• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики модуль Основы православной культуры

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики модуль Основы православной культуры

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Моревка муниципального образования

Ейский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от «___» ____________20 ___ года

Председатель педсовета:

____________ О.А.Целова

Рабочая программа


по Основам религиозных культур и светской этики

(модуль Основы православной культуры)

Уровень обучения (класс) начальное общее образование , 4 класс

Количество часов: 34 Уровень базовый

Учитель Рещикова Эльвира Викторовна

Программа разработана на основе:

1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2009 г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

с учётом:

1.Программы формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ №10 п.Моревка МО Ейский район;

2.Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №10 п.Моревка МО Ейский район

3.Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2012г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632), Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632),Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса составлена на основе:

1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2009 г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года).

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

с учётом:

3.Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2012г.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок. Эту задачу призван в определенной мере решать курс ОРКСЭ и, в частности, модуль ОПК, которому родители отдали предпочтение в ходе разъяснительной работы по введению нового учебного предмета. Это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

  • создание начальных условий для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни;

  • расширение образовательного кругозора учащихся;

  • формирование духовно-нравственного стержня в мировоззрении детей на основе христианских ценностей, отраженных в русской национальной и духовной культуре мира.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются ключевыми в содержательном материале каждого из 34 уроков.

Описание ценностных ориентиров

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Учебный модуль ОПК является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание модуля ОПК организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и основное содержание учебного модуля. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.

В ходе преподавания курса возможно использование следующих технологий, методов и приёмов в обучении и воспитании:

  • технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Технология проектирования.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-эвристические беседы;

-исследовательский метод.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы.

Формы обучения:

  • классно-урочные занятия (групповая форма обучения);

  • внеурочная деятельность;

  • презентации творческих работ учащихся на основе изученного и освоенного материала в деятельностной, творческой форме;

  • экскурсии.

Образовательный процесс в границах модуля ОПК и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об истоках православной культуры и нравственных ценностей православного мира посредством:

- ориентации содержания модуля ОПК учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, устанавливаемых между модулем ОПК и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогом, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

  1. МЕСТО КУРСА ОРКСЭ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Количество часов - 34; в неделю -1 час.

Тематический план комплексного учебного курса ОРКСЭ

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

1

Введение в православную духовную традицию

1

1

2

Мировоззренческие понятия и нравственные принципы православия

16

16

3

Нравственная культура православия

12

12

4

Духовные традиции многонационального народа России

5

5

Итого:

  1. ч

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Ученик научится:

  • определять основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  • понимать особенности и традиции религии;

  • описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • участвовать в диспутах.

Система оценки планируемых результатов


Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, презентации проектов; участие в городских, районных, краевых и всероссийских выставках, смотрах и конкурсах.

По предмету оценки не выставляются, но устное оценочное суждение должно иметь место в образовательном процессе.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.


  1. Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (1 ч)

  1. Россия - наша Родина.

Раздел II.Мировоззренческие понятия и нравственные принципы православия (16 ч)

  1. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

  2. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

  3. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

  4. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия.

  5. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

  6. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

  7. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

  8. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

  9. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

  10. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

  11. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

  12. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

  13. Храм. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

  14. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

  15. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

  16. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел III. Нравственная культура православия (12ч)

18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

19. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

20. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

21. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

22. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

23. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

24. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

25. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

26. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

27. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

28. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

29. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Раздел IV. Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

31. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

32-33. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

34-35. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

  • «Как я понимаю православие»

  • «Что такое этика?»

  • «Значение религии в жизни человека и общества»

  • «Православный храм как произведение архитектуры»

  • «Экскурсия в православный храм»

  • «Православные святыни»

  • «Шедевры православной культуры»

  • «Православные праздники»

  • «Крещение Руси как начало великой русской культуры»

  • «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

  • «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

  • «Возможен ли подвиг в мирное время?»

  • «Мое отношение к людям»

  • «Мое отношение к России»

  • «С чего начинается Родина»

  • «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

  • «Мой дедушка - защитник Родины»

  • «Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

  • Как христианство пришло на Русь

  • Христианское отношение к природе.

  • Святые в отношении к животным.

  • Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Можно использовать сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,

  • составление галереи образов.


  1. Тематическое планирование по курсу «ОРКСЭ» с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п



Тема раздела, урока



Основное содержание по темам


Характеристика учебной
деятельности учащихся

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (1 ч)

1

Россия - наша Родина

Духовный мир человека; культурные традиции; отечество; Родина; многонациональная страна, Россия. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.

Читать наизусть, петь Государственный Гимн России. Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

Раздел II. Мировоззренческие понятия и нравственные принципы православия (16 ч)

2

Культура и религия

Духовный мир человека. Культурные традиции и их сущность. Основы духовной традиции православия.

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

3

Человек и Бог в православии

Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Понятие - православный человек. Основные понятия православной культуры. Сущность православия.

4

Православная молитва, ее происхождение и значение

Виды молитв. Понятие «благодать». Кто такие святые. Молитва «Отче Наш».

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации).Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.

5

Библия и Евангелие

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий

Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому игригорианскому календарям (старому и новому стилям).

6

Проповедь Христа

Сущность учения Христа. Нагорная проповедь. О мести, о богатстве, завет Христа.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

7

Христос и Его крест

Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России.Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси. Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому игригорианскому календарям (старому и новому стилям).

8

Пасха

Воскресение Христа. Русская Пасха. Празднование Пасхи. Обычаи Пасхи.

9

Православное учение о человеке

Душа - дар Бога человеку. Образ Божий в человеке. Внутренний мир человека. Болезни души.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.Сопоставлятьинформацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

10

Совесть и раскаяние

Понятия добро, зло, грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

11

Заповеди

Десять заповедей Бога. Общие черты у воровства и убийства. Как зависть гасит радость.

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.

12

Милосердие и сострадание

Отличие дружбы от милосердия. Милосердие как важнейшая добродетель. Притча о добром самарянине. Кто является для христианина ближним? Милостыня. Отношение христианина к людям.

Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им.

13

Золотое правило этики

Главное правило человеческих отношений (золотое правило этики). Сущность понятия неосуждение.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

14

Храм

Храм - дом бога. Устройство православного храма (иконостас, царские врата, алтарь).

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

15

Икона

Что такое икона. Отличие иконы от картины. Свет иконы. Иконы и молитва.

16

Творческие работы учащихся

Индивидуальные консультации, сбор материала.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).

17

Подведение итогов


Раздел III. Нравственная культура православия (12ч)

18

Как христианство пришло на Русь

Духовный мир человека. История распространения православной культуры. Крещение Руси. Святая Русь.

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной).Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

19

Подвиг

Сущность понятия подвиг. Жертвенный подвиг. Человеческая жертвенность. Подвижник.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

20

Заповеди блаженств

Нагорная проповедь Христа. Понятия дух, духовность, нищие духом. Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

21

Зачем творить добро?

Характеристика добродетелей: дружелюбие, честность, ответственность, трудолюбие, самоотверженность. Понятие святой и святость. Заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по теме. Задаватьвопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков.Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность» «доброе дело».Приводитьпримеры добрых дел.Учиться замечать добрые дела окружающих.

22

Чудо в жизни христианина

О Святой Троице. Понятие добродетель и три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь.

Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.Называть признаки поведения благодарного человека.

23

Православие о Божием суде

Притча о Божьем суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

24

Таинство Причастия

Тайная вечеря. Как Христос передал Себя ученикам. Сущность понятия причастия. Христианские таинства. Литургия.

Проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т. ч. в подготовке сообщений. Соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

25

Монастырь

Сущность понятия монах (монахиня). Главное правило монашеской жизни. Послушание и монашеский обет, постриг монаха.

26

Отношение христианина к природе

Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы. Христианское милосердие.

Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации).Видетьсвязь между осторожностью и надёжностью.Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности.

27

Христианская семья

Значимость и ценность семьи в христианстве. Что такое таинство венчания.

Видеть и уметь объяснятьвзаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии.Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

28

Защита Отечества

Справедливая оборонительная война. О святых защитниках Родины Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков.

Понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.Чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.

29

Христианин в труде

О первом грехе людей. Заповедь труда. Напрасный труд.

Устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий. Оцениватьрезультаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.

Раздел IV. Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

30

Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества.

Понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.Чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.

31-32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение)


Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

учит.

2

Примерная программа начального общего образования

учит.



3

Рабочая программа по ОРКСЭ

учит.

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков ОРКСЭ

к


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по ОРКСЭ. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

5

Методические пособия для учителя.

Специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре и др.).

учит.


6

Учебно-наглядные пособия

учит.

7

Хрестоматии литературных произведений.

Документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира).

Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.).

Религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах).

учит.

2. Печатные пособия

8

Репродукции икон.

Репродукции картин.

Портреты русских художников

учит.

Комплекты по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

3. Технические средства обучения

15

Ноутбук

каб.

презентации


Список рекомендуемой учебно-методической литературы:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2010г.

  2. Основы православной культуры. 4-5 класс. Кураев А.В. - М.: Просвещение, 2010г.

  3. Основы православной культуры. 4- 5 класс. Кураев А.В. [Электронный ресурс]: Электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики" М.: Просвещение, 2010г.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2010г.

  5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. Данилюк А.Я.-М.: Просвещение, 2010г.

Интернет-ресурсы:


prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».

ru.wikipedia.org Википедия

wikikurgan. orbitel.ru сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ». Этика

simple-etiquette.ru/ этикет. Сайты к теме «Православие»

otdelro.ru/ отдел религиозного образования

hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет

pravkniga.ru/ книги издательства «Даръ»

bogoslov.ru/ научный богословский портал

pravoslavie.ru/ Православие. Ру.

patriarchia.ru/ официальный сайт Московского патриархата

portal-slovo.ru/ Слово. Православный образовательный портал

radiosofia.ru/about.html христианский общественно - церковный канал

pravmir.ru/ православие и мир

kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основы православной культуры».

pravolimp.ru официальный сайт олимпиады по ОПК.

kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры»



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей -предметников № ___

от «___» _______________ 20 ___ года

__________________ Т.В.Шишкина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«___» _______________ 20___ г.

_________ Н.А.Карнаухова




© 2010-2022