• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по выполнению заданий в рабочей тетради по дисциплине Навыки эффективного поиска работы

Методические указания по выполнению заданий в рабочей тетради по дисциплине Навыки эффективного поиска работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»









Брилева Наталья Васильевна






Методические указания


по выполнению заданий в рабочей тетради


по дисциплине Навыки эффективного поиска работы


для обучающихся по профессии «Автомеханик»», «Художник росписи по дереву.















Ачинск, 2015




Тренинг " Технология поиска работы"

Первый день


  1. Вступительное слово.

Кто мы (ведущие)? ( Выяснить запросы: зачем Вы пришли на тренинг?) История создания семинара. Цель тренинга: зачем мы здесь собрались? Какие основные темы будут затронуты:

  • технология поиска работы,

  • постановка цели: какая работа мне нужна, чего я хочу от новой работы;

  • мои профессиональные и личностные качества; что такое человек успешный;

  • общение в различных ситуациях поиска работы: первое впечатление, телефонные переговоры, собеседование;

  • анкеты, резюме.

График работы.


  1. Правила.

  1. Каждый участник имеет право на свое мнение.

  2. Воздерживаться от негативных высказываний.

  3. Высказывается только один человек: не перебивать.

  4. Говорю только на языке "я". Правило подразумевает, что я говорю о том, что я думаю, что я чувствую, что я переживаю. Это способствует искренности в общении. Именно искренность в общении имеет здесь на семинаре особую ценность.

  5. В добровольцы предлагать только себя.

  6. Правило "здесь и теперь".

  7. Правило активности. Кто больше дает, тот больше и получает. Соответственно, больше всех получит тот, кто на тренинге выложится на 100%. Кроме того, Ваше активное участие полезно не только Вам, но и остальным участникам тренинга. То, что прорабатываете Вы, прорабатывают и они.

  8. Можно пропустить свою очередь. Если Вы чего-то не хотите делать, не делайте.

  9. Не говорите "не умею", скажите "научусь". Луиза Хей, Норбеков. Молодой человек в ответ на вопрос, умеете ли Вы играть на пианино, отвечает: "Не знаю не пробовал".

Согласны ли Вы с этими правилами?

Семинар будет проходить методом психологического тренинга. Кроме теоретической информации он будет включать, упражнения, игры, разминки. Не отвергайте с ходу, вы можете этого просто не знать, а впоследствии Вам понравится.


  1. Игра для знакомства.

  1. Аллитерация имени. Имя плюс хорошее качество личности на первую букву имени. Каждый следующий участник повторяет качество и имя всех предыдущих участников.

  2. Короткий вариант этого упражнения. Каждый следующий участник повторяет качества и имена трех предыдущих участников.

  3. Представиться друг другу в двойках. Рассказать о соседе в кругу.

  4. Назвать свое имя, рассказать о том, почему Вас так назвали (история называния).

(Другие игры на знакомство см. в специальной папке).


  1. Технология поиска работы. Раздатка.

На этой раздатке представлены структурные блоки технологии поиска работы. Все эти блоки мы будем рассматривать на наших занятиях.

О чем говорит слово технология? О том, что в настоящее время поиск работы - это уже тоже работа. И как любая другая работа она имеет свою технологию, следуя которой можно добиваться результатов гораздо эффективнее, чем методом проб и ошибок.

Технология поиска работы включает в себя четыре этапа, которые логически и последовательно связаны между собой. Все этапы равнозначны, в том смысле, что каждый из них необходим. А то может получиться как в том анекдоте: "Идут по бульвару два человека с лопатами. Один, идущий впереди, выкапывает яму, другой, идущий следом, ее закапывает. И так снова и снова. Любопытный прохожий понаблюдав за ними, спрашивает, что это значит. Работяги отвечают, что втроем сажают деревья, только третий, который вставляет в яму саженец, заболел". Таким образом, если этапов четыре, то каждый из них этапов составляет 25 % успеха в достижении цели - устройства на работу. Как Вы видите, наша раздатка является развернутой. В ней представлены структурные звенья каждого этапа, но сами этапы не выделены. Мы выделим их сейчас вместе, и вы сможете их обозначить в своих листочках.

Первый этап я бы назвала программирование, и состоит он в постановке определенной и реальной цели. В результате этого этапа вы должны знать, четко представлять, какую работу и на каких условиях вы будете искать. На раздатке к этому этапу относится самый первый верхний блок. И сегодняшний наш тренинговый день будет посвящен именно постановке цели.

Второй этап можно определить как сбор информации. На этом этапе вы готовите информацию о себе, оформляете документы, необходимые при поиске работы, узнаете информацию об учреждениях, фирмах, организациях, куда вы можете устроиться работать, готовитесь к непосредственному контакту с работодателем (устный рассказ о себе, работа с возражениями).

Третий этап - собственно действия: реализация нашего плана поиска работы. При этом мы используем различные формы и пути. Какие это формы и пути поиска работы? Об этом мы тоже будем говорить на наших занятиях. Можете над блоком в раздатке "Использование различных форм и путей поиска работы" обозначить - третий этап. Результат этого этапа - получение приглашения на собеседование.

Четвертый этап - собеседование. Результат этого этапа - действительное получение работы.


  1. Разговор о целях. Упражнение "Шина".

Из Открытого форума:

I.


Я

Соображения, которые мешают достичь цели:


Нет времени

Ц

Нет сил

Зачем это надо

Е

Трудно

Жили и без этого

Л

Страшно

Нет денег

Ь

И т.д. и т.п.

Chiken exit

II.

Эксперимент с мышами.

Выпускают мышь из клетки. В одной из 5-ти пробирок она находит сыр. Допустим, в 3-ей. Много раз мышь выпускают и все время она находит сыр в 3-ей пробирке. Но вот сыр перекладывают в 5-ую пробирку. Что вы думаете будет делать мышь. придя в 3-ю пробирку и не найдя там сыра? Она станет искать его в других пробирках и найдет. А людей часто клинит: "он там должен был быть" и они не могут действовать.

III.

Важно - неважно.

Важно - есть действия - есть результат.

Неважно - нет действий - нет результата. Значит, эта цель не из разряда жизненно важных, а из разряда "не хреново было бы".

IV.

Характеристики цели:

1)сроки достижения;

2)конкретность;

3)выход за рамки;

4)нет гарантий;

5)цель должна вдохновлять.

Перерыв.

6. Упражнение "Плюсы и минусы безработицы".

Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет выделять и запишет минусы состояния без работы, а другая группа выделит и запишет плюсы, выгоды этого состояния. Затем мы с вами все вместе это обсудим. Работаем максимум 10 минут.

Общее обсуждение. Итак, в состоянии без работы есть минусы и плюсы. Потеря работы - это безусловно кризис. Что такое кризис? (Можно спросить мнения участников?) В китайской письменности кризис выражается вот таким иероглифом. (Показываю). Он состоит из двух частей: угроза и шанс. Таким образом, можно сказать, что минусы безработицы - это угроза нашему нормальному существованию. А плюсы безработицы - это наши возможности. У нас всегда есть выбор, на чем сосредоточиться. Давайте использовать минусы как активизирующие факторы, а плюсы как возможности. Братусь о кризисе. Кризис это падение. В нашем случае, это падение жизненного уровня, снижение жизненного тонуса, ухудшение настроения, появление тревоги и т.д и т.п. Из кризиса можно выйти, только подставив верную опору. Биодинамически каждый наш шаг - падение. Мы не можем начать идти, не начав падать. Но каждый раз мы подставляем другую ногу и таким образом движемся вперед. И никак иначе. Так и с любым другим кризисом, мы падаем, чтобы подставить верную опору и идти дальше.


  1. Себестоимость специалиста. Общая работа.


  1. Моя новая работа. Раздатка.

Визуализация новой работы по раздатке. Медитативная музыка.


  1. Домашнее задание.

1)"Мой багаж". Раздатка.

2)Анкета о целях и выкладывании на 100% (как на Основном тренинге).

Разминки 1-го дня.

"Ураган". Все сидят в кругу. Один ведущий. Стульев столько, сколько сидящих. Ведущий говорит: "Ветер дует на того, у кого есть трусы-стринг!" Те, у кого есть трусы-стринг меняются местами, а ведущий тоже не зевает и стремится занять, освободившийся на время стул. Тот, кому места не достается, становится ведущим.

"У кого в ушах сережки!"

"Кто сегодня утром пил кофе!"

"Кто любит отдыхать на море!"

"Кому нравится передача "Последний герой"!"

"Кто хочет зарабатывать 1000 долларов в месяц!"

"Кто пьет по праздникам водку!"

"Зоопарк". Слоны, жирафы, скунсы и джунгли. Ведущий объясняет, что должен делать тот, кому сказали, что он слон, жираф или скунс и что должны делать окружающие его соседи. Также он говорит, что делают все, когда звучит команда "Джунгли!". Тот, кто зазевается и не успеет выполнить команду, выходит в круг и тоже становится ведущим, отдавая команды.

(Другие разминки смотри в специальной папке).


Второй день


  1. "Здравствуй, я тебя помню". Как прошел день? Выполнили ли домашнее задание? Трудно было или нет? Что помнится с прошлого дня? (Можно спросить у группы, а можно резюмировать самому).

  2. Разминка.

  1. Пятнашки.

  2. "Меня зовут… Когда я просыпаюсь, я делаю так".

(Другие разминочные упражнения см. в специальной папке).

  1. Тема. Личностные качества. Чем я выгодно отличаюсь от других?

Почему после темы "Постановка цели" мы с вами сразу переходим к разговору о личностных качествах? Мы уже осознали, какая работа нам нужна, как и где мы хотим работать. Теперь необходимо осознать, какие наши сильные стороны и навыки позволяют нам считать себя подходящим для работы, которую мы хотим получить. Такое осознание необходимо, во-первых, для повышения самооценки и уверенности в себе (согласитесь, мы чаще осознаем свои отрицательные качества, что не добавляет нам энтузиазма в жизни), во-вторых, работа по осознаванию в себе положительных качеств поможет нам подготовиться к ответам на вопросы, которые с большой степенью вероятности могут быть заданы на собеседовании при поступлении на работу.

Положительные качества есть у всех у нас. Но часто бывает так, что людям, которые нас знают, гораздо легче назвать наши достоинства, чем нам самим. А бывает наоборот, человек считает, что у него есть определенное положительное качество, но окружающим совершенно ясно, что этого самого качества у него нет. Например, Славка и жадность.

Чтобы увидеть, как соотносятся представления человека о себе с мнением с нем других людей, я предлагаю вам посмотреть в "окошко Джогари".


Я знаю

Я не знаю

Другие знают

Арена

Слепое пятно

Другие не знают

Маска

Чердак

Согласно этой модели человек несет в себе как бы четыре пространства своей личности. "Арена" - то, что я знаю о себе, и знают обо мне другие. "Маска" - это то, что я знаю о себе, но скрываю от других. "Слепое пятно" содержит то, что другие люди знают о человеке, а он не знает либо не хочет знать. "Чердак", или "подвал" - то, что скрыто от самого человека и неизвестно другим.

Зачем мы нарисовали это окошко? Давайте подумаем, какую пользу мы можем извлечь из этой красивой теории? Начнем с того, что попробуем разобраться как могут соотноситься между собой различные пространства нашей личности.

"Арена" и "маска" могут соотноситься следующим образом.






Как вы думаете, с каким человеком общаться легче? Тем, у которого арена больше или маска больше?

Вообще, когда человек надевает на себя маску, с ним могут случиться различные казусы. Клинтон и Кучма.

Если у человека слишком большое "слепое пятно", то здесь возможны два варианта: либо он, простите, "непроходимый тупица", либо он не хочет, боится осознать себя в истинном свете. Ему так удобнее, приятнее. Но тем самым он блокирует свое развитие. О Славке подробнее. Хотя со Славой не совсем корректный пример, потому что он человек достаточно открытый, успешный, и речь идет о неосознанности конкретного мотива.

"Чердак" - пример "порядочные девушки на улицах не знакомятся". Оля Валиева, рибефинг.

Теперь понятно, зачем мы это окошко зафигачили?

Нанимателям сейчас нужны успешные люди (Г. И.). Как стать успешным человеком? Увеличивайте свою "арену", открывайтесь навстречу другим людям, будьте искренни, осознавайте себя, идите вглубь - таким образом вы научитесь эффективно решать жизненные проблемы и, безусловно, вы станете счастливее. Тренируйтесь здесь и сейчас, в тренинговой группе, где обстановка поддерживающая и контролируемая. Участвуя в упражнениях, вы можете экспериментировать, пробовать вести себя по другому, не так, как раньше - здесь это безопасно.


  1. Упражнение "Две минуты о себе (только положительное)".

Можно использовать домашнее задание "Мой багаж".

//Упражнение "Три моих достижения". (Лист бумаги каждому).

//упражнение "Дерево талантов". (Ватман с нарисованным деревом, листья из цветной бумаги).


  1. Тема: "Первое впечатление".

Перед тем как мы более подробно обсудим эту тему, сделаем упражнение. Вы разделитесь на две группы. Одна будет искать аргументы в пользу того, что первому впечатлению стоит доверять, а другая - в пользу того, что первому впечатлению не стоит доверять.

Группы работают примерно 10 мин.

Обсуждение аргументов обеих групп.

Я думаю, что оба утверждения имеют право на существование. Более того, мы в различных ситуациях можем поступать исходя то из одного, то из другого утверждения. Но когда мы идем на собеседование, какое убеждение нам лучше взять на вооружение? Мне кажется, я задаю риторический вопрос.

Что влияет на первое впечатление? Раздатка.

  1. Упражнение "Автопортрет".

Все участники на чистом листке бумаги должны нарисовать самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть по центру, только лицо. Желательно нарисовать быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо. Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать. Что рисунок любого человека гениален - так говорят художники. Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких много (больше 3-4 человек), то упражнение лучше не проводить.

Ведущий собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая. Что ему неважно, кто именно на них нарисован. Тут же ведущий раздает участникам листочки в случайном порядке. Затем дает задание: "Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован".

На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться. Далее ведущий собирает листочки и подводит итоги. Берется первый листочек, участникам показывается на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Ведущий не должен спрашивать, чей это листок, а также вручать его автору, так как над изображением обычно смеются, и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает участникам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Перерыв


  1. Тема: "Работа с возражениями".

Почти все из вас уже имеют опыт устройства на работу. Поэтому вы знаете, что практически неизбежно приходится сталкиваться при разговоре с нанимателем с его возражениями. То "как же так, у вас опыта маловато" или "молоды вы слишком, чтобы иметь такой опыт".

Давайте мы с вами запишем на доске наиболее типичные возражения, которые встречаются на собеседовании, а потом разберемся, как же их обрабатывать, чтоб от них мокрого места не осталось. Групповая работа - пишем на доске 8-9 возражений.

Далее делимся на 4-5 групп, и каждая группа обрабатывает по 2-3 возражения. (Включить возражение "У нас уже есть подходящий кандидат").

  1. Раздатка "Саботажники общения".

  2. Резюме, анкеты.

  3. Разминка "Домики". Все и грающие разбиваются на тройки. Двое в тройке берутся за руки, а третий становится между ними в образовавшийся круг. Получается "хозяин в домике". По команде ведущего "Домики", изображающие домики бросают своих хозяев и ищут себе новых. По команде "Хозяева", изображающие хозяев выбегают из своих домиков и ищут себе новые. По команде "Землетрясение" все перемешиваются и образуют новые домики с новыми хозяевами.

Третий день


  1. Разминка.

"Зоопарк"//

"Мячики"//

"Пятнашки".


  1. Тема: "Анкеты, резюме".

Цель: ознакомить участников с принципами написания деловых бумаг.

ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТ.

На фирме, куда вы придете в целях поиска работы, или в кадровом агентстве по подбору персонала вам могут предложить заполнить специальную анкету. Эта процедура может предшествовать собеседованию, и на основе рассмотрения вашей анкеты иногда решается вопрос о том, иметь ли с вами дело дальше. Поэтому относиться к заполнению анкет необходимо серьезно и внимательно.

Заполняя анкету, претендент обычно рассчитывает получить некоторую должность или работу. С учетом этого надо отвечать на вопросы анкеты, подчеркивая ту информацию, которая выигрышна для кандидата. В некоторых случаях можно указать, что данный вопрос можно обсудить во время собеседования, и таким образом уклониться от прямого ответа. Например, это может относиться к вопросу о зарплате.

Не следует задавать много вопросов по поводу того, как заполнять анкету - это может повлиять на мнение о вас.

Не следует критиковать анкету и тем более затевать ее обсуждение.

Иногда у кандидата могут попросить фотографию для того, чтобы наклеить ее на анкету, Надо быть готовым к этому и иметь при себе экземпляры фотографий. От фото на анкете иногда может зависеть, пригласят ли кандидата на собеседование. Поэтому при себе надо иметь не просто красивое фото, а удачное фото.

Участникам предлагается несколько вариантов анкет. Можно предложить заполнить некоторые из них, а затем совместно обсудить наиболее сложные вопросы.

Резюме. (См. "5 шагов к достойной работе" и Галин конспект).

ГАЗЕТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ.

Групповая работа. Участники делятся на малые группы (3 - 4 человека). Каждой группе предлагается вариант газетного объявления о вакансии. Участники проводят анализ объявления, отвечая наследующие вопросы:

  1. В каком издании помещено объявление.

  2. Дано ли объявление самой фирмой или посредническим агентством.

  3. Что фирма считает нужным сообщить о себе.

  4. Каково основное направление деятельности фирмы.

  5. Каков размер фирмы.

  6. Где находится предполагаемая работа.

  7. Как описана должность.

  8. Указано ли точное наименование должности.

  9. Предъявлены ли какие-нибудь требования к личным качествам.

  10. Указана ли зарплата?

  11. Как и к кому рекомендовано обращаться.

  12. Не создалось ли впечатление, что должность чересчур расхваливают.

Составление личного объявления.

Групповая работа. Участники в группах по 3 -4 человека составляют личное объявление для публикации в газете. Затем представитель группы рассказывает о проделанной работе и совместно анализируются ошибки и недочеты.

Перерыв.


  1. Упражнение "Марфуша".

  2. Тема: "Телефонные переговоры".

Основные правила переговоров.

  1. Убедитесь, что есть наготове ручка, бумага, а также относящиеся к делу документы.

  2. Улыбайтесь! Улыбка придаст блеск вашему голосу.

  3. Встаньте! Все ваши внутренние органы давят на диафрагму и выдавливают из вашего голоса уверенность. При разговоре стоя голос становится убедительным.

  4. Ясно представляйте, чего вы хотите достичь, на предусматривайте и отступление. Например, первоначальное стремление - договориться о неформальной встрече, вторичное намерение - позвонить завтра, чтобы у них была возможность прочитать ваше резюме, договориться о встрече.

  5. Убедитесь, что ваша речь убедительная, свободная и вполне понимаемая.

  6. Подготовьте заранее свою запись - запишите тему разговора.

  7. Держите наготове свой ежедневник.

  8. Делайте пометки по каждому разговору.

Упражнение "Телефонные переговоры".

Участники делятся на группы по 3 человека. Один - наниматель, другой - кандидат, третий - эксперт. Моделируется ситуация звонка о наличии свободного рабочего места по газетному объявлению.

(Ремарки по поводу тел. переговоров см. у Гали в конспекте (зеленая папка)).

Работа по кругу. Каждый говорит, что для него главное в телефонных переговорах.

  1. Разминка. "Домики" или "Подарок".

4 день


  1. Приветствие. "Мячики" (имена).


  1. Подготовка к теме "Собеседование".

Информационный блок "Схема продаж".

  1. Привлечение внимания.

  2. Выяснение потребностей.

  3. Презентация.

  4. Ответы на вопросы (работа с возражениями).

  5. Завершение.


  1. Упражнение "Большие листы" (на принятие своего положения безрабтного).

Перерыв.


  1. Деловая игра "Собеседование".

Малыми группами или общая.


  1. Работа по кругу. Каждый говорит, что для него главное в собеседовании.


  1. Завершение. "Подарок по кругу".




© 2010-2022