• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенциий, на учебной и производственной практики как условие практико-ориентированного обучения

Доклад: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенциий, на учебной и производственной практики как условие практико-ориентированного обучения

  Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: ·        мотивационное обеспечение учебного процесса; ·        связь обучения с практикой; ·        сознательность и активность студентов в обучении. Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения специальных дисциплин развивается внутренняя мотивация учения, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы, студенты ощущают собственную компетентность. В системе практико-ориент...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенциий, на учебной и производственной практики как условие практико-ориентированного обучения

В конце концов, от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Гёте

На сегодняшний день цели образования, определяющиеся системой знаний, умений, навыками, которыми должен владеть выпускник признают несостоятельными. Выпускник готовый решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы, а также готовый включиться в дальнейшую жизнедеятельность, более востребован в социуме.

В практике среднего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования. Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем - это практико-ориентированный подход в обучении рабочих, по профессии «Повар, кондитер»

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении студентов, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Учитывая требования современного рынка труда, среднее профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Иными словами, нужно отметить то, что требуется практическое знание своей профессии.

Практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,

  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,

  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,

  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих рабочих.

Практическое обучение студентов Черногорского механико-технологического техникума по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,

  • Формирование у студентов практических профессиональных умений.

  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Учебную практику обучающиеся по профессии «повар, кондитер» проходят в лаборатории техникума. Положительный эффект имеет тот факт, что по всем профессиональным модулям практические работы выполняются в подгруппах, что позволяет мастеру производственному обучению уделить больше внимания каждому студенту, а значит каждая работа будет выполнена более детально и качественно и появляется время на закрепление в форме собеседования. По окончании каждого модуля обучающиеся сдают дифференцированный зачёт, на каждого обучающего заполняется аттестационный лист, в котором указываются профессиональные компетенции, основные показатели оценки результата, оценка выполнения работ, интегральная оценка.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Производственная практика включает следующие этапы:

Практика по профилю подготовке рабочих кадров по профессии «Повар, кондитер» - направлена на:

  • Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по профессии «Повар, кондитер».

Практическая направленность обучения отслеживается при проведении экзаменов квалификационных. Для успешного проведения такого экзамена большая работа была проделана преподавателем и мастером производственного обучения. Мною совместно с преподавателями МДК были разработаны комплекты контрольно-оценочных средств по модулям, куда вошли аттестационные листы, заполняемые во время прохождения практик, образцы тестовых заданий для проведения междисциплинарного экзамена с ответами и образцы вариантов заданий на экзамен квалификационный. Задания составлены таким образом, что охватывают все общие и профессиональные компетенции, прописанные в стандарте к данному профессиональному модулю. В ходе проведения квалификационных экзаменов, удалось отследить работу учащихся в команде: составление единого меню согласно тематики, работа со Сборником рецептур, подбор продуктов согласно выбранных рецептур, сведение их в сводную ведомость, подбор оборудования и инвентаря в соответствии приготовляемых блюд, соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм, выполнение нарезки, обработки и приготовление блюд из грибов, овощей, круп или других продуктов. Результат экзаменов показал, что все учащиеся освоили определенный вид деятельности. Если на учебной практике рассматривались вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносились вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения практики на каждого учащегося заполняется аттестационный лист (Слайд), с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ.

Практико-ориентированный подход при обучении будущих поваров, кондитеров должен применяться с первых дней обучения. Так, практические занятия проводятся с использованием компьютерной технологии они нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного предмета, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Современная практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от мастеров производственного обучения применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практикоориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий профессионал обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде.

Мастера производственного обучения, работающие с профессиональными модулями, отмечают, что после сдачи квалификационных экзаменов учащиеся более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения позволит выпускать из техникума профессиональных рабочих, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.



© 2010-2022