- Преподавателю
- Другое
- Поурочные планы самопознание 2 класс 3 четверть
Поурочные планы самопознание 2 класс 3 четверть
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Короткова Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование 2 класс «Атамура» - 3 четверть
Самопознание
РАЗДЕЛ III
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ
Уроки 17-18 ТЕМА: УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении. Задачи:
-
раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек»;
-
развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
-
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.
Урок 17
Круг радости
Учитель приглашает ребят встать в круг и поприветствовать друг друга, сказав что-нибудь приятное. Например: «Гуля, здравствуй, как ты сегодня хорошо выглядишь!» или «Добрый день, Марат, мне приятно тебя видеть».
Далее учитель читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!»
Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель предлагает детям ответить на этот вопрос.
При обобщении внимание детей акцентируется на том, что всем -и детям, и взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые были бы к ним внимательными, уважали их. Приветствие, выраженное словами, улыбкой или просто добрым взглядом есть проявление уважения к окружающим.
Беседа. При проведении беседы учитель может использовать схему.
-
Как еще проявляется уважение?
-
За что можно уважать людей?
-
Можно ли уважать себя? Почему?
-
Кого и что вы уважаете?
После того, как выскажутся все желающие, учитель подчеркивает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим - признак воспитанности, культуры человека.
Чтение
Текст, размещенный в рубрике «Читаем», учитель читает сам или пересказывает его содержание.
Священный обычай предков
Казахская легенда
Жил некогда богатый и могущественный хан. Как-то выехал хан вместе со своей свитой на охоту. Ехал он через лес, перевалил горный хребет. Вдруг прямо перед ним выскочил и испуганно бросился прочь красивый молодой сайгак. Хан пустил стрелу и ранил сайгака в заднюю ногу. Ханские воины с криками и гиканьем стали загонять сайгака в тупик между пропастью и утесом. Отчаявшееся животное, припадая на раненую ногу, бросилось к видневшейся вдали юрте и забежало в открытую дверь. Хозяева в это время сидели за дастар-ханом и обедали. Вбежавший сайгак, перепрыгнув через дастархан, упал без сил на почетном месте - «тер», - тяжело переводя дух.
- Выгони сайгака! - закричал хан, наклоняясь с коня, старцу,
хозяину юрты. - Я гнался за ним с самого утра, это моя добыча!
- Верно говоришь, мой хан, - ответил старец. - Сайгак этот -твоя добыча, но сейчас он мой гость и на почетном месте. Ты же видишь - вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана. Хоть ты и хан, но ты не смеешь нарушать обычаи предков.
Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.
-
Почему хан ничего не смел возразить старцу?
-
Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?
• Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих
предков? Приведите примеры из своей семьи.
Отвечая на эти вопросы, ученики могут сделать важный для понимания темы вывод: уважительное отношение к народным традициям - неотъемлемое качество человека, любящего свою страну, свой народ.
Разминка «Правила уважения»
Учитель сообщает, что сейчас он будет говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет - то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»
• Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
-
Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
-
Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.
-
Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
-
В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
-
В библиотеке громко разговаривать.
-
Необязательно одеваться аккуратно.
-
Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Упражнение. Учитель предлагает рассмотреть рисунок, определить свое отношение к его персонажам, а затем написать небольшой рассказ на тему «Кого я уважаю». Дети по желанию читают написанные тексты.
Комментируя работы, учитель подчеркивает, что каждый человек, совершающий добрый поступок, приносящий пользу людям, достоин уважения.
Человек уважение в собственных руках держит
Русская пословица
Обобщение
Обобщающим выводом урока послужит учебная информация, размещенная в рубрике «Узнаем новое».
Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.
Круг «От сердца к сердцу»
Приглашая всех в круг, учитель дарит каждому силуэт цветка (листочка клена, дуба) или открытку, где написано: Я могу быть маленьким (-ой), Могу быть большим (-ой), Могу быть худеньким (-ой), А могу быть полненьким (-ой), Могу быть ловким (-ой), Могу быть неуклюжим (-ой), Но я такой (-ая), какой (-ая) есть, И я уважаю окружающий мир И хочу, чтобы мир уважал меня!
Учитель озвучивает написанное и три последние строчки предлагает произнести всем вместе.
Урок 18 ТЕМА: УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
Круг радости
Учитель приглашает детей в круг и читает строчки из стихотворения В. Яшкова:
Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Родных, друзей, весь белый свет
Ты уважать начни с себя.
Далее учитель предлагает детям сказать, за что каждый из них уважает себя и за что - рядом стоящих. Например: «Я уважаю себя за то, что никогда не грублю, а Каната за то, что он всегда помогает слабым, Лену за то, что она очень аккуратная».
Творческая деятельность. Целесообразно сначала дать детям возможность прочитать, осмыслить, ответить на вопросы, затем выполнить задание, следующее в учебнике после рубрики «Творческая деятельность», и лишь после этого разбить класс на группы по три человека для инсценировки. Такой подход дает возможность понять характер персонажей и передать его при исполнении ролей. Задание можно дифференцировать: одна группа разыгрывает сценку по тексту, а другие изменяют сюжет, представляя сценку, где Лена ведет себя с достоинством.
Санжар (вызывающе). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)
Лена (грустно). Зачем?
Санжар. Буду у тебя списывать!
Лена. Да у меня почерк мелкий!
Санжар. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу! (Смеется.)
Максат (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
Санжар. О! Тогда ты мне все решишь! Понятно?
Максат (спокойно). Ничего не понятно, и решать ничего не буду.
Санжар. Чего? Ты что, мне дерзишь?
Максат (спокойно). Нет, просто не хочу ничего за тебя решать.
Из приведенных высказываний выберите те, которые характеризуют Максата, Лену и Санжара.
-
Стремится во всем быть главным.
-
Предпочитает не брать на себя ответственность.
-
Готов выслушать и понять.
-
Ведет себя вызывающе.
-
Хочет, чтобы в любой ситуации все остались довольны.
-
Спокойно объясняет свою точку зрения.
-
Никому ничего не уступает.
-
Отказывается от своего мнения, всем уступает.
-
Пытается понять мнение других людей, посмотреть на проблему их глазами.
После просмотра инсценировок учителю следует сделать обобщение. В нем еще раз напомнить о том, что уважение начинается с себя. Уважающий себя человек никогда не позволит, чтобы к нему относились с пренебрежением, и никогда не будет неуважительно относиться к другим.
Учебная информация
Далее учитель предлагает прочитать информацию в рубрике «Узнаем новое».
Уважать себя - значит любить себя, не давать себя в обиду, вести достойно, а также уважать других людей.
Размышляем над ситуацией
Учитель предлагает разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе выдается карточка с описанием ситуации. Надо определить, как бы поступил уважающий себя и других человек.
Карточка 1.
У Сауле за стеной жила пожилая соседка. Она часто жаловалась, что Сауле играет на пианино именно тогда, когда ей необходимо отдохнуть.
- Вот вредная, - говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А для меня это самое удобное время.
КарточкаЁ.
Сережа с товарищами зашел к соседу Марату посмотреть его альбом с марками. Мальчики увлеклись разговором, а товарищ Сережи не разбирался в марках и чувствовал себя неловко. Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда ни возьмись, подбежал рослый мальчик и вырвал ее портфель из рук. Хулиган забросил его на крышу беседки и убежал. Рядом проходили два друга, Ораз и Гани...
Карточка 4.
Во 2 класс «А» пришел новенький. Он был худенький, маленький, а на носу у него висели большие очки. В них мальчик выглядел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка и силач Сашок и начал его дразнить...
После заслушивания решений ситуаций, предложенных каждой группе, и их обсуждения учитель обобщает, акцентируя внимание на том, что думая над своими словами, поступками, надо стараться понять, как они будут восприняты другими людьми, как отзовутся на них. Необходимо помнить, что в основе уважения - доброта и любовь. Возможно использовать обращение С. Маршака к детям: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Далее учитель предлагает прочитать информацию, размещенную в рубрике «Узнаем новое».
Золотое правило уважения - всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Уважать - значит быть вежливым и тактичным с людьми, проявлять чуткость и отзывчивость, признавать их хорошие качества.
Упражнение. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и определить, какие поступки достойны уважения. Далее учитель предлагает детям «построить» дом уважения. На доске размещены «кирпичики», на которых напечатаны слова, обозначающие качества человека, достойные уважения, и качества, которые люди не уважают. Дети выбирают нужные кирпичики и обосновывают свой выбор.
Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе. Данное упражнение направлено на развитие саморефлексии и самооценки. В процессе этой деятельности у детей появляется желание формировать положительные качества, чтобы заслужить уважение окружающих людей.
Обобщение
Учитель обращается к детям с вопросом: Что значит проявлять уважение к людям?
Совместно делается вывод: уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Уважительно относиться к людям - значит ценить их, вести себя с ними
так, как они того заслуживают. Особенно важно почитать и уважать старших: родителей, бабушку с дедушкой, учителей. Уважения достойны все, но старшие достойны того, чтобы к ним относились с особым почтением и учтивостью. Уважение - это еще и самоуважение. Самоуважение выражается в том, что ты отстаиваешь свои права и не позволяешь другим оскорблять свое достоинство.
Круг «От сердца к сердцу»
Пригласив детей в круг, учитель зачитывает Добрые советы Алпамыса и Махаббат:
Ребята, всегда помните золотое правило уважения, оно поможет вам строить добрые отношения с людьми. Старайтесь замечать в себе и окружающих людях добрые и хорошие качества, за
которые их можно уважать.
М. Телегин
Есть в каждом то, за что он может Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.
Уроки 19-20. ТЕМА: УЧИМСЯ ПРОЩАТЬ
Цель: расширить представление о ценности прощения.
Задачи:
-
раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду»;
-
развивать способность понимать и умение прощать другого человека;
-
воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими
людьми.
Урок 19
Круг радости
Учитель приветствует учащихся и читает стихотворение.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым людям,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Мы рады видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Упражнение «Угадай-ка». Учитель сообщает тему урока и предлагает рассмотреть рисунки, на которых изображены лица людей, выражающие разные эмоциональные состояния. Задача учащихся - определить лица, выражающие обиду.
-
Вглядитесь в нарисованные лица человечков.
-
Определите настроение человечков.
-
Покажите лицо, передающее обиду.
-
Почему люди обижаются? (Ответы учащихся)
Разминка «Не стоит обижаться - лучше рассмеяться»
Учитель предлагает учащимся выразить пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы, ладони сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.
- А теперь расправьте плечи, губы улыбаются, ладони свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы не обижаемся и с радостью прощаем!
Беседа
Учитель говорит о том, что люди постоянно ощущают самые разные эмоциональные состояния. Есть такие эмоциональные состояния, которые нравятся всем людям, например веселье, радость, а есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть, обида. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека. Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение: «Когда я обижен (а), я чувствую ...».
Чтение
Учитель предлагает прочитать сказку о песике по имени Тобик, который переживал обиду. (М.А. Панфилова. «Сказка о песике по имени Тобик»)
Чтение первой части рассказа
В одной семье жил песик по имени Тобик. Хозяева очень его любили, ласкали и часто с ним играли. Жизнь Тобика была очень счастливой.
Но вот однажды в доме появился маленький котенок. Он был совсем крохотным и беспомощным, и хозяева уделяли ему гораздо больше времени, чем Тобику. Тобику стало казаться, что его
совсем не любят. Тобик считал котенка виновником всех своих несчастий.
Однажды его терпенье лопнуло: котенок посмел утащить его любимый мячик. Тобик не удержался и укусил котенка за хвост. Котенок завопил от боли, а хозяева отшлепали Тобика. От этого он еще больше возненавидел котенка. Вечером Тобик уснул и ему приснился странный сон... Он оказался в незнакомом городе, вокруг никого не было. Он бежал по пустынным улицам и никак не мог найти свой дом. Наконец, уставший и голодный, он постучал в ближайшую дверь. Дверь открылась, и из дома вышел... огромный кот! «Убирайся отсюда! - закричал кот. - Это город кошек и тебе здесь не место».
Он был в отчаянии: один в чужом городе, все гонят его прочь... и неоткуда ждать помощи. И тут навстречу ему вышел маленький котенок, как две капли воды похожий на любимца хозяев...
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
(Ответы учащихся)
Чтение второй части рассказа
...«Почему у тебя такой несчастный вид? - спросил котенок. -Может, я смогу помочь?» Тобик рассказал ему о своих несчастьях, и котенок пожалел его. Он привел Тобика в свой дом, накормил и даже уступил ему свою постель, а сам устроился рядом. Они оба сладко заснули.
Проснулся Тобик в своем доме, но рядом с ним лежало что-то теплое и пушистое. Оказалось, это маленький котенок, который забыл про свой искалеченный хвост и пришел помириться со своим обидчиком. Тобик уже не злился на котенка, ему стало стыдно за то, что он обижал слабого малыша. Он нежно лизнул котенка в лоб, и с тех пор они жили очень дружно. Хозяева были счастливы, потому что на самом деле любили обоих одинаково.
-
Из-за чего Тобик думал, что хозяева его больше не любят?
-
Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?
- Почему Тобик помирился с котенком? Правильно ли он сделал?
(Ответы учащихся)
Упражнение «Как бы вы поступили?» Опишите ситуации, изображенные на рисунках.
• Как бы вы поступили, чтобы не обидеть ребят в этих ситуациях?
Упражнение. Учитель предлагает записать ответ на вопрос:
• Как научиться не держать обиду в себе?
Далее дети по желанию читают составленные ими тексты.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг и проговорить стихотворение В. Берестова «За игрой»:
Мы ссорились, мирились
И спорили порой
Но очень подружились
за нашею игрой.
Игра игрой сменяется
Кончается игра,
Ура! Ура! Ура!
Урок 20. Круг радости
Пригласив детей в круг, учитель предлагает исполнить песню.
Неприятность эту мы переживем
Сл. А. Хаита
Муз. Б. Савельева
В небесах высоко
Ярко солнце светит Мелкий дождь бьет в окно,
До чего ж хорошо Хмурится природа,
Жить на белом свете " швестн° Давно -
Если вдруг грянет гром в плохой погоды.
В середине лета, все желтеет кругом
Неприятность эту и уходит лето,
Мы переживем, Неприятность эту
Между прочим, это Мы переживем,
Мы переживем. Между прочим, это
Мы переживем.
Я иду и пою
Обо всем хорошем.
И улыбку свою
Я дарю прохожим
Если в сердце чужом
Не найду ответа,
Неприятность эту
Мы переживем,
Между прочим,
Это мы переживем.
Чтение
Ученики читают рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
Вова рос сильным и крепким мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть. А кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на него смотрит.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз на внука не подняла. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!
-
Почему Вова остался один-одинешенек?
-
Как бы вы поступили на месте Вовы?
Упражнение «Как просить прощение и как прощать». Учитель предлагает учащимся определить героев рассказа, которые обиделись на Вову. Распределить эти персонажи между группами ребят и предложить им разыграть сценки прощения Вовы с каждым персонажем рассказа. После выступления групп провести беседу по следующим вопросам:
-
Что произойдет с Вовой после того, как он попросит у всех прощение.
-
Легко ли просить прощение? Почему?
Цитата урока
Учитель подводит учащихся к пониманию, что чувство обиды -неприятное, очень тяжелое чувство. Оно мешает радоваться, удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте. Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске: «Хотите сохранить друзей - умейте прощать» (народная мудрость). Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям.
Наедине с собой
Учитель предлагает учащимся удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то.
Вы вспомнили недавнюю обиду. Это чувство снова портит вам настроение. За окном на небе вы видите белое пушистое облачко. Мысленно отправьте туда свои негативные чувства. Вам стало намного легче. Почувствуйте радость. Вам легко и хорошо. Обида улетучилась. Теперь мы часто будем так с ней поступать...
Учитель делает вывод о том, что обиды надо прощать и забывать.
Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь в воде, как соль или сахар. Каждый может этому научиться.
Учебная информация
Простить - значит перестать сердиться или обижаться на другого человека. Умение прощать помогает человеку сохранить мир и добрые отношения с другими людьми.
Упражнение «Лекарство от обиды». Учитель предлагает учащимся составить рецепт волшебного лекарства от обиды, используя слова для справок: радоваться примирению, не сердиться и не упрекать, первым подойти и помириться, не обижать друзей, уметь просить прощение и т.д. Для этого учащиеся знакомятся со словами из справок, выбирают и записывают слова на флакончике. Далее они демонстрируют свои работы и по желанию рассказывают, какие ингредиенты (компоненты, составные части) и почему они выбрали для изготовления лекарства.
Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат
Старайтесь преодолевать в себе обиду. Умейте уступать, если неправы. Не стыдитесь попросить прощения. Стремитесь доставлять радость своим друзьям. Помните! Простить человека - это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротой и любовью!
Обобщение
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что простить - это значит перестать сердиться или обижаться на другого человека, перестать его в чем-нибудь винить. Прощение очень полезно, потому что оно помогает победить злость и обиду. Умение прощать позволяет человеку жить в согласии с самим собой и окружающим миром.
Круг «От сердца к сердцу»
О какой ценности мы говорили сегодня? Подумайте и расскажите, что унесете вы с урока. Начните свои высказывания со слов: «Я понял, что ...».
Дополнительный материал
Обида
М. Панфилова
Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой. Правда, они иногда обижалась на Белочку. Не то чтобы была серьезная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.
-
Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? - интересуются друзья. Но Кошечка молчит, ничего не отвечает. Так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не открывает.
-
Сами догадайтесь, чем меня обидели! - промолвит Кошечка тихонечко.
Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошечкой извиняются, но чем ее обижают, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее в игры играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит помалкивает одна-одинешенька.
Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашивают:
-
Кто тебя обидел, Кошечка?
-
Белочка с Зайчонком! - отвечает она. - Они со мной не играют.
-
Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит? - возмущается Белочка.
- Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не
делать, - предложил Зайчонок.
Но Кошечка отвернулась, ничего не ответила.
-
За что Кошечка обиделась на Белочку? Обиделись бы вы на ее месте?
-
Почему Зайчонок и Белочка перестали играть с Кошечкой?
Как бы вы поступили на месте Кошечки?
Поссорились
А Барта
Мы поссорились с подругой Только с мишкой убежала
И уселись по углам. И сказала: «Не отдам!»
Очень скучно друг без друга - Скучно мне, напала грусть.
Помириться нужно нам. Я пойду к ней, извинюсь,
Я ее не обижала, Дам ей мячик, дам трамвай,
Только мишку подержала, И скажу: «Играть давай!»
Творческая деятельность «Мой дневник». Учитель сообщает учащимся, что Великий Мудрец прислал письмо и предлагает послушать его содержание:
«Дорогие ребята, я хочу каждому из вас предложить начать вести дневник, в котором вы сможете писать о себе то, о чем не всегда можно сказать другим. В дневнике у вас могут быть самые разные странички, например: «Это я», «Мои близкие», «Мой день рождения» и т.д. Расскажите на одной из страничек вашего дневника о том, кого вы простили, и кто простил вас, нарисуйте свое настроение в тот момент.
Помните! Простить человека - это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротою и любовью!
Спасибо вам всем, ребята, за стремление быть добрыми и милосердными!
До свидания.
Ваш Великий Мудрец».
Уроки 21-22
УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ Цель: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи урока:
-
формировать навыки позитивного общения;
-
развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
-
воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Урок 21
Круг радости
Учащиеся вместе с учителем произносят хором стихотворение И. Модниной «Давайте дружить».
Давайте, люди, Как ветер - с морем,
Дружить друг с другом, Поля - с дождями,
Как птица - с небом, Как дружит солнце
Как травы - с лугом, Со всеми нами...
Далее учитель сообщает, что на уроке будет продолжен разговор о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Чтение
Сказка о дружбе С. Снегова
В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слоненком.
- Мосик - длинный носик, уходи ты спать, не мешай играть, -дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.
А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.
Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все еще спали, слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слоненок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить.
Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
- Помогите! Помогите!
Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел.
- Помогите! Помогите! - послышалось снова словно из-под самой
земли.
Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
- Тебе помочь?
Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
- Солнце... Оно такое яркое.
Мосик подумал и воскликнул:
- Я спасу тебя!
Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:
-
Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг.
-
Как ты меня назвал? - удивился Мосик.
-
Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
-
А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? - осторожно спросил слоненок.
-
Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него появился друг.
-
О чем мечтал слоненок? Почему?
-
Почему цветок назвал слоненка другом?
-
А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них.
Упражнение «Мой друг». Учитель предлагает ребятам назвать имя своего друга и объяснить, почему они считают его лучшим другом. Учащиеся садятся в круг и, передавая друг другу символическое «Сердечко дружбы», рассказывают о своих друзьях.
Учебная информация
Для ознакомления с новыми понятиями «друг» и «дружить», учитель предлагает прочитать в учебнике новую информацию и ответить на вопросы:
-
Кого называют другом?
-
Что значит дружить?
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружить - значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
Упражнение «Важные качества». Учитель предлагает учащимся выбрать из учебника и назвать пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
(Ответы учащихся)
Слова для справок: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
Обобщая ответы детей, учитель может сказать: «Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет наше настроение, наши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь».
Далее ученики выполняют задание 2 в Тетради:
- А какие качества есть в вас? Запишите пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя. Дети по желанию читают свои записи.
Цитата урока
Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
- Как вы понимаете смысл казахской пословицы?
Беседа по рисункам
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки и ответить на вопросы:
-
Понимают ли друг друга Том и Джерри? Почему?
-
Что связывает Малыша и Карлсона?
-
Могут ли Винни-Пух и Пятачок доверять друг другу? Почему?
-
Есть ли у Волка и Зайца общие интересы? Почему?
-
Можно ли всех героев этих картинок назвать настоящими друзьями? Почему?
Круг «От сердца к сердцу»
Данное задание можно использовать как упражнение, которое учащиеся выполняют в Тетради, а целесообразнее - на этапе рефлексии, используя прием «метод незаконченных упражнений». Учитель предлагает учащимся подумать и закончить предложения:
-
«Я умею дружить, потому что...»
-
«Я дружу с ребятами, которые...»
-
«Со мной можно дружить, потому что я...»
-
«Я хочу научиться дружить, чтобы...»
Урок 22
Круг радости
Учитель предлагает учащимся спеть хором песню «Мир похож на цветной луг» на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского.
Ветер зовет за собой облака Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока, Жаль, жаль, жаль!
Мир похож на цветной луг, Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь, Другу верен всегда будь!
Песня не зря собирает друзей В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денек веселей Друг, друг, друг!
Друг за тебя одолеть сто преград Рад, рад, рад.
С другом любая беда - не беда, Да, да, да!
Далее учитель сообщает тему урока, обращает внимание учеников, что дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми.
Упражнение. Учитель читает начало пословиц о дружбе и предлагает детям продолжить их: Друг познается в ... (беде). Нет друга - ищи, а найдешь ... (береги). Не имей сто рублей, а имей ... (сто друзей). Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, ... (кто ты).
Чтение
Учащиеся читают стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Требуется друг
А. Барто
Все живут, не тужат, Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
А со мной не дружат! Есть разряд у Ильиной
Бант у Кати расписной, И спортивный свитер,
Красные колготки и девчонок свита.
И характер кроткий. Подружусь я с Ильиной,
Я шепчу: «Дружи со мой, Буду знаменита.
Мы же одногодки, Все пятерки до одной
Как сестрички мы почти, у Светловой Нади.
Мы как две голубки я прошу: «А ты со мной
Из одной скорлупки». Подружись хоть на день!
Я шепчу: «Но ты учти - Мы с тобой поладим:
Ты во всем должна идти Будешь ты меня спасать -
Другу на уступки». Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг».
-
С кем мечтала подружиться девочка?
-
Почему никто не захотел дружить с ней?
-
Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили ребята?
Упражнение. Выполняется устно. Дети читают высказывания и выделяют те, которые считают наиболее правильными. Я думаю, что настоящий друг - это тот, кто...
-
не оставляет друга в беде;
-
радуется успехам друга;
-
уважает мнение друга;
-
всегда делает то, что хочет друг;
-
соглашается со всем, что скажет ему друг;
-
любит то, что любит друг;
-
смеется над недостатками друга;
-
выдает чужие секреты;
-
делится игрушками, книгами.
Упражнение. «Составление правил дружбы». Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Предлагает посмотреть на картинку «Крокодил Гена и его друзья» и ответить на вопросы:
-
Кто из этих героев написал объявление о том, что хочет завести друзей?
-
Что помогло этим героям подружиться?
• А почему распадается дружба?
• Что нужно делать, чтобы дружба не распалась?
Выслушав ответы детей, учитель предлагает им составить правила дружбы. Далее учащиеся каждой группы обсуждают задание, знакомятся с материалом из раздела «слова для справок», составляют правила дружбы, записывают их на листе ватмана, красиво оформляют свою работу. После окончания работы каждая группа зачитывает правила дружбы.
Слова для справок: быть честным, верным в дружбе, помогать своему другу, быть заботливым, справедливым, уметь прощать, не смеяться над недостатками друга, уважать мнение друга, не оставлять друга в беде, не спорить по пустякам, не ссориться, не выдавать чужие секреты, уступать, делиться игрушками, интересными книгами, радоваться успехам друга.
Игра «Острова»
Класс делится на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ноге, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Упражнение «Письмо другу». Учитель делает на доске надпись «Письмо другу». Раздает учащимся чистые листы бумаги, предлагает им обвести свою ладошку и на ней написать пожелания своему другу. Дети по желанию зачитывают письма и отдают их своим друзьям.
Обобщение
Обобщение урока учитель может начать с чтения Добрых советов Алпамыса и Махаббат.
-
Помогайте другу: если умеете что-то делать, научите друга. Если друг попал в беду, помогите ему.
-
Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
-
Умейте принимать помощь, советы и замечания других ребят.
-
Будьте верными в дружбе, цените дружбу.
Учитель подчеркивает, что тот, кто умеет дружить, всегда внимателен к товарищам, помогает им и старается сделать для друзей что-нибудь хорошее, стремится быть нужным в трудную минуту.
Круг «От сердца к сердцу»
Пригласив детей в круг, учитель предлагает взяться за руки и продекламировать:
На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья - луча серебристого - Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Дополнительный материал
Дружба
И. Турцию
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
-
Пожар! Пожар! - кричит. Подбежали другие ребята.
-
Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.
-
Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
-
Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
-
И меня примите.
-
Не примем, - сказал Сережа.
-
Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
-
То - вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.
-
Как вы думаете, можно ли Сережу назвать другом?
-
Можно ли назвать дружбой такие взаимоотношения, когда один из друзей всегда командует, а другой подчиняется? Почему?
-
Какими должны быть отношения между друзьями?
Дружба
М. Митаров
Спросили как-то раз у мудреца:
- Скажите нам,
что ценней всего на свете?
Не долго думал старый аксакал:
- Всего ценнее дружба, -
он ответил.
Тогда ему сказали:
- Сталь крепка,
но что ее прочней на белом свете? Недолго размышлял седой мудрец.
- Всего прочнее дружба, -
он ответил.
Ему сказали:
- Грозен ураган,
Когда дубы корежит ярый ветер. Но что, старик, могущественней бурь?
-
Всего сильнее дружба, -он ответил.
-
Старик, по нраву всем душистый мед. Он, словно солнце, и лучист, и светел. Старик, всего на свете слаще мед.
-
Нет, дружба слаще меда! -он ответил.
-
Как вы думаете, какой должна быть дружба?
-
Почему аксакал считает дружбу ценнее всего на свете?
-
Кого вы считаете своими самыми надежными и верными друзьями? Почему?
Упражнение «Настоящий друг». Учитель делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных качеств человека. Учащиеся выбирают главные качества, присущие настоящему другу, обосновывают свой ответ и записывают на доске.
В результате под надписью «Настоящий друг» набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Учащимся предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, умеют ли они дружить. Желающие могут поделиться своими размышлениями.
Уроки 23-24
УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ Цель: расширить представление о ценности любви. Задачи:
-
дать представление о формах выражения чувства любви;
-
развивать стремление проявлять любовь к себе и другим;
-
воспитывать потребность радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением.
Урок 23 Круг радости
Учитель приветствует учеников и приглашает всех в круг радости. Он читает стихотворение В. Берестова, которое готовит учащихся к восприятию темы и создает позитивную атмосферу в классе.
В. Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук.
За то, что ты - сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется верной опорой твоей.
Беседа
Учитель предлагает ученикам прочитать вопросы, представленные в учебнике, и ответить на них.
-
Кого и что вы любите? Почему?
-
Что приятнее: любить или быть любимым?
-
Кого вы больше всех любите?
Чтение
В рубрике «Читаем» рекомендуется стихотворение М. Лазарева, которое развивает идею любви к самому себе.
М. Лазарев
Свет мой зеркальце, скажи, Правды путь мне укажи. Кто на свете всех дороже, Кто милее и пригоже? Вижу в зеркальце ответ: Каждый встречный и прохожий -Для себя он всех дороже! Любим мы и пап и мам, Но дороже всех я сам, Я сам!
• Согласны ли вы с героем стихотворения, что «дороже всех я сам»?
Почему?
Упражнение. Выполнение этого упражнения связано с темой любви к самому себе и направлено на формирование положительной самооценки и самоуважения.
Ученикам необходимо:
- назвать свои хорошие качества, которые они любят в себе;
- рассказать, какими ласковыми именами их называют близ
кие и друзья, и объяснить, почему их так называют.
Чтение
В рубрике «Читаем» представлен рассказ В. Сухомлинского о любви к близким людям.
Письмо отцу
В. Сухомлинский
У трехлетней Зины заболел отец. Его положили в больницу. Загрустила девочка.
Был трескучий январский мороз. Мама собралась к отцу в больницу. Зине тоже хочется увидеть папу. Но мама не пускает: мороз большой.
- Вот письмо напиши, - говорит мама, - я передам.
Зина не умела писать. Но рисовать умела, и она нарисовала отцу письмо.
Нарисовала она себя в кроватке с широко открытыми глазами. Это означало:
- Папа, я и ночью не сплю, все думаю о тебе.
Потом нарисовала она себя с папой в лесу. Кругом деревья, а они с папой обирают цветы. Это значило:
- Папа, приезжай поскорее, опять пойдем с тобой в лес, будем
цветы собирать.
Потом захотелось ей написать: папа, я очень, очень люблю тебя. Думала долго Зина, как это нарисовать. И нарисовала солнце. Это означало:
- Я очень, очень люблю тебя.
-
Как Зина выразила свою любовь к папе?
-
Почему Зина нарисовала свою любовь в виде солнца?
Отвечая на второй вопрос, дети должны прийти к выводу, что сравнение солнца и любви - не случайно, т.к. любовь, как и солнце, дает человеку тепло, но тепло не физическое, а душевное.
Творческая деятельность. После прочтения рассказа ученикам предлагается творческое задание, в котором они могли бы поставить себя на место Зины - героини рассказа, и рассказать о своей любви к близким при помощи рисунка.
Можно попросить детей написать на рисунке свои пожелания и слова любви тому человеку, которому адресован рисунок.
Учебная информация
Учитель делает вывод, что любовь - это самое сильное, глубокое, теплое чувство, которое может испытывать человек. Он предлагает ученикам ознакомиться с учебной информацией, в которой содержится краткое определение любви.
Любовь - самое главное чувство на Земле. Она делает жизнь человека радостной и счастливой.
Упражнение. В качестве задания предлагается прочитать стихотворение Н. Бромлей и рассказать, как можно выразить любовь к маме.
Главное слово
Н. Бромлей
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе...
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка - «мама».
Задание. Далее дети рисуют по выбору самого любимого человека, самое любимое животное, самое любимое блюдо, самое любимое время года.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает прочитать написанные на доске незавершенные предложения и закончить любое из них:
-
Любовь проявляется в ...
-
Любить себя - это значит ...
Урок 24
Круг радости
Поприветствовав учеников, учитель приглашает их в круг и предлагает вместе проговорить слова, сопровождая их движениями:
Луч солнца золотой. Луч любви везде со мной. Любовь в тебе, Любовь во мне, Любовь кругом, Любовь везде.
Упражнение
Ученикам предлагается прочитать представленные в учебнике вопросы, ответить на них и объяснить свой ответ.
Является ли проявлением любви к близким, когда человек:
-
скучает по ним;
-
дарит им подарки;
-
говорит, что любит их;
-
не слушается, капризничает;
-
интересуется их делами;
-
советуется с ними;
-
помогает убрать дом;
-
забывает выполнить поручения?
Выполнение этого задания направлено на развитие умения любить и выражать свою любовь не словами, а делами, поступками и отношением. Учителю необходимо акцентировать на этом внимание учащихся.
Цитата урока
Вывод, приведенный в учебной информации,* иллюстрируется цитатой урока:
Кто людей любит, тот долго живет.
Японская пословица
Чтение
Важным аспектом любви к близким является братская любовь. Ее иллюстрирует сказка, предлагаемая в рубрике «Читаем».
Братья
Грузинская сказки
Было иль не было, жили муж с женой. У них было два сына.
Возмужали братья. Старший женился и поселился вместе с родителями, а младший стал жить на краю деревни. Пахал, сеял, хлеб растил. А как женился и детьми обзавелся, стало ему тяжелее жить, но он не унывал и прилежно трудился.
И старшему брату жилось несладко. Ему, кроме жены и детей, приходилось стариков родителей кормить. Но он тоже не отчаивался и трудился не покладая рук.
Выдался как-то неурожайный год. Зной выжег нивы. Младший брат сжал всего двадцать снопов пшеницы. Столько же сжал старший. Подумал младший брат: в нынешнем году брату моему трудно придется, - неурожай. Жена с детьми, родители - все на нем.
Давай-ка я тихонько снесу ему несколько снопов и смешаю с его пшеницей. Как стемнело, взвалил он два снопа на спину и пошел. Луна еще не всходила, но он разглядел на дороге какого-то человека, который тоже нес снопы. Принес младший брат снопы и добавил к хлебу брата.
Вернулся домой - и видит: как было у него двадцать снопов, так и осталось. Удивился он. Снова взвалил на спину четыре снопа и несет брату. По дороге снова какого-то человека со снопами встречает. Столкнулись они - и друг друга узнали. Старший брат, оказывается, тоже подумал: в нынешнем году неурожай, младшему брату нелегко. Давай снесу ему несколько снопов. Брат он мне, пусть безбедно живет.
Рассказали братья друг другу о своих приключениях. У обоих слезы на глаза навернулись. Обнялись они и долго беседовали в ту ночь.
-
Как проявилась любовь братьев друг к другу?
-
Есть ли у вас братья и сестры? Как вы заботитесь о них?
Творческая деятельность
В качестве творческого задания ученикам предлагается в парах придумать и разыграть сценку любящих:
-
бабушки и внука;
-
мамы и дочери;
-
папы и сына;
-
брата и сестры;
-
мальчика и щенка.
Это задание дает возможность ученикам выразить в придуманных ими диалогах все, что они усвоили по теме «Учимся любить».
Учебная информация
Учебная информация является выводом о том, что значит любить.
Любить - значит относиться с теплотой к тому, кого любишь, быть внимательным, заботиться о нем.
Учителю необходимо еще раз сделать акцент на том, что любовь проявляется через заботу и отношение.
Упражнение. Детям предлагается раскрасить лепестки цветка и написать на них добрые пожелания своим близким и друзьям. В центре цветка написать пожелания самому себе.
Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат
В качестве резюме урока приводятся советы Алпамыса и Махаббат. В них содержатся ключевая информация о том, как необходимо выражать свою любовь.
Ребята, проявляйте внимание к близким и друзьям, заботьтесь о них.
-
Берегите тех, кого вы любите.
-
Помните, что в жизни человека нет ничего важнее любви.
Круг «От сердца к сердцу»
Поблагодарив за урок, учитель приглашает учащихся встать в круг и послушать стихотворение И. Токмаковой.
Песенка радости
И. Токмакова
Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете Не измерить и не счесть. Только радостные слышат Песню ветра с высоты, Как тихонько травы дышат, Как в лугах звенят цветы. Только тот, кто сильно любит, Верит в светлую мечту Не испортит, не погубит В этом мире красоту.
Дополнительный материал
Мама
К Баянбаев
Только с работы - Мамочка моя!
Мама пришла - Мама строга,
Дома заботы И мама нежна,
Дома дела. Солнышко-мама
Будто встречаю Всем нам нужна.
Солнышко я, Каждой квартире,
К ней подбегаю: Каждому в мире.