• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

Актуальность изучения развития творческого воображения в наше время, диктуется, с одной стороны формированием творческой личности ученика, наполнением и обогащением его внутреннего мира, расширением его творческого потенциала, а с другой стороны потребностями в обогащении и разнообразии педагогической практики. В связи с этим возникает особая необходимость в изучение развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Особенно значимым становится выявление специфи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУДО « Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского»






Методическая работа

На тему: «Развитие творческого воображения у учащихся младших классов дмш в процессе обучения игре на фортепиано»






ПОДГОТОВИЛА: преподаватель Черникова А.С.









г. Березники

2015г.

ПЛАН РАБОТЫ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятие воображения с позиций общей и музыкальной психологии……...4

2. Роль воображения в процессе обучения игре на фортепиано……………….6

3. Возрастные особенности развития творческого воображения у учащихся

младших классов ДМШ………………………………….……………………...11

4. Цели и задачи в развитии творческого воображения у учащихся в классе специального фортепиано ДМШ…………………..…………………………...13

5. Методы развития творческого воображения………………….……….........14

6.Подбор развивающего репертуара для учащихся младших классов ДМШ……..…………………………………………………………………..…...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..29

ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения развития творческого воображения в наше время, диктуется, с одной стороны формированием творческой личности ученика, наполнением и обогащением его внутреннего мира, расширением его творческого потенциала, а с другой стороны потребностями в обогащении и разнообразии педагогической практики. В связи с этим возникает особая необходимость в изучение развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на разных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, в его закономерном развитие и становление, у учеников младших классов ДМШ, в процессе обучения игре на фортепиано.

Многие психологи указывали на то, что воображение и фантазия очень важны в жизни каждого ребенка. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Кулагина указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнение с темпом развития других психических процессов. Выявленные, для каждого возрастного этапа, законы развития творческого воображения, ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей. Однако следует заметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности, и развития творческого воображения, у детей и подростков.

Процесс творческого воображения широко рассматривается в психологии художественного творчества, в работах ученых: П. Волкова, Л. Казанцева, М. Е. Тараканова, Б. Теплова, где основное внимание уделяется поиску общих закономерностей при создании произведения искусства, и его исполнении. Размышляя о природе детского творчества, Л.С. Выготский указывал на его синкретизм, в котором кроется сам принцип разработки инструментальных средств активизации творческого воображения, основанный на возможности взаимовлияния различных видов творческой деятельности. Решение этой проблемы позволит оснастить существующие методики в области музыкальной педагогики психологическими средствами, сделать обучение детей более эффективным, способствовать их творческому и духовному развитию.


1. Понятие воображения с позиции общей и музыкальной психологии

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются восприятием. В этом процессе различают две стороны: анализ и синтез, то есть воображение выделяет отдельные черты из тех образов реальной действительности, которые дает восприятие, и из этих черт вновь создает новые.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в то, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Как говорил Р. Шуман: «Вокруг правил всегда должна виться серебряная нить фантазии». Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей.

Функции воображения разнообразны:

1. Эмпатическое видение - это сопереживающее видение;

2. Хранение опыта в эмоционально-образной форме;

3.Творческая форма. Все фазы творчества - подготовительная, поисковая и исполнительная - базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях, смена образов происходит непроизвольно, на высших, в ней все большую роль играет сознательное формирование образов.

Можно выделить следующие виды воображения:

1. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

2. Продуктивное воображение, отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком.

3. По особенностям и причинам возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение.

4. В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задачами, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, то есть именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное, слуховое. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения. Во всех случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Таким образом, творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, включенных в процесс творческой деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. Музыкант-исполнитель должен обладать эмоциональным воображением, то есть способностью переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии достаточного материала. Накопление этого материала предполагает следующие условия:

  1. Высокое развитие наблюдательности.

  2. Тщательное и углубленное изучение той области действительности, которую музыкант-исполнитель хочет передать.

  3. Богатство собственной эмоциональной жизни и высокое развитие эмоциональной памяти.

Творческое воображение использует фантастику, отклонение от некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

2. Роль воображения в процессе обучения игре на фортепиано

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности и воображения у младших школьников, выдающиеся педагоги 20х, 30х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Брюсова и т.д. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании учеников, педагоги, во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац, продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ученике живую фантазию, живое воображение. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого воображения, творческого отношения к своему делу и становится тем водоразделом, который проходит и отличает специалиста-творца, и специалиста-ремесленника.

По словам В.Г. Кудрявцева: «Воображение - свободный, необузданный, неподконтрольный логике полет фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». Эта позиция может быть еще более аргументированной, когда разговор заходит о ребенке, живущем в мире грез, смутных впечатлений и символов.

Зачем развивать воображение у детей? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого, так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Иными словами, чем больше и разностороннее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому, воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазии. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают мир и самого себя. Воображение ребенка необходимо развивать с детства. «Воображение, - как писал психолог С.М. Дьяченко, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний». Воображение может творчески преобразовать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют делать новые и неожиданные результаты. В связи с этим, развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. Творческое воображение развивает личность ученика, помогает ему усваивать моральные и нравственные, жизненные и культурные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и находчивость. Исполняя музыкальные произведения, ребенок отражает в них свое понимание и отношение к миру, учится оценивать и видеть прекрасное. Все дети любят заниматься искусством: поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, выступают на сцене, участвуют в концертах и конкурсах. Творческое воображение делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но самое главное независимо от личных комплексов. Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является творческое воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств: справедливость, смелость, честность, чувство юмора и т.д. Через работу творческого воображения происходит компенсация пока еще недостаточных, реальных возможностей ребенка, в преодолении жизненных трудностей и конфликтов. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности творческое воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особыми положительными эмоциями. Богатая работа творческого воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особо интересным, представляются воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В подростковом возрасте, когда личностное развитие становиться доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего. Г.Г. Нейгауз, при работе с учениками, большое значение уделял развитию творческого воображения, постоянно оперируя, во время игры, различными зрительными образами.

Особенно велика роль творческого воображения в состоянии вдохновения. Вдохновение, как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой творческого воображения. В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее. Творческие задания, их критические обсуждения формируют эстетический вкус ученика. В процессе сочинения музыки, даже простейшего моделирования (то есть работы по образцу) отдельных элементов композиции, активнее и глубже осознаются средства музыкальной выразительности. Творческие задания даже в системе специального музыкального образования нельзя вводить императивным путем. Для них необходимо создать психологическую ситуацию, которая поможет ребенку ощутить потребность в творчестве. В этом не последнюю роль играет «педагогика сотрудничества», что подчеркивали многие ученые и педагоги, в частности, Н. А. Терентьева, К.В. Тарасова. При этом важны мотивация, эмоциональный и искренний тон общения. Дети должны почувствовать возможность проявить свою самостоятельность.

Примеры творческих заданий:

1) Способность к генерированию идей: написать как можно большее количество идей, связанных с предложенной темой. Например - музыка. Вопросы для расширения зоны поиска: Чему может научить музыка? Нужна ли музыка в наше время и почему?

2) Семантическая спонтанная гибкость: найти необычное применение обычного предмета - струна, педаль, клавиша. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так, клавиша может быль главной составляющей клавиатуры у фортепиано, или может быть клавишей у компьютера.

3) Развитие семантической адаптивной гибкости: это задание нацелено на поиск оригинального решения в обычных условиях. Придумайте новое заглавие к знакомому рассказу или к песне, к знакомому музыкальному произведению. Можно брать произведения, изучаемые по программе. Учитываются только оригинальные названия, то есть такие, в которых имеется сдвиг, перенос понятий, приводящие к необычным и новым идеям. (примеры взяты из работ американского психолога Дж. Гилфорда).

  1. «Последствия»: что произойдет, если:

  • Начать играть какое-то музыкальное произведение;

  • Музыки не будет в нашей жизни;

  • Исчезнут музыкальные инструменты?

  1. Нарисуйте картинку: После прослушивания, или исполнения какого-нибудь музыкального произведения, попросите ученика дома нарисовать, изобразить услышанное на листе бумаги, используя краски, или цветные карандаши. Это задание развивает фантазию и творческое воображение.

  2. Ощущения: найти дома и принести на урок разные (по своим качествам) предметы: мягкую игрушку, расческу, стиральную резинку, резиновый мяч. Трогая вещи, испытываешь разные ощущения.

  3. Перевоплощение: представить себе определенный образ, предмет, состояние, эмоцию и попытаться прочувствовать его. (примеры взяты из работ американского психолога Эл.Торренса).

Творческое воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картинку состояния детей. Детская игра, на фортепиано, просто теряет смысл, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и одновременно, игра на фортепиано целиком строится на активной деятельности творческого воображения.

3. Возрастные особенности развития творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ

Творческое воображение составляет основу творческой деятельности ученика. Творческой деятельностью называют такую деятельность, которая создает нечто новое, необычное и интересное. Творчески относится к своему любимому делу, значит выполнять нужно его качественно, на более высоком уровне. От творческих возможностей зависит жизненный уровень ученика. Если творческое воображение не развивать, то оно постепенно притупляется, становиться пассивным. Помогают ученикам развивать творческое воображение окружающие их люди: родители, учителя, воспитатели, педагоги.

А.Н. Лук выделял три типа воображения:

  1. логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований;

  2. критическое - ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении;

  3. творческое - рождает принципиально новые идеи.

Творческому воображению А.Н. Лук отводил ведущую роль в развитии общества. В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческая профессия всегда очень востребована. Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Развитие творческого воображения зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности ученика; от оценочной структуры образа «я»… и т.д. В процессе творческого развития ученика, развивается его воображение.

Творческое воображение начинает развиваться у ребенка довольно рано. Оно занимает большое место в его жизни. В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. При исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:


Первый этап: до 3-х лет.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на 2 году жизни. Развивается условное, избирательное действие и активность («покажи как»). Воображение носит пассивный, воссоздающий характер. Ребенок идет от действия к мысли.

Второй этап: 3 года.

Происходит становление словесных форм воображения. Ребенок не планирует результат. Здесь творческое воображение становится самостоятельным процессом.

Третий этап: 4-5 лет.

Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. В возрасте 5 лет у детей появляются мечты о будущем.

Четвертый этап: 6-7 лет.

У ребенка развивается умение действовать в образном плане и возникает интериоризированное воображение. Происходит целостное планирование. В 6-7 лет творческое воображение носит активный характер. Вот тут и встает очень серьезная и трудная задача, для педагогов и родителей.

Пятый этап: 8-9 лет.

Формирование и развитие творческого воображения начинающего пианиста тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара. Процесс развития творческого воображения длинен и сложен. Он воспитывается путём определённой тренировки памяти и максимальной заинтересованностью ученика. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Творческое воображение нужно постоянно развивать и поддерживать в тонусе, увлекая, и все дальше уводя учеников в волшебный мир музыки.


4. Цели и задачи в развитии творческого воображения у учащихся фортепианных классов ДМШ

Занятия музыкой должны способствовать общепедагогическим задачам, воспитывая в ученике чувство дисциплины, работу и развитие творческого воображения, умение преодолевать возникающие трудности при игре на фортепиано. Основа начального обучения игре на фортепиано - это воспитание у учащихся любви к музыке, развитие его творческого воображения, для передачи им определенного музыкального образа, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления, на разные эмоциональные состояния. Как говорил Б.В. Асафьев: «Музыкальное творчество - самый действенный способ развития детей». Главной целью развития творческого воображения у учащихся младших фортепианных классов ДМШ является формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизирования созидательных качеств творческой личности. Усилился интерес и тенденция в современной педагогике - развивать творческое воображение у учеников. Это обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании окружающего мира, необходимостью всестороннего развития творческой личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Если во время обучения учащиеся открывают «для себя» законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то в определенной мере они приобщаются к музыкальному творчеству, к процессу открытия. Творческий процесс выявляет и развивает творческую активность ученика, и он тесно связан с его раскрепощением от обязательного заучивания, запоминания. Детское творчество на фортепианных уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать своими знаниями, наработанными навыками, применять их в ранее известных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее известное им в мире музыки. Совместное музыцирование педагога и ученика тоже очень развивает творческое воображение. Творческий ребенок - проявляет свою фантазию на деле. Творчество детей на музыкальных уроках понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. «Спой, сыграй, станцуй, как ты хочешь» - вот эти магические слова, которые распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, в развитии творческого воображения, где он не скован почти никакими ограничениями.

5. Методы развития творческого воображения

Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы остается актуальной уже в течение многих десятилетий. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость изменения методов музыкального обучения. Блестящие образцы развивающей педагогики представляют собой творчество мастеров русской и советской фортепианной школы: А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, В. И. Сафонова, А. Н. Есиповой, Н. С. Зверева, Ф. М. Блуменфельда, К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, Л. В. Николаева, А. Б. Гольденвейзера и др. Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству педагога, обогащает его опыт, и дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

В настоящее время в педагогике не существует одной общепринятой классификации педагогических методов. Каждая из них строится на определенном основании в зависимости от того, что принимается за ее «стержень» - источник передачи информации или степени проблемности ее подачи:

1) по источнику знаний информации и характеру деятельности (практический, наглядный, словесный);

2) по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность);

3) по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, развивающий);

4) по дидактическим целям (способствует первичному усвоению материала, закреплению, совершенствованию приобретенных знаний).

Для описания основных методов обучения должна быть использована традиционная классификация методов, сгруппированных по источникам знаний. Общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику, например: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, художественно-практический. Наиболее распространенной и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, то есть деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный) через закрепление, упражнение (воспроизведение и творчество), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения заданий) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Наглядный метод имеет две разновидности. Наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой - основным содержанием этого метода является исполнение музыкальных произведений педагогом или использование технических средств обучения (необходимо научить учеников сопоставлять или сравнивать два музыкальных произведения, или уметь подмечать разные варианты исполнения педагогом одного и того же произведения). Наглядно-зрительный - зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой. Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер (группу словесных методов представляют: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение).

В музыкальном воспитании используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. К ним относятся: метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев); метод сопереживания (Н. А. Ветлугиена); метод музыкального обобщения (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин), направленные на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, формировании и развитии творческого воображения; метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский); метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский). Наиболее популярен в музыкальной педагогики метод эмоционального воздействия, связанный с образной и яркой речью педагога, его способностью увлекать словом; он направлен на эмоциональную сферу, образное мышление. Повышенный интерес вызывает эффект удивления. Он развивает память, воображение, фантазию, мышление. Метод стимулирования музыкальной деятельности создает эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает к действенности, к проявлению индивидуальности. Он воспитывает художественные потребности, творческие навыки и приемы. Важное свойство этого метода заключается в стимулировании музыкально-репродуктивного и музыкально-творческого комплексов. Импровизации под музыку и инструментальные импровизации высвобождают двигательную энергию и художественную интуицию ребенка, стимулирует музыкально-ритмическое чувство, воображение. Выявление темперамента помогает ощутить свою индивидуальность (например: педагог и ученик, с помощью музыкальных звуков, регистров, силы и громкости звука рисуют музыкальную композицию: «Утро в лесу», «Лесная история»).

Исходя из вышесказанного, существуют различные методы развития творческого воображения у учеников младших классов ДМШ по классу фортепиано. Из наиболее распространенных и актуальных выделим следующие методы интересного построения урока: 1) метод игры (ребусы, загадки, картинки, карточки), 2) метод сюжетности, 3) метод наводящих вопросов, 4) метод сравнения и обобщения, 5) метод демонстрации упражнений (гимнастика для рук), 6) метод анализа (характеристика и разбор музыкального произведения) и т. д. Применяемые методы должны соответствовать задачам поставленным на уроке педагогом. Они помогают развивать у ученика речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.

Таким образом, музыкальные уроки нацеливают педагога на воспитание у учеников музыкальной культуры, как одну из главных и основных составляющих их общей духовной культуры. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

6. Подбор развивающего репертуара у учащихся младших классов

Основная задача педагога по фортепиано младших классов ДМШ, заключается в качественном подборе развивающего репертуара, в выборе музыкального произведения для своих учеников, учитывая их возраст, интересы, музыкальные способности, психические свойства (в частности, эмоциональность), развитость их творческого воображения и фантазии. Выбор музыкального репертуара для детей должен осуществляться по следующим критериям: основные - художественность, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость, доступность…т.д.; дополнительные - увлекательность, яркость, динамичность музыкальных образов, небольшой объем, принцип совершенствования умений и навыков в исполнительской деятельности. Репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох. Велика роль классического наследия в воспитании и образовании детей и юношества. Восприятие произведений композиторов-классиков - ведущий принцип музыкального воспитания ребенка, движущая сила его личностного развития. Приобщать детей к высоким образцам музыкальной классики необходимо начинать с раннего детства. Детям доступна любая классическая музыка. Следует придерживаться методики восприятия музыки «Семицветик». Программа «Прикосновение» строится на использовании взаимосвязанного в различных звеньях метода активного художественно-образного постижения мира и раскрывает пути освоения музыкального искусства, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста. Данная методика способствует глубокому проникновению ученика в произведения музыкальной классики. Занятия по данной методике способствуют вхождению ребенка в мир высокой классической музыки.

Общеизвестно, какую огромную роль в формировании музыкальных вкусов учащихся и их отношения к музыкальному искусству вообще играет первое практическое соприкосновение с музыкой, то есть очень важно, самое первое музыкальное произведение, которое предложит поиграть ему педагог. Часто именно от этого этапа, самого сложного и наиболее ответственного в музыкальной педагогике, зависит дальнейшая судьба ученика: будет ли он в дальнейшем профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это во многом зависит от мастерства педагога и степени одаренности, заинтересованности и развитости ученика.

Для детей в возрасте от 5 до 9 лет написано много разных нотных сборников, пособий, которые включают в себя небольшие пьесы, очень яркие, образные, развивающие, включающие в себя картинки, стихи и иллюстрации, что очень помогает развивать у учеников творческое воображение, память, фантазию, слух и т.д. Очень заинтересовывает и повышает активность ученика, если пьеса имеет название. Тогда фантазия ребенка - безгранична. Творческое воображение сразу рисует ему образ, который складывается из разных образных и эмоциональных, звуковых и ритмических, словесных и речевых, двигательных и моторных ассоциациях. Первое прослушивание, показ педагога, очень важен для ученика. Отношение и впечатления складываются уже поле 5-6 прослушанных музыкальных тактов. Самое главное, чтобы музыкальное произведение понравилось, заинтересовало и вдохновила ученика для дальнейшей творческой работы. «Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным и скучным», пишет А.Артоболевская. Можно сделать девизом методы работы с детьми ее слова: «Больше сказки, больше фантазии».

На основе анализа программ Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Витлугиной, О. П. Радыновой, Г. С. Ригиной следует придерживаться содержательно-тематического принципа подбора репертуара. Образный строй произведений очень широк: это природа, человеческие чувства, сказочные образы, мир детских игр. Музыкальное искусство несет в себе звуковую информацию о живой и не живой природе. Новое направление в науке называется орнитомузыковедение, то есть исследование, когда методом микроскопии звука можно услышать интонации музыкального произведения (А. Гречанинов «Птичка», Ф. Шуберт «Пчелка», М. Глинка «Жаворонок»). Ряд пьес хорошо пройти под руководством преподавателя в классе фортепиано.

К сожалению, слишком часто ещё в стенах ДМШ у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать; возникают противоречия между ограниченным набором педагогического репертуара, приемов работы, актуальными повседневными музыкальными потребностями и интересами современного школьника. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков.

Заключение

На творческий поиск, импровизацию учителя музыки, должны побуждать сами ученики. Каждый ученик по-своему интересен, талантлив и индивидуален от природы. Задача учителя, в первую очередь, найти особый подход к каждому ученику в отдельности, заинтересовать их, увлечь музыкальным процессом, помочь развить их творческое воображение, раскрыть и воспитать в каждом творческую личность. Кроме того, бесстрашно рисковать, пробуя в классе новые приемы, для улучшения и обогащения музыкального и творческого процессов. Проблемы музыкального воспитания ставят перед педагогами задачи по обновлению методов музыкального обучения. Применяемые методы должны соответствовать задачам, поставленным на уроке педагогом, обогащать словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.

Музыка открывает ученикам новые неизведанные, прекрасные горизонты для музыцирования, выступления перед публикой, интересного проведения своего свободного времени, культурно обогащаться. Для многих впоследствии, музыкальный творческий процесс, будет являться средством самоутверждения, духовно-творческих исканий, формирования разносторонней, культурно развитой, самостоятельно музыкальной, индивидуальной творческой личности. Уроки музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки, который должен всегда стремиться к творчеству, к прогрессу, к движению вперед. Тогда ученик, в свою очередь, будет с большим увлечением заниматься музыкой, усердно посещать музыкальные уроки, стремиться совершенствовать свои музыкальные способности, развивать свой внутренний и духовный потенциал и обогащать свои музыкальные знания, повышая уровень своего творческого воображения.


Литература


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - М., 1997

  2. Aртоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М., 1899

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967

  4. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения у детей / Вопросы психологии, №1. - М., 1988

  5. Копчевский Н. Планирование педагогической работы. - М., 1977

  6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982

  7. Рибо Т. Творческое воображение. - П., 1901

  8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, - Я., 1969

  9. Шуман Р. О музыке и музыкантах // Собрание статей, т.1 - М., 1975

  10. grandars.ru/college/psihologiya/voobrazhenie.html












Приложение №1

Наглядное пособие для изучения регистров фортепиано

а) низкий регистр


Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано


б) средний регистр

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

в) высокий регистр

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано



Приложение №2

Наглядное пособие для изучения трезвучий

а) мажорное трезвучие

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано


б) минорное трезвучие

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано






в) увеличенное трезвучие

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

г) уменьшенное трезвучие

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано



Приложение №3

Наглядное пособие, для первого знакомства с музыкой. Персонажи мультфильма знакомы и любимы всем детям. Эта картинка развивает воображение у учеников и вызывает яркую и запоминающуюся ассоциацию, которая помогает закрепить главные музыкальные понятия. Красавица Белоснежка - «Музыка», в окружении семи гномов - Семь музыкальных нот, которые наделены различными характерами

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано




Приложение №4

Наглядное пособие используется при самом первом знакомстве с музыкой. С помощью этих картинок проверяются начальные знания ученика. Какие он музыкальные инструменты знает, о каких слышал, какие никогда не видел

а) Народные музыкальные инструменты

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

б) разные музыкальные инструменты


Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано

Приложение №5

Фортепиано


Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано







Приложение №6

Музыкальный кроссворд



Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано




Приложение №7

Методика восприятия музыки «Семицветик». Программа «Прикосновение» строится на использовании взаимосвязанного в различных звеньях метода активного художественно-образного постижения мира и раскрывает пути освоения музыкального искусства, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста. Данная методика способствует глубокому проникновению ученика в произведения музыкальной классики. Занятия по ней способствуют вхождению ребенка в мир высокой классической музыки.

Авторы методики: Н. Ю. Куражева, Н. В. Бараева (2005 г.)

Методическая работа на тему: Развитие творческого воображения у учащихся младших классов ДМШ в процессе обучения игре на фортепиано



© 2010-2022