- Преподавателю
- Другое
- Проект. Школьная библиотека-современный школьный библиотечно-информационный центр
Проект. Школьная библиотека-современный школьный библиотечно-информационный центр
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Владимирова Н.Г. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приволжская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района Республики Марий эл
ПРОЕКТ
«Школьная библиотека - современный
библиотечно-информационный центр»
2015
Паспорт проекта
-
Наименование
проекта
Школьная библиотека - современный информационно-библиотечный центр
Нормативно - правовая база разработки
проекта
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»
-
Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»
-
Нормативные документы Министерства образования РФ
-
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Разработчик
Владимирова Н.Г. - педагог - библиотекарь
Цель
- Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
- Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
Задачи
1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.
2.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.
5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях
8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
9. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
11. Участие в проектах и конкурсах.
12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
Основные направления проекта
1. Создание нормативной базы БИЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
5. Автоматизация библиотечных процессов
Ожидаемые
результаты
реализации проекта
- Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра.
- Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
- Модернизация библиотечных процессов.
- Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудника библиотеки
- Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
- Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
- Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
- Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
Источники
финансирования
-
Бюджетные средства
-
Внебюджетные средства.
Сроки и этапы реализации проекта
Программа рассчитана на 2015-2017 г.
1 этап. Формирующий (2015)
Разработка программы развития образовательным учреждением.
Отработка организационных основ механизма реализации Программы.
Создание материально-технических и кадровых условий
2 этап. Основной (2016)
Отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение библиотеки в единое образовательное пространство школы.
Реализация и корректировка программы
3 этап. Аналитический (2017)
Закрепление результатов реализации Программы
Анализ реализации Программы развития.
Система контроля
за исполнением проекта
Текущий
Поэтапный
Итоговый
(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)
-
Актуальность
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
Информатизация образования является приоритетной среди задач российской школы. Приход в школу информационных технологий кардинально изменил её образовательные цели. Сегодня они направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу, переработке и представлению информации. Программа модернизации образования на основе внедрения новых информационных и коммуникационных технологий предполагает переход функций школьной библиотеки на более высокий качественный уровень.
На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность .
В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Поэтому нужно сейчас обучать детей компетентно развивать свои способности. Начинать, наверное, нужно совместно с учителями и родителями, не распределяясь на главные и второстепенные роли.
В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ). Основными задачами данного центра является «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления». Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса.
Гипотеза
Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно- библиотечном обслуживании.
Одним из путей совершенствования библиотечной работы является переорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечно - информационный центр. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой библиотечно - информационный центр, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей. Осуществляя работу в этом направлении, библиотечно - информационный центр выступает посредником между большим миром информации и потребностями образовательного сообщества. Именно освоение и расширение роли посредника и связующего звена ведет к развитию услугового пространства современной библиотеки.
Анализ состояния библиотеки.
Информационная справка о библиотеке МОУ « Приволжская средняя СОШ»
1. Библиотека МОУ « Приволжская СОШ» существует с момента основания школы. Она расположена на третьем этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 138 кв.м.
2. В штатном расписании библиотеки - 1 ставка библиотекаря.
3.Техническое оснащение, его использование:
- рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер,
- место для работы посетителей: 2 компьютера.
Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть, используются ежедневно.
4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия - литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.
5. Взаимодействие с другими учреждениями: с сельской библиотекой - посещение мероприятий.
6. Библиотечный фонд:
Основной фонд -9092экз.
Фонд учебной литературы -23954 экз.
6. Читателями школьной библиотеки являются 672 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне - 93 %. В штате библиотеки - 1 библиотекарь, имеющий высшее образование. Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы,
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МОУ «Приволжская СОШ» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов,
- составляет библиографические указатели, списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и массовые мероприятия;
- содействует формированию информационной культуры.
При этом:
- ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;
- фонд библиотеки ветхий, не способный удовлетворить потребности учащихся в современной познавательной и досуговой литературе. Недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе. Некоторые произведения имеются в 1-2 экземплярах. Особенное внимание необходимо обратить на литературу для учащихся начальных классов;
- недостаточно пополняется и фонд учебной литературы.
Основная проблема библиотечного обслуживания читателей школы состоит в несоответствии между функциями современной библиотеки, необходимым объемом и качеством оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.
В ходе анализа работы библиотеки за период с 2012 по 2015 гг., было проведено исследование: респондентам было предложено выразить свою точку зрения и сформулировать основные идеи по организации и функционированию библиотеки, способной повысить эффективность и качество информационного обслуживания читателей. Результаты следующие: 72 % респондентов отметили тот факт, что, несмотря на недостаточное материально-техническое обеспечение библиотеки, началось постепенное повышение темпов, объёмов обновления и пополнения фондов. 89% респондентов отметили компьютеризацию библиотеки как фактор, способствующий росту популярности библиотеки. Все респонденты согласились с тем, что компьютеризация библиотеки способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
-
динамичное развитие школы, расширение области исследований;
-
внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
-
акцент на самостоятельную работу учеников;
-
активное внедрение компьютерных технологий;
-
изменение книготоргового рынка;
-
увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Не менее важное влияние на развитие библиотеки оказывают и проявления внутренней среды:
-
отсутствие чёткой политики комплектования фондов библиотеки;
-
острый недостаток финансовых средств на приобретение литературы;
-
отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;
-
низкий уровень информационной культуры пользователей;
Составление проекта развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.
Цели и задачи проекта.
Цель:
- Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
- Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
Задачи:
1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.
2.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.
5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях
8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
9. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
11. Участие в проектах и конкурсах.
12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
Функции школьного библиотечного информационного центра
В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения
1.Обеспечение информационными и методическими ресурсами учебно-воспитательного процесса.
2.Пропаганда литературы и привлечение детей к чтению.
3.Развитие информационной культуры пользователей.
4.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитие его творческого потенциала.
Проблемы
1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотечно-информационного центра
2. Недооценка библиотечно-информационного центра как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции библиотечно-информационного центра в образовательное пространство школы, принижение ее роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
3. Недостаточная включенность библиотечно-информационного центра в образовательные проекты и программы.
4. Низкое качество книжного фонда библиотечно-информационного центра.
5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотечно- информационного центра все возрастающим требованиям современного образования.
6. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития библиотечно-информационного центра, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития библиотечно-информационного центра.
Основные направления библиотечно -информационного центра
1. Создание нормативной базы БИЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
Участники проекта
БИБЛИОТЕКАРЬ:
создание базы данных учебного заведения;
создание и использование электронной библиотеки;
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
формирование списков учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ (федеральный перечень учебников);
осуществление деятельности, связанной с движением фонда;
мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
руководство кругом чтения обучающегося;
автоматизация процессов учёта книговыдачи и возврата книг;
выявление и работа с задолжниками;
автоматизация процесса формирования заказа книг, учебников и учебных пособий;
формирование и печать каталожных карточек, читательских формуляров, КСУ, документов инвентаризации фонда.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК:
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
формирование и корректировка учебной предметной линии в соответствии с ФПУ;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями по предмету.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
работа с задолжниками;
формирование заказа на учебники на следующий учебный год в соответствии с ФПУ;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
анализ круга чтения и читательской активности обучающихся;
подбор литературы к классным часам, тематическим неделям.
АДМИНИСТРАЦИЯ ОУ:
мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
мониторинг обеспеченности образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
анализ фонда учебной литературы с целью формирования соответствующей статьи бюджета;
анализ фонда учебной литературы в соответствии с ФПУ;
анализ фонда учебной литературы в соответствии с предметными линиями.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и
учебными пособиями;
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
РОДИТЕЛИ:
ознакомление со списками учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ;
ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и
учебными пособиями;
ознакомление с кругом чтения ребёнка;
анализ обеспеченности образовательного процесса с целью оказания спонсорской помощи
План мероприятий по реализации проекта БИЦ
МОУ "Приволжская средняя общеобразовательная школа "
на 2015-2017гг.
№ п/п
Мероприятие
Срок
Исполнители
Ожидаемый результат
1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.
1
Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.
2015
Библиотекарь
2
Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки
а) прохождение библиотекарем
курсов по информационным технологиям
2015-
2016
Библиотекарь
3
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:
а) списание устаревшей литературы;
б) обновление фонда художественной литературы;
в) пополнение учебного фонда, медиатеки;
г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;
д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;
е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.
г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.
2015-
2017
Библиотекарь
Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса
4
Автоматизация библиотечных ресурсов
а) создание электронного каталога библиотечного фонда;
б) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме
2016
2017
Библиотекарь
Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть
создание электронного каталога
- отказ от бумажной картотеки
5
Внедрение необходимых программ
2016
Системный администратор
6
Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ
2015-2017
Библиотекарь
Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
7
Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы
2016-2017
Библиотекарь
Наличие единого каталога электронных учебных пособий.
8
Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении
2015-2017
Библиотекарь
Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
9
Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников
Ежегодно
классные руководители,
библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
10
Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей
Ежегодно
Классные руководители, библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы
11
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.
ежегодно
май-июнь
Список учебников
2.Формирование фонда ИБЦ
1
Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)
2012
Библиотекарь
Повышение эффективности работы ИБЦ
2
Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы
По мере поступления
Библиотекарь
3
Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки
Постоянно
Библиотекарь
4
Выдача изданий читателям.
Постоянно
Библиотекарь
5
Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.
Постоянно
Библиотекарь
6
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий
Постоянно
Библиотекарь
7
Ведение работы по сохранности фонда.
Постоянно
Библиотекарь
8
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
Постоянно
Библиотекарь
3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Повышение эффективности учебно-воспитательной работы
1.
Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)
2015-2017
Библиотекарь
2.
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
По мере поступления
Библиотекарь
3.
Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей - предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
ежегодно
Библиотекарь
4.
Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий
Неделя детской книги
ежегодно
Библиотекарь
5.
Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы ОУ)
2015-2017
Библиотекарь
4.Работа по пропаганде ББЗ
Формирование информационной грамотности обучающихся
1
1класс.
Знакомство с библиотечно-информационным центром.
Правила пользования и правила обращения с книгой
ежегодно
Библиотекарь
2
2класс.
Структура книги.
Газеты и журналы для младшего школьного возраста.
ежегодно
3
3класс.
Как читать книги. - Выбор книги в библиотеке. Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.
ежегодно
4
4 класс. Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей.
ежегодно
5
5 класс.
Как построена книга.
ежегодно
6
6 класс. Выбор книг в библиотеке.
ежегодно
7
7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении.
ежегодно
8
8 класс. Методы самостоятельной работы с литературой.
ежегодно
9
9 класс. Сообщение, доклад, реферат.
ежегодно
5.Реклама ИБЦ
1
Создание фирменного стиля:
-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)
-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.
постоянно
Библиотекарь
2
постоянно
3
Реклама о деятельности центра:
-устная (во время перемен, на классных собраниях)
-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)
ежегодно
4
постоянно
6. Повышение квалификации
1
Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей.
Ежегодно
Библиотекарь
2
Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия.
По плану работы МО;
3
Ведение странички на сайте школы в сети Интернет.
2016-2017
4
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
2015-2017
5
Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.
2015-2017
7.Взаимодествие с библиотеками района
1
Использование обменно - резервного фонда библиотек района
Ежегодно
Этапы реализации проекта
-
Организационный этап.
Разработка текста проекта и создание пакета документов, необходимого для работы библиотечного информационного центра в рамках ФГОС.
-
Основной этап.
Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление контроля их реализации. Включение библиотечно-информационного центра в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования библиотечно-информационного центра в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Реализация и корректировка программы развития школьной библиотеки, разработка Программы информационной грамотности «Информационная культура школьников», программы развития детского чтения.
-
Аналитический этап.
Анализ результатов, выделение проблем, при необходимости корректировка деятельности библиотечного информационного центра.
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Основным источником финансирования являются бюджетные средства. Источником дополнительного финансирования программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы к концу 2017 года будет достигнуто:
1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей.
2) Обеспечение широкого доступа учащихся , преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.
3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов.
4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.
5) Укрепление материально-технической базы.
6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки.
7.Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей структурного подразделения МОУ «Приволжская СОШ »:
-
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
-
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
-
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
-
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
-
на организацию совместной работы учащихся и учителей.
Механизмы реализации
-
Совместная деятельность с административно-педагогическим составом школы.
-
Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
-
Использование в работе наиболее успешных практик, которые уже имеются в библиотечно-информационном обслуживании.
Возможные трудности и риски в реализации проекта:
-
Недостаточное финансирование деятельности БИЦ.
-
Некомпетентное использование компьютерной техники и как следствие, частые поломки, проблемы с расходным материалом.
Система организации контроля
Текущий
Поэтапный
Итоговый
В ходе решения задач проекта развития школьной библиотеки, как библиотечно-информационного центра, руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее: - выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели проекта развития библиотеки, учебного плана школы в целом; - удовлетворяются ли потребности школьного сообщества; - существует ли возможность реагировать на изменение потребностей; - достаточно ли ресурсное обеспечение; - рентабельны ли эти направления.
(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)
Список литературы
1. Волобуева М. Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения:Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ/Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.
3. Литвинова И. А. Модель школьного библиотечно-информационного центра: опыт создания БИЦ//Школьная библиотека - 2004 - №8
4. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. - Библиотека в школе. - 2001.- №1. - С.5.
5. Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. Вып 1 (15) / Рос. гос. б-ка. - Москва: Рос.
гос. б-ка, 2008. - 272 с.
6. websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
7. lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке
8. lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду
9. eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.