Дополнительная общеобразовательная программа Юный эколог

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ»



УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом МОУ

дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и

гуманитарного образования «РИТМ»

Протокол №___от «____» _________ 20 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный эколог»


Возраст учащихся по программе:

средний школьный (5 - 8 кл.)

Срок реализации программы: 9 месяцев

Тип программы: модифицированная

Программа разработана педагогом

дополнительного образования

Марыныч Л.С.




п. Пангоды, 2015 г.


Пояснительная записка


В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Актуальность содержания программы «Юный эколог» обусловлена необходимостью обращения детей к духовному единению с природой, умению «не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться» (С. Рубинштейн). Объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей, на которых они порой не сосредоточивают внимание, теперь, увиденные по-иному, в результате обретения возможности неторопливого рассматривания их, работы с ними предстанут перед детьми как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций, интересные по форме, цвету, фактуре, ракурсу.

Программа «Юный эколог» разработана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания, опыт гуманитарных наук, имеет практическую направленность. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея сохранения единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое, способное не только защитить и сохранить объекты природы, но и способствовать преумножению ее богатства, создавать новое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания учащихся среднего школьного возраста.

Любование природой и рассматривание её с близкого расстояния способствуют развитию не только зрительного, слухового и речевого анализаторов, но и ассоциативному мышлению детей. Помогает им образно воспринимать рассматриваемое и в дальнейшем самим погружаться в увиденный мир образов, чувствовать их живое начало. Возможность осуществления художественно-творческой деятельности, следующей за любованием, закрепит в сознании детей идею о природе как об источнике вдохновения и творчества. Проведение практических занятий, экодесантов, акций и т.д. будет способствовать формированию природоохранного мышления и поведения.

Курс программы «Юный эколог» знакомит учащихся с животным и растительным миром природы, их происхождением на планете Земля, её тайнами, даёт представление о сезонных изменениях и.т.д.

Обучение по программе развивает у детей эстетическое восприятие мира, воспитывает любовь к природе, желание, рассматривая ее, замечать детали, пробовать на практике то, с чем познакомились на занятии, работать в направлении защиты природы.

Знакомство с окружающим миром на занятиях тесно связанно как с прикладным творчеством (помимо изучения теоретического материала дети приобретают и практические навыки через экскурсии, экологические десанты, акции, проведение зеленых патрулей и.т.д.)

Целью программы является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру через проведение практических работ и природоохранных мероприятий.

Задачи:

  • познакомить с происхождением жизни на планете, сферами планеты, влиянием на них деятельности человека, способами их защиты;

  • расширить кругозор учащихся в областях экологии, краеведения, биологии, физической культуры;

  • способствовать нравственному самоопределению детей;

  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формировать экологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в природе и социуме;

  • развивать наблюдательность, воображение, фантазию, творческие способности;

  • формировать умение строить отношения с окружающим миром, воспитывать бережное отношение к природе;

Содержание курса программы "Юный эколог" осуществлено на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру;

4) идея преобразования окружающего мира через практическую деятельность.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые практики дополнительного образования, а именно такие виды практической деятельности учащихся, которые позволят им не просто получить «багаж» теоретических знаний по экологии, но и прочувствовать необходимость и значимость ведения природоохранной деятельности через систему практических мероприятий, таких как экологические акции, экологические праздники, трудовые десанты, зеленые патрули, субботники, флешмобы, участие в конкурсах и исследовательских конференциях и т.д.

Мы считаем, что в процессе реализации вышеуказанных форм экологического образования произойдут изменения в формировании личности учащихся, в отношении ее к окружающей среде, адаптация учащихся к условиям среды, изменение стереотипа мышления в отношении ценностей собственного здоровья, повышение уровня ключевых биологических компетенций учащихся.

Существенная особенность курса программы состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей различных дисциплин. Программа использует и, тем самым, подкрепляет умения, полученные в школе на уроках чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания программы

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа) для учащихся 11-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Наполняемость учебных групп - 12 человек.

Реализация программы осуществляется на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» Место проведения занятий - кабинет, сквер им. В.В. Ремизова п. Пангоды, зал краеведения ДК «Юбилейный» и Экопарк ООО «Газпром добыча Надым».

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических работ;

  • акций;

  • экскурсий;

  • трудовых десантов;

  • флешмобов;

  • зеленых патрулей.

Для занятий учащиеся должны иметь альбомы, краски, цветные карандаши, клей, цветную бумагу, картон, природные материалы (сухоцветы, шишки, жёлуди и пр.), бросовые материалы, лупу, компас, часы.

Основными методами работы с учащимися являются индивидуальные и совместные наблюдения, беседы, дискуссии, художественно-прикладная, практическая и исследовательская деятельность. Для изложения теоретического материала используются рассказ-объяснение, беседа, сопровождающаяся показом репродукций, фотографий, слайдов, презентаций, фильмов и их анализом, экскурсии на природу.

Самостоятельная творческая работа выполняется как самостоятельно, так и группой учащихся под руководством педагога.

В заключение всего курса предполагается подготовка и презентация коллективных и индивидуальных проектов, подведение итогов работы.


Ожидаемый результат:


Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве, Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программой предусмотрен контроль ЗУН учащихся.

Формы и виды контроля

Виды контроля

Сроки проведения контроля

Форма

Вводная аттестация

Начало обучения по программе (сентябрь)

Собеседование, наблюдение

Промежуточная аттестация

Октябрь

Занятие - соревнование, собеседование

Февраль

Занятие - соревнование (инсценировки отрывков сказок), опрос

Промежуточная аттестация

Конец I полугодия

Занятие - игра, опрос.

Итоговая аттестация

Конец обучения по программе

Презентация проектов (рисунки, фотографии, стихотворения, рассказы, генеалогическое дерево и т.д.)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Раздел I. Введение в предмет (6 ч.)

1.

Введение. Соблюдение правил техники безопасности на занятиях, правил поведения в природе.

2

-

2.

Экскурсия «Пестрая осень Ямала»

2

-

3.

Экодесант по сбору природного материала

2

-

Раздел II. Как родилась наша планета (4 ч.)

1.

История появления планеты Земля. Изготовление макета Земли в технике «папье-маше»

1

1

2.

Как появилась жизнь на планете. Просмотр видеофильма «Появление жизни на планете Земля». Игра «Что сначала, что потом» (установление последовательности эволюции жизни на Земле)

1

1

Раздел III. Воздушный океан «Атмосфера» (8 ч.)

1.

«Я дышу, а значит я живу». Что помогает жить живым организмам на планете.

1

1

2.

«Лес - легкие планеты». Проведение опытной работы «Растения без кислорода»

1

1

3.

Круглый стол «Проблемы загрязнения воздуха и их решение»

-

2

4.

Коллаж «Причины и последствия загрязнения воздуха»

-

2

Раздел IV. Твои соседи по планете (18 ч.)

1.

Экодесант «Школьный двор - моя страна» (уборка пришкольной территории)

-

2

2.

Экопроект «Пластилиновая планета» (изготовление природных объектов, объединение их в общую композицию)

-

4

3.

«Лес - тоже наш дом!» (изготовление макета леса из природных материалов)

-

2

4.

Экодесант «Пусть парк наш самым чистым будет!»

-

2

5.

Экопатруль «Чистые улицы нашего поселка»

-

2

6.

Диспут «Есть ли у природы шанс?» Моделирование путей решения экологических проблем.

1

1

7.

Презентация эмблем «Человек в экосистеме»

-

2

8.

Фотоколлаж «Природа в кадре».

-

2

Раздел V. «Флора и фауна Ямала» (14 ч.)

1.

Экскурсия в зал краеведения п. Пангоды.

-

2

2.

Экскурсия в парк. Наблюдение за растениями и птицами.

-

2

3.

«Находки прошлого». Просмотр видеофильма об истории животного мира Ямала».

0,5

1,5

4.

«День птиц». Изготовление кормушек. Экодесант «Птичья столовая»

-

2

5.

Круглый стол «Почему на Ямале становится мало рыбы?»

1

1

6.

Пушные звери Ямала. Дискуссия «Охота и браконьерство: «за» и «против». Изготовление животных из природного материала.

1

1

7.

«Вместе сохраним природу Ямала!». Моделирование природоохранных мероприятий по сохранению экосистемы полуострова Ямал»

-

2

Раздел VI. Большие дела маленьких рук (20 ч.)

1.

«У мусора есть свое место!». Акция по раздаче листовок.

-

2

2.

Акция «Не рубите елочку!»

-

2

3.

Энергосбережение доступно каждому! (изготовление постеров, буклетов, проведение акции по раздаче их на предприятиях и в образовательных учреждениях)

-

2

4.

Оранжерея на окне (выращивание рассады).

-

14

Раздел VII. Подведение итогов (2ч.)

1.

Конкурс рисунков на асфальте «Живи, Земля!»

-

2


Итого: 72 часа





Содержание программы

Раздел I. Введение в предмет.

Введение. Соблюдение правил техники безопасности на занятиях, правил поведения в природе.

Экскурсия «Пестрая осень Ямала» (изучение особенности осенних изменений в природе на Ямале). Экодесант по сбору природного материала (выход в парковую зону п. Пангоды).

Раздел II. Как родилась наша планета.

История появления планеты Земля. Изготовление макета Земли в технике «папье-маше».

Как появилась жизнь на планете. Просмотр видеофильма «Появление жизни на планете Земля». Игра «Что сначала, что потом» (установление последовательности эволюции жизни на Земле)

Раздел III. Воздушный океан «Атмосфера».

«Я дышу, а значит, я живу» (знакомство с воздушной оболочкой Земли - атмосферой», ее формированием, экологическими проблемами атмосферы, связанными с деятельностью человека). Что помогает жить живым организмам на планете.

«Лес - легкие планеты». Проведение опытной работы «Растения без кислорода».

Круглый стол «Проблемы загрязнения воздуха и их решение».

Коллаж «Причины и последствия загрязнения воздуха».

Раздел IV. Твои соседи по планете (практикум).

Экодесант «Школьный двор - моя страна» (уборка пришкольной территории).

Экопроект «Пластилиновая планета» (изготовление природных объектов, объединение их в общую композицию).

«Лес - тоже наш дом!» (изготовление макета леса из природных материалов).

Экодесант «Пусть парк наш самым чистым будет!»

Экопатруль «Чистые улицы нашего поселка».

Диспут «Есть ли у природы шанс?» Моделирование путей решения экологических проблем.

Презентация эмблем «Человек в экосистеме».

Фотоколлаж «Природа в кадре».

Раздел V. «Флора и фауна Ямала».

Экскурсия в зал краеведения п. Пангоды.

Экскурсия в парк. Наблюдение за растениями и птицами (влияние человека на растительный и животный мир Ямала).

«Находки прошлого». Просмотр видеофильма об истории животного мира Ямала».

«День птиц». Изготовление кормушек. Экодесант «Птичья столовая».

Круглый стол «Почему на Ямале становится мало рыбы?»

Пушные звери Ямала. Дискуссия «Охота и браконьерство: «за» и «против». Изготовление животных из природного материала.

«Вместе сохраним природу Ямала!». Моделирование природоохранных мероприятий по сохранению экосистемы полуострова Ямал»

Раздел VI. Большие дела маленьких рук.

«У мусора есть свое место!». Акция по раздаче листовок (выход на улицы п. Пангоды).

Акция «Не рубите елочку!» (выход на улицы п. Пангоды).

Энергосбережение доступно каждому! (изготовление постеров, буклетов, проведение акции по раздаче их на предприятиях и в образовательных учреждениях).

Оранжерея на окне (выращивание рассады).

Раздел VII. Подведение итогов.

Подведение итогов работы за год. Конкурс рисунков на асфальте «Живи, Земля!»

Методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение:

  • наглядные пособия (схемы, таблицы);

  • разработки занятий;

  • иллюстративный материал;

  • аудиозаписи песен, звуков природы, слайды, видеофильмы;

  • обучающие программы.

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение для занятий, оборудованное доской, стульями (15 шт.), партами (8 шт.);

  • интерактивная доска, проектор;

  • CD-проигрыватель;

  • компьютер.

Литература

Для педагога

  1. Евладова Е.Б, Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 352 с.

  2. Коробцева З. Лесная аптека. - М.: Панорама, 2008.

  3. Куранов Ю. Озарение радугой. - Л., 2004.

  4. ЛопатинаА., Скребцова М. Серия книг для занятий по духовному воспитанию. Книги I-VII. - М., 2010.

  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Пономарёва О.Н. Задания и упражнения по экологии. - Пенза, 2006.

  7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2013. -176 с.

  8. Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2006.

  9. Философия о единстве человека и природы. Автор-составитель А.Д. Груздев. - Н.Новгород, 2011.

  10. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 2013.

  11. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - Смоленск, 2007.

  12. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 2007.

Для обучающихся

  1. Аксаков С. Рассказы о родной природе. - М., 1969.

  2. Александров Б. В стране зелёной. - М., 1973.

  3. Гогулина Т. Рецепты леса. - М., 1995.

  4. Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. - М., 1981.

  5. Онегов А. На лесной поляне. - М., 1995.

  6. Павлова Н. Зимние гости. - Л., 1960.

  7. Павлова Н. Зимние сказки. - Л., 1978.

  8. Павлова Н. Разными глазами. - М., 1954.

  9. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. Для учащихся нач.кл./ А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

  10. Пословицы русского народа. Сборник В.Даля в 2 т. - М., 2004.

  11. Пришвин М. Рассказы. - Киев, 2008.

  12. Сказки народов Севера / сост. В.В.Винокурова, Ю.А. Сем. - Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 2011.

© 2010-2022