Урок Таинство Причастия 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу ОРКСЭ

модуль «основы православной культуры»

Тема «Таинство Причастия»

Цель урока: Познакомить учащихся с событиями Тайной Вечери

Задачи урока:

Обучающая - узнать о том, что такое церковные таинства

Развивающая - уяснить, что церковные таинства с христианской точки зрения - это действие не человека, а Бога

Воспитывающая - осознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Ключевые понятия урока: причастие, таинства, благодать.

Ресурсы: Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», учебник.

задания рабочей тетради на каждого ученика;

компьютерное оборудование;

презентации по теме урока;

аудиозаписи.

Ход урока:

  1. Вступление (показ слайдовой презентации) (создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность).

Хлеб жизни

Шумят хлеба в широком поле, -

Конца и края не видать.

А в храме Божьем, на престоле,

Им суждено святыней стать.

Звездицею накрыты хлебы,

Потир сияет золотой,

И, по молитвам, прямо с неба,

Незримо сходит Дух Святой.

И нет на свете выше счастья:

Пред Чашей разомкнуть уста,

Принять священное Причастие

И стать частицею Христа.

Татьяна Егорова, 2004

Сегодня я расскажу вам о чуде, которое случается в Православной Церкви каждое воскресенье.


  1. История.

Но вначале вспомним историю Нового Завета

(Задачи: чтение текста учебника, поиск и выделение необходимой информации, умение выражать свои мысли).

(Показ иконы Симона Ушакова «Тайная Вечеря»).

Послетекстовая работа

Беседа с использованием вопросов учебника


  1. Что такое причастие? (осмысление новых знаний)

Один из мудрых пастырей двадцатого столетия о. Валентин Свеницкий пишет:

"Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает и делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит.

Жизнь духовная - действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь жить в Нем?»

Спасением христиане называют преодоление пропасти между человеком и Богом, возвращение человека к тому состоянию, для которого он был задуман - к вечному счастью, которое дает только любовь, или, как еще говорят - к вечной жизни. А поскольку Источник всякой жизни в мире - это наш Творец и больше никто, то спастись человек может, только приобщившись этому Источнику, соединившись с Ним. Вот что означает причащение - в этом Таинстве человек соединяется с Богом.

Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, даем им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

5.Значение слова «причастие» (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли).

Работа по подгруппам: разобрать слово по составу и выявить его общее толкование.

При-частие, т.е. часть чего-то большого. Человек, принявший причастие становится частью Христа. Он становится причастным Его жизни.

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился "как бы некая чудная пелена" и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня "неопально, как древле купина неопально горевшая…". Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: "Чего так устрашился дух твой, чадо мое?". "Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. "Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни", - заповедал ему смиренный авва».

Вопрос: если человек заболевает, то к кому он обращается?

Ответ: к врачу.

Вопрос: что он рассказывает врачу?

Ответ: что у него болит и как болит.

Вопрос: что происходит, когда диагноз поставлен?

Ответ: врач дает лекарства, принимая которые человек выздоравливает.

То же происходит и в Церкви. Грех - это человеческая болезнь. Тяжело живется человеку во грехе: совесть мешает душе радоваться, тело становится больным. Тогда человек идет на исповедь, рассказывает о своих грехах и после исповедания их принимает как лекарство Святое Причастие.


  1. Причащение апостолов.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. Они понимали теперь слова Христа - «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа - там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа - он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа - «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

Что нужно сделать человеку, чтобы принять Святое Причастие (действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами).

Рассказ учителя: Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

-"Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно".

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

Вопрос: Как вы думаете, зависит ли действие Причастия от состояния человека?

Ответ: да. Причастие не приносит пользы, ест человек держит на кого-то зло.

Вопрос: что изменяется в людях, принявших Святое Причастие?

Ответ: они становятся способными любить других людей и даже врагов своих.

Диалог между учителем и учащимися.



  1. Христианские таинства.

Причастие Христу в Церкви называют «таинством». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы-то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство, с христианской точки зрения - это действие не человека, а Бога.

В Православной Церкви существует семь Таинств.

Важнейшие из них - Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Задача Церкви - разнести по всем странам и по всем эпохам те дары, которые Христос две тысячи лет назад дал двенадцати апостолам. Православные говорят: во дни Своей жизни на земле Христос спас человечество, а до каждого отдельного человека это спасение доносится через его участие в жизни Церкви и в ее таинствах.

Через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) Бог совершает таинства в христианской Церкви. Поэтому православные люди убеждены, что Церковь - это не просто собрание одинаково верящих людей. Церковь - это присутствие Христа в мире. Апостол Павел называл Церковь «Телом Христа».

Таинство святого причастия совершается на службе, которая называется Литургия. Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.

Христиане идут в храм именно ради участия в таинствах Церкви. Это означает, что они идут в храм не для того, чтобы туда отнести что-то свое, а для того, чтобы получить от Христа через Церковь то, что нельзя изготовить самим. Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять.



  1. Видео «Святое Причастие» по фотоальбому священника Константина Пархоменко (с комментариями учителя).

Сейчас вы увидите, как происходит Святое Причащение на Литургии.

Во время причащения церковный хор поет песнопение, которое рассказывает о том, что происходит в данный момент. Мы с вами услышим песнопение «Тело Христово» в исполнении монахов.

(Во время показа звучит вучит песнопение Валаамской обители «Тело Христово»)



  1. Закрепление материала. Презентация «Задания» (учащиеся выполняют задания из рабочей тетради).

Вопрос 1. От какого слова образовано слово «причастие»:

а) от слова «часто», так как верующие люди должны часто причащаться;

б) от слова «частичный», потому что христиане частично живут в Церкви;

в) от слова «причастность», так как жизнь причащающегося человека становится причастной жизни Христа.

Вопрос 2. Что изменяется в людях, которые часто причащаются?

а) им становится легче любить друг друга;

б) они ярче видят чужие грехи;

в) ничего.

Вопрос 3. Зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния?

а) если человек обладает силой, он может стать экстрасенсом;

б) причастие может быть в осуждение человеку, если он таит на кого-то зло;

в) нет.

Вопрос 4. Что полнее всего объединяет людей в Церкви?

а) совместные компьютерные игры;

б) причастие, так как становятся братьями и сестрами во Христе;

в) дискотеки.


  1. Крестословица

(проверка усвоенности полученных знаний.

Развитие навыков:

общеучебных: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логических: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения).

А теперь - самостоятельное задание. Решите крестословицу.


  1. Заключение.

Подведем итоги нашего занятия.

Ответы на вопросы учебника (оценка процесса и результатов деятельности).

Отрывок стихотворения русского поэта и философа Владимира Соловьева.

Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь - средь суеты случайной,

В потоке шумном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.


  1. Домашнее задание.

«Быть верующим - значит хранить верность самым светлым минутам своей жизни».

Согласен ли ты с этим? Объясни свою позицию.

6


© 2010-2022