• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: Интеллигентность учителя как важный фактор развития общекультурных компетенций школьников

Статья: Интеллигентность учителя как важный фактор развития общекультурных компетенций школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интеллигентность учителя как важный фактор развития общекультурных компетенций школьников



Сегодня образование включает в себя не только обучения профессиональным знаниям и навыкам, но и развитие у них общекультурных компетенций, и преподавать здесь играет важную роль. Поэтому важно, каким уровнем интеллигентности он обладает, так как обучающиеся часто берут пример с учителя. Прежде чем рассмотреть, как уровень интеллигентности преподавателя влияет на развитие общекультурных компетенций, познакомимся с понятием «интеллигенция» и общекультурными компетенциями, которыми должен обладать обучающийся.

По мнению Б.М. Бим - Бада, интеллигентность - свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. Интеллигентность проявляется во всех сферах деятельности человека - интеллектуальной, творческой, бытовой. Интеллигентность означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность [3].

В Федеральном государственном стандарте образования прописаны общекультурные компетенции, которыми должен обладать обучающийся:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; умение логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь;

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества и другие [4].

Можно сказать, что выше представленные понятия тесно связаны, поэтому мы можем предположить то, что уровень интеллигентности учителя влияет на качество развития общекультурных компетенций студентов.

Рассмотрим, что думают по этому поводу различные авторы. Е.В. Леонова говорит о том, что преподаватель высшей школы не может быть только транслятором знаний. Основой формирования профессиональных и общекультурных компетенций школьников является личность учителя, его система ценностей - профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции.

С позиций идеологии компетентностного (субъектно-ориентированного) подхода обучающийся из пассивного потребителя знаний превращается в активного участника образовательного процесса. Учитель должен помочь каждому обучающемуся сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию, заинтересовать предметом и сферой своей научной деятельности. Необходимо как можно более широко использовать метод проектов, привлекать обучающихся к исследовательской деятельности [1].
О.Ю. Бажутина считает, что в новых высокостатусных группах получение дефицитного и высококлассного образования считается не только престижным, но и функционально важным. Необходимо проводить активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования профессионала учителя нового склада как одного из самых активных созидателей культуры. Основное направление - формирование профессионального идеала учителя, способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно - волевого развития. Именно учитель - интеллигент обладает такими характеристиками как вежливость, элегантность, вкус, с одной стороны, и толерантность, принципиальность, ответственность, с другой. Интеллигентность в современных условиях - один из востребованных жизнью моментов гуманизации и гуманитаризации образования [3].

М.А. Андреева утверждает то, что важнейшим фактором формирования профессиональных и общекультурных компетенций школьников является личность преподавателя, его система ценностей - развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции. Как сказал известный русский этнограф, писатель и медик В.И. Даль, «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Обучающиеся очень чувствительно и критично воспринимают несоответствие педагога тем требованиям, которые он предъявляет к ним.[2].

Анализируя различные точки зрения, можно сказать, что в развитии у школьников общекультурных компетенций важную роль играет уровень интеллигенции учителя. У каждого школьника есть учителя, которые вызывают у них симпатию, и часто они начинают брать с таких учителей пример. Поэтому важно, что бы учитель был вежливый, терпимый, воспитанный, умел выслушивать людей, уважал чужую культуру и обладал другими качествами, которые свойственны интеллигентному человеку.

Список литературы:

Андреева М. А. Личность преподавателя Вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенцией будущих специалистов [Текст] /

М. А. Андреева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 304-306.

Бажутина О.Ю. Интеллигентность и педагогика, Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004. С.289-293

Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С.107

Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 126.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образо- вания по направлению подготовки Квалификация (степень) Бакалавр [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf__


© 2010-2022