• Преподавателю
  • Другое
  • «ФГОС – содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ»

«ФГОС – содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ»

Доклад по теме «ФГОС – содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ». В рамках августовской конференции работников образования Зерноградского района. Развитие системы изучения иностранных языков характеризуется переходом на новую парадигму образования: личностно – ориентированную, основанную на компетентностном,  когнитивно - коммуникативном и деятельностном подходах.    В системно-деятельностом подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и пре...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г.Зернограда












ФГОС - содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ.











подготовил

учитель английского языка

Шкода Анна Александровна



















ФГОС - содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Развитие системы изучения иностранных языков характеризуется переходом на новую парадигму образования: личностно - ориентированную, основанную на компетентностном, когнитивно - коммуникативном и деятельностном подходах.

В системно-деятельностом подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Планируемые результаты определены на личностном, метапредметном (регулятивные, коммуникативные, познавательные) и предметном (основные системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом) уровнях.

В соответствии с требованиями ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развернутой форме.

Требования ФГОС к результатам освоения образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены «Примерной программой по иностранному языку» с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета.

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу к его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;

  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

  1. освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

  2. освоение учащимися межпредметных понятий.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомленность; общеучебные и специальные учебные умения.

Как проконтролировать результаты обучения? Как зафиксировать продвижение учащегося к планируемым результатам? Понятно, что это прерогатива рабочей программы учителя.

Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения.

Этот документ - индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для получения результата, содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса.

При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного учреждения и другие.

Рабочая программа формируется на основе примерной программы или авторской учебной программы по предмету и соответствующего ей учебно-методического комплекта и рассматривается одним из структурных подразделений образовательного учреждения: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (советом), кафедрой и т.д., а затем может утверждаться руководителем образовательного учреждения.

В федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования четко определена структура программ по учебным предметам.

Рабочая программа по учебному предмету должна включать:

  1. пояснительную записку;

  2. общую характеристику учебного предмета, курса;

  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;

  5. содержание учебного предмета курса;

  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьника;

  7. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Согласно концепции ФГОС ОО, «авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определении последовательности его изучения».

Обратим внимание на изобилие авторских программ по школьным курсам «иностранный язык», ориентированных на конкретный учебно-методический комплект или учебник (УМК М. З. Биболетовой, УМК К. И. и М. Ю. Кауфман и др.) Кто лучше авторов понимает логику конструирования учебного предмета (курса) в рамках своего учебника?

В своих авторских программах и конкретным УМК авторские коллективы раскрывают особенности УМК, конкретизируют цели и прогнозируемые результаты работы с ним в урочной и внеурочной деятельности, объясняют принципы разработки учебного содержания и методического сопровождения. Учитель может использовать авторские программы за основу при составлении рабочей программы, если авторами УМК отражены в программе следующие методические принципы:

- УМК разработан на деятельностном подходе

- позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории (с помощью избыточного количества материала, наличия разноуровневых упражнений, обучающих компьютерных программ)

- помогает подготовить учащихся к итоговой аттестации в 4,9, 11 классах

- соблюдает баланс видов речевой деятельности и форм работы

- обеспечивает регулятивный контроль, тесты

- предусматривает резервные уроки для работы по самокоррекции и развитию умений самоконтроля

- ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Пояснительная записка в рабочей программе описывает вклад учебного предмета в общее образование обучающего и опирается на особенности школы.

Основное содержание курса - фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того, работает учитель по М. З. Биболетовой или В. П. Кузовлеву. Эта часть должна быть взята из «Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования».

Тематическое планирования должно содержать виды учебной деятельности, которые фактически дадут учителю возможность увидеть, как «наращиваются» универсальные учебные умения учащихся.

Возможности тематического плана можно представить в дополнительных графах (примерный перечень):

  1. система опережающих\проективных\контрольных заданий, диагностирующих предметные, метапредметные и личностные результаты изучения;

  2. способы реализации регионального компонента содержания;

  3. межкурсовые и межпредметные связи;

  4. дополнительные и вспомогательные ресурсы УМК;

  5. формы внеурочной деятельности, сопряженные с темами уроков, программой воспитания и социализации учащихся в данном образовательном учреждении;

  6. этапы подготовки к ГИА\ЕГЭ; содержание и виды деятельности, которые на них отрабатываются.

Пример одного из подходов к индивидуальному тематическому планированию представлен в приложении № 2.

В заключении подчеркнем, что профессиональная деятельность учителя складывается преимущественно из трех основных этапов: проектирования учебной программы, организации учебного процесса и анализа его результатов. Составление рабочей программы является ключевым умением педагога в обеспечении его готовности к работе в новой среде.












Полезные источники

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.01; приказ МО РФ №393 от 11.02.02 г.).

  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа» Утверждена Президентом Российской Федерации. Д. А. Медведевым февраль 2010г. Пр.-271; [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. Режим доступа mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

  5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-13 учебный год (Приказ МОиН РФ от 27.12.11 № 2885, зарегистрирован в Минюст России от 21 февраля 2012 г. № 23290); [Электронный ресурс]: Федеральный портал «Российское образование»; Режим доступа: school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=92888

  7. Примерные программы по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) основного общего образования, разработанные на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.

  8. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). Просвещение. 2010

  9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка.МГДГУ, 2003.

  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  11. Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 г. №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издании учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях». (зарегистрирован в Минюсте России февраль 2011 г. регистрационный №19739).




Литература


1. «ФГОС ОО: организационно- методические аспекты реализации нового содержания образования школьников». Гуманитарное образование. ХК ИРО Хабаровск 2012 год.



© 2010-2022