Рабочая программа по хору

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»

на координационном совете _________________

центра воспитательно - досуговой Директор МАОУ СОШ №5

работы «Радуга»

Протокол №_____ В.Ф. Немыкина

От «____» 20___ года «___»__________20___г



Рабочая программа

по хору

«Созвучие»



Составитель: Куцун Ж.С.

Педагог дополнительного

образования.


Тобольск , 2015

Пояснительная записка

«Детский хор» - одно из направлений Федеральной программы «Дети. Культура. Образование». Данная программа призвана расширить список произведений, разучиваемых в хоровом классе школы, и тем самым способствует развитию музыкальной культуры детей.

Программа «Созвучие» составлена на основе программы лауреатов Всероссийского конкурса авторских программ, редактор-составитель А.В. Егорова; Министерство образования РФ, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.- М.: ЦРСДОД, 2003., инновационные учебные программы для детских школ искусств (г. Челябинск).

Программа, которая проектируются в системе дополнительного образования, предназначена, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе образовательного учреждения школы №5.

Актуальность программы связана с ростом числа детских хоровых и вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.

Новизна программы.

Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. Уровень подготовки детей, принимаемых в музыкальную студию, различен, но всех объединяет любовь к музицированию, желание проявить себя в этом жанре. Это обстоятельство является основным критерием при приеме детей в музыкальную студию "Созвучие".

В данных условиях программа выступает как механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна её заключается в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательность, сопровождающая систему практических занятий.

Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях.

Условия школы требуют исполнения произведений по минусовую фонограмму, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.

Цель программы.

Развитие творческого потенциала личности ребёнка через активную музыкально - творческую деятельность и формирование эстетического восприятия произведений вокально - хорового искусства.

Задачи программы:

выявление и развитие заложенных природой способностей к музицированию; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально - певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

формирование интереса к отечественной и зарубежной культуре;

освоение специфического языка музыкального искусства; образцов национальной и зарубежной классической музыки, усвоение знаний о музыкантах, искусстве вокала, хорового пения, её интонационно - образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими искусствами и жизнью;

воспитание творчески активной личности; устойчивого интереса к музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся;

осознание детьми своего труда как полезного не только для себя, но и для общества.

Возраст обучающихся детей.

Программа рассчитана на 1 год обучения - младшая, на 3 года обучения средняя и старшая группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7 - 10 лет;

средняя группа - второй год обучения - дети 11 - 14 лет;

старшая группа - 15 -18 лет.

Каждая группа занимается 3 раза в неделю по 3 академических часа. Всего занятий у одной группы в год - 114 , у всех групп - 342. Это позволяет педагогу правильно определить методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Оптимальное количество детей в группе - 20 человек.

Содержание программы.

Основные направления работы в хоровом классе

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

  2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

  3. Работа над дикцией и артикуляцией.

  4. Формирование чувства ансамбля.

  5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование чувства ансамбля.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.









Учебно - тематический план

Младший хор (1 год обучения)

Темы

Всего часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие

2

2

Вокально - хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Распевание

2

13

15

4

Дыхание. Певческая установка.

1

4

5

5

Дирижерские жесты

1

1

2

6

Унисон

1

14

15

7

Вокальная позиция

1

3

4

8

Звуковедение

1

9

10

9

Дикция

1

6

7

10

Работа с солистами

6

6

11

Сводные репетиции

16

16

Музыкально - теоретическая подготовка

12

Основы музыкальной грамоты

2

4

6

13

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

1

5

6

14

Развитие чувства ритма

1

4

5

Теоретико - аналитическая работа

15

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

Концертно - исполнительская деятельность

16

Праздники, выступления, концерты

12

12

Итого:

16

98

114

Требования к уровню подготовки учащихся

младший хор (1 год)

В результате обучения пению ребёнок должен знать/ понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им;

  • познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь лёгким звуком без напряжения;

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Средний хор (3 года обучения)


Темы

1 год

2 год

3 год

т

п

т

п

т

п

1

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

Вокально - хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

2

3

Распевание

2

16

2

16

2

2

4

Дыхание. Певческая установка.

1

3

1

3

1

3

5

Дирижерские жесты

1

1

1

6

Унисон

1

8

2

7

1

8

7

Вокальная позиция

1

6

1

3

1

3

8

Звуковедение

1

7

1

7

1

7

9

Дикция

8

5

5

10

Работа с солистами

6

6

6

11

Двухголосие

9

9

12

Сводные репетиции

15

15

15

Музыкально - теоретическая подготовка

13

Основы музыкальной грамоты

1

3

1

3

1

3

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

1

8

1

8

1

8

15

Развитие чувства ритма

2

5

2

5

2

5

Теоретико - аналитическая работа

16

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

2

Концертно - исполнительская деятельность


17

Праздники, выступления, концерты

12

12

12

Итого:

14

100

15

99

14

100

Итого:

114

114

114

Требования к уровню подготовки учащихся

средний хор (3 года)

В результате обучения пению ребёнок должен знать/ понимать:

  • соблюдать певческую установку;

  • понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им;

  • жанры музыкальной музыки;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • точно повторить заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

  • петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • дать критическую оценку своему пению;

принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

Старший хор (3 года обучения)


Темы

1 год

2 год

3 год

т

п

т

п

т

п

1

Вводное занятие

2

2

2

2

2

2

Вокально - хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

2

3

Распевание

1

3

1

3

1

3

4

Дыхание. Певческая установка.

1

15

1

15

1

15

5

Дирижерские жесты

1

1

1

6

Унисон

5

5

7

Вокальная позиция

1

14

14

8

Звуковедение

1

3

1

3

9

Дикция

1

3

4

4

10

Двухголосие

6

6

6

11

Трехголосие

6

6

6

12

Работа с солистами

6

6

6

13

Сводные репетиции

14

14

14

Музыкально - теоретическая подготовка

14

Основы музыкальной грамоты

1

3

1

3

1

3

15

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

1

5

1

5

1

5

16

Развитие чувства ритма

1

3

1

3

1

3

Теоретико - аналитическая работа

17

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

2

Концертно - исполнительская деятельность


18

Праздники, выступления, концерты

12

12

12

Итого:

12

102

11

103

11

103

Итого:

114

114

114

Требования к уровню подготовки учащихся

старший хор (3 года)

В результате обучения пению ребёнок должен знать/ понимать:

  • основные типы голосов;

  • жанры вокальной музыки;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • реабилитация при простудных заболеваниях;

  • образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • петь несложные двухголосные каноны;

  • исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Основные направления и содержание деятельности.

В программе обучения имеются 4 направления учебной работы:

1. Вокально - хоровая работа.

2. Музыкально - теоретическая подготовка.

3. Теоретико - аналитическая работа.

4. Концертно - исполнительская деятельность.

«Методика работы с детским вокально - хоровым коллективом» выдвигает собственные принципы:

- единство эмоционального и сознательно;

- единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личной индивидуальности каждого ребенка.

Основные закономерности обучения:

- психологические - зависимость результатов от интереса к занятиям в хоре, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;

- социологические - зависимость каждого поющего в хоре от всего коллектива;

- коммуникативные - зависимость успешной деятельности хора от взаимодействия хора и его руководителя;

- организационные - зависимость результатов от работоспособности поющих в хоре, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.

Направления хоровой деятельности:

- постановка голосового аппарата;

- развитие музыкальных способностей;

- снятие эмоциональных комплексов и психологических зажимов;

- звукообразования в различных регистрах;

- артикуляции;

- постановка дыхания;

- репертуарное развитие хориста;

- выразительности пения.

Рабочий план, реализация, сроки выполнения:

Программа для младшего хора рассчитана на 1 год обучения, для среднего хора - 3 года обучения и старшего хора - 3 года обучения

Сроки выполнения: 2015 год - 2018 год.

Тематическое планирование рассчитано:

для младшего хора на 1 год обучения - 114 занятий;

для среднего хора на 3 года обучения - 342 занятия;

для старшего хора на 3 года обучения - 342 занятия.

Хоровые занятия

Ежемесячно (9 раз в неделю)

Школьные мероприятия

2 раза в год

Городские мероприятия

1 раз в год (апрель - май)

Контингент обучающихся:

Количество детей в хоре 60 человек. Учащиеся младшей, средней и старшей возрастной группы 1-11 класс.

Малообеспеченные: 29 человек;

Многодетные: 15 человек.

Ожидаемые результаты реализации программы.

1 год обучения.


  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение хором, соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.

2 год обучения.

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в хоре, в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

3 год обучения.

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Контрольно - оценочные методики:

  1. Школьные мероприятия (музыкальные салоны, конкурс талантов, концерты)


  1. Городские мероприятия (отчетный концерт, выступления на городских площадках, выступления в интернатах города)














Перечень учебно - методического обеспечения,

список использованной литературы

Музыкальный кабинет:

- мультимедийная установка, экран;

- музыкальный центр ДВД - караоке;

- телевизор, ДВД;

- синтезатор;

- фортепиано;

- микрофоны.

Список используемой литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Владос, 2000.


  1. Бочев Б. «Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. М.: 1963г.


  1. Емельянов В.В. Развитие голоса.- СПб.: Издательство «Лань», 2003.


  1. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.


  1. Далецкий О.В. Обучение пению.- М, 2003.


  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.


  1. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.



© 2010-2022