Рабочая программа по окр. миру

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

И РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № _________ от «___»__________2015г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ с.Мокрое

________/ / «___»_________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ СОШ с.Мокрое от «___»_________2015г. №_____________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы села Мокрое

Лебедянского муниципального района

Липецкой области


Ильиной Елены Николаевны

(ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)


по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

4 класс










2014-2015 учебный год


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

Приказ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

Курс направлен на реализацию целей обучения окружающего мира в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Достижение указанных целей создаётся решением задач:

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); мышления, воображения и творческих способностей

  • освоение методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • овладение умениями работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру;

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности.












2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1-2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3-4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
































3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Основные ценности содержания образования, формируемые в процессе начального общего образования.
Ценность мира -

1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни - как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова - как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра - как проявление высших человеческих способностей - любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира - ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества - как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора - как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу - как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
Современный выпускник начальной школы - это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.




5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • способность к самооценке;

  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного

  • поведения в природе и обществе;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

  • могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

  • основы экологической культуры;

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Предметные

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

  1. проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

  2. давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

  3. различать план местности и географическую карту;

  4. читать план с помощью условных знаков;

  5. различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

  6. показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

  7. приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

  8. объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

  9. характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

  10. устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

  11. рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

  12. объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

  13. выполнять правила поведения в природе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

  2. предсказывать погоду по местным признакам;

  3. характеризовать основные виды почв;

  4. характеризовать распределение воды и суши на Земле;

  5. объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

  6. приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

  7. объяснять причины смены времён года;

  8. применять масштаб при чтении плана и карты;

  9. отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

  10. объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

  11. давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

  12. определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

  13. делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  14. участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

  1. различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

  2. различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

  3. описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

  4. описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

  5. называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. - образование государства у восточных славян; 988 г. - крещение Руси; 1380 г. - Куликовская битва; 1613 г. - изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. - основание Санкт-Петербурга; XVIII в. - создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. - открытие Московского университета; 1812 г. - изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. - отмена крепостного права; февраль 1917 г. - падение династии Романовых; октябрь 1917 г. - революция; 1922 г. - образование СССР; 1941-1945 гг. - Великая Отечественная война; апрель 1961 г. - полёт в космос Гагарина; 1991 г. - распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

  1. соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

  1. находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

  2. рассказывать о ключевых событиях истории государства;

  3. рассказывать об основных событиях истории своего края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

  1. сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

  2. характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

  3. описывать культурные достопримечательности своего края.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

  • Обучающиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • сравнивать исторические и литературные источники;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся могут научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

























6. Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:

Наш край -22 ч

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами - условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля -12 ч

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла - основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины - 36 ч

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Российское государство в XIII-XVII вв. Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV-XVII вв. Российское государство в XVIII-XIX вв. Пётр I - царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II - царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20-30-е годы.

Великая Отечественная война (1941-1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.



















7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

1

02.09

Наш край.

Что такое погода.

Объяснять, что погоду характеризует температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки. Вспоминать, что такое атмосфера; приводить примеры трех состоянии воды в природе; измерять температуру воздуха; отмечать температуру воздуха, состояние неба, осадки в дневнике наблюдений;

Рассказывать, как образуются облака; называть виды осадков; используя схему, рассказывать, как образуется град; объяснять круговорот воды в природе

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

2

05.09

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

Иметь представление о грозных явлениях . природы (вихрь, смерч, гроза, молния, метель, гололед). Рассказывать, как образуется ветер; давать названия ветрам; объяснять, какое влияние оказывает ветер на погоду; определять силу ветра (сильный, умеренный, слабый); называть прибор, который помогает человеку создавать искусственный ветер; рассказывать о правилах безопасности во время грозы на природе; использовать справочную литературу.

Рассказывать о правилах безопасности во время грозы на природе; развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

Находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.

3

09.09

Предсказания погоды.

Объяснять, как люди предсказывают погоду. Анализировать народные приметы; проверять народные приметы; составлять сборник народных примет; рассказывать о самолете-лаборатории, метеорологической станции, запуске радиозонда, метеорологическом спутнике; сочинять рассказ об управлении погодой

Составлять сборник народных примет; рассказывать о самолете-лаборатории, метеорологической станции, запуске радиозонда, метеорологическом спутнике; сочинять рассказ об управлении погодой

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

4

12.09

Экскурсия в смешанный лес.

Называть названия деревьев, которые растут в смешанном лесу. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки и фотосъёмку.

Правильно вести себя в лесу, развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе.

5

16.09

Экскурсия в местность около реки, пруда.

Называть названия растительного и животного мира, обитаемых в пресных водоёмах нашей местности. Иметь представление о приспособленности обитателей водных объектов к среде обитания и их связи друг с другом.

Правильно вести себя около водоёмов. Показать положительное и отрицательное влияние человека на обитателей водных объектов.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе.

6

19.09

Экскурсия на луг или поле.

Называть названия растений и животных луга. Выделять связи животного и растительного мира.

Правильно вести себя на лугу. Показать влияние деятельности человека на луг.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

7

23.09

Наша местность на плане и карте.

Объяснять, что такое горизонт; что называют ориентированием. Называть основные и промежуточные стороны горизонта; пользоваться географической картой; читать план местности; рассказывать, как устроен компас; рассматривать чертеж и определять направление, в котором нужно идти; подсчитывать длину пути; изображать свой путь от дома до школы

Моделировать формы поверхности суши из песка, глины и пластилина.

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв.

8

26.09

План местности.

Иметь представление, что план и карта - это изображение участка земной поверхности сверху условными знаками; отличия карты от плана (на карте изображают большие участки земной поверхности; на плане дается более подробное изображение местности). Пользоваться планом местности; составлять план школьного участка; рассмотреть условные знаки на плане; придумывать условные знаки и чертить план Волшебного города

Уметь находить на карте параллели и меридианы; определять вид карты (географическая, историческая); читать карту, используя условные знаки; пользоваться дополнительной литературой

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

9

30.09

Географическая карта.

10

03.10

Равнины.

Выделять основные формы поверхности суши - равнины; как на карте обозначают равнины. Рассказывать, что называют равнинами; рассказывать, как образуются овраги; называть части холмов (подошва, склон, вершина); определять признаки оврага и балки; объяснять, какой вред могут приносить людям овраги, если с ними не вести борьбу

Объяснять, какой вред могут приносить людям овраги, если с ними не вести борьбу. Формирование устойчивого интереса к изучению природы, человека.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

11

07.10

Горы.

Называть основные формы поверхности суши - горы; как на карте обозначают горы. Сравнивать горы и холмы; анализировать формы поверхности суши родного края;

Рассказывать о частях горы, о горных хребтах, о долинах, ущельях, перевалах, тоннелях; о вулканах; находить по карте расположение вулкана Ключевская сопка. Иметь представление о строении вулкана

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

12

10.10

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

Объяснять, что такое горные породы; что речная долина - это понижение на поверхности суши, по дну которого течет река; что пещера - пустоты в толще земли. Приводить примеры горных пород; называть горные породы, которые встречаются в родном крае; проводить опыты с гранитом; объяснять, как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

Иметь представление об образовании сталактитов, сталагмитов в пещере; анализировать фотографии равнинной и горной реки; рассказывать об образовании барханов.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

13

14.10

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

Объяснять, как деятельность человека изменяет поверхность суши. Сравнивать результаты воздействия воды и ветра на поверхность суши с результатами воздействия на нее деятельности людей;

Объяснять, почему воздействие человека на земную поверхность теперь значительно сильнее, чем в прошлом; называть искусственные части рельефа (курганы, валы, рвы, насыпи, карьеры, отвалы)

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

14

17.10

Богатство недр.





Выделить понятие «полезные ископаемые». Называть полезные ископаемые; различать виды полезных ископаемых (горючие полезные ископаемые, железные руды, цветные руды, апатиты и калийная соль);

Называть полезные ископаемые родного края; сравнивать свойства нефти и природного газа.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе.

15

21.10

Разнообразие почв.

Объяснять, что такое почва; как образуется почва. Иметь представление о науке агрономия. Называть виды почв (подзолистые, серые лесные торфяно-болотные, засоленные почвы).

Рассказывать о значении почвы для жизни природы; объяснять, почему почву надо охранять.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

16

24.10

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

Объяснять, что такое экология; как живая природа связана с неживой природой; что природное сообщество - это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. Приводить примеры взаимосвязей в живой природе; устанавливать связи между организмами в природном сообществе; рассказывать, что такое цепь питания; вставлять в цепи питания недостающие звенья; составлять схему круговорота веществ в природе.

Иметь представление об экологической пирамиде; о круговороте веществ в природе; о трех группах организмов (растения-производители, животные-потребители, бактерии-разрушители).

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

17

28.10

Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека.

Иметь представление о защитной окраске животных (покровительственной, подражающей окраске). Уметь называть растения и животных луга; определять, как они приспособились к условиям жизни; с помощью рисунка приводить при, меры связей, которые сложились между обитателями луга; составлять цепи питания из 3-4 звеньев; приводить примеры покровительственной, подражающей окраски; рассказывать о значении луга в природе и в жизни человека

Рассказывать о значении луга в природе и в жизни человека. Развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

18

31.10

Какие растения растут в лесу.

Выяснить признаки хвойного, лиственного и смешанного лесов. Называть растения лесов; сравнивать условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах; приводить примеры влияния деревьев на другие растения леса; называть растения леса родного края; определять вид леса родного края.

Рассказывать, как растения леса приспособлены к совместной жизни; приводить примеры растений верхнего и нижнего ярусов; сравнивать условия жизни в лесу и условия жизни на лугу самостоятельная работа.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

19

11.11

Животные - обитатели леса. Лес в жизни человека.

Объяснять, почему в лесу может обитать много разных животных. Рассказывать, как животные приспособлены к условиям жизни в лесу; приводить примеры; с помощью рисунка рассказывать, как животные леса связаны с растениями и друг с другом.

Определять значение для растений и животных леса грибов; составлять характерные для леса цепи питания из 3-4 звеньев; рассказывать о значении леса в природе и жизни человека; придумывать запрещающие и разрешающие знаки для отдыха в лесу.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

20

14.11

Река, озеро (пруд). Правила поведения на водоёмах.

Называть растения и животных водоема. Рассказывать об условиях жизни в водоеме; называть растения, растущие в прибрежной части пресного водоема, и растения на поверхности воды; с помощью рисунка приводить примеры связей животных водоема с растениями и друг с другом; составлять характерные для водоема цепи питания из 3-4 звеньев.

Рассказывать о значении водоемов в природе и жизни человека; называть растения и животных водоемов родного края.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы; распределять обязанности при работе в группе.

21

18.11

Искусственные сообщества. Поле.

Объяснять, какие растения называются культурными; что такое растениеводство. Называть отрасли растениеводства; приводить примеры овощных культур, зерновых культур, технических культур.

Рассказывать, какой вред культурным растениям наносят сорняки; составлять цепи питания, характерные для картофельного и капустного поля из 3-4 звеньев; рассказывать о том, как животные поля связаны с растениями.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

22

21.11

Сад. Наш край. (обобщение). Проверочная работа.

Выделить признаки сада. Приводить примеры плодовых и ягодных культур сада; рассказывать, какие животные обитают в садах; приводить примеры связей животных сада с растениями и друг с другом; составлять цепи питания, характерные для сада; называть 2-3 причины, из-за которых может произойти нарушение экологического равновесия в саду; определять.

Определять, как садоводство в родном крае связано с его природными условиями; готовить сообщение о работе садоводов родного края.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

23

25.11

Наша Родина на планете Земля.

Какую форму имеет Земля.

Выяснить, что Земля имеет шарообразную форму. Доказывать, что Земля имеет шарообразную форму.

Рассказывать, как древние народы в разных странах представляли себе форму Земли; объяснять, почему нужно беречь нашу планету.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

24

28.11

Карта полушарий.

Объяснять, что такое глобус; как обозначают на глобусе сушу и воду; как называют большие участки суши, окруженные со всех сторон водой.
Называть и показывать на карте полушарий материки; находить на карте столицу нашей Родины; находить и показывать на карте океаны; работать с контурной картой.

Формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

25

02.12

Движение Земли. Тепловые пояса.

Выяснить, чем звезда отличается от планеты; какая звезда расположена ближе всего к. нам. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи; рассказывать, в результате чего происходит смена времен года; проводить опыты; используя рисунок, определять, в каких тепловых поясах лежат материки.
Иметь представление о тепловых поясах (жаркий пояс, холодный пояс, умеренный пояс)

Устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

26

05.12

В пустынях Африки.

Рассказывать о природных условиях Сахары; приводить примеры растений и животных Сахары; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями пустыни.

Рассказывать о занятиях населения Сахары; показывать на карте пустыни Африки.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

27

09.12

Экваториальные леса Южной Америки.

Рассказывать о природных условиях экваториальных лесов Южной Америки; приводить примеры растений и животных экваториальных лесов Южной Америки; определять, как растения. и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Экваториальных лесов Южной Америки.

Узнать о занятиях населения экваториальных лесов Южной Америки; показывать на карте экваториальные леса Южной Америки.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

28

12.12

Антарктида. Австралия. Евразия.

Рассказывать о природных условиях Антарктиды, Австралии, Евразии; приводить примеры растений и животных Антарктиды, Австралии, Евразии; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Антарктиды, Австралии, Евразии.

Рассказывать о занятиях населения Антарктиды, Австралии, Евразии; показывать на карте растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

29

16.12

Карта России

Выполнять практическую работу на карте России; находить и показывать на карте меридианы и параллели; показывать сухопутные границы России на западе и на юге; находить реки; подписывать названия рек на контурной карте.

Определять, в каком направлении течет Волга и куда она впадает; в каком направлении течет Обь и где она берет свое начало; обозначать на контурной карте горы, города; находить на карте озеро Байкал.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

30

19.12

Зона арктических пустынь.

Иметь представление, что природные зоны - это территории со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг.
Рассказывать об условиях жизни в зоне арктических пустынь; называть растения и животных зоны арктических пустынь.

Определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в арктической пустыне; приводить примеры связей животных арктических пустынь с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей арктических пустынь из З-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны арктических пустынь. Иметь представление о лишайниках; как питаются лишайники; о том, какое значение имеют лишайники в природе

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

31

23.12

Тундра.

Выделять природную зону-тундру. Рассказывать о природных условиях жизни в тундре; называть растения и животных тундры; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в тундре.

Приводить примеры связей животных тундры с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей тундры из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны тундры.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

32

26.12

Зона лесов.

Выделять природную зону лесов. Рассказывать о природных условиях жизни в зоне лесов; называть растения и животных зоны лесов; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в зоне лесов.

Приводить примеры связей животных зоны лесов с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей зоны лесов из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны лесов.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

33

13.01-

Степи.

Выделять природную зону лесов. Рассказывать о природных условиях жизни в степи; называть растения и животных степи; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в степи; приводить примеры связей животных степи с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей степи из 3-4 звеньев.

Рассказывать о заповедниках зоны степей, описывать условия жизни в пустыне.

Сопоставлять информацию, предназначенную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

34

16.01

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.

Называть экологические проблемы родного края; предлагать свои способы решения экологических проблем: называть международные организации по охране природы.

Развивать представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

35

20.01

История на карте. Исторические источники.

Выяснить, что историческая карта может рассказывать о том, где расселялись наши предки, строили крепости и города, как завоевывали и осваивали новые территории; условные обозначения на исторической карте. Придумывать название карты; читать карту разбирать условные обозначения; отвечать на вопросы по исторической карте Знать понятие «исторические источники»; что память о прошлом хранят находки археологов; что по вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое.

Иметь представление о летописях, былинах, письме на бересте. Уметь рассказывать, что относится к вещественным, письменным и устным источникам.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

36

23.01

Первые русские князья.

Называть имена первых русских князей (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга); Киев - столица древнерусского государства. Рассказывать о жизнедеятельности первых русских князей.

Иметь представление о вооружении славянских народов.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

37

27.01

Князь Владимир. Крещение Руси.

Рассказывать, как князь Владимир укрепил свое государство.

Называть сказки, в которых действуют персонажи языческой веры древних славян; подготовить сообщение о Рождестве.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

38

30.01

Культура. Древней Руси.

Выяснить, кто создал славянскую азбуку. Рассказывать, что является нашим культурным наследием; описывать, как выглядела древнерусская книга.

Развивать осознанное положительное отношение к культурным ценностям своей Родины.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

39

03.02

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

Называть дату нашествия татаро-монгол на Русь (1237 год). Иметь представление об истории татаромонгольского нашествия на Русь, битве со шведами на берегу Невы, битве на Чудском озере; о русском богатыре Евпатии Коловрате.

Подготовить сообщение о монголо-татарском нашествии на Русь; рассказывать о битве на Чудском озере.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

40

06.02

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Рассказывать историю Куликовской битвы, рассказывать о ходе битвы по исторической карте; описывать Кремль при Дмитрий донском; объяснять, почему хан Мамай напал на Русь.

Рассказывать о значении победы русского войска на Куликовом поле. Иметь представление о деятельности монаха Сергия Радонежского.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

41

10.02

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Иметь представление о первом русском царе; в каком веке правил царь Иван IV. Рассказывать, какие новшества появились на Руси во время правления Ивана Грозного; описывать по рисунку, как выглядели стрельцы, чем они были вооружены.

Готовить рассказ о Московских приказах; называть первые печатные книги; сравнивать первые печатные книги и рукописные; находить в дополнительной литературе предание о строителях собора Василия Блаженного.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

42

13.02

Как жили люди на Руси в ХIV-ХVI веках.

Выделить отличия крестьянской избы от боярского дома. Объяснить, что значит топить печь «по-черному»; описывать русский монастырь.

Составлять по рисункам сюжетные рассказы (один день в доме крестьянина, один день в доме боярина). Иметь представление о книге «домострой».

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

43

17.02

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский

Выяснить, почему события ХVII века называют Смутным временем. Объяснять смысл слов на памятнике Минину и Пожарскому; используя картину А. Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам».

Составить небольшой сюжетный рассказ; объяснять название нового праздника - день народного единства 4 ноября. Иметь представление об истории создания Казанского собора в Москве.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

44

20.02

Русское государство при первых Романовых.

Рассказывать, что нового появилось в русском государстве в ХVII веке; называть, какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу своего господина; объяснять выражение «отложить дело в долгий ящик»; описывать, как выглядела улица ХУII века, как были одеты горожане; называть улицы в Москве, которые носят названия ремесел; объяснять, кто такие «крепостные крестьяне».

Используя текст и рисунки урока, составлять небольшие рассказы (один день из жизни царя; путешествие иностранного купца по Москве ХVII века)

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

45

24.02

Расширение границ России в 17 в.

Объяснять, что участников экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток называли землепроходцами. Иметь представление об экспедиции В.Д.Пояркова, С.И.Дежнева, Е.П.Хабарова.

Отвечать на вопросы, используя исторические карты; находить дополнительный материал по теме; проследить по карте путь В.Пояркова, С.Дежнева, Е.Хабарова.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

46

27.02

Обобщение по теме: «Московское государство» Проверочная работа.

47

03.03

Пётр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре и науке и быту.

Рассказывать, каким царем был Петр I. Иметь представление о рекрутской повинности; о потешных войсках. Описывать, какие изменения произошли в царствование Петра 1; объяснять, для чего царь проводил в стране перепись населения.

Используя портрет Петра и текст, составлять характеристику личности русского царя; находить в энциклопедии дополнительный материал о реформах Петра 1; готовить небольшое сообщение.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

48

06.03

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II

Объяснять, что такое барщина, оброк. Рассказывать об А. Суворове, Ф. Ушакове; находить в энциклопедии дополнительные материалы о полководцах; объяснять, почему «Наука побеждать» А. Суворова остается современной и в наши дни.

Сравнивать дворянскую усадьбу ХУIII века с домом дворянина ХVI века; составлять рассказ «Один день в дворянский усадьбе».

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

49

10.03


Образование и наука в XVIII веке.

Иметь представление, в каком году был открыт Московский университет. Объяснять, почему университет носит имя М. В. Ломоносова; находить в энциклопедии дополнительные сведения о жизни М, В. Ломоносова.

Рассказывать, чему учили смолянок; описывать изобретения И, Кулибина; готовить сообщение по теме; давать толкование словам «дружба», «добродетельный человек».

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

50

13.03

Война 1812 года.

Объяснять, почему войну 1812 года называют Отечественной; рассказывать, кто возглавил русскую армию во время войны 1812 горда; читать стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Находить в энциклопедии дополнительный материал о М. И. Кутузове; описывать, как был вооружен русский дружинник.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

51

17.03

Отмена крепостного права.

Объяснять, почему Александра II называли царем-освободителем; рассказывать, как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права.

Рассказывать о музеях родного края; рассказывать, что нового появилось в воспитании и образовании Александра II. Иметь представление, кто такие меценаты.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

52

20.03

Наука и техника в ХIХ веке.

Выяснить, кто из русских путешественников исследовал город Владивосток. Иметь представление о научных открытиях К. А. Тимирязева, хирурга Н. И. Пирогова, изобретениях П. Н. .Яблочкова. Уметь находить дополнительные сведения об изобретении фотографий, кинематографе.

Рассказывать о значении изобретений; доказывать значение растений в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

53

31.03

Город и горожане. Мода.

Выяснить, в каком веке были основаны Москва и Петербург. Сравнивать современный транспорт и конку.

Рассказывать, какие новые детали появились в женском костюме; писывать, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в ХIХ веке; вспоминать, что ели наши предки в ХIХ веке.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

54

03.04

Культура ХIХ века.

Называть фамилии писателей и поэтов начала ХIХ века произведения А. с. Пушкина. Уметь находить в энциклопедии дополнительные сведения о поэтах, писателях начала ХIХ века; рассказывать о поэте В. А. Жуковском; объяснять, почему Н. М. Карамзина современники называли «последним русским летописцем».

Описывать картины художников начала ХIХ века; готовить сообщение о картинах на историческую тему, о портретах известных людей; объяснять, в чем заключается «великая сила музыки». Иметь представление о том, что М. Глинка является создателем русской национальной оперы.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

55

07.04

Обобщение изученного материала. Проверочная работа.

56

10.04

Революция в России.

Выяснить, кто был последним русским императором; когда началась Первая мировая война; как стала называться наша страна после Октября 1917 года. Работать с лентой времени.

Рассказывать, какие события произошли в начале ХХ века в Российской империи; находить в дополнительной литературе материал о деятельности Красного Креста.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

57

14.04

Россия в годы Советской власти.

Выделить, как стало называться наше государство после 1922 года. Уметь сравнивать герб СССР с гербом РСФСР; находить на карте крупные предприятия, построенные в 20-30 годах.

Выяснить, зачем нужно было бороться с неграмотностью. Иметь представление о пионерской организации.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

58

17.04

Великая Отечественная война

Выяснить, когда началась Великая Отечественная война. Показывать на карте направления главных ударов противника.

Называть российские города, которые одними из первых подверглись нападению со стороны фашистской Германии; готовить сообщение о том, кто первым принял па себя удар фашистов.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

59

21.04


Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

Объяснять значение слова «эвакуация»; рассказывать о военных годах родного края; находить и пересказывать произведения о Великой Отечественной войне; объяснять, почему война советского народа с фашисткой Германией называется «Отечественной».

Называть города-герои; называть памятники родного края, посвященные победе в войне.
Иметь представление о наградах Великой Отечественной войны (орден «Победа», орден Отечественной войны, орден А. Невского, орден л. Суворова, орден М. Кутузова)

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

60

24.04

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения ХХ века.

Выяснить, почему так быстро было восстановлено разрушенное хозяйство; описывать, как жили люди в городе и деревне после войны. Уметь рассказывать о научных достижениях ХХ века; находить в дополнительной литературе информацию об использовании лазера в медицине, в средствах связи энергии в мирных целях.

Описывать, как жили люди в городе и деревне после войны. Иметь представление об открытии атомной энергии в мирных целях.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

61

28.04

По северным городам России.

Рассказывать, чем знамениты города Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Каргополь.

Осознание себя как гражданина России, чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

62

01.05

По городам Центральной России.

Рассказывать, чем знамениты города Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках.

Понимать информацию, представленную в виде текста схемы, таблицы, плана, карты; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

63

05.05

Города Урала и Сибири.

Выяснить, чем знамениты города Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

64

08.05

Дальний Восток. Южные города России.

Рассказывать, чем знамениты города Ростов-на-дону, Ставрополь, Пятигорск, Дербент. Закрепить знания , обобщить пройденный материал по заданиям рабочей тетради.

Осознание себя как гражданина России, чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

65

12.05




Москва - столица России. Обобщение и повторение изученного материала

66-

67

15.05

19.05

Россия в мировом сообществе.

Иметь представление о ЮНЕСКО, что изображено на флаге ООН. Уметь называть по карте страны, которые на западе, юге и востоке имеют границу с Россией; обсуждать, почему современный человек должен знать иностранный язык; описывать герб и флаг России.

Готовить сообщение об интересных традициях других стран (праздники, национальная одежда, кухня); читать в энциклопедии, какие языки относятся к романской, германской, славянской языковым группам.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями, сравнивать исторические события, делать обобщения.

68

22.05

Жизнь современного человека.

Иметь представление что изучает наука экология. Рассказывать о национальной одежде разных народов; объяснять выражение "экологическое равновесие".

Обсуждать экологические проблемы; готовить сообщение на тему "Растения и животные.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.


69

70


26.05-

29.05

Жизнь современного человека.

Проверочная работа.

Современная Россия.

Повторение и обобщение изученного человека.



8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Для обучающихся:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Для учителя:

  1. Обучение в 4-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009.

  2. Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

  3. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: АСТ: Астрель, 2012.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • демонстрационный экран;

  • демонстрационная доска для работы маркерами;

  • магнитная доска;

Интернет ресурсы:

--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: school-collection.edu.ru

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:nsc. 1septeber.ru/urok

- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:nachalka.infoIaboutI193

- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: planetaznaniy.astrel.ru/






© 2010-2022