• Преподавателю
  • Другое
  • Проект. Школьная библиотека-современный школьный библиотечно-информационный центр

Проект. Школьная библиотека-современный школьный библиотечно-информационный центр

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий эл





ПРОЕКТ

«Школьная библиотека - современный

библиотечно-информационный центр»









2015

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Школьная библиотека - современный информационно-библиотечный центр

Нормативно - правовая база разработки

проекта

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»

  • Нормативные документы Министерства образования РФ

  • Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения

Разработчик

Владимирова Н.Г. - педагог - библиотекарь

Цель

- Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

- Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса

Задачи

1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.

2.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.

3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.

4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.

6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.

7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях

8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

9. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.

10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.

11. Участие в проектах и конкурсах.

12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.

Основные направления проекта

1. Создание нормативной базы БИЦ.

2. Создание материально-технических условий.

3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.

4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

5. Автоматизация библиотечных процессов

Ожидаемые

результаты

реализации проекта

- Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра.

- Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.

- Модернизация библиотечных процессов.

- Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудника библиотеки

- Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.

- Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

- Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.

- Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

Источники

финансирования

  • Бюджетные средства

  • Внебюджетные средства.

Сроки и этапы реализации проекта

Программа рассчитана на 2015-2017 г.

1 этап. Формирующий (2015)

Разработка программы развития образовательным учреждением.

Отработка организационных основ механизма реализации Программы.

Создание материально-технических и кадровых условий

2 этап. Основной (2016)

Отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение библиотеки в единое образовательное пространство школы.

Реализация и корректировка программы

3 этап. Аналитический (2017)

Закрепление результатов реализации Программы

Анализ реализации Программы развития.

Система контроля

за исполнением проекта

Текущий

Поэтапный

Итоговый

(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)

Актуальность

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

Информатизация образования является приоритетной среди задач российской школы. Приход в школу информационных технологий кардинально изменил её образовательные цели. Сегодня они направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу, переработке и представлению информации. Программа модернизации образования на основе внедрения новых информационных и коммуникационных технологий предполагает переход функций школьной библиотеки на более высокий качественный уровень.

На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность .

В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.

Поэтому нужно сейчас обучать детей компетентно развивать свои способности. Начинать, наверное, нужно совместно с учителями и родителями, не распределяясь на главные и второстепенные роли.

В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ). Основными задачами данного центра является «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления». Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса.

Гипотеза

Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.

Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно- библиотечном обслуживании.

Одним из путей совершенствования библиотечной работы является переорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечно - информационный центр. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой библиотечно - информационный центр, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей. Осуществляя работу в этом направлении, библиотечно - информационный центр выступает посредником между большим миром информации и потребностями образовательного сообщества. Именно освоение и расширение роли посредника и связующего звена ведет к развитию услугового пространства современной библиотеки.

Анализ состояния библиотеки.

Информационная справка о библиотеке МОУ « Приволжская средняя СОШ»

1. Библиотека МОУ « Приволжская СОШ» существует с момента основания школы. Она расположена на третьем этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 138 кв.м.

2. В штатном расписании библиотеки - 1 ставка библиотекаря.

3.Техническое оснащение, его использование:

- рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер,

- место для работы посетителей: 2 компьютера.

Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть, используются ежедневно.

4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия - литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.

5. Взаимодействие с другими учреждениями: с сельской библиотекой - посещение мероприятий.

6. Библиотечный фонд:

Основной фонд -9092экз.

Фонд учебной литературы -23954 экз.

6. Читателями школьной библиотеки являются 672 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне - 93 %. В штате библиотеки - 1 библиотекарь, имеющий высшее образование. Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы,

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МОУ «Приволжская СОШ» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

- выдает во временное пользование издания из своих фондов;

- оказывает консультационную помощь в поиске документов,

- составляет библиографические указатели, списки литературы;

- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;

- организует книжные выставки и массовые мероприятия;

- содействует формированию информационной культуры.

При этом:

- ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;

- фонд библиотеки ветхий, не способный удовлетворить потребности учащихся в современной познавательной и досуговой литературе. Недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе. Некоторые произведения имеются в 1-2 экземплярах. Особенное внимание необходимо обратить на литературу для учащихся начальных классов;

- недостаточно пополняется и фонд учебной литературы.

Основная проблема библиотечного обслуживания читателей школы состоит в несоответствии между функциями современной библиотеки, необходимым объемом и качеством оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.

В ходе анализа работы библиотеки за период с 2012 по 2015 гг., было проведено исследование: респондентам было предложено выразить свою точку зрения и сформулировать основные идеи по организации и функционированию библиотеки, способной повысить эффективность и качество информационного обслуживания читателей. Результаты следующие: 72 % респондентов отметили тот факт, что, несмотря на недостаточное материально-техническое обеспечение библиотеки, началось постепенное повышение темпов, объёмов обновления и пополнения фондов. 89% респондентов отметили компьютеризацию библиотеки как фактор, способствующий росту популярности библиотеки. Все респонденты согласились с тем, что компьютеризация библиотеки способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:

  • динамичное развитие школы, расширение области исследований;

  • внедрение профильной и дистанционной систем обучения;

  • акцент на самостоятельную работу учеников;

  • активное внедрение компьютерных технологий;

  • изменение книготоргового рынка;

  • увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

Не менее важное влияние на развитие библиотеки оказывают и проявления внутренней среды:

  • отсутствие чёткой политики комплектования фондов библиотеки;

  • острый недостаток финансовых средств на приобретение литературы;

  • отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;

  • низкий уровень информационной культуры пользователей;

Составление проекта развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.

Цели и задачи проекта.

Цель:

- Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

- Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса

Задачи:

1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.

2.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.

3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.

4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.

5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.

6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.

7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях

8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

9. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.

10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.

11. Участие в проектах и конкурсах.

12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.

Функции школьного библиотечного информационного центра

В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения

1.Обеспечение информационными и методическими ресурсами учебно-воспитательного процесса.

2.Пропаганда литературы и привлечение детей к чтению.

3.Развитие информационной культуры пользователей.

4.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитие его творческого потенциала.

Проблемы

1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотечно-информационного центра

2. Недооценка библиотечно-информационного центра как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции библиотечно-информационного центра в образовательное пространство школы, принижение ее роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Недостаточная включенность библиотечно-информационного центра в образовательные проекты и программы.

4. Низкое качество книжного фонда библиотечно-информационного центра.

5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотечно- информационного центра все возрастающим требованиям современного образования.

6. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития библиотечно-информационного центра, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития библиотечно-информационного центра.

Основные направления библиотечно -информационного центра

1. Создание нормативной базы БИЦ.

2. Создание материально-технических условий.

3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.

4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

Участники проекта

БИБЛИОТЕКАРЬ:

создание базы данных учебного заведения;

создание и использование электронной библиотеки;

обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;

формирование списков учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ (федеральный перечень учебников);

осуществление деятельности, связанной с движением фонда;

мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;

руководство кругом чтения обучающегося;

автоматизация процессов учёта книговыдачи и возврата книг;

выявление и работа с задолжниками;

автоматизация процесса формирования заказа книг, учебников и учебных пособий;

формирование и печать каталожных карточек, читательских формуляров, КСУ, документов инвентаризации фонда.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК:

обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;

формирование и корректировка учебной предметной линии в соответствии с ФПУ;

изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями по предмету.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

работа с задолжниками;

формирование заказа на учебники на следующий учебный год в соответствии с ФПУ;

изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;

анализ круга чтения и читательской активности обучающихся;

подбор литературы к классным часам, тематическим неделям.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОУ:

мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;

мониторинг обеспеченности образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;

анализ фонда учебной литературы с целью формирования соответствующей статьи бюджета;

анализ фонда учебной литературы в соответствии с ФПУ;

анализ фонда учебной литературы в соответствии с предметными линиями.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ:

ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и

учебными пособиями;

обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;

РОДИТЕЛИ:

ознакомление со списками учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ;

ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и

учебными пособиями;

ознакомление с кругом чтения ребёнка;

анализ обеспеченности образовательного процесса с целью оказания спонсорской помощи

План мероприятий по реализации проекта БИЦ

МОУ "Приволжская средняя общеобразовательная школа "

на 2015-2017гг.

№ п/п

Мероприятие

Срок

Исполнители

Ожидаемый результат

1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.

1

Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.

2015

Библиотекарь


2

Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки

а) прохождение библиотекарем

курсов по информационным технологиям

2015-

2016

Библиотекарь


3

Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:

а) списание устаревшей литературы;

б) обновление фонда художественной литературы;

в) пополнение учебного фонда, медиатеки;

г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;

д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;

е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.

г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.

2015-

2017

Библиотекарь

Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса

4

Автоматизация библиотечных ресурсов

а) создание электронного каталога библиотечного фонда;

б) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме


2016

2017

Библиотекарь

Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть

создание электронного каталога

- отказ от бумажной картотеки

5

Внедрение необходимых программ

2016

Системный администратор

6

Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2015-2017

Библиотекарь

Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра

7

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы

2016-2017

Библиотекарь

Наличие единого каталога электронных учебных пособий.

8

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2015-2017

Библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

9

Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников

Ежегодно

классные руководители,

библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

10

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

Ежегодно

Классные руководители, библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

11

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

ежегодно

май-июнь

Список учебников

2.Формирование фонда ИБЦ

1

Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)

2012

Библиотекарь



Повышение эффективности работы ИБЦ

2

Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы

По мере поступления

Библиотекарь

3

Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки

Постоянно

Библиотекарь

4

Выдача изданий читателям.

Постоянно

Библиотекарь

5

Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.

Постоянно

Библиотекарь

6

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий

Постоянно

Библиотекарь

7

Ведение работы по сохранности фонда.

Постоянно

Библиотекарь

8

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

Библиотекарь

3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.


Повышение эффективности учебно-воспитательной работы


1.

Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)

2015-2017

Библиотекарь

2.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере поступления

Библиотекарь

3.

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей - предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

ежегодно

Библиотекарь

4.

Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий

Неделя детской книги

ежегодно


Библиотекарь


5.

Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы ОУ)

2015-2017

Библиотекарь

4.Работа по пропаганде ББЗ

Формирование информационной грамотности обучающихся

1

1класс.

Знакомство с библиотечно-информационным центром.

Правила пользования и правила обращения с книгой

ежегодно







Библиотекарь

2

2класс.

Структура книги.

Газеты и журналы для младшего школьного возраста.

ежегодно

3

3класс.

Как читать книги. - Выбор книги в библиотеке. Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.

ежегодно

4

4 класс. Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей.

ежегодно

5

5 класс.

Как построена книга.

ежегодно

6

6 класс. Выбор книг в библиотеке.

ежегодно

7

7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении.

ежегодно

8

8 класс. Методы самостоятельной работы с литературой.

ежегодно

9

9 класс. Сообщение, доклад, реферат.

ежегодно

5.Реклама ИБЦ

1

Создание фирменного стиля:

-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)

-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.

постоянно


Библиотекарь

2

постоянно

3

Реклама о деятельности центра:

-устная (во время перемен, на классных собраниях)

-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)

ежегодно

4

постоянно

6. Повышение квалификации

1

Работа по самообразованию:

- освоение информации из профессиональных изданий;

- использование опыта лучших школьных библиотекарей.

Ежегодно




Библиотекарь

2

Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия.

По плану работы МО;

3

Ведение странички на сайте школы в сети Интернет.

2016-2017

4

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

2015-2017

5

Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.

2015-2017

7.Взаимодествие с библиотеками района

1

Использование обменно - резервного фонда библиотек района

Ежегодно


Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап.

Разработка текста проекта и создание пакета документов, необходимого для работы библиотечного информационного центра в рамках ФГОС.

  1. Основной этап.

Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление контроля их реализации. Включение библиотечно-информационного центра в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования библиотечно-информационного центра в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.

Реализация и корректировка программы развития школьной библиотеки, разработка Программы информационной грамотности «Информационная культура школьников», программы развития детского чтения.

  1. Аналитический этап.

Анализ результатов, выделение проблем, при необходимости корректировка деятельности библиотечного информационного центра.

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Основным источником финансирования являются бюджетные средства. Источником дополнительного финансирования программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы к концу 2017 года будет достигнуто:

1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей.

2) Обеспечение широкого доступа учащихся , преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.

3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов.

4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.

5) Укрепление материально-технической базы.

6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки.

7.Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей структурного подразделения МОУ «Приволжская СОШ »:

  • на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

  • на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.

Механизмы реализации

  1. Совместная деятельность с административно-педагогическим составом школы.

  2. Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

  3. Использование в работе наиболее успешных практик, которые уже имеются в библиотечно-информационном обслуживании.

Возможные трудности и риски в реализации проекта:

  1. Недостаточное финансирование деятельности БИЦ.

  2. Некомпетентное использование компьютерной техники и как следствие, частые поломки, проблемы с расходным материалом.

Система организации контроля

Текущий

Поэтапный

Итоговый

В ходе решения задач проекта развития школьной библиотеки, как библиотечно-информационного центра, руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее: - выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели проекта развития библиотеки, учебного плана школы в целом; - удовлетворяются ли потребности школьного сообщества; - существует ли возможность реагировать на изменение потребностей; - достаточно ли ресурсное обеспечение; - рентабельны ли эти направления.

(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)

Список литературы

1. Волобуева М. Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.

2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения:Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ/Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.

3. Литвинова И. А. Модель школьного библиотечно-информационного центра: опыт создания БИЦ//Школьная библиотека - 2004 - №8

4. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. - Библиотека в школе. - 2001.- №1. - С.5.

5. Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. Вып 1 (15) / Рос. гос. б-ка. - Москва: Рос.

гос. б-ка, 2008. - 272 с.

6. websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения

7. lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке

8. lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду

9. eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.

© 2010-2022