Рабочая программа 10 класс право

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка……………………………………………………….2

  2. Общая характеристика учебного предмета ………………………………….3

  3. Место учебного предмета в учебном плане………………………………….5

  4. Результаты изучения учебного предмета…………………………………….5

  5. Содержание учебного предмета………………………………………………6

  6. Тематическое планирование………………………………………………….10

  7. Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса……….32

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………….32










1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Право» для профильного уровня обучения уча­щихся 10-11 классов общеобразовательной школы разработана на ос­нове федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Она предопределила особенности структуры и содержания учебника «Право» для учащихся 10-11 классов, подготовленных ав­торским коллективом в составе научных сотрудников Института госу­дарства и права РАН и Института содержания и методов обучения РАО, «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2012г.;

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-пер­вых, сохраняется преемственность с правовым содержанием общество­ведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «общее познание (обще­ствознание)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и со­циально значимых проблем современного правоведения с учетом необ­ходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Рабочая программа включает: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, с последовательностью изучения тем и разделов, требованиями к уровню подготовки выпускника и формами контроля.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 10 классе.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. учебник «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2008г.;

  2. рабочая тетрадь «Основы права» 10-11кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2010 г.;

  3. методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.

  4. юридический словарь. - М.: Дрофа, 2009 г.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, со­циально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплиниро­ванности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обя­занностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятель­ности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных за­дач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной ин­формации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источни­ков, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, переда­ча содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать сужде­ния, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опре­деление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Цель обучения: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права

Задачи:

- способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;- расширить возможности правовой социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;- овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;- сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.

Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 10-х классов представлен в следующей характеристике:

10Б класс: % успеваемости - 100%, качества - 96%, что соответствует оптимальному уровню в обучении.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии программы курса права для 10 класса общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; правосудие.

Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.


3.МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Региональный учебный план учебный год отводят для обязательного изучения учебного предмета «Право» в 10 классе на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне 70 часов (2часа в неделю) из расчета 35 рабочих недель в год. Таким образом, рабочая программа по обществознанию рассчитана на 70 часов в год. Курс состоит из разделов: Теория государства и права, Отрасли право (конституционное право). Примерная программа конкретизирует распределение часов на изучение каждого раздела и глав в конкретном разделе, из 70 часов учебного времени (в 10 классе) резерв согласно программе, составляет учебных часов. Резерв используется как на увеличение часов, на изучение сложных и объемных тем, которые требуют детального изучения, так и на практическую работу

(анализ источников права, разбор юридических ситуаций, обсуждение актуальных вопросов юриспруденции и современной жизни) и на подготовку к сдаче ЕГЭ в виде решения и последующего разбора КИМ по темам.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм

правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства;

основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,

ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


10 класс (70 ч)

1. Из истории государства и права

Происхождение права и государства. Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители.

Право древнего мира. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и рим­ское право.

Право средневековой Европы. Особенности средневеково­го права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.

Становление права Нового времени. Основные черты буржуаз­ного права. Всеобщая дек­ларация прав человека. Основное содержание Кон­ституции США.

Развитие права в России в 9-начале 19 в. Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в разви­тии правовой системы. Па­мятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Влади­мира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Сло­во о погибели Русской зем­ли», «Задонщина», «Сказа­ние о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.

Российское право в 19-начале 20 в. Политико-правовые воззре­ния декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.

Советское право в 1917-1953 гг. Сущность диктатуры проле­тариата В.И.Ленина. Рево­люционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.

Советское право в 1954-1991 г. Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидентское движение.

Современное российское право. Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.

2. Вопросы теории государства и права

Государство, его признаки и формы. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы госу­дарственного устройства. Формы правления. Полити­ческий режим.

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.

Понятие и признаки правового государства. Правовое государство. Признаки правового госу­дарства.

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Верховенство закона в пра­вовом государстве. Закон­ность и правопорядок. Раз­деление властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Право и другие сферы общества. Право, мораль, их взаимо­связь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение пра­ва и политики. Влияние пра­ва на экономику. Связь права и культуры.

О российской философии права. Теория права. Философия права. Отечественная фи­лософия права. Соотноше­ние права и нравственно­сти. Право и верховное благо.

3. Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Консти­туции. Виды конституций. Роль конституции как пра­вового документа. Консти­туционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «консти­туционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг.

Конституции в России. Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.

Общая характеристика Конституции РФ. Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.

Гражданство РФ. Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное граждан­ство: выгоды и трудности.

Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закреплен­ные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.

Президент РФ. Процедура вступления Пре­зидента в должность. Ста­тус Президента. Полномо­чия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Роль органов представи­тельной власти в демокра­тических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государствен­ная Дума и ее полномочия.

Законотворческий процесс в РФ. Осуществление законода­тельной инициативы и соз­дание законопроекта. Со­держание законодательной деятельности Государст­венной Думы. Действия Со­вета Федерации и Прези­дента РФ в процессе при­нятия закона.

Правительство РФ. Высший орган исполнитель­ной власти. Состав прави­тельства РФ и его формиро­вание. Осуществление пра­восудия в России. Система судебной власти. Конститу­ционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полно­мочия Высшего Арбитражно­го Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.

Местное самоуправление. Роль местного самоуправ­ления в системе власти в России. Способы осущест­вления гражданами местно­го самоуправления. Компе­тенция органов местного самоуправления. Статус органов местного само­управления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления.

4. Права человека

Права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации. Со­отношение прав и обязан­ностей. Соотношение прав человека и прав народов.

Международные договоры о правах человека. Международный билль о правах. Основное содержа­ние Факультативного прото­кола к Международному пакту о гражданских и поли­тических правах. Деклара­ция. Конвенция. Пакт. При­знание нашей страной при­оритета международного права.

Гражданские права. Содержание статьи 1 Все­общей декларации прав человека. Значение досто­инства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международ­ного права. Декларация о пытках. Презумпция неви­новности. Причины вынуж­денной миграции. Право на свободу совести. Ограниче­ние свободы вероиспове­дания.

Политические права. Свобода информации. Пра­во на объединение. Поли­тические партии и их значе­ние. Декларация, содержа­ние и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в эконо­мической сфере.

Экономические, социальные и культурные права. Условия для развития лич­ности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право чело­века на достойную, благо­получную жизнь. Деклара­ция об обязанностях чело­века.

Право на благополучную окружающую среду. Экологическое право. Эко­логическая угроза. Содер­жание экологического пра­ва. Экологические права человека. Основные на­правления выхода из эколо­гического кризиса.

Права ребенка. Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процес­се реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.

Нарушение прав человека. Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации на­циональных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека.

Защита прав человека в мирное время. Роль ООН в защите прав человека. Комитет по пра­вам человека и его дея­тельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав чело­века. Роль государственных органов в защите прав че­ловека.

Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитар­ное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Воен­ные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП.

Учебно-тематический план


№ раздела/модуля

Название раздела/модуля

Количество учебных часов

Количество зачетов, к/работ, практич. и лаборатор. работ

Раздел 1.

Из истории государства и права

17

1 тест


Раздел 2

Вопросы теории государства и права

13

1 тест

Раздел 3

Конституционное право

23

1 тест

Раздел 4

Права человека

17

1 тест


Итого по программе 70ч.

4 теста


№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

1.

Тест

17

2.

Тест

30

3.

Тест

53

6.

Тест

70

6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

Раздел 1. «Из истории государства и права» (17 часов)

1-2.

Происхождение государства и права.

Урок освоения новых знаний Теории происхождения го­сударства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органиче­ская теория, психологиче­ская теория, расовая тео­рия, материалистическая теория и их представители

Должны знать основные положения урока.

Должны уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на по­ставленные вопросы, да­вать определение понятий. Объяснять связь государст­ва и права. Называть и ха­рактеризовать теории про­исхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы про­цесса появления государст­ва и права

Устный опрос

§ 1 стр. 6-11, вопросы №1-6 стр. 10

3-4.

Право Древнего Мира

Урок освоения новых знаний Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и рим­ское право

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: Объяс­нять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характе­ризовать роль римского права.

Опрос. Письменные задания.

§ 2 стр. 11-16, вопросы №1-6 стр. 14

5-6.

Право средневековой Европы.

Урок освоения новых знаний Особенности средневеково­го права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей

Должны знать: основные положения темы.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные. Умение работать с текстом учебни­ка, выделять главное, ис­пользовать ранее изучен­ный материал для решения познавательных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 3 стр. 17-21, вопросы №»1-4 стр. 19

7-8

Становление права Нового времени.

Урок освоения новых знаний Основные черты буржуаз­ного права. Всеобщая дек­ларация прав человека. Основное содержание Кон­ституции США

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: Определять содер­жание и значение Консти­туции США. Называть, ка­кие демократические пра­вовые процедуры закреп­лены в Конституции США. Уметь анализировать, де­лать выводы.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изучен­ный материал для решения познавательных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 4 стр. 21-27, вопросы №1-7 стр. 25

9-10

Развитие права в России. IX-начало XIX в.

Урок усвоения нового материала Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в разви­тии правовой системы. Па­мятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Влади­мира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Сло­во о погибели Русской зем­ли», «Задонщина», «Сказа­ние о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять факторы, влияющие на процесс ста­новления права в Русском государстве. Характеризо­вать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять из­менения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I

Опрос.

§ 5 стр. 28-35, вопросы №1-6 стр. 33

11-12

Российское права в XIX - начале XXв.

Урок усвоения нового материала Политико-правовые воззре­ния декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права

Должны знать: основные положения раздела.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззре­ния декабристов. Объяснять воззрения западников и сла­вянофилов на историю рос­сийского государства и пра­ва. Объяснять изменения в системе местного само­управления при Николае I

Опрос. Письменные задания.

§ 6 стр. 35-44, вопросы №1-7 стр. 41-42

13

Советское право в 1917-1953 гг.

Урок усвоения нового материала Сущность диктатуры проле­тариата В.И. Ленина. Рево­люционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Опрос. Письменные задания.

§ 7 стр. 45-52, вопросы №1-4 стр. 49

14

Советское право в 1954-1991 гг.

Урок освоения новых знаний Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидентское движение

Должны знать: основные положения раздела.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять характер изме­нений, происходивших в период «оттепели» в поли­тико-правовой области

Опрос. Письменные задания.

§ 8 стр. 52-56, вопросы №1-3 стр. 54

15-16

Современное российское право.

Урок освоения новых знаний Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе

Опрос.

§ 9 стр. 56-60, вопросы №1-4 стр. 59

17

Обобщение: «Из истории государства и права».

Повторительно-обобщающий урок:

Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе

Тест

Повторить §1-9

Раздел 2. Вопросы теории государства и права (13)

18-19

Государство, его признаки и формы

Урок освоения новых знаний Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы госу­дарственного устройства. Формы правления. Полити­ческий режим

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Опрос. Письменные задания.

§ 10 стр. 62-66, вопросы №1-6 стр.66

20-21

Понятие права. Правовая норма. Источники права

Урок освоения новых знаний Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: Называть виды пра­вовой нормы, элементы системы права. Знать поня­тия темы

Опрос.

§ 11 стр. 67-72, вопросы №1-5 стр.71

22-23

Понятие и признаки правового государства

Урок освоения новых знаний

Правовое государство. Признаки правового государства.

Должны знать основные положения урока.

Должны уметь: анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства.

Опрос. Письменные задания.

§ 12 стр.72-77, вопросы №1-5 стр. 76

24-25

11н

11н

Верховенство закона. Законность и правопорядок. разделение властей

Урок освоения новых знаний Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей.

Должны знать: основные положения курса.

Уметь анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы.

Должны уметь Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение.

Опрос. Письменные задания.

§ 13 стр. 77-82, вопросы №1-5 стр. 81

26-27

12н

12н

Право и другие сферы общества

Урок освоения новых знаний Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы.

Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали.

Опрос.

§ 14 стр.82-86, вопросы №1-5стр. 85

28-29

О российской философии права

Урок освоения новых знаний Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности . Право и верховное благо.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права.

Опрос.

§ 15 стр. 87-90, вопросы №1-6 стр.90

30

Обобщение: «Вопросы теории государства и права».

Урок повторения знаний

Должны знать: что гражданское общество это система самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциа­ций и организаций

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы о Правовых отношениях - это возникающие на основе норм права волевые общественные отношения

Тест

Словарь

Раздел 3. Конституционное право (23 ч.)

31-32

13н

13н

Понятие конституции, ее виды

Урок освоения новых знаний Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Консти­туции. Виды конституций. Роль конституции как пра­вового документа. Консти­туционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «консти­туционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг

Должны знать: Знать основные положения урока.

Уметь анализировать конституции разных периодов развития Российского государства.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы.

Объяснять свою точку зрения.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы

Опрос. Письменные задания.

§ 16 стр. 92-96,вопросы №1-8 стр.95

33-34

14н

14н

История российской конституции.

Урок освоения новых знаний Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение.

Опрос. Письменные задания.

§ 17 стр. 97-102, вопросы №1-7 стр. 100

35-36

15н

15н

Общая характеристика Конституции РФ

Урок освоения новых знаний Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г. Основы конституционного строя


Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Терминологический диктант

§ 18 стр.102-106, вопросы №1-4 стр. 105

37-38

16н

16н

Основы конституционного строя.

Урок освоения новых знаний Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.


Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

§ 19 стр. 106-111, вопросы №1-6 стр. 109

39-40

Гражданство в РФ

Урок освоения новых знаний

Гражданин и гражданство «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

§ 20 стр. 111-115, вопросы №1-4 стр. 114

41-42

17н

17н

Федеративное устройство.

Урок освоения новых знаний Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закреплен­ные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь работать с текстом учебника, выделять глав­ное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Работа в группах

§ 21 стр. 116-120, вопросы №1-6 стр. 119

43-44

18н

18н

Президент Российской Федерации.

Урок освоения новых знаний Процедура вступления Пре­зидента в должность. Ста­тус Президента. Полномо­чия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное

Фронтальный

опрос

§ 22 стр. 121-124, вопросы №1-4 стр. 123-124

45-46

19н

19н

Федеральное Собрание.

Функции Совета Федерации и Государственной Думы.

Урок освоения новых знаний Роль органов представи­тельной власти в демокра­тических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или

Тест

§ 23 стр. 125-129, вопросы №1-8стр. 128

47-48

20н

20н

Законотворческий процесс

Урок освоения новых знаний Осуществление законода­тельной инициативы и соз­дание законопроекта. Со­держание законодательной деятельности Государст­венной Думы. Действия Со­вета Федерации и Прези­дента РФ в процессе при­нятия закона

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь: анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Тест

§ 24 стр. 129-133, вопросы №1-3 стр. 132

49-50

21н

21н

Правительство Российской Федерации.

Урок освоения новых знаний Высший орган исполнитель­ной власти. Состав прави­тельства РФ и его формиро­вание.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения задач

Контрольная работа

§ 25 стр. 134-139, вопросы №1-8 стр.137-138

51-52

23н

23н

Местное самоуправление. Закон о местном самоуправлении Ханты-Мансийского округа Государственная Дума Ханты-Мансийского округа

Губернатор Ханты-Мансийского округа

Местное самоуправление в городе Нижневартовске.

Урок освоения новых знаний Роль местного самоуправ­ления в системе власти в России. Способы осущест­вления гражданами местно­го самоуправления. Компе­тенция органов местного самоуправления. Статус органов местного само­управления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Тест

§ 26 стр. 139-142, вопросы №1-5 стр. 141

53

Обобщение: «Вопросы теории государства и права».

Урок повторения

Президент, Федеральное Собрание, Правительство

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы

Тест

Повт. §§16-26

Раздел 4. Права человека (17 ч.)

54-55

26н

26н

Права и свободы человека и гражданина.

Урок освоения новых знаний Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации. Со­отношение прав и обязан­ностей. Соотношение прав человека и прав народов

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Опрос. Письменные задания.

§ 27 стр. 143-148, вопросы №1-7 стр. 146

56-57

27н

27н

Международные договоры о правах человека.

Урок освоения новых знаний Международный билль о правах. Основное содержа­ние Факультативного прото­кола ' к Международному пакту о гражданских и поли­тических правах. Деклара­ция. Конвенция. Пакт. При­знание нашей страной при­оритета международного права

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные

Опрос. Письменные задания.

§ 28 стр. 148-152, вопросы №1-4 стр. 150

58-59

28н

28н

Гражданские права.

Урок освоения новых знаний Содержание статьи 1 Все­общей декларации прав человека. Значение досто­инства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международ­ного права. Декларация о пытках. Презумпция неви­новности. Причины вынуж­денной миграции. Право на свободу совести. Ограниче­ние свободы вероиспове­дания

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника

Опрос. Письменные задания.

§ 29 стр. 152-158, вопросы №1-10 стр. 156-157

60

Политические права

Урок освоения новых знаний

Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Содержание и значение статьи 21. Декларации. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника

Опрос. Письменные задания.

§ 30 стр. 159-162, вопросы №1-6 стр. 160

61-62

28н

28н

Экономические, социальные, культурные права.

Урок освоения новых знаний Условия для развития лич­ности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право чело­века на достойную, благо­получную жизнь. Деклара­ция об обязанностях чело­века

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 31 стр. 162-166, вопросы №1-4 стр. 165

63-64

Право на благоприятную окружающую среду

Урок освоения новых знаний

Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь анализировать.

Делать выводы о соблюдении норм экологического права.

Отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное

Опрос. Письменные задания.

§ 32 стр. 167-173, вопросы №1-4 стр. 172

65-66

30н

30н

Права ребенка.

Урок освоения новых знаний Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процес­се реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать соб­ственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять глав­ное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 33 стр. 173- 178, вопросы №1-4 стр. 177

67

33н

33н

Нарушения прав человека

Урок освоения новых знаний Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации на­циональных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 34 стр.178-183, вопросы №1-7 стр. 181

68

Защита прав человека в мирное время

Урок освоения новых знаний

Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека.

Должны знать: Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека. Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 35 стр. 183-186, вопросы №1-6 стр. 185

69

Международная защита прав человека в условиях военного времени

Урок освоения новых знаний

Международное гуманитарное право. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП

Должны знать: основные положения урока о необходимости возникновение международного гуманитарного права и роли международных протоколов для защиты прав человека в условиях военного и мирного времени.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Опрос. Письменные задания.

§ 36 стр. 187-194, вопросы №1-5 стр. 192

70

35н

35н

Итоговое обобщение «Конституционное право».

Повторительно-обобщающий урок

Конституционное право

Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Из­бирательные права граж­дан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России.

Должны знать: основные положения урока.

Должны уметь:

анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Тест

Словарь

7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Право:учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений:Профильный уровень образования/Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин.-В2 кн. Кн.2.Право и экономика.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2008.-256 с.:ил.-
2. Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. обще-образоват. учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова.-3-е изд.- М. : Просвеще¬ние, 2007.- 351 с
3. Гражданский кодекс РФ. - М., 2002.
4. Трудовой кодекс РФ. - М., 2002.
5. Уголовный кодекс РФ. - М., 2002.
6. Семейный кодекс РФ. - М., 2002.
7. Административный кодекс РФ. - М., 2002.
8. Конституция Р.Ф. - М., 2008.
9. Комментарии к Конституции РФ. - М., 2008
10. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
11. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
12. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
13. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Оборудования: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).

8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила

применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь характеризовать: право как элемент культуры общества; систему

законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых,

административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм

правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,

работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,

ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов

различных сторон (на заданных примерах);

• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Ученик научиться:

1. Работать с хронологией.

2. Работать с историческими фактами.

3. Работа с историческими источниками.

4. Описанию исторических событий (реконструкции).

5. Анализу, объяснению.

6. Работе с версиями, оценками событий в истории.

7. Применению знаний и умений в общении, социальной среде.

Ученик получит возможность научиться:

1.Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ·

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Таким образом, к важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

-владение умения работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации и материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

- знание хронологии, работа с хронологией;

- знание исторических фактов, работа с фактами;

- работа с историческими источниками;

-описание (реконструкция;

- анализ, объяснение;

- работа с версиями, оценками;

- применение знаний и умений в общении, социальной среде.

8



© 2010-2022