ДОРОП Коллективное музицирование хор

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА




По предмету «Коллективное музицирование. Хор»





Составитель: Георгиш А.А.

Преподаватель хоровых дисциплин, сольного пения, общего фортепиано.



2014-2015 уч.г.

с.п.Локосово


Структура программы учебного предмета


СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование раздела:

Страница:

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержание учебного предмета

7

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

13

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

14

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

16

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

18








  1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор» разработана преподавателем Георгиш А.А. на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Данная программа направлена на эффективное формирование художественного вкуса, музыкальной культуры, развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы - с 7 лет составляет 4 года.


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Хоровой класс в детской музыкальной школе и школы искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Коллективное музицирование. Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

  1. Срок реализации учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор»

  1. Срок реализации учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор» для детей с 7 лет - 4 года.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Коллективное музицирование»:

Таблица 1

Виды учебной нагрузки

Срок обучения /класс

4 года обучения (1-4классы)

Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)

204

Количество часов на аудиторные занятия

34 x 1

34 x 1

34 x 1

34 x 1

Общее количество часов на аудиторные занятия

136

Количество часов на самостоятельную работу

34 x 0,5

34 x 0,5

34 x 0,5

34 x 0,5

Общее количество часов на самостоятельную работу

68

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1


1


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание

индивидуальному развитию каждого ребенка.

5.Цель и задачи учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор»

  1. Цель:

общее музыкальное развитие через коллективное музицирование - хоровое пение, развитие слуха, музыкального кругозора, эстетического вкуса, творческих способностей ребенка; воспитание общей культуры.

  1. Задачи:

Образовательные: максимально возможное развитие музыкальных способностей и вокально-хоровых навыков исполнительства, формирование художественно-эстетических вкусов, навыка чтения хоровых партитур, пение в ансамбле, хоре.

Развивающие: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров.

Воспитательные: чувство коллективизма, ответственности, база для развития творческого мышления, активность и свобода коммуникаций, общая культура.










6.Обоснование структуры учебного предмета

«Коллективное музицирование. Хор»

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого

произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого, репетиционные занятия);

прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках

программы являются наиболее продуктивными

при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и

основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового

исполнительства.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор»

Для реализации программы учебного предмета «Коллективное

музицирование. Хор» должны быть созданы следующие

материально-технические условия, которые включают в себя:

концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для

хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Коллективное

музицирование. Хор» со специальным оборудованием (подставками для

хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


  1. Содержание учебного предмета

Таблица 2



Распределение по годам обучения

(срок реализации программы 4 года)

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий в неделях

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

136


1. Сведения о затратах учебного времени, особенности набора учащихся для обучения хоровому пению (коллективное музицирование). Хоровой класс организуется на инструментальных отделениях ДШИ. Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2.Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений - 10-12.

Основные репертуарные принципы:


  1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

  2. Решение учебных задач.

  3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

  4. Содержание произведения.

  5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

  6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

7. Разнообразие: а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.

3. Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Младший хор

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы ( короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «ценном» дыхании).

Звуковедение и дикция

Младший хор

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй

Младший хор

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков

Младший

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонического склада произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.







4.Примерный репертуарный список

Младший хор
  1. Рус.н.п. «Со вьюном я хожу» (a capella)

  2. Укр.н.п. «Выйди, выйди солнышко»

  3. Укр.н.п. обр. А.Луканина «Ой, в лесу есть калина»

  4. Укр.н.п. обр. А.Луканина «Веснянка»

  5. Белорусская н.п. (канон) «Кума моя, кумочка»

  6. Белорусская н.п. «Дударики-дударики»

  7. Литовская н.п. (канон) «Добрый мельник»

  8. Эстонская н.п. «Весенний праздник»

  9. Киргизская н.п. «Черный козел»

  10. Грузинская н.п. «Колыбельная»

  11. И.Ефремов «Поросята строят дом»

  12. Е.Ботярова «Рыжий, рыжий, конопатый»

  13. Г.Струве «Что мы Родиной зовем?»

  14. Островский «До, ре, ми, фа, соль»

  15. М.Парцхаладзе «Лягушонок»

  16. Я.Дубравин «Без друзей никак нельзя»

  17. А.Плешак из финской народной поэзии «Рождественская песня гномов»

  18. Ю.Чичков «Песенка про жирафа»

  19. П.И. Чайковский «Старинная французская»

  20. М.Славкин «Кого я уважаю?»

  21. Е.Подгайц «Ночной концерт»

  22. Г.Струве «Пестрый колпачок»

  23. Руск. н.п. «Как у наших у ворот»

  24. В.Шаинский «Мир похож на цветной луг»

  25. В. Шаинский «Ябеда - корябеда»



5.Примерные программы выступлений

Младший хор

1.Аренский А.. «Комар»

2.Кабалевский Д. «Подснежник»

3.Компанеец З. «Встало солнце»

4.Русская народная песня «Как на речке, на лужочке»

5.Бетховен Л. «Край родной»

6.Гречанинов А. «Дон-дон»

7.Полонский С. «Сел комарик на дубочек»

8.Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского)

9.Гайдн Й. «Пастух»

10.Гречанинов А. «Призыв весны»

11.Дунаевский И. «Спой нам, ветер»

12.Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова)

13. Сл. Наумовой «Балалайка»

14. Сл. Наумовой «Праздничная»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Коллективное музицирование. Хор», являются следующие знания, умения, навыки:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения младшего хора используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;

- текущая сдача партий;

- контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.

Методы текущего контроля:

- сдача партий в квартетах.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на зачете (академическом концерте);

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

2.Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемых нотных сборников

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966

«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975

«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002

Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979

Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969

Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009

«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965

Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995










2.Список рекомендуемой методической литературы

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000

  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997

  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999

  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981

  6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - М., 1998

  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2000

  8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

  9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

  10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

  11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988

  12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961


© 2010-2022