Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кочкурова Ирина Викторовны Портфолио учителя Отчет В 2

Группа № 16 3 - го уровня

г.Шымкент 24.04.2014

Отчет В 2

Рефлективный отчет по одному уроку из запланированной серии

последовательных уроков.

Попав на курсы, мы с коллегами прослушали «Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего базового уровня, ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков тому, как обучаться и, как следствие,- становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями, с развитым критическим мышление, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. (Руководство для учителя с.110) И не секрет, что каждый учитель мечтает о том, чтобы его учащиеся стали самыми лучшими, компетентными во всех направлениях учениками. Воспитывать таких учащихся должны грамотные и критически относящиеся к себе учителя, готовые к изменениям в своей практике. Стараясь по всем требованиям соответствовать этим параметрам, я отправилась за новыми знаниями. Первый месяц мы проходили теорию, изучали модули программы, учились строить урок по новой технологии. После первого этапа «Лицом к лицу» мы отправились на практику в свои школы, чтобы попробовать применить свои знания на практике.

По приезду на практику, я была очень воодушевлена, и горела большим желанием приступить к работе. Конечно, было много сомнений и страха перед тем, как начать проводить серию последовательных уроков, ведь работать мне предстояло с первым классом, в котором большой языковой барьер. В моем классе 24 ученика, 12 из которых девочек. Есть талантливые детки, есть и одаренные, сейчас мне еще сложно сказать, сколько их, так как времени с нашего знакомства прошло мало.

В своем рефлексивном отчете я бы хотела проанализировать третий урок на тему « Дециметр. Метр», в котором, как мне кажется, я наиболее удачно отразила многие модули. Целями этого урока были: дать представление об измерении и сравнении длин предметов; расширить знания детей о нумерации чисел десятков; развивать умение измерять отрезки с помощью линейки в сантиметрах и дециметрах; содействовать развитию навыков самоконтроля. Свой урок я построила по критическому мышлению, и раз он построен по этому модулю, то подразумевается то, что проходить он будет в три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.

Начала я свой урок с коллаборативного настроя, как нас и учили, это было на первом этапе - вызов. Такой настрой ребятам очень нравится, ведь он проходит в виде игры. На этом уроке, я провела его в виде игры, которая называется «Снежный ком». Учащиеся разделились на четыре группы, по шесть человек, в произвольном порядке. Взявшись за руки, в группах, желали своим одноклассникам хорошего настроения и удачи на уроке. Далее с помощью цветных отрезков, которые отличались по длине, ребята разделились на четыре группы, в которых им предстояла дальнейшая работа. Этой работой я раскрывала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Также этот модуль, в основном, я реализовывала через диалоговое обучение.

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. ( Руководство для учителя с 144)

Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Утверждение Л.Выготского о центральной роли речи было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. (Руководство для учителя с 144)

Каким же образом проходил диалог в моем классе? Он начался с определения темы нашего урока. Я задавала учащимся наводящие вопросы, отвечая на них, ребята должны были определить тему урока. Например:

- Что мы вчера изучали на уроке?

- С помощью чего вы сегодня разделились на группы?

- Все ли, отрезки одинаковой длины?

- С помощью чего мы измеряем длину отрезка?

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

- Предположите, чему мы научимся на нашем уроке? И т.д.

Данный диалог был хорош потому, что учащиеся не только через него отражали свои знания, но сами установили цели нашего урока. Нужно отметить, что мои ученики справились с этим заданием, наш диалог получился оживленный, интересный и содержательный.

Диалоговое обучение также проходило в парной и групповой работе. Выполняя задания на уроке, ребята старались его обсудить, высказать свои мнения, помочь тем ребятам, которым не совсем было понятно задание. Меня радовало, когда учащиеся помогали друг другу, беседовали.

В конце урока мною был проведен фронтальный опрос, который проходил в группах. Проводился он с целью проверки знаний по изученной теме и степени ее усвоения. Например:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое дециметр?

- Что такое метр?

- С помощью чего мы измеряем отрезки? и т. д.

Учащиеся обсуждали задаваемые мною вопросы, затем один из участников группы отвечал на них.

Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые « вовлечены субъекты». Это беседа-дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. (Руководство, стр. 145).Попробовав применить каждый вид беседы на своих уроках, я стала замечать и задумываться над тем, что не всегда давала своим ребятам выговориться. Иногда даже не дав время на обдумывание вопроса, стараясь помочь ученику, отвечала за него. Теперь, после того как все это я заметила, буду работать над собой и исправляться. Вопросы не должны быть однотипными, а ответы на них должны быть продуманными, качественными. «Хороший вопрос поддерживает уровень вовлеченности учеников, стимулирует мысли и пробуждает чувства». (Морган и Сакстон,1991).

Также этот модуль, я постаралась внедрить через игру « Пересадки », в которой учащиеся должны были перевести сантиметры в дециметры и наоборот. Эту работу они проделывали в группах, каждый ученик должен был решить по одному примеру, передавая эстафету следующему. Закончив выполнение задания, ребята делали три хлопка. Задание очень оживило учеников, я заметила, что ребята очень быстро реагировали, старались выполнить работу вперед остальных групп. Не могу сказать, что учащиеся не допускали ошибок, конечно, они были. Но по окончанию игры, ребята начали говорить о допущенных ошибках, и пришли к единому мнению.

Следующий модуль, который я внедрила в свой урок - критическое мышление.

Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Психолог Дайана

Халпери рассматривает критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Критическое мышление тесно связано с диалоговым обучением. При выполнении задания « Пересадки » присутствовало и критическое мышление. Ребята должны были подумать, осмыслить, а только потом определить величины. Также просмотрев мультфильм « 38 попугаев » и презентацию « Старинные меры длины», учащимся требовалось доказать, что введение постоянных и одинаковых, для всех стран, мер длины просто необходимо. Это задание также показало присутствие задатков критического мышления у моих учащихся.

Закрепление новой темы проходило самостоятельно. Каждой группе было предложено выполнить задание №3 из учебника. Учащиеся выбрали капитана команды и начали работать над выполнением упражнения. На подготовку им было отведено 3 мин. Отвечал один ученик от группы. Все четыре команды достаточно хорошо справились со своим заданием и смогли помочь своим одноклассникам. Ребята не только сумели найти ошибки, но и благополучно их исправили. И в этот момент я заметила, что тот материал, который они изучают самостоятельно, усваивается учащимися лучше, чем тот, который им объяснила я. Поэтому в своей дальнейшей практике, я буду стараться применять такой метод объяснения как можно чаще

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. ( Руководство с. 154) В связи с этим, я непременно буду развивать основы критического мышления у своих малышей. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. ( Руководство с. 154) Показав учащимся презентацию на тему « Старинные меры длины », я хотела вызвать у них интерес к уроку, думаю, что это у меня получилось.

Не забыла я провести работу и с талантливыми, и одаренными учащимися. Мы, учителя, должны всегда стремиться к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных ребят, эта задача значительно усложняется и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования.

Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и особенности учащихся и реализовать их в ходе образования. Данный модуль включает в себя идеи, касающиеся понимания потребностей одаренных и талантливых учеников, усложнения учебных программ, содействующих насыщенному обучению и выбору дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворения потребностей всех учащихся. ( Руководство для учителя с. 118)

Учащимся было дано дифференцированное задание повышенной сложности. За определенное количество времени ученики должны начертить отрезки по разным условиям упражнения. Трое учащихся, а именно Абентаева А. , Калиев Д. и Атажанова Б. успели за три минуты начертить три отрезка правильно. Ребята на «отлично» справились с поставленной перед ними задачей. Они и раньше выполняли разноуровневые задания раньше своих одноклассников.

Следующий модуль, который я постаралась внедрить в свой урок - это «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, обучения направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным. (Руководство стр. 161)

На моем уроке оценивание было как формативным, так и суммативным. В первом задании, в котором учащиеся измеряли отрезки, работали со словарем Ожегова, решали дифференцированные задания, оценивание было формативным в виде похвалы. После каждого задания я старалась похвалить учеников. Это способствовало повышению мотивации учащихся. Также я провела прием формативного оценивания « Внешний и внутренний круг ». Разделившись на группы, учащиеся образовывают внешний и внутренний круг, по сигналу учителя, ученики внешнего круга задают вопрос, записанный на карточке (не показывая его напарнику), и если ответ прозвучал правильный, записывают ручкой номер вопроса и результат на белом листке бумаги, наклеенном на груди у ученика внутреннего круга. После этого учащиеся садятся на свои места и считают количество номеров выставленные за правильные ответы, выставляют себе условные баллы. Этот прием моим ребятам очень понравился, они все старались набрать как можно больше баллов.

В конце урока я провела рефлексию. Учащиеся формативно, показывая пальчиками, оценили усвоенный материал, полученный на уроке. Эта работа помогает учителю отслеживать пробелы в знаниях учащихся, помогает строить план уроков с доработками недостатков предыдущих уроков.

Суммативное оценивание определялось по результатам беседы, где я обращала внимание на степень усвоения учениками теоретического материала и по суммированному результату отдельных учащихся. До прибытия на эти курсы, я ничего не слышала о таком оценивании. Изучая теорию, в ходе своей практики, попыталась внедрить данный модуль. Не могу скрыть, что учащимся очень понравилось взаимооценивание и самооценивание. А также это дало дополнительную мотивацию, помогло им быть честным перед самим собой, и сделало урок интересным и оживленным. Единственное что я не успела применить, это критериальное оценивание. Я обязательно его введу, для начала в упрощенном виде, в своем классе.

Следующий модуль, освещенный на моем уроке, который нашел применение - это «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся». Данный модуль тесно связан с модулем - « Обучение талантливых и одаренных учеников» - поскольку оба касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворения потребностей учащихся. Однако в данном случае вопрос касается тех этапов развития учеников, которые определяют степень доступности обучения, и поэтому он связан с модулем « Новые подходы в преподавании и обучении ». Например, уровни метасознания, которые наблюдаются у учеников разных возрастов, стратегии для поощрения конструктивного диалога, адекватны каждому конкретному возрасту учеников. Аналогично существует связь и с другими модулями, к примеру, с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в целях развития ответственности за самооценивание в разном возрасте. (Руководство для учителя с.118)

Психологи делят учащихся на слабых, слабоуспевающих и хорошо успевающих учеников. В связи с этим на моем уроке было задание, которое ребята выполняли индивидуально. Сильным ученикам я дала задание повышенной сложности, средним по успеваемости - по легче, слабым учащимся еще легче. Не все учащиеся могут учиться на «отлично», поэтому, чтобы простимулировать учеников со слабой мотивацией, мы должны давать им задания по силам. И для этого я использовала этот модуль.

Модуль «Управление и лидерство присутствует на каждом нашем уроке. Тематика данного модуля основана на убеждении, что существует огромный неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может проявиться, когда учителя обеспечены поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний. ( Руководство для учителя с.192)

Содержательный компонент модуля основывается на том, что устойчивое развитие и изменение в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить от изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критического оценивания, изменения, вводимые учителями и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. Данный модуль зависит от умения учителя критически мыслить, и в связи с этим, тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». Прослушав первый этап «Лицом к лицу», я поняла для себя одно, что из простого учителя, носителя информации, я превращусь в наставника, и буду осуществлять постоянную консультативную помощь, которая будет направлять моих учеников к вершинам. Мое лидерство заключается в том, что я внесла изменения в свою практику, и это сделало мой урок интересным, содержательным и познавательным.

Думая над тем, правильно ли я применила идеи семи модулей у себя на уроке и просмотрев еще раз свой урок, я убедилась в том, что буду и дальше работать в этом направлении. Все модули взаимосвязаны между собой, и думаю, что мне дало это хороший результат. Считаю, что свой урок я провела успешно, и мы с учащимися достигли поставленной цели. Конечно, у нас были недочеты, но работая над ними мы будем их исправлять. Для себя я решила, в каком направлении мне нужно двигаться далее. И я обязательно научу составлять и работать по критериальному оцениванию своих учеников.

Используемая литература:

Руководство для учителя АОО « Назарбаев Интеллектуальные школы » 2012

Формативное оценивание в начальной школе ( Практическое пособие для учителя)

Интернет ресурсы.

7


© 2010-2022