и повредить пальцы. При чрезмерном
продвижении напильника вперед, можно задеть за край заготовки -
хвостовик выйдет из ручки, что приведет к травме. -
Во избежание попадания стружки в волосы, работать следует в
головных уборах.
Большое значение при опиливании имеет правильная организация рабочего места. Верстаки должны быть прочными и устойчивыми. Ие допускается их шатание. Тиски необходимо прочно крепить на верстаках. Высота тисков должна соответствовать росту работающего. Если в мастерской имеются нерегулируемые верстаки, применяют ростовые подставки. Во время работы на верстаке не должно быть ничего лишнего. Порядок и чистота на рабочем месте ускоряют работу и повышают ее качество. Напильники должны укладываться на специальные подставки справа от тисков. Измерительный инструмент следует хранить в футлярах, в правом дальнем углу верстака. В ящиках инструменты хранятся в гнездах или на полочках. Употребляемые чаще инструменты, располагаются выше.
После окончания работы инструмент, тиски и верстак очищаются и протираются. Рабочие части измерительного инструмента смазывают техническим вазелином.