Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья


«Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»


(из опыта работы Центра этнографии, краеведения и туризма МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Смоленска)


Наши предки были земледельцами. Жили на земле и кормились от земли. Вся жизнь их была подчинена законам природы. Ритм жизни соответствовал календарю, т.е. движению Земли вокруг Солнца. Красное лето заканчивалось осенью, долгая зима сменялась весной. Так складывался годовой календарный цикл жизни.

Основой веры древних славян, задолго до христианства, являлось поклонение силам природы, животворящему Солнцу и Земле-матери. С принятием христианства на древние языческие обряды наложились церковные празднования. Но в основе своей праздники по народному календарю сохранили отражение смены времен года и зафиксированное в этом мифологическое восприятие космоса - большого мира Природы, окружающего человека и влияющего на его жизнь.

Одним из направлений деятельности Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества детей и молодежи г.Смоленска, и в том числе клуба «Гамаюн», является проведение праздников в цикле народного календаря. Целями их являются пробуждение у подрастающего поколения интереса к русской культуре, историческому прошлому родного края, обращения к народной духовности, формирование национального самосознания.

Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»

Разработан круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников, которые стали уже традиционными, в соответствии с народным календарем. Важно то, что ребята изучают историю и культуру наших предков - славян, которая сложилась задолго до принятия христианства, о чем в школьных программах редко упоминается.

Ребята сами разрабатывают сценарии праздников, используя богатый этнографический материал, накопленный за долгие годы существования Центра этнографии, краеведения и туризма, сами проводят их, и являются активными участниками и главными действующими лицами праздников. Главной особенностью праздников является то, что они проводятся не в кабинетах и залах школы, а на природе, в местах проживания наших предков.

Большая часть праздников проводится на территории Детской Лесной Республики «Гамаюния» (база д.Рибшево Духовщинского района Смоленской области), а в этих местах давным-давно жили наши предки. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники истории и археологии: городища, селища, древние захоронения с множеством курганов и поминальных комплексов, святилища. Также здесь проходил один из маршрутов пути «Из варяг в греки»

Как в древние времена люди считали, что Новый год начинается приходом весеннего солнца, так и наш годовой цикл праздников начинается Масленицей. Во все времена он был самым массовым, сытным в еде и разгульным в развлечениях. На праздник собирается более сотни ребят из разных школ города Смоленска. Смысл этого праздника в проводах зимы и холода, и встречи весны и тепла.

Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»


Следующий праздник - Сороки, мы проводим в дни весеннего равноденствия в марте и посвящаем его встрече весны. Ребята сами пекут жаворонков, зазывают Весну-красну, с шумными песнями и закличками обходят деревни Рибшево и Борок и поздравляют местных жителей.

Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»

Еще один весенний праздник - «Красная горка», посвященный оживлению природы и любви, а также поминанию наших предков, проводится в конце апреля - начале мая у древних курганов с обрядами «катания яиц» и гадания на судьбу.

В начале июня с незапамятных времен отмечали на Руси Семик - летние святки с русальей тропой и праздником Троицы. Заканчивалась посевная и молодежь устремлялась за околицу в рощи и леса, чтобы повеселиться, поиграть и погадать.

В последние 3 года в празднике принимают участие детские общественные организации города Смоленска, Смоленской области и Республики Беларусь. Ребята знакомятся с древними славянскими обрядами, разучивают народные песни, хороводы и игры.

Летние праздники завершаются в дни летнего солнцестояния 22-23 июня Иваном Купала. Проводится он на берегу чудесного лесного озера Мохань, которое спрятано в заповедной лесной глуши национального парка «Смоленское Поозерье». Праздник огня, воды, шабаш ведьм, огромный ночной костер, купание в озере, поиски волшебного цветка папоротника, песни, хороводы и молодецкие игры продолжаются до рассвета.

Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»

Все лето земледельцы были заняты ежедневным трудом и только осенью с окончанием сбора урожая, начинались праздники. Центр этнографии, краеведения и туризма на традиционном празднике «Золотая осень» объединяет ребят из разных коллективов Дворца творчества в октябре, славят Землю-Матушку, кормилицу нашу, богатый урожай и красавицу Осень.

Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»

После долгого летнего перерыва следуют один за другим осенние и зимние праздники.

Параскева-Пятница посвящен покровительнице прядения и ткачества. Проводится как осенние посиделки с песнями, прибаутками, играми и развлечениями.

Праздник Кузьминки завершает осень, начинает зиму. В Детской Лесной Республике он называется праздником «Черной Курицы» и традиционно проводится в начале ноября в уютной, светлой деревенской избе. Непременной ритуальной пищей является курица.

В дни зимнего солнцеворота, когда солнце с зимы на лето поворачивает, наступают зимние святки. Завершается годовой цикл праздников народного календаря Ногодними Колядками Ряженые поют песни-колядки, и желают счастья в новом году с гаданиями - предсказаниями и надеждами на новый год, новое счастье.


Статья «Круглогодичный цикл фольклорно-этнографических праздников»




Николаева Елена Анатольевна методист МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Смоленск

© 2010-2022