Игра с элементами дискуссии Я - законопослушный гражданин

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Игра для старшеклассников с элементами дискуссии

"Я законопослушный гражданин"

Цель:

  • Воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся

  • Вспомнить с участниками основные права и обязанности человека.

Место проведения: класс самоподготовки

Планируемые результаты: Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.

Тип занятия: игра с элементами дискуссии.

Участники: 2 команды по 5 человек, жюри, болельщики.

Используемый материал:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.

Для команд:

  • чистые листы бумаги;

  • ручки, карандаши;

  • карточки с заданиями.

  • толковые словари - 2 шт.

  • 12 сердец с текстом «Кодекс достойного гражданина».

Ход игры

Вступительная часть.

Ведущий. - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале с теми, кто чтит закон.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов, людям удалось, решить Главные Вопросы появился, закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства.

Сегодня мы проведем игру с элементами дискуссии «Я законопослушный гражданин»

Задание 1 «Разминка. Отгадай сказку»

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка»)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. В какой сказке женщина неопределённых лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. (« Гуси-лебеди»)

4. Героиня, какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированы как незаконной захват жилья. («Заячья избушка»)

Задание 2"Секунда на размышление".

Уважаемые игроки, вам необходимо без обсуждения дать ответ на поставленные, вопросы. Каждая команда получает по 5 вопросов и по 1 баллу за правильный ответ.

Вопросы:

  1. Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся.(Устав школы)

  2. Соглашение между работником и работодателем. (Трудовой договор)

  3. Какая продолжительность рабочей недели для подростка. (24 часа)

  4. Союз лиц, основанный на браке. (Семья)

  5. Опасное виновное деяние, посягающее на собственность, личность, права и свободу граждан.(Преступление)

  6. Какое наказание предусматривается за курение в общественном месте. (Штраф)

  7. Акт противоправного поведения, влекущий ответственность дисциплинарную или административную. (Проступок)

  8. Очевидец преступления - это... (Свидетель)

  9. Доказательство в уголовном и гражданском процессе - это... (Улика)

  10. Место, где споры решают цивилизованным путем. (Суд)

Задание 3 «Работа со словарями»

Ведущий. А теперь, давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность». Для этого используем толковые словари.

Право - это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Что такое, например, право на жизнь?

(Ответы учеников)

Это означает, что человек свободен, располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен, жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность - это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Ведущий. Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

(Ответы детей)

Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Задание 4 «Юридическая консультация»

  1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

  2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Задание 5 «Юридический язык»

  1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

  2. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

  3. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

  4. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

Задание 6 «Ситуации»

Ситуация 1.

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учитель. Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно сформулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что на уроки ваши я ходить больше не буду!

Ситуация 2.

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что, Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору!

Сидоров. А вы сначала докажите, потом к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии Международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (Примерный ответ. В статье 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (статья 40), что к данному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Игра «Солнышко»

А теперь давайте подведем итог нашей игры и вспомним ваши права и сделаем в виде солнышка

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.

Ответы детей.


Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ведущий: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся: Я - дитя Природы и господин Природы, поэтому я ... Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево. Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством.

ученик: Я - носитель разума, поэтому я ...Не совершаю бездумных действий.

ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.

ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я... Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...Осознаю, что я человек.

ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я - созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я... Стремлюсь хорошо учиться. Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я - обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я... Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я - гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я... Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил. Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

Заключение

Хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир. Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.

Литература:

Журнал «Классный руководитель №3/06»

интернет-ресурсы







© 2010-2022