Рабочая программа для дошкольников 1 год

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы от 5 до7 лет закладываются основы здоровья, физического, нравственного и умственного воспитания, эстетического мироощущения человека. Ритмопластика — предмет, обучающий детей свободному владению своим телом, основанный на базе хореографии. В основе ее лежит обучение управлять своим телом через работу всех мышц. Через систематические упражнения, повторяющиеся регулярно в течение всего учебного ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы от 5 до7 лет закладываются основы здоровья, физического, нравственного и умственного воспитания, эстетического мироощущения человека. Ритмопластика - предмет, обучающий детей свободному владению своим телом, основанный на базе хореографии. В основе ее лежит обучение управлять своим телом через работу всех мышц. Через систематические упражнения, повторяющиеся регулярно в течение всего учебного процесса, формируется умение управлять своими мышцами и вырабатывается навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка.

Цель: формирование у детей стремления к прекрасному, интереса к танцевальному творчеству, усиление творческой активности. Развитие образного мышления и воображения.

1.Эстетические задачи:

  • через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;

  • развивать музыкальный вкус и кругозор;

2. Физические (пластические) задачи:

  • развивать координацию, пластичность, выразительность, точность движений, гибкость ;

  • научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своем движении;

  • дать основы балетных движений.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к занятиям ритмопластикой и хореографией;

  • воспитывать умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке.

танцевальном коллективе.

II Общая характеристика предмета

Искусство танца? Это взаимосвязь эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика и элементы танца исполняются под музыку. Многообразие музыки повышают у детей воображение, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается координация движений и ориентация в пространстве. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. Данная программа разработана в соответствии с общей концепцией дошкольного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формировании у детей танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Возраст детей рассчитан от 5 до 7 лет. К этому возрасту дети умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передавать его в движении, так же у них достаточно развиты двигательные навыки. В отличие от типовых программ в данной подобраны самые азы танцевального искусства:

  • музыкально-подвижные игры;

  • слушание музыки;

  • партерная гимнастика;

  • дыхательные упражнения;

  • уроки, беседы об осанке;

  • возможность самовыражения в танце;

К первому классу начальной школы дети переходят изучению элементарных азов хореографии: постановка корпуса, ног, рук, головы, работа у станка, port de bras для рук и корпуса.

Весь процесс обучения построен на игровом методе проведения занятий, так как он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основные виды учебной деятельности:

-Разминка - разогрев мышц.

-Классический танец у станка - дает возможность усвоить основные правильные положения тела, научится владеть отдельными частями тела и координировать движения.

-Растяжка - улучшает эластичность мышц и повышает эффективность и плавность движений.

-Прыжки на середине - развивает ощущение высоты прыжка.

-Верчение - развивает технику вращения и вестибулярный аппарат.

-Повторение разученных танцев - работа над техникой исполнения номеров в танц-зале и на сценической площадке.

-Постановка танца - пополнение концертного репертуара группы новыми постановками.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа «Хореография для дошкольников» относится к предметам учебной деятельности федерального компонента образовательной области «Искусство».

Основными задачами реализации содержания образовательной области «Искусство» являются:

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятии изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

Рабочая программа дополнительного образования «Хореография для дошкольников» для воспитанников 1-го года обучения рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом основной образовательной программы МКОУ ДОД «Дом Детского Творчества».

IV. Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета

При изучении каждой темы, необходимо постоянно говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Содержание программы (72 часов)

Для решения поставленных задач программой предусмотрены учебные разделы и темы

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Наименование раздела и темы программы

Всего часов

Теория

Практика

Ритмика.

16

1

15

1.

Упражнения для шеи и туловища

5

5

2.

Упражнения для ног.

6

6

3.

Упражнений для рук.

5

5

Общеразвивающие упражнения.

9

1

8

4.

Строевые упражнения

9

5

5.

Движение бегом.

4

4

Музыкально-ритмические движения.

11

1

10

6.

Музыкальные игры

5

5

7.

Пляски

6

6

Танцевальные этюды

14

1

13

8.

Детские танцы

5

5

9.

Сюжетные танцы

5

5

10.

Современные танцы

4

4

11.

Элементы партерной гимнастики.

10

10

12.

Постановочная работа

12

Итого

72

4

68

Содержание 1-го года обучения.

Ритмика.

Упражнения для шеи и туловища.

  • Наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) , с различными положениями рук и движениями руками. С изменением темпа и амплитуды движения.

  • Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.

  • Наклоны с поворотом: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, сидя на полу.

  • Круговые движения туловищем в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, И.п. ноги вместе.

  • Поднимаем туловище из положения лежа на животе (спине) на полу , с отягощениями, без отягощений (работа в парах-удерживание ног). Поднимание туловища до прямого угла сидя и др. Удерживание туловища в наклонах, в упорах, сидя с закрепленными ногами.

Упражнения для ног.

  • Сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопой.

  • Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой, без опоры).

  • Выпады вперед ,назад, в сторону, вперед наружу(и внутрь),назад (наружу).

  • Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом.

  • Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, толчком обеими ногами или одной. Махи ногами с опорой руками о станок и без опоры.

Упражнения для рук.

  • Поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад,в сторону: движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе: круги рукамив лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные).

  • Сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления, сгибание и разгибание рук в различных упорах (упор лежа, стена).

Общеразвивающие упражнения.

  • - Строевые упражнения: Понятие "строй", "шеренга", "коллона", "ряд", "направляющий", "замыкающий", "интервал", "дистанция".

  • - Предварительная и исполнительная команды, повороты направо, налево, кругом, пол поворота.

  • - Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение по два.

  • - Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении.

Движение бегом.

  • - Переходы с бега на шаг, с шага на бег.

  • - Бег с высоким подниманием колен. Руки согнуты, локти у пояса, предплечья параллельны земле. Бедрами касаться ладоней. Нагрузка падает на переднюю группу мышц бедра.

  • - Касание пятками ягодиц. Основная нагрузка падает на заднюю группу мышц бедра и икроножные мышцы.

  • - Бег с высоким подниманием прямых ног. Руки на поясе, ноги в коленных суставах не сгибать, туловище отклонить немного назад, спина прямая. С нагрузкой работает передняя группа мышц бедра, мышцы передней брюшной стенки.

  • - Движение боком приставными шагами. Ладони на поясе или затылке. Нагрузка в этом упражнении падает на приводящие и отводящие мышцы бедра.

  • - Повороты в движении "налево , направо".

  • - Перемена направления, захождение плечом.

  • - Границы площадки, углы , середина, центр.

  • - Движение в обход.

  • - Противоход налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.

  • - Перестроение из колонны по одному в несколько колонн, поворотом в движении.

  • - Размыкание шагами (приставные, шаги галопа, прыжки).

Музыкально-ритмические движения.

Музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рожденные определенным настроением где движения преобретают соответственный характер, также развитие музыкального образа, сопостовление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенный ритмический рисунок, темп и динамичность оттенков. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления.

Виды музыкально-ритмических движений.

1. Музыкальная игра: "У оленя дом большой", "У дяди Томаса", "Летит по небу шар", "Чайничек".
2. Пляски:

  • - пляски с зафиксированными движениями

  • - пляски комбинированные

  • - свободные: "Деревянные и тряпочные куклы".

  • - хороводы

  • - детский "бальный танец": "Кадриль", "Кукареку", "Лавата"

  • - характерный танец

Танцевальные этюды:

  • - детские танцы

  • - сюжетные танцы

  • - современные танцы

Элементы партерной гимнастики.

Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.

Сокращение и вытягивание стопы в положении 6 и 1 позиций, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. "Клювик-утюжок".

Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из 6 в 1 позицию и возвращение в 6 , лежа на спине.

Подготовка мышц к шпагату.

Укрепление мышц спины : "Ванька-встанька", "Кошечка-собачка".

Укрепление брюшного пресса: "Жук упал".

Партерный экзерсис.

Постановочная работа.

Репертуар 1-го года обучения:

«Паровозик», «Капельки», «Полька», «Танец маленьких утят», «Раз - ладошка…», «Вальс цветов», «Буратино», «Вальс знакомств», «Жар-птица».

VI. Учебно-методическое обеспечение программы

Учебные занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часа в МКОУ ДОД «Дом Детского Творчества».

методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:

1. Обучающие занятия.
На общих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений у станка или танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

2. Закрепляющие занятия.
Движения или комбинации повторяются не менее 2-3 комбинаций. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбираются кто-то из ребят, выполняющих движения правильно, лучше других , или идет соревнование - игра между первой и второй линиями. Дети играют роль солиста или помощника педагога.

3. Итоговые занятия.
Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

4. Занятия - Импровизация.
На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему данную педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить , передать свое видение образа.

Программа построена на принципах гуманизации; природосообразности; увлекательности и творчества; системности; доступности и последовательности.

Методы, применяемые в ходе реализации программы:

Метод игры:

  • игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.;

  • игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

  • игра-конкурс, игра-путешествие,

Наглядный метод обучения.

К средствам наглядности при обучении двигательным действиям относят:

1. Показ двигательного действия педагогом (или учеником по заданию преподавателя)

2. Наглядные пособия (плакаты, рисунки)

3. Ориентиры:

пространственные (линии, метки, жесткие ограничители движений по амплитуде, направлению ) указывающие точную меру движений тела или его отдельных частей звуковые( хлопки руками, словесный сигнал, свисток, музыкальный такт)

В процессе хореографических занятий используются две группы методов:

1. Общепедагогические:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение)

  • наглядные (правильный показ, демонстрация видео, простейшие ориентиры, звуковое устройство)

2. Практические:

  • метод строго регламентированного упражнения ( направленные на освоение техники танца, воспитание физических качеств)

  • игровой метод ( позволяет совершенствовать качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива)

  • соревновательный

  • практические выполнения движений


Планируемые результаты освоение программы

После первого полугодия 1-го года обучения ребенок должен уметь:
Выполнять привычные задания в присутствии посторонних, повторить танцевально-ритмический рисунок, выбранный педагогом, исполнять простейшие танцевальные комбинации.

Формы контроля над усвоением ЗУН

  • Творческие отчёты в группе, обсуждение итогов;

  • Тестирование;

  • Творческие задания;

  • Контрольные работы;

  • Концертная деятельность;

Способы и формы фиксации результатов реализации программы

  • Летопись коллектива

  • Индивидуальная карта результативности освоения программы.

VIII. Календарно-тематический план реализации программы

Приложение №1

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Технические средства обучения:

  • Телевизор;

  • DVD - проигрыватель;

  • Ноутбук.

2. Оборудование:

  • Стулья;

  • Шкаф;

  • Зеркала;

  • Станки;

  • Пианино;

  • Скакалки;

  • Коврики.

3.Материально-техническое оснащение занятий:

Гимнастические купальники

Репетиционные юбочки

Балетные тапочки

Аксессуары для волос( шпильки, невидимки, резинки для волос)


IX. Информационное обеспечение

Данная программа подготовлена на основе действующих программ:

  • М.С.Боголюбская "Хореографический кружок" 1986 год

  • С.И.Бекина "Музыка и движение" 1984 год

  • Т.А.Барышникова "Азбука хореографии" 2001 год

  • Г.И.Олонцева "Детям об осанке"1997 год

  • М.А Михайлова Н.В.Воронина "Танцы, игры, упражнения для красивого движения" 2004 год

  • Фопель Клаус "Привет, ручки!" подвижные игры для детей 3-6 лет 2005 год

  • Д.В.Хухлаева "Методика физического воспитания детей дошкольного возраста" 1984 год

И.В.Чупаха "Здоровьесберегаюшие технологии в










© 2010-2022