Рефлексивный отчет

Рефлексивный отчет о внедрении диалогового обучения в процесс обучения. Размышления учителя. Изучив теорию по "Руководство для учителя", раздаточный материал и лекции наших тренеров на урокахстараюсь использовать разные модели вопросов таксономии Блума. Если ученики затрудняются ответить, использую различные техники постановки вопросов - упрощение формулировки вопросов, возвращение к пройденному материалу, подсказки, принятие того, что правильно и побуждение к более полному ответу. В процессе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлективный отчет по диалоговому обучению

Самамбетовой Надежды Петровны


Я считаю, что диалог это особая среда, в которой ученики чувствуют себя раскрепощено и комфортно. Именно в диалоге учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрываются творчески, помогают ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства, поэтому планируя серию уроков по химии старалась включать задания с элементами диалога, беседы. Интерактивное общение, как с взрослыми, так и совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу.

Для апробации я выбрала 10 класс так, как в моей школе эта самый большой класс. Но в этом классе есть дети, которые не умеют говорить, боятся высказывать свои мысли, идеи, не размышляют и чтобы решить вставшую передо мной проблему я решила включить в уроки диалоговое обучение. Цель учителя обучить учеников полноценному участию в диалоге, потому что на уроке при обсуждение различных тем ученики приобретают, прежде всего, умение диалогической речи, а это очень важно.

На первом уроке по химии в 10 классе по теме "Амфотерность алюминия, гидроксидов и оксидов" проводила групповую работу. На данном уроке шла беседа: учитель-ученик, в которой рассказала про правила работы в группах, о некоторых стратегиях критического мышления: синквейн, эссе, стратегия Похвальный бутерброд, о критериях оценивания. Затем с помощью стратегии «Выбери меня» класс разделила на две группы. С целью развития химической речи у учащихся применила стратегию «Посол». В каждой группе находился сильный учащейся с заранее подготовленным заданием. Каждый спикер группы рассказывал и объяснял тему по подготовленным вопросам. Наблюдая за работой в группах, было видно, что ученики одной группы быстрее всех выполнили свое задание. Ученики не поняли сути работы в группах. Выяснилось, что они хотели быстрее выполнить, а когда дошло дело до взаимооценивания, да еще по критериям оценивания, ученики этой группы поняли свою ошибку. Диалога не получилось. Другая группа обсуждала тему более углубленно и приведением примеров, помогали друг другу - вели диалог ученик-ученик. Ученики данной группы в ходе размышлений дошли до проверки своих ответов. Этот момент на уроке показал, что ученики не просто отвечали на вопросы спикера, а думали и размышляли в диалоге друг с другом.

Затем ученики провели взаимооценивание с комментариями: почему ставят ту или иную оценку. В конце урока ученики рефлексировали по стратегии «Шаг назад, два вперед». Учащиеся говорили, в чем были затруднения в начале урока и как они с ними справились (через что) к концу урока.

Ученики ответили, что им нужно еще повторить по оксидам и гидроксидам. В процессе диалога, ученики сами поняли, что им нужно доработать. И я узнала, какие пробелы по данной теме существуют у того или другого ученика. Не получилось то, что, не все ученики могут, вступают в диалог. Для этого нужно создать позитивный, психологический климат в классе. Как мы это делали на первом этапе обучения: знакомство друг с другом, небольшое творческое задание, учитывая наклонности учеников. Таким образом, учащиеся будут готовы к диалогу. На последующих уроках также применялось элементы диалогового обучения. Так на уроке химии, где ученики сами разрабатывали цели и задачи по каждой теме серии уроков, учащиеся сами составляли и потом задавали друг другу вопросы. Использование диалога между учениками на этом этапе урока показало, как они уже могут говорить, используют различные типы вопросов. В ходе составления вопросов, потом при оценивании ответов, где ученики высказывали, они как-то обосновывали свои мнения, защищали свою точку зрения, размышляли о правильности ответов. Все это дает возможность лучше и глубже понимать тему, а также развивает критическое мышление учеников.

Третий урок по химии я разработала и провела по теме "Общая характеристика неметаллов». Цели этого урока следующие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме неметаллы. Этот урок проходил в форме обобщения и изучение нового. Учащиеся составляли кластер, предварительно я разделила класс на 2 группы. При такой стратегии обучения наблюдается повышение успеваемости по химии у слабых и способных учеников, у них повышается самооценка и те и другие более раскрываются в общении, развивают свою речь, высказывают свои идеи и мысли.

На четвертом уроке по химии в 10 классе по теме "Кремний и его соединения", цель урока: познакомить учащихся с химическим элементом кремнием. А так же создать условия для развития познавательного интереса к геометрии, воспитания математической культуры и речи. На первом и втором этапах урока ученикам были представлены вопросы по форме, инициатива-ответ-последующее действие, а именно: 1. Фронтальный опрос в виде вопросов - Что общего среди данных предметов? Как вы думаете, почему эта тема важна и чем важна? Таким образом, был организован диалог: учитель - ученик, происходил обмен мыслями.

Учащимся был предложен текст с заданием: прочитать вслух текст из рабочего листа (актуальность), сделать вывод. Затем я поставила перед учащимися проблему, в виде вопросов полноте...?, почему?, то есть происходила исследовательская беседа. На этом этапе урока были заданы вопросы по таксономии Блума: на знание, понимание, применение, анализ. Ученики непросто отвечали по прочитанному тексту, а думали, размышляли. Не получилось, чтобы все учащиеся полноценно участвовали в диалоге, но на простые вопросы отвечали все. Диалоговое обучение тесным образом связано с критическим мышлением.

На закрепление темы - работа самостоятельно и взаимопроверка в парах - выполнение заданий. Пары: сильный - слабый ученики, сильный ученик помогал, объяснял и в результате слабый ученик решил задачи. Наблюдая за учениками на протяжение всего урока, я увидела, что во время беседы: учитель - ученик не все дети активно работали, а вот в парах, при решении задач, ученики наоборот активно сотрудничали друг с другом и причем продуктивно и успешно. И не маловажную роль здесь сыграла мотивация в виде взаимооценивания. Для себя я сделала вывод, что нужно развивать и дальше работу в парах и группах, это способствует общению, успешному пониманию темы, учит учеников аргументировать свои мысли. По результатам наблюдения видно, если идет диалог: учитель-ученик получается, что решающая роль принадлежит все таки учителю, а вот при диалоге: ученик- ученик, главный-ученик. Это позволяет ученикам лучше усваивать тему, они рассуждают вслух, выдвигают идеи, предлагают свои решения.

В серии своих уроках вопросы и задания я готовила, ориентируясь, на таксономию Блума особенно прослеживается это на уроке химии при закреплении, где я использовала «кубик Блума», при рефлексии. Были использованы виды вопросов на знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Все уроки планировались и были проведены с применением диалоговой беседы в классе. В начале уроков вопросами на знание и понимание я подводила учеников к теме урока. Взаимодействие учителя и учеников проходило продуктивно - ученики отвечали на вопросы правильно и определяли цели урока. При решении проблемной задачи учащиеся исследовали задачи, применяли различные приемы решения и в результате приходили к одинаковому ответу. Здесь я хочу сделать вывод, что на таких этапах урока ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы. А учитель помогает им понять ценность совместной работы. Результат этого урока виден, дети хорошо справились с решением теста по тренажерам. Ученики проводили взаимооценку друг друга по критериям оценивания. В конце урока я провела рефлексию, которая прошла в виде вопроса: вставить пропущенные слова и ученики успешно справились с рефлексией.

Изучив теорию по "Руководство для учителя", раздаточный материал и лекции наших тренеров на уроках стараюсь использовать разные модели вопросов таксономии Блума. Если ученики затрудняются ответить, использую различные техники постановки вопросов - упрощение формулировки вопросов, возвращение к пройденному материалу, подсказки, принятие того, что правильно и побуждение к более полному ответу. В процессе выполнения заданий задаются вопросы для апробирования. Если ученик совсем не может ответить на вопросы, переадресую вопрос другим ученикам или задаю наводящие вопросы, даю время для обдумывания вопроса и ответа и повторяя часть ответа, перефразируя ответ для большей ясности.

Обучение детей я поддерживаю словами поощрениями, оцениванием в дневнике, опережающими заданиями.

После проведения серии уроков у меня изменилась отношение к применению опроса на более высоком уровне. И я поняла что вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы на них. В дальнейшем планируя более углубленно изучить все аспекты семи модулей и внедрять их в свою практику в школе. Развивать химическую речь через внедрения диалогического обучения.


© 2010-2022