• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое совещание по теме «Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса»

Методическое совещание по теме «Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса»

Цель: изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процессаЗадачи:Определить условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.Данная работа содержит текст выступления на методическом совещании, презентацию, в которой отражены краткие моменты выступления, фотографии В. Н. Касаткина, А. Шопенг...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод совещание

Тема: «Здоровьесберегающие подходы в организации

учебно-воспитательного процесса».

Цель: изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса

Задачи:

  • Определить условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.

  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Форма метод совещания: работа проблемных групп.

Эпиграф к метод совещанию: «Успешной и востребованной будет та школа,
которая обеспечивает здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии».

В. Н. Касаткин, доктор медицинских наук.

Ход совещания

  1. Краткое сообщение Козловой С. А. учителя истории и обществознания по теме метод совещания.

Слайд 3. Одной из важнейших социальных проблем современности является сохранение и укрепление здоровья детей. Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения.

Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

Слайд 4. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2)

говорится, что «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Слайд 5. Рассмотрим, что же содержат Федеральные государственные образовательные стандарты в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?

1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.

2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения.

3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.

Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать здоровьесберегающим.

Одна из причин, ведущая к снижению здоровья - это гиподинамия. Врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.

Слайд 6. Л.С. Выготский считает, что крайне необходимое условие здоровьесбережения - это творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».

Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.

Что же такое технология? Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Слайд 7. Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов. Он рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии как «технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога».

По мнению доктора педагогических наук, профессора Владислава Владиславовича Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 8. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе, можно разделить на пять основных групп мероприятий.

1. Организационно-педагогические мероприятия. К ним относятся мероприятия, которые определяют структуру образовательного процесса на основании СанПиНов и способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других негативных явлений.

2. Психолого-педагогические мероприятия. Это группа мероприятий, связанных с воздействием, которое педагог оказывает на детей в ходе образовательного процесса. А также сюда относится психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.

3. Учебно-воспитательные. Все программы, которые реализуются в образовательном учреждении и направлены на обучение и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.

4. Социально адаптирующие и личностно-развивающие мероприятия. Это группа мероприятий, направленных на формирование и укрепление психологической адаптации учащихся.

5. Лечебно-оздоровительные мероприятия. Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, профилактические мероприятия относящихся к компетенции медицинской службы. Среди них может быть лечебная физкультура и лечебная педагогика.

Слайд 9. Таким образом, главными задачами здоровьесберегающих технологий в современной школе, являются:

- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

- организация образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенка;

- использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника.

2. Работа проблемных групп. (Слайд 10, 11)

Работа проблемных групп определяется специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.

Групповая работа продолжается 20 минут.

  • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

  • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

  • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

  • Проблемная группа №4 «Социальное здоровье ученика»

3. Презентация результатов обсуждения вопроса.

По окончании работы каждая из групп представляет свои разработки и аргументирует выработанную позицию.

4. Здоровье учителя. (Слайды 12 - 17)

Психологи выявили ряд симптомов, которые могут указывать на "профессиональное выгорание":

1. Усталость;

2. Утомление;

3. Истощение;

4. Бессонница;

5. Пищевые нарушения.

Три основных фактора выгорания:

  1. Организационные - отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах, многочасовая работа, низкий социальный статус профессии;

  2. Ролевые - конфликт ролей ("или семья, или работа"), ролевая неопределённость;

  3. Личностные - мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстрее), перфекционизм ("синдром отличника").

Выделяют 5 основных этапов профессионального выгорания:

Этап 1. Предупреждающая стадия.

Предупреждающую стадию можно охарактеризовать как чрезмерную вовлечённость специалиста в профессиональную деятельность. Он жаждет успеха и признания, изо всех сил старается "быть лучшим", что требует чрезвычайно больших энергетических затрат.

Возникает эмоциональное истощение (чувство усталости, бессонница, невнимательность). Очень важно заметить эти "первые звоночки" и воспринять их как своеобразный сигнал "SOS", как предупреждение о том, что с нами происходит нечто неладное.

Этап 2. Первая стадия выгорания.

Прежде всего, исчезает радость от работы, все эмоции "притупляются", проявляется некоторая отстранённость в отношениях с людьми, всё чаще возникает смутное раздражение: "Ну, не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!"

По отношению к сотрудникам - приписывание вины за собственные неудачи другим людям; проявление негуманного отношения к людям, с которыми работаешь, ученикам, подчинённым.

По отношению к профессиональной деятельности - нежелание идти на работу; стремление искусственно продлить перерывы в работе (опоздание, уход с работы раньше времени).

Этап 3. Вторая стадия выгорания.

Её основная примета - отчуждение от людей. Всё чаще возникает раздражение, а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям: и к тем, с кем приходится работать, и к тем, с кем человек общается вне работы. На этой стадии руководители попросту "срываются", "спускают собак" на подчинённых, а учителя на учеников. Более "дипломатичные" педагоги и психологи изо всех сил стараются "держать себя в руках".

На второй стадии основными становятся следующие эмоциональные реакции: депрессия и агрессия.

Этап 4. Третья стадия выгорания ("Истощение").

Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все уровне личности: безразличие, депрессия, обида на весь мир, головные боли, апатия, сонливость или бессонница, повышенное давление, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, отвращение к пище или, наоборот, постоянно что-то жуют, как бы стремясь "успокоить" себя и заполнить пустоту внутри.

Этап 5. Завершающая стадия ("Разочарование и отчаяние").

Её особенность - ощущение пустоты, беспомощности и бессмыслия не только работы, но и жизни. Человек становится опасно равнодушным ко всем и всему, даже к собственной жизни. По привычке он ещё пытается сохранить внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и какое-то странное окаменение тела. Безразлично всё: другие люди, любимая раньше работа и он сам.

Для тех, кто находится на этом этапе, есть только два выхода: первый - расставание с работой, второй - непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.

Что нужно делать и чего не нужно делать при выгорании:

  1. Не скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете.

  2. Не избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказать об успехах и достижениях.

  3. Не стесняйтесь попросить о помощи и принять её.

  4. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  5. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.

5. Проведение теста «Мое здоровье»

1. У меня часто плохой аппетит

2. После нескольких часов работы у меня болит голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней находиться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями

6. Последнее время прибавил в весе

7. У меня часто кружится голова

8. В настоящее время я курю

9. В детстве перенес серьезные болезни

10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения

Ключ

За каждый «Да» поставьте по баллу и суммируйте

Результат

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили основательно.

7 -10 баллов как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно надо менять свои привычки.


  1. Правила здорового учителя.


  • Спокойствие, только спокойствие!

  • Относитесь с юмором к себе и ситуации.

  • Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

  • Всю работу делай только на работе!

  • Помни, принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

  • Будь оптимистом!

  • Здоровый сон - важное условие твоего здоровья.

  • Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

  • Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
    «Здоровье не все, но всё без здоровья - ничто».

  1. Решение метод совещания.

1. Учителям-предметникам:

Строго соблюдать дозировку домашнего задания;

На уроках проводить физкульминутки;

Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;

Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;

Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;

2. Учителю физкультуры раз в четверть проводить Дни Здоровья в школе

3. Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения

4. Доработать и принять положение «Самый здоровый класс»

5. Создать на следующий учебный год общешкольный проект «Формула здоровья»


© 2010-2022