• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка посвящена организации и проведению тематических мероприятий, посвященных Международному году света и световых технологий

Методическая разработка посвящена организации и проведению тематических мероприятий, посвященных Международному году света и световых технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


по организации и проведению мероприятий в рамках

Международного года света и световых технологий























2015


Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

математических, общих естественнонаучных дисциплин группы «Информатика и вычислительная техника»

Протокол №____«____»________2015г.

Председатель ЦК _______ Г.Н. Филимонова

Одобрено

Научно - методическим советом

ГБПОУ РО «КТСиА»

Протокол №____«____»______2015г.

_________ А.С.Золотарев.


Данная методическая разработка посвящена организации и проведению тематических мероприятий, посвященных Международному году света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН)


Разработчик:

Семиколенова Наталья Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….

4

  1. Тематические мероприятия ……………………………………………………

6

  1. Выставка учебной, научно-популярной литературы ….………………..


  1. Выставка-конкурс фоторабот по теме "Да, будет свет" ………………

6

  1. Видео журнал " Почему 2015- год света" ………………………………

7

  1. Видео журнал "Все, что вы хотели знать о свете, но боялись спросить".

8

  1. Опрос о бережном использовании электроэнергии …………………...

8

  1. Тематический урок " Свет в нашей жизни" ……………………………

8

  1. Приложения ……………………………………………………………………

12

  1. Литература ……………………………………………………………………..

17

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С целью привлечения внимания обучающихся к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом, ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, влиянием деятельности человека на экологию и формирования энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное отношение к энергии и природным ресурсам. В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по подготовке и проведению Дня света и световыхтехнологий в ГБПОУ РО «КТСиА»подготовлен цикл мероприятий:

− выставка учебной, научно-популярной литературы;

− выставка-конкурс фоторабот по теме "Да, будет свет"

− видео журнал " Почему 2015- год света";

− видео журнал "Все, что вы хотели знать о свете, но боялись спросить";

−опрос о бережном использовании электроэнергии;

− тематический урок «Свет в нашей жизни».

Дата проведения - 15 декабря 2015 года.

Задачами проведения Дня света и световых технологийявляются:

− повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни человека;

− содействие в формировании научных представлений о световых явлениях в живой и неживой природе;

− знакомство с новейшими световыми технологиями и многочисленными сферами их применения;

− актуализация проблем энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов.

В реализации данных задач предполагается участие обучающихся первого и второго курса.

При подготовке к проведению Дня света и световых технологий было учтено, что Международный год света и световых технологий является одним из действий, направленных на ознакомление с Концепцией устойчивого развития, которая объединяет в себе три основных аспекта: экономический, социальный и экологический.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию (учреждена ООН). «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Экономическая составляющая устойчивого развития подразумевает оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и применение экологичныхприродо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, в том числе добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития направлена на сохранение стабильности, существующих социальных и культурных систем и сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом такого подхода является справедливое распределение ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества, сохранение культурного капитала и многообразия. Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала идея соблюдения прав будущих поколений, поскольку природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и те поколения, которые придут нам на смену.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность и жизнеспособность биологических и физических природных систем, прежде всего тех, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Обеспечение устойчивого развития требует не только новых технологий и инвестиций, но прежде всего социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации, готовности отказаться от сиюминутной выгоды ради благополучия будущих поколений.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности являются инструментом достижения «целей устойчивого развития» - глобальной задачи, стоящей перед мировым сообществом.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

2.1 Выставка учебной, научно-популярной литературы

Используя библиотечный фонт техникума, подготовить выставку учебной, научно-популярной литературы. Целью, которой является:

улучшениеобщественного понимания того, как свет и основанные на нём технологии влияют на повседневную жизнь людей, а также играют центральную роль в будущем глобальном развитии;

пропаганда важности основанных на свете технологий для устойчивого развития науки и техники, в частности, в области строительства, автомобильного транспорта и информационно-коммуникационных технологий;

− повышение осведомлённости обучающихся о междисциплинарном характере науки в XXI веке с акцентом на то, что взаимодействие между различными тематическими областями науки будет играть всё большую роль в будущих фундаментальных и прикладных научных исследованиях;

− объяснение тесной связи между светом и искусством с указанием на всё большее значение оптических технологий в деле обеспечения сохранности культурного наследия.

2.2 Выставка-конкурс фоторабот по теме "Да, будет свет»

1. Общие положения

1.1 Выставка-конкурс фотографии «Да будет свет!» проводится в рамках Международного года света и световых технологий.

1.2 Участие в выставке-конкурсе даёт возможность продемонстрировать обучающимся уровень знания и понимания световых явлений, используя язык фотографии.

1.3 Настоящее Положение определяет цель, сроки и условия проведения выставки-конкурса, номинации, а также состав его участников, время и место проведения, критерии оценки и порядок отбора и награждения.

1.5 Организатор выставки-конкурса цикловая комиссия математических, общих естественнонаучных дисциплин и группы «Информатика и вычислительная техника»

2. Цели и задачи проведения

  • формирование бережного и заботливого отношения к природе, позитивного отношения к дисциплине;

  • привлечение обучающихся к творческой деятельности;

  • популяризация фотографии как доступного творчества;

  • привлечение общественного внимания к проблемам связанных со светом, световыми явлениями;

  • развитие культуры.

3. Организация выставки- конкурса и условия её проведения.

  • Участниками являются обучающиеся ГБПОУ РО «КТСиА»;

  • Сроки проведения:

  • Прием работ осуществляется 1.11 2015-05.12.2015;

  • Оформление и ранжирование работ с 7.12.2015-14.12.2015;

- Для проведения конкурса создается жюри решение, которого окончательное и пересмотру не подлежит.

4. Конкурс проводится по следующим направлениям

1. Свет в природе - посвящено природному явлению или объекту, связанному со светом: Солнце, Луна, звёзды, радуга, молния, светлячки и другие святящиеся животные. В своей работе вам нужно не просто изобразить объект или явление, но и показать значение в жизни человека, влияние на его деятельность или творчество.

2. Свет жизни - раскрывает какую-либо категорию в иносказательной, аллегорической форме: Свет души, Свет Истины, Свет любви, Свет материнства, Свет знания... Изображение света должно присутствовать в вашей работе.

3. Свет в окне- изображает как само освещённое окно, так и целый дом, сооружение с окнами, освещёнными изнутри или улицу. Свет из окна может быть как изображённым, так и с использованием реальной подсветки.

4. Свет в доме-демонстрирует оригинальный светильник для дома.

5. Портрет, снятый в естественных условиях.

5. Требования к приему работ

  1. Все работы принимаются в электронном и напечатанном виде формат А4 на матовой бумаге.

  2. Все работы только в цветном исполнении.

  3. Фотографии должны быть подписаны. ФИО автора, группа и номинация.

  4. Фотографии должны быть собственные, авторские. За использование заимствованных фотографий предусматривается дисквалификация.

  5. Допускается минимальная обработка фото в графических редакторах: поворот, обрезка, изменение размера до приемлемых для загрузки (520×480), изменение яркости, контраста и баланса белого цвета. Другие приемы обработки в особенности: вставка в сделанную в графическом редакторе рамку, ретушь, объединение нескольких фотографий в одну (коллажи, фотомонтаж.), спец. эффекты и проч. использовать запрещается.

  6. Работы, которые, по мнению жюри, не соответствуют условиям конкурса, могут быть исключены из участия и перенесены в блог автора.

6. Критерии оценки фотографий

  • Оценка работ производится по 10-балльной шкале:

    • Оригинальность- 3;

    • Качество изображения- 2;

    • Композиционность- 2;

    • Соответствие тематике- 2;

    • Оформление изображения-1.

  • При равенстве баллов голос председателя жюри считается решающим.

7. Награждение победителей

В день выставки-конкурса дипломы получают лучшие работы, по мнению жюри.

2.3 Видео журнал " Почему 2015- год света»

2015 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом света и световых технологий. В принятой резолюции отмечается, что этот год является юбилейным для ряда важных событий в истории науки о свете:

  • 1015 год- Ибн аль-Хайсам пишет работы по оптике;

  • 1815 год - Огюстен Френель вводит понятие "световой волны";

  • 1865 год - Джеймс Максвелл создает теорию распространения света;

  • 1905 год - Альберт Эйнштейн предлагает теорию фотоэлектрического эффекта;

  • 1915 год - Благодаря общей теории относительности понятие "свет" появляется и в космологии;

  • 1965 год - Арно Пензиас и Роберт Вильсон открывают космическое микроволновое фоновое излучение.


2.4 Видео журнал "Все, что вы хотели знать о свете, но боялись спросить»

Презентация содержит информацию, которая раскрывает понятие "свет", световые явления и световые технологии, объясняет некоторые их практическое использование: эффект Пуркинье и Галло, радуга, зрение в темноте, отражение в зеркале, оптические иллюзии Сальвадора Дали, комната Эймса, поле зрения, скорость света, мираж, стереолитография, голограмма, дальтонизм, полярное сияние.

2.5 Опрос о бережном использовании электроэнергии

Данный опрос проводится при поддержке социальной сети «Одноклассники» в сроки с 1 по 15 декабря 2015. Ссылка для прохождения опроса: opros.ok.ru/ доступна на всех основных версиях браузеров и на мобильных устройствах. Прохождение не требует наличия аккаунта в какой-либо социальной сети.

Ссылка заранее передана обучающимся, а также размещена на информационном стенде. Результаты опроса обсуждаются на уроках физики.

2.6 Тематический урок «Свет в нашей жизни»

Цель: познакомить обучающихся с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения, мотивировать на энергосберегающий образ жизни.

Образовательные задачи:

− познакомить обучающихся с основными принципами энергосбережения;

− познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения;

− повысить мотивацию обучающихся к использованию приемов энергосбережения;

− развить активный познавательный интерес к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний на практике.

Воспитательные: сформировать понимание о важности сбережения энергии.

Формирование общих компетенций:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Методы обучения:

  • по характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения (авторы М.А. Данилов, Б.П.Есипов):

  • методы сообщения новых знаний ( рассказ, электронные средства обучения);

  • методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике (электронными средствами обучения);

  • по форме взаимодействия преподавателя и обучающихся (автор Каунов А. М):

- пассивные:

  • словесные(рассказ),

  • наглядные (информационные средства обучения),

  • практические (работа с дополнительной литературой, электронными средствами обучения).

Оснащение и оборудование: ПК, сообщения на темы: «Энергосберегающие технологии в промышленности»; «Энергосберегающие технологии в строительстве»; «Энергосбережение на бытовом уровне», презентации их иллюстрирующие, видео выступлениегенерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой.

Структура урока:

I. Организационный момент

Использование энергии, получаемой из разных источников, давно стало неотъемлемым элементом нашей повседневной жизни. (Источники получения энергии могут назвать обучающиеся.) Запасенная в различных энергоносителях энергия может быть использована для получения света, тепла, совершения механической работы и других полезных целей. Такое преобразование энергии мы называем использованием энергии или энергопотреблением.

Рациональное энергопотребление может быть достигнуто различными способами. Для одних и тех же целей, например, обогрева комнаты, можно использовать различные источники энергии. В свою очередь, преобразование запасённой в источниках энергии в полезную форму может происходить по-разному. Следовательно, потери энергии в процессе её потребления и негативные воздействия на окружающую среду будут зависеть, во-первых, от выбранного источника энергии и, во-вторых, от используемой технологии преобразования её в полезную форму.

Вопросы, которые нам предстоит обсудить:

− Можно ли и как повысить эффективность энергопотребления и снизить негативные воздействия на окружающую среду?

− Какие новейшие научно-технические достижения способствуют повышению эффективности энергопотребления?

− Является ли проблема эффективного энергопотребления исключительно технической?

− Насколько значимо для обеспечения / создания условий для эффективного энергопотребления отношения общества к этой проблеме?

− Насколько значимо для обеспечения / создания условий для эффективного энергопотребления индивидуальное поведение людей и / или их отношение к этой проблеме?

II. Основная часть

1. Видео выступление Генерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой (Приложение1).

2. Работа группах.

Учащиеся знакомятся с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства. Для этого учащимся, заранее разделенных на группы, предлагается:

1) прочитать предложенный текст (Приложение2);

2) подготовить краткое информационное сообщение о выявленных проблемах и путях их решения.

Вопросы для групп:

Энергосберегающие технологии в промышленности

1. Назовите недостатки централизованной системы теплоснабжения.

2. В чем преимущества автономных систем теплоснабжения?

3. Каким образом использование местных энергоресурсов может снизить выбросы парниковых газов?

4. Какие виды топлива используются при отоплении вашего дома?

Энергосберегающие технологии в строительстве

1. Через какую часть зданий происходят основные потери тепла? Как их можно уменьшить?

2. Представьте, что вы работаете в проектной организации, проектирующей жилые здания для вашей местности. Вам поручили разработать проект индивидуального жилого дома. Какие природные факторы вы должны учесть при проектировании с точки зрения энергосбережения?

Энергосбережение на бытовом уровне

1. Можно ли снизить потребление энергии, не снижая уровня комфорта?

2. Почему не закрытая крышка кастрюли увеличивает потери энергии?

3. В чём преимущества микроволновых печей?

4. Предложите простые меры, которые могут препятствовать потерям тепла и энергии в быту

Представители групп рассказывают об основных проблемах энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможных путях их решения. В последующем обсуждение проблем, ответах на вопросы принимают участие все ученики класса.

III. Заключительная часть урока

В заключительной части обучающиеся знакомятся с приборами учёта и регулирования энергопотребления. Делают вывод об Основных принципах энергосбережения.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЮНЕСКО

И.Г. БОКОВОЙ

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО - международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.

По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.

ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.

Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека.

Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ - основы живой природы.

Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света.

Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.

Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме -это сохраненная частичка природы.

Россия - страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.

Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека.

Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!

Ирина Бокова


Приложение 2


Энергосберегающие технологии в промышленности

Экономить энергию можно и нужно на всех стадиях ее производства и потребления. При этом даже небольшая экономия энергии у потребителей позволяет получить значительную экономию топлива на тепловых и электрических станциях.

Тепловая энергия. Большой потенциал энергосбережения имеется в системе теплоснабжения. В большинстве городов России теплоснабжение осуществляется по централизованной системе, имеющей низкую эффективность. Только 30 % произведенного тепла тратится с пользой на отопление и горячее водоснабжение, остальные 70 - это различного рода потери.

При проектировании нового здания необходимо хорошенько подумать, следует ли подключать его к централизованной системе теплоснабжения или лучше снабдить автономным источником тепла.

В настоящее время в многоэтажных зданиях автономные котельные, работающие на газе, устанавливают на крыше здания или в отдельной пристройке рядом. Это позволяет уменьшить практически до нуля потери в тепловых сетях и при распределении энергии. В небольших поселках и сельской местности предпочтительно использовать местные виды топлива (торф, биомассу), отходы производства (опилки, солому и т. д.) в качестве топлива для автономных котельных.

Установка в котельных котлах с высоким КПД, снижение тепловых потерь в тепловых сетях с помощью качественной теплоизоляции, использование вторичного тепла (отработанный пар и горячая вода) - все это позволяет снизить объём сжигаемого топлива и, следовательно, снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.

Электрическая энергия. При производстве и распределении электрической энергии потери меньше. Они связаны с техническим несовершенством генераторов и линий электропередач, потерями в контактах, а также неизбежными естественными потерями на сопротивлении проводов.

Механическая энергия. Потери механической энергии связаны с трением в машинах и механизмах. В основном эти потери связаны с тем, что парк станков и другого технологического оборудования устарел и требует замены на более производительное и менее энергоемкое оборудование.


Энергосберегающие технологии в строительстве

Внедрение энергосберегающих технологий в строительстве позволяет значительно сократить энергопотребление здания.

Основные тепловые потери здания происходят через так называемые ограждающие конструкции. Этим термином специалисты называют окна, крышу, пол и стены. Рассмотрим основные приемы, используемые для снижения энергопотребления зданий.

Важно использовать материалы, обладающие меньшей инфильтрационной способностью. Поэтому дома, построенные из кирпича, предпочтительнее, чем панельные. Однако современные строительные технологии изготовления железобетонных конструкций с теплоизоляцией устраняют недостатки панельных зданий.

Малое энергопотребление должно закладываться уже на стадии проектирования здания. При выборе площадки и расположении на ней строительного объекта необходимо учитывать природно-климатические факторы. Для нейтрализации негативных воздействий внешней среды применяются следующие приемы:

− защита от холодных ветров зимой: расположение в лесопарковой зоне, у южного склона возвышенностей (в северных районах с суровым климатом);

− защита от перегрева в наиболее жаркие часы: использование прохлады примыкающего к площадке водоема; затенение деревьями и вьющимися растениями (в южных районах).

Существенное сокращение потерь теплоты на отопление обеспечивает рациональная аэродинамика застройки. В частности, при уменьшении скорости ветра в зоне застройки можно сократить в 2-3 раза тепловые потери здания через ограждающие конструкции.

Для большинства регионов России важной задачей является снижение потерь тепла через окна. Эти потери тепла в 3-5 раз больше, чем через крышу и стены. Для этого используют новые типы окон (стеклопакеты) с двойным или тройным остеклением, применяют внутренние теплоотражающие стекла, снижают площадь остекления здания, используют остекление лоджий.

Интересно, что в регионах с жарким климатом правильная конструкция окна тоже позволяет снизить потребление энергии. Если в холодной местности окна не должны пропускать теплый воздух наружу, то в жаркой местности - наоборот, не пропускать его внутрь.

Для стен и перекрытий в настоящее время разработано большое количество теплоизоляционных материалов, которые используются для их утепления при строительстве и реконструкции.

В наших городах много панельных зданий. В таких зданиях очень важна герметизация стыков панелей, т. к. именно стыковые соединения панелей в значительной степени определяют теплозащитные качества ограждений.

Грамотное проектирование зданий с максимальным использованием энергосберегающих технологий и материалов позволяет достичь поразительных результатов. Во многих западноевропейских странах разработаны и воплощены в жизнь проекты так называемого «энергоэффективного дома». Такой дом потребляет около 1/3 обычного количества электроэнергии и совсем не потребляет тепловой энергии!


Энергосберегающие технологии на транспорте

Транспорт является основным потребителем наиболее качественных видов жидкого топлива и крупным потребителем электроэнергии.

В этой связи актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры транспортных средств в целях обеспечения перевозки грузов и пассажиров при минимальных энергетических затратах.

На долю железнодорожного транспортаприходится примерно 50% всех перевезенных в нашей стране грузов. Основными направлениями энергосбережения на железнодорожном транспорте являются:

− дальнейшая электрификация железных дорог;

− ввод в эксплуатацию новых, более совершенных локомотивов, оснащенных двигателями с повышенным КПД;

− увеличение массы поезда за счет повышения степени загрузки вагонов;

− замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом;

− снижения потерь в энергохозяйстве железнодорожного транспорта; совершенствование планирования и автоматизация управления перевозками. Одним из путей снижения энергопотребления является строительство современных скоростных железнодорожных магистралей.

Автомобильный транспорт расходует более половины общего количества энергоресурсов, потребляемых всеми видами транспорта.

Большинство транспортных средств технически устарело и неэффективно, выбросы вредных веществ в атмосферу превышают допустимое значение. Все это мы можем почувствовать на себе: на улицах больших городов в последние годы стало трудно дышать. Существенное повышение энергетической эффективности транспорта может быть достигнуто за счет развития сети современных автомобильных дорог и системы общественного транспорта. Общественный транспорт в городах гораздо эффективнее для перевозки пассажиров, чем индивидуальный. Легковой автомобиль перевозит в лучшем случае 5 человек, тогда как автобус или троллейбус - как минимум в десять раз больше, расходуя не намного больше топлива. К тому же, многие виды общественного транспорта приводятся в движение электрической энергией. Использование транспорта, приводимого в движение электромоторами (метрополитена, троллейбусов, трамваев), практически исключает выбросы вредных веществ в атмосферу.

Основные пути снижения энергопотребления на автомобильном транспорте - это создание более совершенных двигателей, потребляющих не только меньшее количество топлива, но и выбрасывающих в атмосферу меньшее количество загрязняющих веществ, замещение бензина сжатым или сжиженным газом. Создание развитой системы технического обслуживания и ремонта транспорта, автоматизация управления перевозками, поддержание автомобильных дорог в надлежащем состоянии позволяет значительно сократить энергопотребление.

Основными направлениями энергосбережения на водном транспорте являются: пополнение флота новыми судами с более совершенными двигателями; улучшение качества топлива путем использования многофункциональных добавок или замещение нефтяного топлива на сжиженный природный газ; оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи автоматических систем управления; использование теплоты отходящих газов судовых двигателей.

Энергосбережение на воздушном транспорте может быть достигнуто следующими путями: внедрением новых экономичных двигателей; улучшением аэродинамических характеристик машин, снижающих сопротивление движению; совершенствованием методов управления полетами; использованием новых видов топлива (например, водорода).


Энергосбережение на бытовом уровне

С каждым годом на бытовые нужды расходуется всё больше электроэнергии, газа, тепла, воды. Коммунально-бытовое хозяйство является на сегодня крупным потребителем топлива и энергии.

Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупила чувство необходимости её экономии.

Некоторые способы экономии энергии в нашем доме.

Обогрев помещений. Возможно, для тех, кто живет в тропическом лесу, обогрев помещений не представляет проблемы. Для нас, живущих в холодном климате, необходимо придумывать искусственные методы сохранения тепла.

Российские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений не ниже 18оС. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Обогревательные системы были построены, когда цены на энергию были низкими, и эффективности не придавали значения. Неэффективность теплосетей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры. В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла. Наша проблема в том, как сохранить это тепло.

В нашем классе и домах тепло уходит двумя способами:

− Сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный.

− Передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным.

Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков. Свежий воздух, поступающий в вентиляцию, должен нагреваться старым воздухом, выходящим из дома. Потери тепла не должны быть гораздо выше, чем "тепловые отходы" от разнообразных процессов в доме. Источниками таких "тепловых отходов" являются люди, осветительные приборы, а также различное оборудование.

Наши сегодняшние дома построены без особых соображений о том, сколько энергии будет необходимо для поддержания удовлетворительной температуры внутри. Зачастую в стенах зданий образуются "мосты холода" -плохо утепленные места, через которые тепло уходит наружу.

Добавить утепление к существующему строению - большая и, как правило, очень дорогая работа. Но было бы отличной идеей добавить новое утепление при капитальном ремонте стен и крыши. Если ваша комната очень холодная, утеплить ее помогут даже просто ковры на самых холодных стенах и на полу, и плотные шторы на окнах. Но они не должны покрывать отопительные батареи- препятствовать обогреву!

Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме, в процессе которой отыскиваются и заделываются щели. Треснувшие стекла нужно заменить, а щели заизолировать прокладками и/или специальной лентой. Также слабым местом является пространство между оконными рамами и стеной, и по углам или в других местах, где соединяются различные элементы.

Полезно укрыть теплоотражающими материалами стену за радиатором отопления.

Сами радиаторы надо правильно использовать. Они должны быть чистыми и снаружи, и внутри. За многие годы эксплуатации они бывают забиты отложениями так, что и тоненькая струйка воды не просочится, какое уж там тепло. Потому радиаторы необходимо периодически промывать. Укрытие отопительных приборов декоративными плитами, панелями и даже шторами снижает теплоотдачу на 10…20%.

Старайтесь избегать перегрева помещений. Наиболее благоприятная для здоровья температура в помещении - от 18 до 20 °С. Для регулировки температуры в квартире на отопительные приборы необходимо установить терморегуляторы. Этим вы сэкономите немало энергии. Так, снизив температуру в помещении с 24oС до 20oС, вы сэкономите 20% энергии.


4. ЛИТЕРАТУРА


  1. Болотина Т.В., Крылова О.В., Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».- М.2015.

  2. Письмо Минобрнауки России от 30 июня 2015 г. №ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/2016 учебный год».

  3. Письмо Минобрнауки России от 14 сентября 2015 г. №08-1472 «О мероприятиях в рамках Международного года света и световых технологий».

  4. Письмо Минобрнауки России от 26 ноября 2015 г. №08-2215 «о подготовке к тематическому уроку «Свет в нашей жизни»».

  5. Официальный сайт ООН, un.org/ru/sections/what-we-do/promote-sustainable-development/

  6. Портал «2015 - время глобальных действий», un.org/sustainabledevelopment/

  7. Платформа знаний об устойчивом развитии, sustainabledevelopment.un.org


© 2010-2022