Мастер-класс по теме Критериальная система оценки знаний учащихся+презентация

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ашимова Ирина Утегеновна,

учитель биологии, школа-гимназия №1,

Акмолинская область, г.Щучинск


Мастер-класс: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся

Нас оценивают либо слишком высоко,

либо недостаточно высоко;
нас никогда не принимают по нашей реальной ценности.
М. Эбнер-Эшенбах

Цель: оказать содействие участникам занятия в понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении устанавливать соответствие дескрипторов критериям.

Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, соответствующие критериям.

Модули: критическое мышление, диалоговое, оценивание, ИКТ

Стратегии: «Ладошки», «Думай\в паре\обсуди», «Понял, не понял», «6 шляп»

Оборудование: электронная презентация, компьютер, интерактивная доска, стикеры, флипчарты, фломастеры, листы А-3, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Описание уровней достижения критериев оценивания», 6 шляп: белая, желтая, черная, красная шляпа, зеленая, синяя.

Ход занятия

Этапы, форма работы

Время

Действия преподавателя и участников занятия

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ФАЗА

3 мин

Приветствие. Упражнение ладошки (подготовка к восприятию.)

Деление на группы с использованием приема «6 шляп».

Работа в группе

6 мин.

Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу группу: (слайд 1)

1.Нарисуйте щуку на формате А-3.

2. Прикрепите свой рисунок на доску.

3. Какие из рисунков вам больше всего понравились?

4. Объясните, почему.

5. Поставьте оценки за рисунки (по пятибалльной системе).

6. Определите, какие детали важны в наших рисунках (перечисляют)

7. А теперь оцените свои работы по пятибалльной шкале с условием того, что все перечисленные вами детали учтены.

- Довольны ли Вы полученной вами оценкой?

8. А если бы Вам заранее были известны критерии для оценивания рисунка? (слайд 2)

Наполненность листа

Полный лист-

3 балла

Заполнен на половину листа - 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая гамма

Использование более 4 цветов - 3 балла

Использование 2-3 цвета-2 балла

Использование 1 цвета- 1 балл

Количество частей тела

Нарисовано более 5 частей тела-3 балла

Нарисовано 3-4 части тела-2 балла

Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл

Вывод: знание критериев оценивания позволяет эффективно выполнить работу (слайд 3).

КРИТЕРИЙ - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются показателями, в которых дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели

КОНСТРУИРУЮЩАЯ ФАЗА

Работа в группе

Теоретический материал





15 мин.

Итак, мы определили тему занятия: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся(слайд 4-5).

Давайте определим цели занятия: (называют самостоятельно цели) познакомиться с понятиями критериальное оценивание, дескриптор, критерий; уметь устанавливать соответствие дескрипторов критериям. (слайды 6-7).

Задание№1. (слайд 8).

  1. 1. Прочитайте статью «Критериальное оценивание» с использованием пометок: «Понял, не понял». (5 мин),(Приложение 1.)

  2. Обсудите в паре, в группе вопросы, которые были понятны и не понятны.(2 мин.)

  3. Составьте презентацию на флипчарте. (5 мин)

  4. Защита презентации (3мин)



Задание№2. Знакомство с критериями оценивания (слайды 9-17).

Практическая работа

15 мин.

Задание№3 (слайды 18-22).

  1. Определите правильную последовательность уровней достижения учащихся, расставляя баллы от 1 до 6 (Приложение 2).

  2. Самопроверка по слайдам (слайды 23-26).

- Как вы думаете, что за работу мы сейчас выполняли?

- Это дескриптор.

- Как вы думаете, должны ли дети знать дескрипторы?

- Дети должны знать о дескрипторах и в критериальной работе они даются до того, когда ученик получит работу.

Ключевой вопрос: Скажите, пожалуйста, у вас у всех одинаковые или разные требования к оценкам?

Вывод: в критериальном оценивании дескрипторы единые.

Ребенок должен быть оценен одинаково. (слайд 27).

- В чем минусы и плюсы такого оценивания?

(На доске записываю плюсы и минусы, предлагаемые учителями)

+

-

- Стоп. А разве вы применяли критериальное оценивание?

Критерии - требование, а дискриптор - описание критерия. Критерии имеют общие понятия: ЗУН. Н-р: вы покупаете телефон. Что вы о нем знаете?

Знание - новая информация: кнопочный, дисплей, сенсорный.

К нему дается книжка, в которой описывается какие имеются кнопки и какие они выполняют функции, т.е. как он работает. Это умения.

- А вот когда умения превращаются в навыки?

- Когда мы с закрытыми глазами можем пользоваться им, это и есть навыки.

- Будут ли критерии к одной работе объяснены одинаково в разных школах, странах?

Вывод: ЗУН - едины. (слайды 28).

Критерии - общие требования к ЗУН

Дискриптор - описываемое требование по критериям

Рубрика - детальная инструкция по конкретному виду работы по уровням, (т.е. баллам)

О Ц Е Н К А

КОНСТАТИРУЮЩАЯ ФАЗА

Рефлексия

6 мин.

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами

Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно)

Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)

Красная шляпа - эмоциональное состояние

Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно усовершенствовать)

Синяя шляпа - философская, обобщающая.


Приложение 1

Критериальное оценивание

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Под системой оценивания понимается: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; а также механизм самостоятельного определения учащимся того, насколько успешно они обучаются.

Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу - то, чему учили. Считается, что нашим детям в жизни понадобятся теоретические знания, поэтому мы обучаем их предметным ЗУНам, а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок - вот и готова отметка «5» или «2». Традиционный способ обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик - хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа - творческая, работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему, например, проект? А ведь школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать работу, сделать выводы, т.е. формировать универсальные компетенции.

Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. Значит, этот эталон был подробно описан.

Критериальное оценивание дает такую возможность. Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с некоторыми терминами.

Рубрика - это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.

Все работы по пройденным темам срезовые или контрольные оцениваются по соответствующим рубрикам. Рубрики ученик получает перед началом изучения каждой темы. Это дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа по данной теме. А, если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы, т. е. ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы.

Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Если рубрику можно себе представить в виде некоторой вершины, то критерии - это лестничные марши, а дескрипторы - это отдельные ступеньки для достижения цели. Рубрика - перечень критериев с дескрипторами, фактически является для ученика подробной инструкций по работе любого вида. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата.

Очень важно то обстоятельство, что критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания. Еще одно очень важное обстоятельство. Применение критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения.

Критериальное оценивание удобно и для учителя. Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать.

Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.

Приложение 2

Критерии оценивания: Критерий А - Знание и понимание; Критерий В - Применение;

Критерий С - Анализ и синтез; Критерий D - Коммуникация

Описание уровней достижения критериев оценивания
Критерий А Знание и понимание

Задание: Определите правильную последовательность. Расставьте баллы от 1 до 6.


Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом ошибки


Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия


Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом недочеты


Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы.


Учащийся частично распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила и методы, допуская при этом ошибки


Учащийся в основном распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, методы, допуская при этом ошибки

Критерий В Применение


Учащийся соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач. Допускает ошибки в применении методов


Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает недочеты в применении приемов и методов. Получает верные результаты


Учащийся не всегда применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач репродуктивного характера


Учащийся применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает ошибки в вычислениях


Учащийся не всегда соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, в применении приемов и методов допускает грубые ошибки.


Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения различных задач. Получает верные результаты

Критерий С Анализ и Синтез (Обработка информации)


Учащийся с ошибками структурирует взаимосвязи между данными задачи, делает попытки создания химических моделей, имеет представление о методах решения


Учащийсяструктурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, делает незначительные ошибки при переходе от одной формы информации к другой, создает химические модели, применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы и доказательства, при этом допускает неточности в обосновании


Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, допускает ошибки при переходе от одной формы информации к другой, в простых случаях создает химические модели, использует стандартные методы решения


Учащийся структурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы или доказательства


Учащийся в простых случаях структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает для них химические модели, использует стандартные методы решения, при этом допускает грубые ошибки


Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет методы решения. При обосновании выводов или доказательств допускает ошибки

Критерий D Коммуникация


Учащийся на высоком уровне показывает грамотное использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений являются краткими, логически завершенными. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.


Учащийся показывает хорошее использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений краткие, логически завершенные. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.


Учащийся использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные, но ответы на поставленные вопросы указаны либо не корректны


Учащийся в основном использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные. Не всегда представлены ответы на поставленные вопросы


Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений не логичны. Не представлены ответы на поставленные вопросы


Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления. Линии рассуждений отсутствуют. Не представлены ответы на поставленные вопросы


Используемая литература:

  1. Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010

  2. Голенопольский И.Т., Лаврищева М.А. Новые походы к оцениванию (из опыта реализации системы критериального оценивания в Гимназии №45). // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2. / Отв ibsa.su/. ред. Л.Е. Курнешова. - М., 2005.

© 2010-2022