УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Группа 36-КД

24.11.2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 12

МДК 01.01 «Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания»

Тема раздела: "Товароведная характеристика продовольственных товаров однородных групп"

Тема занятия: "Молоко и молочные продукты"

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Вид занятия: урок-диспут с элементами проблемного обучения, самостоятельной работы студентов и использованием технологии мультимедиа

Цели занятия:

  1. образовательные цели:

- формирование умений применять полученные знания для решения учебных задач;

- обобщить и закрепить знания о товароведной характеристике молока и молочных продуктов

- способствовать формированию профессиональных компетенций;

  1. воспитательные цели:

- воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в коллективе;

- воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету.

3. развивающие цели:

- развитие внимания, памяти, речи, воображения;

- развитие познавательной способности;

- развиватие логическое мышления, умения сравнивать, анализировать,;

- формирование и развитие профессионально важных умений и навыков;

Межпредметные и внутрипредметные связи:

1. обеспечивающие:

"Физиология питания", «Санитария и гигиена»

2. обеспечиваемые:

"Теоретические основы товароведения"

Обеспечение занятия:

1. оборудование:

мультимедийная презентация

проектор мультимедиа;

интерактивная доска

2. литература:

Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии, учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2011г

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.

Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена, учеб пособие для образовательных учреждений нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

Ход урока

Структурные элементы урока, методы обучения


Подструктурные элементы


Дополнения

1. Организационный момент

Метод: собеседование

2. Постановка целей и задач, ознакомление с ходом проведения урока Метод: рассказ

3. Актуализация опорных знаний студентов

Метод: рассказ

4. Повторение и закрепление материала.
































5. Подведение итогов урока, подсчет баллов, набранных каждой командой. Рефлексия.

6. Задание на дом: слайд 28

Метод: рассказ

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

Психологический настрой обучающихся.

Сообщение темы и цели урока, плана урока - слайд 2

Преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока, ставит цели и задачи:

Цели деятельности и задачи урока:

1.Учиться вести дискуссию.

  1. 2.Закрепить и уяснить знания по теме вкусовые продукты.

3. Учиться делать выводы и обобщения.

Сообщение обучающегося на тему «Значение и история употребления молока и молочных продуктов» (приложение 1)- слайд 3-12

Предварительно обучающиеся делятся на две команды, заранее выбрав себе название и капитана. Избираются два члена жюри, которые подсчитывают количество баллов, набранное каждой командой за урок в ходе выполнения заданий.

1)Решить кроссворд.

Необходимо ответить на вопросы кроссворда (по горизонтали).

В результате в выделенной графе (по вертикали) сложится название известного кисломолочного продукта.- слайд 13-15

Ответы на кроссворд - приложение 2.

  1. Кисломолочный диетический продукт, представляет собой густое закисшее молоко.

  2. Кисломолочный оздоравливающий слабоалкогольный напиток, полезный при лечении туберкулёза, малокровии и других заболеваниях.

  3. Тепловая обработка молока при температуре более 100 °С с последующей его выдержкой при этой температуре.

  4. Нагревание молока до температуры 65°С с последующей его выдержкой при этой температуре в течение получаса.

  5. Бактериальный состав, вызывающий брожение.

  6. Традиционно этот средний показатель производимого молока составляет 3,5%.

  7. Кисломолочный продукт, получаемый из коровьего топленого молока.

2)Викторина «Своя игра».

Обучающимся предлагается принять участие в викторине построенной по принципу телевизионной передачи «Своя игра». В игровой форме обучающиеся должны ответить на вопросы об истории и использовании молока и молочных продуктов. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса. - слайд 16-17

Заполнение кроссворда осуществляется участниками команд на интерактивной доске с помощью электронного пера в режиме «маркер».

Название темы Количество баллов

Молоко и сливки 1 2 3 4

Кисломолочные напитки 1 2 3 4

Творог и сметана 1 2 3 4

Сыры 1 2 3 4

Пейте дети молоко 1 2 3 4

3)Заполнить пропущенные этапы технологической схемы производства творога традиционным способом.

Каждой команде раздаются карточки со схемой. После ее заполнения ответы сверяются с эталоном (приложение 3) , представленном на слайде .-слайд 18-19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ

4) Самостоятельная работа обучающихся: слайд 20

Тест - слайд 21-15

Ответить самостоятельно на вопросы теста, выбрав один правильный вариант ответа.

1. Сколько воды содержится в молоке?

А) 77,5%;

B) 88,5%;

C) 90,5%;

D) 95,5%.

2.Какова температура хранения молока?

A) t не выше 0ºС;

B) t =+2+6 ºС;

C) t =+12+16ºС;

D) t не выше +30ºС.

3. Какова предельная жирность сливок?

A) 10%;

B) 20%;

C) 35%;

D) 40%.

4.Какое брожение происходит в кефире?

A) спиртовое, молочнокислое, уксусное;

B) молочнокислое, уксуснокислое;

C) молочнокислое, спиртовое;

D) только молочнокислое.

5. Каким способом из молока получают сливки?

A) отстаиванием;

B) нагреванием;

C) сепарированием;

D)перемешиванием.

5)Работа с карточками «да», «нет» - слайд 26

Каждой команде раздаются карточки «да» и «нет», с помощью которых они должны согласиться или не согласиться с высказываниями, представленными на слайде.

1. Ежедневно каждый человек должен употреблять 500 гр. молока.

«да»

2.Молочный жир в молоке находится в виде жировых шариков, покрытых оболочкой.

«да»

3. Молочный сахар иначе называется мальтозой.

«нет»

4. Молоко содержит витамин К.

«нет»

5. Появление пены на поверхности молока обусловлено наличием в нём минеральных веществ.

«нет»

6. Молоко должно быть в виде однородной жидкости без осадка.

«да»

7. Стерилизованное молоко хранится дольше.

«да»

Комментирование и выставление оценок.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Что было трудным для вас?

3. Что понравилось?

слайд 27

Используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщения на тему: «Современные способы производства молочных продуктов» (творог, йогурт, мороженое, сыры

3 мин.




3 мин.










5мин.







72 мин































































































































5 мин




2 мин




III. Повторение и закрепление материала.
























1)Решить кроссворд.

Необходимо ответить на вопросы кроссворда (по горизонтали).

В результате в выделенной графе (по вертикали) сложится название известного кисломолочного продукта.- слайд 13-15

Ответы на кроссворд - приложение 2.

2)Викторина «Своя игра».

Обучающимся предлагается принять участие в викторине построенной по принципу телевизионной передачи «Своя игра». В игровой форме обучающиеся должны ответить на вопросы об истории и использовании молока и молочных продуктов. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса. - слайд 16-17

Заполнение кроссворда осуществляется участниками команд на интерактивной доске с помощью электронного пера в режиме «маркер».

Название темы

Количество баллов

Молоко и сливки

1

2

3

4

Кисломолочные напитки

1

2

3

4

Творог и сметана

1

2

3

4

Сыры

1

2

3

4

«Пейте, дети, молоко…»

1

2

3

4


Вопросы викторины:

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

Тема: Молоко и сливки

1

Этот продукт нельзя назвать диетическим, ведь жира в нем от 10 до 35%

Сливки

2

В производстве мороженого нельзя обойтись без этого переработанного молочного продукта. Что это?

Сухое молоко

3

Фруктоза, глюкоза, лактоза, сахароза. Какой из этих сахаров содержится в молоке?

Лактоза - молочный сахар

4

Именем этого французского ученого назван способ обработки молока?

Луи Пастер (пастеризация)

Тема: Кисломолочные напитки

1

Она бывает обыкновенная, мечниковская, Южная, а также ряженка и варенец. Что это?

Простокваша

2

Смешанное брожение состоит из молочнокислого и … Какого?

Спиртового

3

Молоко + закваска «болгарская палочка» + кусочки фруктов. Что получается?

Йогурт

4

Тема: Творог и сметана

1

Они бывают детские и глазированные, с изюмом и с курагой. Что это?

Творожные сырки

2

Во всем мире, кроме России, этот продукт называют «русские сливки». Что это?

Сметана

3

Чтобы получить суточную норму кальция, необходимо съедать его по 100 грамм. Что это?

Творог

4

При хрупкости костей и частых переломах врачи рекомендуют творог. Какое минеральное вещество помогает?

Фосфор

Тема: Сыры

1

Это слово американцы говорят при фотографировании

«Чииз» - сыр

2

Из парафина делают свечи. А для чего он используется при производстве сыра?

Им покрывают сырные головки

3

Так зовут героя известного мультфильма, также называется сорт мягкого сыра.

Рокфор

4

Откуда в сыре дырки?

При созревании выделяется углекислый газ

Тема: «Пейте, дети, молоко…»

1

Какие реки с какими берегами описаны в русских народных сказках?

Молочные реки, кисельные берега

2

О чем говорил Павлов? «Это изумительная пища, создана самой природой»

О молоке

3

От какой музыки коровы дают больше молока, а от какой меньше?

Больше - от классической, меньше - от рока

4

Если вместо чернил писать молоком, то написанное не будет видно. А как «проявить» этот текст?

Нагреть, например прогладить утюгом


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Доклад

Значение и история употребления молока и молочных продуктов

Значение молочных продуктов очень велико в нашей с вами жизни. Молоко служит незаменимой пищей грудным детям, играет важную роль в питании больных, выздоравливающих и взрослых здоровых людей.

Молоко содержит все необходимые для человеческого организма питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины) в легкоперевариваемой форме.

Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история.

Человек научился выпекать хлеб около пяти тысяч лет назад. И замечательно, что примерно тогда же он научился добывать и молоко. Он начал приручать диких животных, попробовал молоко диких коз, животных, лошадей, буйволиц, верблюдиц. Но самым вкусным ему показалось коровье молоко. Корова давала молока больше всех животных. Она кормила и детей и взрослых. Как же было человеку не поклониться ей? В Индии коровы до сих пор считаются священными. Они свободно ходят по улицам даже самых больших городов, и никто не посмеет не то что ударить, а просто как-то обидеть, замахнуться на благородное животное. Даже сейчас, когда наука и техника так много достигли, корова по-прежнему кормит и поит всех нас.

Перерабатывать молоко и употреблять его не только в сыром виде умели еще наши далёкие предки. Умение заквашивать молоко, получать кефир, кумыс, брынзу принадлежит народам древнего Востока, Средней Азии и Кавказа.

Человек давно познал целительную силу молока. В Индии с древних времен известна пословица: «Хочешь жить долго - пей кислое молоко».

Геродот в V веке до нашей эры сообщал, что самым любимым напитком скифов было особым образом приготовленное молоко кобыл - кумыс. Кумыс и простокваша в лечебниках XVII века упоминаются как лекарство против туберкулёза, брюшного тифа и лихорадки.

Гиппократ, например, считал, что молоко чрезвычайно полезно при нервных расстройствах. Аристотель признавал наиболее ценным молоко кобылиц, затем ослиное, коровье и, наконец, козье. Плиний старший выделял коровье молоко. Однако он же утверждал, что в лечебных целях можно использовать и свиное молоко.

Активно врачевал различные болезни молоком Авиценна. Он считал его полезным для детей и людей, «подвинутых в годах». По мнению Авиценны, самым целебным является молоко тех животных, которые вынашивают плод примерно столько же, сколько и человек. В связи с этим он полагал, что для человека наиболее подходит коровье молоко.

Многие ученые и врачи России также изучали свойства молока и применяли его для лечения различных заболеваний.

Выдающийся русский учёный С. П. Боткин называл молоко «драгоценным средством» для лечения сердца и почек. Целебные свойства молока высоко ценил и автор «русского способа» лечения кумысом больных туберкулёзом Г. А. Захарьин. Всеми и всегда, писал И. П. Павлов, - молоко считается самой лёгкой пищей и даётся при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний.

В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причём он впервые использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным.

Почти повсеместно молоко активно использовалось и в народной косметике. Так, в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим средством против морщин. Помпея, вторая жена Нерона, принимала ванны из молока ослиц, во время путешествий её обычно сопровождало стадо из 500 этих животных. Авиценна утверждал, что молоко сводит безобразные пятна на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица. Особенно если пить с сахаром. Творожная сыворотка, будучи втертой в кожу, уничтожает веснушки.

И всё же во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, «молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой».


Приложение 2

Ответы на кроссворд

п

р

о

с

т

о

к

в

а

ш

а

к

у

м

ы

с



с

т

е

р

и

л

и

з

а

ц

и

я

п

а

с

т

е

р

и

з

а

ц

и

я

з

а

к

в

а

с

к

а

ж

и

р

н

о

с

т

ь


в

а

р

е

н

е

ц









Приложение 3


Технологическая схема производства творога


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ








© 2010-2022