Комплексный анализ и самоанализ личностно ориентированного урока

Педагогический анализ урока - есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения через это путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия триединой цели Педагогический анализ лежит у истоков такой важнейшей функции управления, как планирование. Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи современного урока. Педагогический анализ урока есть не только способ познания,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ и самоанализ личностно ориентированного урока


СОДЕРЖАНИЕ

1.Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного стр.3

урока

2. Аспектный анализ урока «создание условий для проявления стр.7

познавательной активности обучающихся»

3.Методическая разработка комплексного анализа и стр.11

самоанализа личностно ориентированного урока

4.Схема комплексного анализа (самоанализа личностно стр.16

ориентированного урока

5.Схема экспресс-анализа личностно ориентированного стр.19

урока

6.Требования к уроку как основной форме организации стр.22

учебного процесса в уловиях личностно ориентированного

обучения (методические рекомендации)

7. Примерное содержание разделов поурочного плана стр.25

8. Алгоритм анализа преподавателем проведенного урока стр.27



НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Анализ - это «мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого» (Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971). Он осуществляется с помощью: расчленения, изоляции, разложения, разъединения, разбора целого на составляющие. Используя анализ сам по себе без взаимодействия и синтеза с другими приемами формальной логики, невозможно проникнуть в суть урока, суть данного педагогического явления.

Педагогический анализ урока - это не только расчленение урока на составляющие, но и выявление соотношения этих составляющих. Это изучение связей, при помощи которых они объединяются в единое целое, это операции сравнения, обобщения, аналогии, переход от абстрактного к конкретному.

Какова же характеристика сущности анализа урока?

В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализу урока: «Анализ урока - разбор и оценка учебного занятия в целом и отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе» (Т.1. М., 1964). Составление этого вида познавательной деятельности с другими видами позволяет сказать, что педагогический анализ урока есть конкретная форма познания специфического объекта педагогической деятельности, именуемого уроком, осуществляемая как его распознавание. Родовым признаком процесса педагогического анализа являются все признаки, свойственные такой форме познания, как распознавание. Следовательно, можно дать более полное определение этому процессу.

  • Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения через это путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели

Педагогический анализ лежит у истоков такой важнейшей функции управления, как планирование. Практика показывает, что нельзя успешно учебно-воспитательным процессом, не анализируя его ход и развитие, не раскрывая причин его положительных и отрицательных результатов. Благодаря педагогическому анализу в каждой конкретной ситуации развития учебно-воспитательного процесса могут своевременно приниматься наиболее эффективные решения по осуществлению тех или иных задач, встающих перед педагогом в его деятельности.

Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи нового урока.

Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования деятельности учителя.

Анализ урока - один из главных инструментов управления качеством преподавания.

Анализ урока может быть представлен тремя основными видами:

  • структурный анализ урока;

  • аспектный анализ урока;

  • комплексный анализ урока.

Структурный анализ является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема структурного анализа урока:

1.Тема, цели урока.

2.Содержание урока.

3.Виды деятельности учителя и учеников.

4.Результаты урока.

Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков таковы:

1.Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

2.Организация учителем повторения пройденного материала.

3.Оптимальность типа и структуры урока.

4.Соблюдение требований к содержанию уроков.

5.Выбор методов, приемов и средств обучения.

6.Характер взаимоотношений учителя и учащихся.

7.Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

8.Организация закрепления изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одновременно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.


Примерная схема комплексного (полного) анализа урока такова:

1.Цели, задачи урока.

2.Готовность учителя и учащихся.

3.Организационная структура урока.

4.Содержание урока.

5.Методическое обеспечение урока.

6.Поведение и деятельность учащихся на уроке.

7.Характеристика деловых качеств учителя.

8.Общие результаты урока.

Вышеизложенные подходы к построению педагогического анализа являются общенаучной основой при разработке модели анализа личностно ориентированного урока.

Схемы анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны обязательно отражать сущность и основное целевое назначение данного подхода - направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъектной позиции в учебном (познавательном) процессе, создание условий для самореализации и актуализации личностного потенциала учащихся.

В практике методической работы могут быть использованы различные виды анализа урока. Обратимся к структурно-временной характеристике урока.

Структурно-временная характеристика (анализ) урока

Цель использования данного вида анализа в традиционной педагогической практике - овладение учителем рациональным использованием времени на уроке. Применительно к личностно ориентированному уроку целесообразно анализировать следующие аспекты структурно-временной характеристики урока:


  • распределение времени между диалогическим и монологическим поведением учителя на уроке;

  • распределение времени между продуктивными (творческими) и репродуктивными видами деятельности на уроке;

  • количество времени, отведенное на самостоятельную работу, в том числе самоконтроль (самопроверку, взаимопроверк4у, взаимоконтроль);

  • представленность в уроке структурных компонентов учебной деятельности (соответствие структуры урока структуре учебной деятельности): учебной задачи, учебных действий, контроля и оценки;

  • целесообразность количества времени, отведенного на тот или иной вид деятельности, работу или задание;

  • качественное использование времени на отдельные элементы урока (по целевому назначению ли использовалось отведенное время, «плотность» времени);

  • рациональность использованных приемов и методов обучения, их целесообразность в данных условиях, соответствие поставленным педагогическим целям;

  • разумность связи между содержанием учебного материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

На основе требований к личностно ориентированному уроку и критериев его оценки, может быть составлен аспектный анализ урока.










АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Инструкция для экспертов: оцените в баллах наличие или отсутствие на данном уроке названных в схеме анализа признаков личностно ориентированного подхода к обучению. Поставьте знак «+» в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (то есть степени выраженности признака).

№ п\п

Обеспечение условий для проявления

познавательной активности учеников

(показатели)

Данный признак

на уроке был ярко

выражен

Данный признак

на уроке

отсутствовал

Баллы

4

3

2

1

0

1.

Использование проблемных творческих заданий


2.

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала


3.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий


4.

Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи)


5.

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения


6.

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся и каждого ученика в отдельности


7.

Создание ситуаций для проявления учениками инициативы, самовыражения


8.

Использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся


9.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе учащихся, всей группы


10.

Получение от учеников «обратной связи» не только по поводу того, что они узнали, но и что им понравилось - не понравилось, запомнилось - не запомнилось


Такой вариант аспектного анализа личностно ориентированного урока имеет количественную оценку. Максимальное количество баллов, которое учитель может набрать по оценке урока экспертом - 40. Соответственно, уровень решения учителем на уроке поставленной педагогической задачи - создание условий для проявления познавательной активности учеников - может быть высоким (31 - 40 баллов), средним (10 - 30 баллов) и низким (1 - 9 баллов).

Можно избрать другой подход к анализу личностно ориентированного урока, исходя из которого выделяется следующая схема анализа личностно ориентированного урока.

Мотивационно-ориентационный аспект

1.Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?

2.Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект

1.Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

2.Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для учащихся?

3.Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении ил процессе, выявить в нем наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

4.Очевидна ли практическая направленность учебного материала? Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребенка?

Организационный аспект

1.Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

2.Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

3.Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?

4.Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

5.Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

6.Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

7.Насколько соответствовали технологические приемы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?


Оценочно-результативный аспект

1.Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2.Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной «Я-концепции» личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Изучив данную схему анализа, можно сказать, что ее применение упорядочит совместную рефлексивную деятельность, сосредоточить внимание ее участников на анализе и оценке тех сторон учебного занятия, которые непосредственно связаны с процессом и результатом использования личностно ориентированного подхода. Коллективный анализ уроков станет более целенаправленным и продуктивным.

Однако не каждое занятие можно и нужно анализировать с помощью групповых форм и методов рефлексии. Даже более важным представляются проводимый учителем самоанализ урока.

Основные аспекты самоанализа и перечень вопросов для его осуществления



Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

1.Цели (задачи) урока

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока?

Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данной группе?

Какие цели (задачи) планировал(а) достичь (решить) в ходе урока?

2.Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия?

Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подхода, целям (задачам) урока?

3.Технология работы педагога

Какие технологические приемы я использовал(а) для того, чтобы на уроке:

  • актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

  • стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

  • создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;

  • строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога;

  • учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учеников?

4.Результативность проведенного урока

Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мною цели (задачи)?

Насколько проведенное занятие было направлено на:

  • становление и проявление индивидуальности учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • формирование положительной «Я-концепции» личности учеников;

  • выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока?

Что не удалось решить при его проведении?

Как можно исправить недостатки урока?

Использование вышеприведенной схемы самоанализа личностно ориентированного урока поможет глубже осмыслить основополагающие идеи-принципы личностно ориентированного подхода, более детально разобраться в технологических аспектах организации такого урока, что в итоге способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов, обогащению их теоретического и методического арсенала.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Сущность и основные характеристики личностно ориентированного образования позволяют утверждать, что отличия личностно ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырех аспектах:

  1. В организации самого урока и деятельности на нем;

  2. В иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем;

  3. В иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);

  4. В ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Рассмотрим каждый из названных отличительных аспектов личностно ориентированного урока.

I. Особенности организации личностно ориентированного урока в значительной степени определяются специфическими методами преподавания, степенью учета интересов и способностей учащихся, способами и степенью взаимодействия учителя с учеником, реальными возможностями выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения.

Личностно ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно ориентированном подходе:

  • обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащихся;

  • происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;

  • организуется работа с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания;

  • используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью;

  • устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и в связи с этим подбирается учебный материал;

  • сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем;

  • обеспечивается активность каждого ученика с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей;

  • учителем ученику предоставляется возможность выбора групповой или самостоятельной работы;

  • темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными способностями ребенка;

  • происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения задач при совместном участии учителя и учащихся;

  • оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителем;

  • обеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания;

  • книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока;

  • учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

Сказанное выше подчеркивает известное положении о том, что личностно ориентированная парадигма нуждается в воплощении в условиях конкретного урока.

Особый интерес с этой точки зрения представляют такие технологические характеристики личностного обучения, как:

  • задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

  • свобода выбора ребенком различных форм обучения;

  • выбор учащимися предметного содержания различной сложности;

  • оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

  • изучение и формирование творческой деятельности;

  • использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания;

  • создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;

  • использование проблемных заданий различной трудности и сложности;

  • создание ситуаций выбора в различных видах деятельности;

  • организация разрешения проблемных ситуаций;

  • организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

  • отбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

  • ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Рассматривая личностно ориентированную модель обучения, можно по-новому и более конкретно определить сущность педагогической деятельности.

  • Педагогическими в собственном смысле слова являются такие действия учителя, когда им целенаправленно создаются условия, ставящие ученика в позицию субъ6екта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемого учителем.

II. Следовательно, в личностно ориентировано образовании предлагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики:

  • установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

  • умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

  • позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

  • опора на субъективный личностный опыт ученика;

  • ориентация на формирование учебной деятельности учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;

  • направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся;

  • диалогическая позиция общения с учащимися;

  • направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения деятельности в ходе педагогического взаимодействия;

  • «считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;

  • заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;

  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

  • поощрение творческой активности учащихся.

Иная позиция педагога в личностно ориентированном процессе обучения также характеризуется новыми функциями:

1.Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ученике, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами подростка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2.Учитель как исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

Первый аспект - умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии;

Второй аспект - использование учителем в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии подростка, о его успехах и трудностях;

Третий аспект - применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Учитель должен иметь способности корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знаний.

3.Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)

Учитель-фасилитатор - это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Учитель-фасилитатор строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.

4.Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников, и поэтому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

  • Главная задача педагога, исповедующего личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное, на что работает учитель в личностно ориентировано образовательном пространстве - организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиций субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

III. Говоря об ученике, как о субъекте саморазвития, необходимо отметить, что образовательный процесс личностно ориентированной направленности предоставляет каждому ученику, опираясь на его субъектный опыт, ценностные ориентации, способности, склонности и интересы, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

В соответствии с этим в личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика - он выступает субъектом деятельности.

Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учебе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции ученика постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию (образованию, знаниям) как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

Конечно же, субъектная позиция должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке. В этом случае становятся важны:

  • создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;

  • акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы;

  • использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика;

  • инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;

  • формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса;

  • организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).

IV. И последнее сущностное отличие личностно ориентированного урока от традиционного - иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе, который возникает, конечно же, в силу уже названных факторов - иной организации урока и деятельности на нем, иной позиции учителя и учащихся.

Поскольку при личностно ориентированном процессе обучения педагог и ребенок всегда выступают субъектами образовательной деятельности, то основанное на описанных выше позициях педагогическое взаимодействие ребенка и педагога можно описать следующим алгоритмом партнерства, когда на каждом этапе педагог определяет свои позиции не только по поводу образовательного объекта, но и по поводу партнера-ребенка.

Иной характер взаимоотношений учителя с учащимися обеспечивается, прежде всего, ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

  • организация сотрудничества учителя и учеников;

  • доброжелательность в общении, взаимоуважение;

  • открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

  • взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

  • содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

  • приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции.

Соответственно, в схеме анализа (самоанализа) урока можно выделить четыре содержательных блока:

I - Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока.

II - Создание условий для развития субъектной позиции учеников.

III - Проявление личностно ориентированной (личностно- гуманной) позиции педагога.

IV - Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.

В рамках каждого содержательного блока называются психолого-дидактические характеристики, отражающие основные направления педагогической деятельности в рамках урока, целевые установки личностно ориентированной деятельности учителя.

Каждая психолого-дидактическая характеристика урока проявляет себя конкретными признаками, показателями, которые с полным правом могут быть названы технологическими, так как обеспечиваются, создаются самим учителем при условии его осознанного и целенаправленного проектирования урока в рамках личностно ориентированного подхода.

Конкретный перечень таких технологических показателей представлен в схеме анализа (самоанализа) урока и рекомендуется к наблюдению в ходе урока с точки зрения их выраженности в действиях (деятельности) учителя или их отсутствия.

Следует отметить, что предлагаемая схема анализа личностно ориентированного урока не расходится со схемой самоанализа. Целесообразно предъявлять к этим схемам единые требования.

СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Психолого-дидактические характеристики урока

Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)

Данный признак на уроке был выражен ярко

Данный признак на уроке был выражен слабо

Данный признак на уроке отсутствовал

I.Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока

1.Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации)

Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики.

Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала

Постановка на уроке учебных задач

Освоение на уроке учебных действий

Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю над процессом деятельности


2.Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей


Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера, (а не репродуктивного)

Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций

Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников

Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, диспут, деловая игра и др.)

3.Реализация индивидуального подхода

Использование приемов внешней и внутренней дифференциации

Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам

Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности (т.е. индивидуальность)

Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)

Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)


II.Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1.Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников

Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников


Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

Создание ситуаций нравственного выбора

Обращения к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

2.Развитие активности учащихся в учебной деятельности

Организация исследовательской деятельности на уроке (поручение исследовательских заданий на дом)

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос

Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке

Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы

Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе

3.Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)

Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности

Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий

Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности

Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)

Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся

III. Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога

1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого ученика


«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него

Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога

Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого ученика в урочной деятельности

Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение

2.Реализация учителем новых педагогических функций (ролей)


Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)

IV. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса

1.Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия

Приоритет диалогических форм общения

Организация сотрудничества учеников между собой

Обращение учителя к ученикам по имени

Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики

Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»

2.Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя

Внимательность к ученику и его проблемам

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг другом

Стимулирование положительных эмоций во время урока

3.Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничество)

Организация ситуаций взаимопомощи между учениками

Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы

Организация работы учеников в парах

Организация групповой работы учащихся

Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи

Предложенная выше схема обеспечивает комплексный психолого-педагогический анализ личностно-ориентированного урока. В практике методической работы возможно проведение частичного или одноаспектного анализа, при котором в качестве схемы выбирается и используется один (из четырех) содержательный блок и только его психолого-дидактические характеристики. Одноаспектный анализ целесообразен в условиях освоения учителем личностно ориентированного подхода на начальных этапах своей профессиональной деятельности.

Следует подчеркнуть, что возможен и целесообразен еще один вариант анализа личностно ориентированного урока: условно его можно назвать экспресс-анализом. Его основные характеристики - мобильность, краткость, сосредоточенность на ведущих (основополагающих) технологических признаках личностно ориентированного урока. Используются следующие показатели:

1 - актуализация на уроке субъектного опыта учащихся;

2 - создание на уроке ситуаций выбора и успеха;

3 - введение учащихся в диалог;

4 - организация сотрудничества, совместной творческой деятельности. Внимание в экспресс-анализе акцентируется на названных показателях. Эксперты отмечают в данной схеме их наличие или отсутствие в деятельности педагога и учащихся на уроке.

СХЕМА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Технологические показатели урока

Наблюдаемые признаки личностной ориентации

в деятельности и поведении учителя

Экспертная оценка (в баллах)

в деятельности и поведении учеников

Экспертная оценка (в баллах)

признак ярко выражен

признак выражен средне

признак выражен очень слабо

признак отсутствует

признак ярко выражен

признак выражен средне

признак выражен очень слабо

признак отсутствует

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1.Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы


Свободно, без боязни выражают свое мнение


Учитель выявляет личностные смыслы учащихся по поводу поступающей учебной информации


Свободно и без боязни выражают свои эмоции


Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной работы


Предлагают разные способы выявления учебного задания


Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме


Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни


Количественная оценка 1 - го блока



Итого:

Итого:

Общая оценка 1-го блока:

2.Создание на уроке ситуаций выбора и успеха

Обсуждаются ситуации нравственного выбора


Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы


Используется рейтинговая система оценивания тех или иных видов деятельности


Проявляют высокую работоспособность


Предлагаются разноуровневые учебные задания


Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь»


Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала


Демонстрируют уверенное поведение


Количественная оценка 2-го блока



Итого:

Итого:

Общая оценка 2-го блока:

3.Введение учащихся в диалог

Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников


Задают интересующие их различные вопросы


Учителем ставятся проблемные вопросы


Проявляют активность в обсуждении проблемы


Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу


Выражают точки зрения разных авторов


Запрашивается «обратная связь» на разных этапах урока


Умело и охотно включаются в дискуссию


Количественная оценка 3-го блока



Итого:

Итого:

Общая оценка 3-го блока:

4.Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Безоценочное обсуждение мнений учеников (в том числе и ошибочных)


Работают над заданием в парах и группах


Время фронтальных методов работы незначительно


Свободно владеют разными видами самоанализа


Часть своих функций учитель перепоручает ученикам


Умело осуществляют самоконтроль


Функция учителя не авторитарная, а рекомендательная, консультационная


Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь


Количественная оценка 4-го блока



Итого:

Итого:

Общая оценка 4-го блока:


ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)


Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Основные компоненты современного урока

1.Организационный - организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2.Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3.Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4.Коммуникативный - уровень общения учителя с группой.

5.Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6.Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка учителя к уроку


Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1.Учет особенностей учащихся группы:

  • уровень группы;

  • отношение учащихся к предмету;

  • темп работы группы;

  • сформированность ЗУН;

  • отношение к разным видам учебной деятельности;

  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

  • общая дисциплина учащихся.

2.Учет индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы;

  • коммуникативность;

  • эмоциональность;

  • управление восприятием нового материала учащихся;

  • умение преодолеть плохое настроение;

  • уверенность в своих знаниях, умениях;

  • умение импровизировать;

  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1.Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2.Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3.Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4.Восстановит в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5.Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6.Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить учащимся.

8.Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетради учащихся.

10.Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

1.Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2.Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не понимает или не знает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3.Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием нечеткого вопроса.

4.Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5.Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6.Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7.Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8.Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9.Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему преподавателя

1.Разработка системы уроков по теме или разделу.

2.Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3.Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4.Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5.Формулирование учебных задач урока.

6.Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.

7.Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

8.Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9.Подбор дидактических средств урока (видео, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

10.Проверка оборудования и ТСО.

11.Планирование записей, зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12.Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

13.Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14.Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объема и форм домашнего задания.

15.Продумывание форм подведения итогов урока.

16.Запись плана урока в соответствии с требованиями.











Примерное содержание разделов поурочного плана

1.Тема урока

  • дидактическая цель и задачи урока;

  • тип, структура урока;

  • общие методы, приемы работы учеников;

  • средства наглядности, источники информации, ТСО,ЭВТ.

2.Повторение опорных знаний:

  • определение понятий, законов, которые надо активизировать в осознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

  • самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

  • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

  • формы контроля над работой группы, отдельных учащихся.

3.Усвоение новых знаний:

  • новые понятия, законы и способы их усвоения;

  • определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

  • самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

  • проблемные и информационные вопросы;

  • варианты решения проблемы;

  • варианты закрепления изученного материала.

4.Формирование умений и навыков:

  • конкретные умения и навыки для отработки;

  • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

  • способы «обратной» связи с учащимися;

  • фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5.Домашнее задание:

  • что повторить и приготовить к уроку;

  • творческая самостоятельная работа;

  • объем и время выполнения домашнего задания.











Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

  • мысленное воспроизведение основных этапов урока;

  • воспроизведение плана урока, мысленное представление группы и отдельных учеников;

  • стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.


Способствуют успеху урока:

  • хорошее знание материала;

  • бодрое самочувствие;

  • продуманный план урока;

  • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

  • правильный выбор методов обучения;

  • занимательность изложения;

  • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

  • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.


Затрудняют проведение урока:

  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

  • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

  • рыхлая композиция урока;

  • скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

  • однообразие методов обучения;

  • бесстрастный рассказ учителя;

  • монотонность и сухость при изложении нового материала;

  • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

1.Какими требованиями руководствовался?

2.Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

3.Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?

4.Как определил триединую задачу урока?

5.Как спланирована деятельность учащихся?

6.Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

7.Оправдали ли себя приемы и методы учителя, если нет, то почему?

8.Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

9.Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?

10.Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

12.Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13.Какие затруднения возникли у всей группы, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14.Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15.Оценка результативности урока.

16.Самооценка урока учителем.

17.Пути совершенствования урока.


© 2010-2022