Круглый стол «Изучаем ФГОС дошкольного образования»

Круглый стол «Изучаем ФГОС дошкольного образования». Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Круглый стол «Изучаем ФГОС дошкольного образования».

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации») .

В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.

Ведь главная миссия дошкольного образования - наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.

Это документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Кроме того, при разработке стандарта учтены - особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и возможности освоения ребёнком основной образовательной программы (далее - Программы) на разных этапах её реализации.

Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены, и проект был доработан, внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. И Приказ Министерства образования и науки РФ за номером № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступил в силу с 1 января 2014 года.

Но это не означает, что с 1 января все детские сады стали сразу работать по-новому. Для этого необходима большая подготовка. На внедрение ФГОС отведено 2 года (с 1.01.2014 по 31.12.2015). А Асмолов в вебсименаре сказал, что даже 3 года. За это время разработают и отредактируют все имеющиеся примерные основные общеобразовательные программы, напишут новые методички по ФГОС, напишут новые рекомендации по составлению планов и программ, разработают базовые требования к прс, которая соответствовала бы ФГОС, будет апробация, внедрение, будет организованна работа экспериментальных площадок, обучающих курсов для работников образования.

Понимаете, в самом стандарте, мы не найдем ответов на вопросы, что педагогу делать утром, днем и вечером.

Потому что стандарт определяет 3 группы требований:

1. К структуре основной образовательной программы.

2. Стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым).

3. Требования к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Относительно данной группы требований, я хочу отметить, что госстандарт меняет понимание сущности термина ОП. Когда звучит слово программа, вы и я, автоматически подразумеваем под этим словом что - это программа воспитания и …. А ФГОС определяет основную образовательную программу (ООП) как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка».

Такую основную образовательную программы организация должна будет разрабатывать сама самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Кроме того, педагоги групп могут разработать и реализовывать свою программу.

Индивидуализация развития будет проявляться и в наборе парциальных программ, реализуемых в ДОО.

Что касается примерных программ. Примерная программа - это учебно-методический документ. Существующие программы дошкольного образования (какие) они будут пересмотрены, будет проведена их экспертиза, появятся новые программы. И говорят о том, что федеральный реестр с Примерными программами появится к декабрю 2014 года. Федеральный реестр - это государственная информационная система (портал) .

В этих программах авторы должны будут прописать примерные вариативные сетки занятий (или как они будут называться) ; предложить парциальные программы, методическое обеспечение (методшлейф, разные формы планирования, прописать: режим дня, жизнедеятельность ребенка, игровые технологии и пр.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание - это содержание программы.

В пункте 2.6 ФГОС ДО прописано, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей:

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

5. физическое развитие.

Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка. Что лишний раз подтверждает, что стандарт ДО это стандарт развития личности.

В стандарте не прописано конкретное содержание указанных образовательных областей. Лишь сказано, что содержание зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности.

А какие это виды? (игровая деятельность, чтение (восприятие, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная, музыкально художественная, двигательная, трудовая деятельность, в том числе и самообслуживание) .

Центральная психодидактическая технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

В стандарте ни слова не сказано про занятия, ни то, как они будут называться, будут ли они вообще? Это остается открытым вопросом.

Но познание никто не убирает, потому что в стандарте прописаны и целевые ориентиры к освоению содержания программы.

Это требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, на фоне эмоционального благополучия детей и их положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям.



© 2010-2022