- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа для дошкольников 1 год
Рабочая программа для дошкольников 1 год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова В.С. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы от 5 до7 лет закладываются основы здоровья, физического, нравственного и умственного воспитания, эстетического мироощущения человека. Ритмопластика - предмет, обучающий детей свободному владению своим телом, основанный на базе хореографии. В основе ее лежит обучение управлять своим телом через работу всех мышц. Через систематические упражнения, повторяющиеся регулярно в течение всего учебного процесса, формируется умение управлять своими мышцами и вырабатывается навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка.
Цель: формирование у детей стремления к прекрасному, интереса к танцевальному творчеству, усиление творческой активности. Развитие образного мышления и воображения.
1.Эстетические задачи:
-
через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
-
развивать музыкальный вкус и кругозор;
2. Физические (пластические) задачи:
-
развивать координацию, пластичность, выразительность, точность движений, гибкость ;
-
научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своем движении;
-
дать основы балетных движений.
3. Воспитательные задачи:
-
воспитывать у детей интерес к занятиям ритмопластикой и хореографией;
-
воспитывать умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке.
танцевальном коллективе.
II Общая характеристика предмета
Искусство танца? Это взаимосвязь эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика и элементы танца исполняются под музыку. Многообразие музыки повышают у детей воображение, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается координация движений и ориентация в пространстве. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Данная программа разработана в соответствии с общей концепцией дошкольного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формировании у детей танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Возраст детей рассчитан от 5 до 7 лет. К этому возрасту дети умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передавать его в движении, так же у них достаточно развиты двигательные навыки. В отличие от типовых программ в данной подобраны самые азы танцевального искусства:
-
музыкально-подвижные игры;
-
слушание музыки;
-
партерная гимнастика;
-
дыхательные упражнения;
-
уроки, беседы об осанке;
-
возможность самовыражения в танце;
К первому классу начальной школы дети переходят изучению элементарных азов хореографии: постановка корпуса, ног, рук, головы, работа у станка, port de bras для рук и корпуса.
Весь процесс обучения построен на игровом методе проведения занятий, так как он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Основные виды учебной деятельности:
-Разминка - разогрев мышц.
-Классический танец у станка - дает возможность усвоить основные правильные положения тела, научится владеть отдельными частями тела и координировать движения.
-Растяжка - улучшает эластичность мышц и повышает эффективность и плавность движений.
-Прыжки на середине - развивает ощущение высоты прыжка.
-Верчение - развивает технику вращения и вестибулярный аппарат.
-Повторение разученных танцев - работа над техникой исполнения номеров в танц-зале и на сценической площадке.
-Постановка танца - пополнение концертного репертуара группы новыми постановками.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Хореография для дошкольников» относится к предметам учебной деятельности федерального компонента образовательной области «Искусство».
Основными задачами реализации содержания образовательной области «Искусство» являются:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятии изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография для дошкольников» для воспитанников 1-го года обучения рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом основной образовательной программы МКОУ ДОД «Дом Детского Творчества».
IV. Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета
При изучении каждой темы, необходимо постоянно говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Содержание программы (72 часов)
Для решения поставленных задач программой предусмотрены учебные разделы и темы
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
Наименование раздела и темы программы
Всего часов
Теория
Практика
Ритмика.
16
1
15
1.
Упражнения для шеи и туловища
5
5
2.
Упражнения для ног.
6
6
3.
Упражнений для рук.
5
5
Общеразвивающие упражнения.
9
1
8
4.
Строевые упражнения
9
5
5.
Движение бегом.
4
4
Музыкально-ритмические движения.
11
1
10
6.
Музыкальные игры
5
5
7.
Пляски
6
6
Танцевальные этюды
14
1
13
8.
Детские танцы
5
5
9.
Сюжетные танцы
5
5
10.
Современные танцы
4
4
11.
Элементы партерной гимнастики.
10
10
12.
Постановочная работа
12
Итого
72
4
68
Содержание 1-го года обучения.
Ритмика.
Упражнения для шеи и туловища.
-
Наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) , с различными положениями рук и движениями руками. С изменением темпа и амплитуды движения.
-
Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.
-
Наклоны с поворотом: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, сидя на полу.
-
Круговые движения туловищем в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, И.п. ноги вместе.
-
Поднимаем туловище из положения лежа на животе (спине) на полу , с отягощениями, без отягощений (работа в парах-удерживание ног). Поднимание туловища до прямого угла сидя и др. Удерживание туловища в наклонах, в упорах, сидя с закрепленными ногами.
Упражнения для ног.
-
Сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопой.
-
Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой, без опоры).
-
Выпады вперед ,назад, в сторону, вперед наружу(и внутрь),назад (наружу).
-
Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом.
-
Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, толчком обеими ногами или одной. Махи ногами с опорой руками о станок и без опоры.
Упражнения для рук.
-
Поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад,в сторону: движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе: круги рукамив лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные).
-
Сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления, сгибание и разгибание рук в различных упорах (упор лежа, стена).
Общеразвивающие упражнения.
-
- Строевые упражнения: Понятие "строй", "шеренга", "коллона", "ряд", "направляющий", "замыкающий", "интервал", "дистанция".
-
- Предварительная и исполнительная команды, повороты направо, налево, кругом, пол поворота.
-
- Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение по два.
-
- Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении.
Движение бегом.
-
- Переходы с бега на шаг, с шага на бег.
-
- Бег с высоким подниманием колен. Руки согнуты, локти у пояса, предплечья параллельны земле. Бедрами касаться ладоней. Нагрузка падает на переднюю группу мышц бедра.
-
- Касание пятками ягодиц. Основная нагрузка падает на заднюю группу мышц бедра и икроножные мышцы.
-
- Бег с высоким подниманием прямых ног. Руки на поясе, ноги в коленных суставах не сгибать, туловище отклонить немного назад, спина прямая. С нагрузкой работает передняя группа мышц бедра, мышцы передней брюшной стенки.
-
- Движение боком приставными шагами. Ладони на поясе или затылке. Нагрузка в этом упражнении падает на приводящие и отводящие мышцы бедра.
-
- Повороты в движении "налево , направо".
-
- Перемена направления, захождение плечом.
-
- Границы площадки, углы , середина, центр.
-
- Движение в обход.
-
- Противоход налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.
-
- Перестроение из колонны по одному в несколько колонн, поворотом в движении.
-
- Размыкание шагами (приставные, шаги галопа, прыжки).
Музыкально-ритмические движения.
Музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рожденные определенным настроением где движения преобретают соответственный характер, также развитие музыкального образа, сопостовление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенный ритмический рисунок, темп и динамичность оттенков. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления.
Виды музыкально-ритмических движений.
1. Музыкальная игра: "У оленя дом большой", "У дяди Томаса", "Летит по небу шар", "Чайничек".
2. Пляски:
-
- пляски с зафиксированными движениями
-
- пляски комбинированные
-
- свободные: "Деревянные и тряпочные куклы".
-
- хороводы
-
- детский "бальный танец": "Кадриль", "Кукареку", "Лавата"
-
- характерный танец
Танцевальные этюды:
-
- детские танцы
-
- сюжетные танцы
-
- современные танцы
Элементы партерной гимнастики.
Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.
Сокращение и вытягивание стопы в положении 6 и 1 позиций, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. "Клювик-утюжок".
Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из 6 в 1 позицию и возвращение в 6 , лежа на спине.
Подготовка мышц к шпагату.
Укрепление мышц спины : "Ванька-встанька", "Кошечка-собачка".
Укрепление брюшного пресса: "Жук упал".
Партерный экзерсис.
Постановочная работа.
Репертуар 1-го года обучения:
«Паровозик», «Капельки», «Полька», «Танец маленьких утят», «Раз - ладошка…», «Вальс цветов», «Буратино», «Вальс знакомств», «Жар-птица».
VI. Учебно-методическое обеспечение программы
Учебные занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часа в МКОУ ДОД «Дом Детского Творчества».
методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
1. Обучающие занятия.
На общих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений у станка или танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.
2. Закрепляющие занятия.
Движения или комбинации повторяются не менее 2-3 комбинаций. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбираются кто-то из ребят, выполняющих движения правильно, лучше других , или идет соревнование - игра между первой и второй линиями. Дети играют роль солиста или помощника педагога.
3. Итоговые занятия.
Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
4. Занятия - Импровизация.
На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему данную педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить , передать свое видение образа.
Программа построена на принципах гуманизации; природосообразности; увлекательности и творчества; системности; доступности и последовательности.
Методы, применяемые в ходе реализации программы:
Метод игры:
-
игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.;
-
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
-
игра-конкурс, игра-путешествие,
Наглядный метод обучения.
К средствам наглядности при обучении двигательным действиям относят:
1. Показ двигательного действия педагогом (или учеником по заданию преподавателя)
2. Наглядные пособия (плакаты, рисунки)
3. Ориентиры:
пространственные (линии, метки, жесткие ограничители движений по амплитуде, направлению ) указывающие точную меру движений тела или его отдельных частей звуковые( хлопки руками, словесный сигнал, свисток, музыкальный такт)
В процессе хореографических занятий используются две группы методов:
1. Общепедагогические:
-
словесные (рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение)
-
наглядные (правильный показ, демонстрация видео, простейшие ориентиры, звуковое устройство)
2. Практические:
-
метод строго регламентированного упражнения ( направленные на освоение техники танца, воспитание физических качеств)
-
игровой метод ( позволяет совершенствовать качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива)
-
соревновательный
-
практические выполнения движений
Планируемые результаты освоение программы
После первого полугодия 1-го года обучения ребенок должен уметь:
Выполнять привычные задания в присутствии посторонних, повторить танцевально-ритмический рисунок, выбранный педагогом, исполнять простейшие танцевальные комбинации.
Формы контроля над усвоением ЗУН
-
Творческие отчёты в группе, обсуждение итогов;
-
Тестирование;
-
Творческие задания;
-
Контрольные работы;
-
Концертная деятельность;
Способы и формы фиксации результатов реализации программы
-
Летопись коллектива
-
Индивидуальная карта результативности освоения программы.
VIII. Календарно-тематический план реализации программы
Приложение №1
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Технические средства обучения:
-
Телевизор;
-
DVD - проигрыватель;
-
Ноутбук.
2. Оборудование:
-
Стулья;
-
Шкаф;
-
Зеркала;
-
Станки;
-
Пианино;
-
Скакалки;
-
Коврики.
3.Материально-техническое оснащение занятий:
Гимнастические купальники
Репетиционные юбочки
Балетные тапочки
Аксессуары для волос( шпильки, невидимки, резинки для волос)
IX. Информационное обеспечение
Данная программа подготовлена на основе действующих программ:
-
М.С.Боголюбская "Хореографический кружок" 1986 год
-
С.И.Бекина "Музыка и движение" 1984 год
-
Т.А.Барышникова "Азбука хореографии" 2001 год
-
Г.И.Олонцева "Детям об осанке"1997 год
-
М.А Михайлова Н.В.Воронина "Танцы, игры, упражнения для красивого движения" 2004 год
-
Фопель Клаус "Привет, ручки!" подвижные игры для детей 3-6 лет 2005 год
-
Д.В.Хухлаева "Методика физического воспитания детей дошкольного возраста" 1984 год
И.В.Чупаха "Здоровьесберегаюшие технологии в