Программа дополнительного образования Галстучная страна

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Кризис духовной общности людей с точки зрения стратегических интересов системы образования является самым опасным. Общество сегодня как никогда нуждается в долговременных программах воспитания и развития юного гражданина.

На смену времени отрицания и агрессии к прошлому пришла пора диалога в интересах будущего. Все чаще родители и учителя в спорах о будущем возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ребятами гражданских качеств. Именно поэтому проблема детских общественных объединений при учреждениях образования как значимого социального института общества актуально и своевременна. Именно поэтому справедливо рассматривать детские общественные объединения при учреждениях образования как важную ступень демократии, на которой происходит освоение основ гражданственности, развивается общественные качества личности.

В XXI век детские организации республики вступили, реализуя долгосрочную программу социального, творческого развития детей и подростков «Татарстан в 3-ем тысячелетии».

Программа «Галстучная страна» - программа гражанско-патриотической направленности, опирающаяся на традиции детских общественных объединений.

Цель программы: Создание условий для саморазвития личности, творческое индивидуальности.

Цель близка к целям гуманистической педагогики - содействие всестороннему развитию личности ребенка, раскрытие перед участниками богатства жизненных возможностей, пропаганда культурно-исторического наследия нашей страны. Развитие социальной активности ребенка, его самодеятельности и ответственности мы рассматриваем как цель, средство и результат реализации программы.

Программа «Галстучная страна» включает в себя две подпрограммы «Следопыты родного края» для детей от 7-9 лет и «Наследники отечества» для детей 10-14 лет.



Подпрограмма для младших школьников «Следопыты родного края»

Младший школьный возраст - это период наиболее благоприятный в нравственном, гуманистическом становлении личности. Признанный факт, что начальная ступень воспитательной работы школы - воспитание младших школьников - играет существенную роль в общей системе этой работы. Именно здесь формируется то или иное отношение школьников к общественной работе, тот или иной уровень их организаторских способностей.

Пребывание ребенка в следопытской группе - важный период в становлении личности. Он начинается с яркого эмоционального всплеска, связанного с посвящением в следопыты. При правильной организации следопытская жизнь может обеспечить простор для разностороннего общения детей.

Цель: Развитие социальной активности ребенка, его самодеятельности и ответственности.

Задачи:

- раскрыть перед ребятами перспективы совместной деятельности в детском объединении;

- развивать чувство товарищества и взаимопомощи;

- помочь ребятам лучше узнать родословную, традиции семьи, способствовать сплочению поколений;

- развивать социальное творчество;

- расширять кругозор по истории, природе и культуре родного края;

-сформировать запас знаний, умений, навыков необходимых в повседневной жизни;

- способствовать формированию первого опыта общественной активности.

Содержание программы:

Мы и организация - 34 часа

Выполнение правил следопытов.

Традиции цепочки следопытов, следопытской группы. Значок следопытов. СНТ и наша республика. Символы СНТ и Республики Татарстан. Участие в республиканских конкурсах и акциях СНТ.

Физическое развитие и туризм - 21 час.

Спортивные занятия, подвижные игры. Мастерская туриста. Составление маршрута экскурсии. Карта, компас и их назначение. Правила поведения в лесу.

Краеведение - 11 часов.

Лекарственные и ядовитые растения. Животные нашего края. Наш двор: сделаем его чище. Красивые места, окрестности нашего города.

Уроки мастерства - 40 часов.

Разучивание новых песен, игр. Изготовление игрушек своими руками. Снежное градостроительство. Экономическая азбука.

Школа культуры - 27 часов.

Уроки вежливости. Развитие чувств. Воображение. Художественная самодеятельность. Праздники.

Самостоятельные работы - 11 часов. Итоговая игра «Следопыты, вперед!». Смотр специальностей.

Ожидаемые результаты:

Следопыты должны узнать:

- знает и может рассказать о традициях своей цепочки, отряда. Знает значение значка следопыта и умеет его объяснить.

- умеет распознавать ядовитые растения своей местности

- знает правила поведения в лесу, на природе.

- умеет оказать первую медпомощь.

- знает, какой национальный флаг у республики, что он означают его цвета.

- раскрывает коммуникативные способности, творческие возможности.

Программа составлена на детей начального школьного возраста (7-10 лет). Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.






Календарно-тематический план проведения занятий.

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Организационный сбор

1

1

15 сентября - День рождения движения «Наследники»

3

1

2

Стартовая игра «Следопыты, вперед!»

2

2

Открытие «Хобби - центра»

2

1

1

Гжель - мир сказок

2

2

Подготовка досок к росписи

2

2

Роспись досок

2

2

организационная игра «Добро пожаловать в страну чудес и загадок»

1

1

Сбор следопытской группы «Коллективное планирование»

1

1

Конкурс на лучший эскиз отрядного флажка

2

2

Следствие ведут колобки (праздник именинников)

1

1

Открытие творческих мастерских

1

1

Кукольный спектакль (изготовление кукол, репетиция спектакля)

6

4

Премьера спектакля

2

2

1 октября - день бабушек и дедушек

2

2

Оформление отрядного уголка

2

1

1

Оформление комнаты детской организации

2

1

1

Беседа «Наш город»

1

1

Экскурсия «Город загадочных мест»

1

1

Малые олимпийские игры (мероприятия в спортзале)

2

2

Школа Мальвины - оригами

2

2

Всемирный День матери (театрализация)

2

2

Очумелые ручки. Поделки из газеты (карандашницы, корзины для рукоделия)

2

2

Игра «Паровозик из Ромашкино»

2

1

1

День доброй воли (кормушки для птичек)

1

1

Работа творческих мастерских

новогодние игрушки

новогодние костюмы

новогодние песни, игры

новогодний подарок

новогодний утренник

2

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Праздник «Зимние забавы»

2

1

1

Сбор следопытской группы

1

1

КТД «Зимний сюрприз малышам»

5

2

3

Счастливый день рождения

2

1

1

Рождество. Праздничный сценарий.

6

2

4

Спектакль «Под Вифлеемской звездой»

2

2

Сбор следопытской группы

1

1

Конкурс рассказов «Как образовалась моя семья?»

1

1

Праздник мальчиков «Встреча капитанов в таверне»

3

1

2

День воинов-интернационалистов «Шуточная олимпиада» спортивный праздник.

2

1

1

Встреча именинников

3

1

2

Беседа «Средневековые рыцари. Шпага из волшебного сундучка»

2

1

1

Подготовка к празднику 8 марта

3

1

2

Праздник мам и бабушек

1

1

Навруз, встреча весны

1

1

Работа творческих мастерских

- ателье Золушки

- друг природы (поделки)

2

2

1

1

1

1

Школа Мальвины

2

1

1

Уроки Доктора Айболита

2

1

1

Кукольный спектакль «Маленькая принцесса»

2

1

1

Игра-викторина «Животные и растения нашего края»

1

1

Старт игры «Путешествие в город затейливых человечков

1

1

Самостоятельная работа творческих мастерских

2

1

1

«Озорные гномы» - подготовка к празднику Масленица

6

2

4

Всемирный День земли (викторина)

2

1

1

Мастерская туриста

2

1

1

Составление маршрута экскурсии по памятным местам города

1

1

Экскурсия по памятным местам

2

2

Встреча с участниками ВОВ

1

1

Концерт-ромашка для участников ВОВ

1

1

Итоговые сборы цепочек

Кашевар

Костровой

Санитар

Друг песни

Друг природы

Турист


6

1

1

1

1

1

1

Итоговая игра-сбор «Следопыты, вперед!»

Вечеринка именинников

3

1

2

Туристический поход - прогулка в лес

2

2

Всего

216

37

179




















Подпрограмма для ребят среднего школьного возраста

«Наследники отечества»

Общество на современном этапе остро нуждается в долговременных программах воспитания и развития личности ребенка. Свой вклад в решение этой проблемы стремится внести движение юных граждан «Наследники». Существует данная организация с 1990 года в республике Татарстан, в движении более 200 тысяч детей, подростков и взрослых.

С 9 лет ребята объединяются в звенья, отряды и участвуют в комплексной программе «Галстучная страна» предполагающей овладение специальностями «костровой», «кашевар», «санитар», «турист», «знаток песен», «друг природы» и т.д., выполнение заданий, участие в походах, лагерях, акциях. Эмблемой движения является горящий костер, символизирующий преемственность лучших традиций пионерской программы. Новая программа написана по аналогии со скаутской программой, созданной в США, Канаде. Символом наследников является галстук с цветами государственного флага.

На базе Дворца творчества детей и молодежи планируется провести работу по программе «Галстучная страна». Присвоение специальностей. Получение той или иной специальности является для наследника целью и свидетельствует о наличии определенных способностей в данной области. Получение специальностей способствует общественному признанию. За получение специальности наследник награждается нарукавной нашивкой. Выполнение коллективного задания поощряется.

Наследник, выполняющий задания вместе со звеном начинает понимать взаимосвязь между «я» и «мы».

Цель: воспитание потребности у детей к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию через создание условий личностного роста каждого ребенка и формирование качеств патриота и гражданина.

Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач:

  1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.

  2. Формирование чувства гражданского долга, дисциплинированности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.

  3. Развитие познавательных потребностей.

  4. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

  5. Воспитание гуманного отношения к животным и природе.

Программа направлена на поэтапное формирование интереса детей к историческому наследию своей Родины и культуры, обеспечивает их эстетическое, физическое и нравственное развитие. В процессе обучения дети вовлекаются в игровую деятельность, с помощью которой осуществляется переход к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность. Программа удовлетворяет разносторонние потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок - индивидуальность. Настоящая программа составлена для детей среднего школьного возраста (11-15 лет). Занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Программой предусмотрено участие детей в мероприятиях. Получает первоначальные навыки жизни на природе.

Подведение итогов выполнения программы и оценка ее результативности осуществляется по окончании определенного цикла. Обычной формой подведения итогов являются лагерные сборы, соревнования. Для индивидуальных достижений существует хорошо разработанная система знаков отличия.



Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы ребенок узнает:

- историю создания государственного флага и герба России и Татарстана

- символы и атрибуты организации

- основное снаряжение, необходимое в походах

- виды топлива и способы разжигания костра

- дорожные и лесные знаки

- виды растений и деревьев

Научится:

- укладывать рюкзаки палатку

- разводить костер в сырую погоду

- определять лекарственные растения, пригодные для приготовления фиточая.






Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Детское движение на современных этапах

10

6

4

2

Специальности

30

10

20

3

КТД на базе детских объединений

47

10

37

4

Экскурсии, походы

37

37

5

Итоговые игры, зачеты

10

5

5

Всего

144

31

113

Календарно-тематический план


Тема

всего часов

теория

практика

Организационный сбор

1

1

День рождения детского движения «Наследники» линейка

3

1

2

Основное снаряжение, необходимое в походе

2

1

1

Правило укладки рюкзака

2

1

1

Ориентирование на местности

2

1

1

Экскурсия в лес

2

2

Подготовка к КТД

2

2

Дискотека «Золотая осень»

2

2

День бабушек и дедушек

2

2

Культурно-развлекательная программа

2

2

Способы розжига костра в сырую погоду

2

1

1

Виды костров

2

1

1

Выбор эмблемы для своего патруля в соответствии с традициями

2

2

Изготовление эмблемы патруля

2

2

Конкурс-викторина «Экологический бумеранг»

2

2

Игра «100 тысяч почему?»

Подготовка

Проведение

2

2

2

2

Знакомство с распространенными видами деревьев и кустарников

2

1

1

Знакомство с распространенными видами насекомых

2

1

1

Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых

2

2

День матери (мама, папа, я - спортивная семья)

4

2

2

КВН «Твое свободное время. Твое здоровье»

6

4

2

Компас и его устройство

2

2

Азимут. Движение по азимуту.

2

2

Участие в мероприятии по профилактики наркомании среди подростков

4

2

2

Встречи со специалистами здравоохранения

2

2

Новогодние праздники

6

4

2

Подготовка к малым олимпийским играм

2

2

Малые Олимпийские игры

2

2

Знакомство с типичными видами птиц своей местности

2

2

Праздник «Счастливый день рождения»

2

2

Экскурсия в зимний лес

4

4

Знакомство с видами животных своей местности

2

2

Принципы безопасного поведения на улице

2

2

Проигрывание безопасного поведения на улице

2

2

Встречи с инспекторами ГИБДД

2

2

«Безопасное колесо» игра

2

2

Оказание первой медпомощи при порезах

2

2

Несильные ожоги огнем и паром

2

2

Организация и подготовка похода: распределение обязанностей, составление списка вещей, оборудования

2

2

Составление альбомов итогам похода

2

2

Основные способы ориентации без изготовления компаса

2

2

Составление карт местности

2

2

Знакомство со способами переноски пострадавшего человека вдвоем, вчетвером

2

2

«День, пахнущий мимозой» поздравительный концерт

6

4

2

Предсказание погоды по разным признакам

3

1

2

Принцип выбора места для лагеря и его оборудование

3

2

1

Гостья наша дорогая Масленица. Игры на свежем воздухе

6

4

2

Викторина «Съедобен ли я?»

2

2

Знакомство с типичными видами птиц своей местности

2

1

1

Биологическая роль птиц в природе составление пищевой цепочки

2

1

1

Оказание первой медицинской помощи при обморожении, тепловом или солнечном ударе

2

1

1

Подготовка праздника для ветеранов

2

2

Проведение концерта «9 Мая»

2

2

Организация и подготовка к походу распределение обязанностей составление списка вещей, оборудования, продуктов

4

2

2

Поход

6

1

5

Завершающая игра «Робинзоны, берегись!»

4

2

2

Итого

144

31

113





Литература


  1. Афанасьев С. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел -Кострома, 1998

  2. Афанасьев Что делать с детьми в загородном лагере - Кострома, 1993.

  3. Богаутдинова Р.А. Туристко - краеведческая деятельность в школе - М.,1996.

  4. Иванов А.Л. Энциклопедия коллективных дел -М., 1998

  5. Путь к наследию. Программа деятельности союза наследников Татарстана. - Казань, 2003

  6. Спутник следопыта. Программа деятельности союза наследников Татарстана. - Казань, 2001

  7. Спутник следопыта. Секреты работы вожатого - наставника ребячьего коллектива - Казань, 1993.

© 2010-2022