Содержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция» - возможный вариант развития духовно-нравственных основ личности.

Селиверстикова Елена Алексеевна

МОУ «СОШ№ 11» г. Усть-Илимск, Иркутская область.

В нашей школе реализуется целевая комплексная программа «Традиция», направленная на духовно-нравственное воспитание. Многолетние наработки школы по данному направлению показали, что это нужная деятельность по формированию нравственных качеств учащихся, привитию любви к малой и большой Родине. Содержание деятельности в рамках этой программы можно представить на схеме:

Традиция



Содержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция»


ССодержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция»

табильные, утвердившиеся учебные программы, спецкурсы, кружки, клубы.

Славянская мифология

Традиции народов России

История земли Иркутской

История русской философской мысли

Клуб «Светелочка»

«Русский стиль» (Театр костюмов)

«Левша» (Работа с деревом)

«Лаковая живопись»

«Береста»

«Кружевоплетение»


Предполагаемые дополнительные программы и клубы

«Лоскутное шитье»

«Семейный клуб»

«Как это было»

Созданные по инициативе участников образовательного пространства (пока не обозначенные)

«Человеко-ведение»

(авторская программа Леготиной В.А.)

«Образование культурой»

(авторская программа Пермяковой Т.Б.)

«Краеведение»

Одним из возможных направлений движения в решении обозначенной выше проблемы считаю расширение краеведческого подхода в образовании.

Краеведческий подход - один из путей решения проблемы по связи содержания образования с реальной перспективой жизни ученика. Следуя этой логике, программа предоставляет ее участникам широкий выбор видов деятельности, инициативы, дает простор для личного поиска, движения к новым открытиям. Осознание бесконечности познания и желание творить - главные условия включения в программу.

При этом невозможно предусмотреть строго определённое содержание, оно вариативно и развивается в ходе деятельности субъектов образования. Общение с ребёнком как с равноправным участником коммуникативного процесса, свобода выбора содержания и форм его освоения делает приоритетным творческий характер деятельности. Это не только разговор в классе, но и путешествия - экскурсии, созерцание, слушание, организация практической деятельности. Детям и педагогам предоставляется свобода объединения в творческие и проблемные группы. В них могут появиться новые формы деятельности. Занятия в проблемной группе предполагают последующее проецирование творческих результатов работы на восприятие и осмысление другими людьми. Расширение спектра деятельности и связей на этапе внедрения программы привело к становлению школьного музейного центра как наиболее адекватной формы, в котором сложились условия для самостоятельного выбора, поиска, осмысления себя через освоение адаптационного опыта предыдущих поколений. Это освоение происходит во взаимодействии с социальными институтами вне школы: Городским Краеведческим музеем, Советом ветеранов, библиотекой для детей и юношества, городским архивом, Военным Историческим архивом в г. Подольске и др.

Различные виды деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания проявились в расширении возможности предъявления результатов собственного продвижения. В первую очередь через использование информационных ресурсов: создание мультимедийных альбомов, презентаций, электронных картотек фондов музея; разработка виртуальных экскурсий, обновление информации на школьном сайте, реставрация фотоматериалов, создание видеозарисовки о школьном музее, издание буклетов, актуальные репортажи на ТВ и представление наработок перед учащимися школы. Таким образом, краеведение - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, одно из направлений формирования нравственности.

В программе предусматривается деятельность мастерской «Русский стиль», основной целью которой является выполнение копий старинных костюмов, но это не механическое копирование. Это творческий процесс, который должен содействовать художественному восприятию образов, созданных старинными умельцами.

Главным в мастерской является не только создание моделей и освоение ремесел, а процесс проживания в атмосфере духовности своих предков через эти ремесла, украшенный своими руками быт, через соблюдение традиций и обрядов.

Не менее важно, что участники выражают в работах свои мысли, делают это легко и свободно, становясь умелыми, добрыми, отзывчивыми. Но известно, что нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные качества, не зная, что было до нас.

Всё содержание образовательной программы «Традиция» направлено на создание условий для духовного и нравственного становления ребят.

Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона - той конкретной атмосферы и условий, которые им способствуют или сдерживают развитие культурных средств конкретных образовательных систем. Это сказывается на работе всех социальных институций - детских библиотек, клубов - центров, музеев, других внешкольных учреждений (во взаимодействии со школой), а также учреждений культуры и искусства.



© 2010-2018