К проблеме семантики духовных стихов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К проблеме семантики духовных стихов


На примере фольклорного материала,

записанного в Балтайском районе Саратовской области Демидовой О.Н.


Вашему вниманию предоставляется анализ духовных стихов, записанных в Балтайском районе Саратовской области. Сегодня мы наблюдаем удивительное явление - возрождение и интенсивное бытование духовных стихов. В городе и в селе расцвет этого некогда забытого жанра начался с торжественного празднования тысячелетия Крещения Руси.

В Саратовском Поволжье духовные стихи имели достаточно широкое распространение. Они не смешивались с другими жанрами народного творчества и имели свою бытовую приуроченность.

Записи духовных стихов долгое время носили эпизодический характер. Поэтому, не случайно, что многие сюжеты широко известны в Поволжье в середине прошлого века, но вовремя не за писаные, исчезли из памяти.

Первые подборки духовных стихов были сделаны А.Ф. Леопольдовым, известным историком и этнографом нашего края, в конце тридцатых годов 19 века. В семидесятые годы 19 века духовные собирал А.Можаровский. В двадцатых годах 20 века этнографическими экспедициями Б.Соколова, В.Буша, А. Скафтымова наряду с другими жанрами записывались и духовные стихи. Но они не были опубликованы т.к. это противоречило политике атеистического государства.

Одним из ученых, продолживших исследование духовных стихов первые послереволюционные годы, был профессор Саратовского университета Б.Соколов, который подготовил и прочитал специальный курс о духовных стихах.

Наиболее полно историю собирания стихов раскрыла профессор Саратовского университета В.К.Архангельская в своей работе "Из истории собирания духовных стихов".

В настоящее время студентами Саратовской консерватории фиксируется довольно устойчивое бытование данного жанра в Саратовском Поволжье почти повсеместно.

Но из всех материалов следует выделить книгу русского историка и мыслителя Г.Федотова /1886-1951/ "Стихи духовные", которая является первым системным источником по духовным стихам. Структура книги раскрывает следующую систематизацию материала:

  1. Небесные силы (Троица, Христос, Богородица, Ангелы, Святые);

  2. Мать-земля;

  3. Жизнь человеческая (грешный мир, нравственный закон, церковь, святость;

  4. Страшный суд.

Но каждая из этих тем имеет внутренний образно-тематический динамизм: противопоставление добра и зла, праведности и греха. Духовные стихи продолжают свое существование. Наиболее типичные пути распространения стихов - это обмен духовным репертуаром между женщинами, их поющими. Обычный способ хранения стихов - устнописьменный: их заучивают на память вместе с мелодиями, записывают тексты в тетрадях. Если узнать напев по тексту не возможно. То стих исполняется на подходящий известный мотив. Характерно оформление стихов в тетрадях: каждый текст завершается надписью *Аминь* или *Богу слава*, а отделяются они друг от друга маленькими крестиками. Женщины, исполняющие стихи, очень бережно относятся к тетрадям, хранят их за иконами, как святыню.

Образно-тематическая концептуальность стихов


НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

К этой группе относятся стихи, в которых центральное место занимают образы Христа, Троицы, Богородицы, образы святых и ангелов. Исполнитель всегда говорит к кому из небожителей он обращается , к кому он возносит молитву. Образ Христа в духовных стихах является одним из основных. Тематика таких стихов такова:

  1. Христос сошел на землю для спасения человечества;

  2. Рождение Христа;

  3. Христос наставляет людей на путь истинный;

  4. Мучения и страдания Христа.

Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным истекают на Богоматерь. Она, в отличие от Христа, остается связанной с человечеством, заступницей для всех. Певицы, обращаясь к Богородице, находят самые нежные и трогательные слова. Образ ее безвременный, она воплощает все страдания человечества. Образ матери олицетворяется Богородицей. Мама - единственный персонаж не из библейской истории. Ей посвящены многие духовные стихи, связанные с погребальной традицией и обрядовостью. В таких стихах воспеваются лучшие черты женщины, матери.

Ангельский бесплотный мир представлен в стихах незначительно. Образы святых представлены в нескольких стихах. Это стихи об Иоане Крестителе, о Николае Угоднике. В стихах описывается земная жизнь святых, их заступничество за людей перед Богом . В таких стихах представлены нравственные основы христианской веры, прославление Бога.

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

К этой группе относятся стихи с житейскими сюжетами, стихи о великомучениках и страдальцах, о жизни людей, о грешниках, стихи о Душе, стихи о нравственности и смирении. В стихах рассказывается о мучениях людей, которые под пытками не отказались от Христа и христианской веры. Люди, не отрекшиеся от Бога, попадают после своей смерти в Рай и становятся святыми. Все муки и испытания даны на пользу человека, для очищения Души. Человеку надо полагаться только на волю Бога, таков философский вывод этих стихов.

СТРАШНЫЙ СУД

Конец Света, Кончина Мира, Страшный Суд над всем человечеством ярко раскрываются в таких стихах. В стихах говорится, что каждому из людей воздается по заслугам: кто жил в мире и праведности, тот войдет в Небесное Царство , а кто жил в грехе и не раскаялся в нем, тот попадет в Ад. Некоторые стихи являются многосос-тавными в образном смысле. Их можно отнести одновременно к нескольким группам.

В последнее время духовные стихи все чаще входят в похоронный обряд. Они замещают языческие погребальные плачи, исполняются в перерывах между чтением Псалтыри. В отличии от плачей, в стихах возможен ответ от лица умершего, как отражение христианских теологических представлений о жизни после смерти, о Душе человека.

ФОРМЫ ИСПОЛНЕНИЯ СТИХОВ

При исполнении духовных стихов выделяются три формы:

  1. Сольная;

  2. Дуэт;

  3. Ансамбль.

Сольная форма исполнения в настоящее время является основной. Она обуславливается интимностью данного жанра и возможностью его петь для себя. Стихи на два голоса исполняют женщины либо родственницы , либо очень близкие подруги. Обычно женщин объединяет общее горе, смерть близкого человека. Ансамблевое исполнение стихов встречается не так часто. Женщины, исполняющие стихи, собираются в певческий ансамбль только на похоронах, на поминальных обедах, куда их приглашают родственники умерших. В таких случаях образуется ансамбль из восьми - десяти женщин. Ведущую роль при похоронном обряде берет на себя одна из женщин, которая руководит репертуаром ансамбля, говорит какие стихи надо исполнять, Вероятно, в основе их дуэтного и ансамблевого исполнения лежит духовное родство: все женщины принадлежат к одной вере - христианской.

Для записанных стихов характерно тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Тоническая организация встречается в немногих стихах, что говорит об их раннем происхождении. Стих регулируется и ритмически организуется стиховыми ударениями. Ударения в ритмическом ряду имеют постоянное место:

Ты, дороженька, небхадимая,

Небхадимая, невзратимая.

Для других стихов характерно силлабо-тоническое стихосложение, которое связано с поздней городской традицией.

Для структуры стихов характерна двух- и трехслоговая стопность: ямб, хорей, амфибрахий.

Как надо мною совершили обряд Крещения святой.

Когда на грудь мне положили мой милый крестик золотой. (Ямб)

Свет мой тихий и пресветлый всему миру воссиял.

Из любви Христос родился, за нас грешных пострадал. (Хорей)

Для напевов характерно многообразие звукорядов; от трихордов до полных семиступенных. Встречаются стихи, в которых мелодия развивается на основе мажорного и минорного трихорда. Амбитус терции придает мелодическим попевкам трихорда акустическую естественность и характер спокойствия при умеренном темпе.

Четырех ступенные лады в анализируемых стихах , несмотря на их ограниченный звуковой объём, отчетливо разделяются на мажорные и минорные, Для таких ладов характерна интонационная противоречивость - наличие большой и малой терций, при этом частое смещение на вторую ступень создает минорную окраску.

Широкие интонационные возможности лада позволяют глубоко раскрыть содержание текста. Шестиступенные лады самые развитые из всех видов неполных мажора и минора. Поэтому закономерно, что и в духовных стихах данная ладовая организация встречается наиболее часто. Одной из разновидностей гексахорда является лад с устоем посередине, сочетающий два элемента.

Сочетание двух ладовых элементов - фригийского тетрахорда и минорного трихорда во многих стихах. Полные семиступенные лады характерны для напевов стихов. Характерной чертой лада является переменность. Тонические устои всегда находятся в середине звукоряда. Особо выразительный элемент мелодии - опевание основного тона седьмой и второй ступенями.

В конце каждой строфы мелодическая фраза заканчивается мелодическая фраза заканчивается не на унисоне, а на тонической терции или на доминанте, что придает музыке стихов возвышенность. Истоки такого типа окончаний следует искать в церковном певческом искусстве и духовных концертах. Для мелодики характерно отсутствие широких внутрислоговых распевов (распев приобретает вид украшения мелодии), преобладающей в мелодии является терцово - кварто - секундовая интервалика, квартовые восходящие попевки выступают ярким организующим началом, членение на короткие фразы - характерная черта данного жанра.

В развитии музыкальной ткани преобладает нисходящее движение мелодии, особенно в конце строф. Нисходящее движение является символическим отображением связующего начала между Небесными силами и Землей.

Интонации малой секунды несут в себе семантическую образность страданий, как Христа, Богородицы, святых так и простого человека. Нисходящая малая секунда в определенном контексте слова и музыки становятся носителем молитвенного состояния человека - грешника и его мольбы о милости Божией.

Список литературы


  1. Скребков, С. С., Анализ музыкальных произведений, - М., 1958;

  2. Благовещенская, О. Анализ русской традиционной песни : учеб. пособие / О. Благовещенская ; рец.: А. Н. Бердюгин и др. ; МК РФ, СГАКИ, каф. народного хорового искусства. - Самара : СГАКИ, 1999;

  3. Христиансен, Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни.
    - М., 1976;

  4. Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки / В. М. Щуров ; Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. - М. : Московская государственная консерватория, 1998.

  5. Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - М., 1998.

© 2010-2022