• Преподавателю
  • Другое
  • Научно-методическая работа Правовое воспитание и правосознанаие современной личности

Научно-методическая работа Правовое воспитание и правосознанаие современной личности

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

II Республиканская научно-методическая конференция

«Педагогические Альпы»

















Научно-методическая работа

На тему: «Правовое воспитание и правосознание современной личности»















Автор: Сатушкина Ольга

Валерьевна, преподаватель














Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………..

2. Правовое воспитание и правосознание современной личности……………..

3. Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………








Введение

С развитием экономической, политической и социальной жизни общества меняются и взгляды поколения. С моментом появления пятой информационной революции, современная молодёжь в своем большинстве воспитывается в основном на прогрессе развития информационных и телекоммуникационных технологиях. Нормальным способом в современном обществе становиться невербальное общение, что формирует колоссальное влияние на интересы и взгляды молодёжи. Такое влияние удаляет нравственное воспитание от нынешнего поколения, переориентирует общественность на агрессию, равнодушие, приводит к национализму, правовой безграмотности.

Актуальностью темы является повышение уровня правовой культуры обучающихся, развитие правосознания, а также острая проблема правовой безграмотности молодежи.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предлагаемые в работе качественные характеристики, диагностические методики позволяют определить уровень правосознания студентов. Так же предложены методические рекомендации по формированию правосознания студентов.

Задачи:

  1. Определение обучающимися правовых знаний;

  2. Формирование правового самосознания

  3. Выявление проблем правопонимания и правосознания молодежи;

  4. Выявление основных методов по формированию и развитию правосознания у обучающихся.

Невозможно воспитать правовою нравственность у обучающихся не знающих основ Конституции, сущности права и законодательной системы.




Правовое воспитание и правосознание современной личности

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Повышенный интерес к модернизированным информационным технологиям изменяет приоритетность знаний, тем более правовых.

Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом и государством.

В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих обучение, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Формирование правовой культуры обучающихся - это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий освоение студентами правового опыта, выбранного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества правосознания и подготовку в адекватному правовому поведению в современной реальности; процесс становления личности обучающихся как субъекта правоотношений.

Усвоение правовых знаний становиться эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно современное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовою информацию и пользоваться ею, а это значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает обучающихся к самостоятельному и автономному существованию.

В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость создания системы правового образования молодежи, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма.

В процессе формирования правовой культуры речь идет о воспитании личности. Недостаточно сказать студенту. Что он обязан уважать права человека.

Необходима специальная методика, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Правовая культура является одной из основных составляющих культуры общества.

Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов, степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества, отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка.

Одной из основных задач исследования является необходимость выявления уровня правосознания и правовой культуры у молодежи.

Критериями оценки правовой культуры личности являются следующие:

- правовое поведение;

- ее отношение к праву и другим правовым явлениям;

- осознание их ценности, уважение к правам другого человека;

- привычка правомерного поведения;

- социально-правовая активность.

Согласно проведенному исследованию с помощью видов сбора информации: опроса и анкетирования были выявлены следующие показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся (показатели указаны из 100% опрошенных):

Таблица № 1

Критерии

Показатели

Знание права

60%

Отношение к праву

45%

Привычка соблюдать право (закон)

40%

Правовая активность

45%

Диаграмма № 1 «Показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся»


При указанных видах сбора информации были определенны основные вопросы для выявления показателей:

- Для чего устанавливается право?

- Что такое право?

- Как вы относитесь к праву?

- Часто ли Вы пользуетесь законом?

- Часто ли Вы поступаете по закону?

По данным показателям исследования можно определить следующие выводы:

  1. Данные свидетельствуют, что большинство обучающихся не могут правильно определить значение права, сущность и правовое регулирование. Из 100% опрошенных, только 60% смогли конкретно определить сущность права. Это говорит о том, что интерес к познанию права не является приоритетной целью в обучении.

  2. Из указанных показателей можно сделать вывод, что отношение к праву у обучающихся имеет средний интерес, что составляет 45%. Данные критерии говорят о том, что многие опрошенные изначально проявляют интерес к праву, но в процессе исследования права сталкиваются с проблемой правопонимания и интерес снижается.

  3. Согласно показателям привычки соблюдать право, небольшая часть опрошенных может с уверенностью сказать, что в необходимых случаях в первую очередь пользуется законом. Это говорит о том, что основная проблема состоит в доверии закону и праву в целом. Из этого следует, что правовая безграмотность остается у молодого поколения одной из основных проблем правосознания.

  4. Что касается правовой активности, то исследования показали, что меньшая часть опрошенных часто поступают по закону. Это говорит о том, что правовой нигилизм у молодежи является острой проблемой правовой культуры.

Решением указанных проблем является применение определенных методов при обучении студентов:

1 метод. Разъяснение основ Конституции РФ и других нормативно-правовых актов как способов защиты своих интересов и законных прав как человека и гражданина. Объяснение студентам, что наш главный закон страны - это не негативный документ, запрещающий различные способы выражения своих прав, а это гарант наших прав и свобод, который признает их наивысшей ценностью. Способами выражения данного метода являются:

- изучение основ Конституции РФ;

- подготовка рефератов;

- разработка схем прав и свобод человека и гражданина по способам и сферам их выражения.

Важно на начальном этапе обучения построить доверие обучающихся к праву, обратить их внимание на гарантированность государством их прав и свобод. Только на крепком фундаменте доверия можно строить основные знания о праве.

2 метод. Изучение обучающимися системы государственной власти - это способ объяснить студентам, что государство не враг обществу и человеку, а орган, предоставляющий гарантии осуществления наших прав и интересов, а также контролирующий орган, имеющий задачу - предотвратить неблагоприятные последствия или смягчить степень этих последствий в отношении тех лиц, чьи права могут нарушаться или уже нарушены. Определение путей профилактики правового нигилизма.

Важно помнить, что совершая какое-либо действие (бездействие) - нужно изначально подумать, не нарушает ли такое действие законные права и интересы других лиц. Молодёжь должна уметь уважать чужие убеждения, взгляды, интересы и законные права.

Данный метод возрождает воспитание правовой молодёжи, повышает правовую грамотность.

3 метод. Это усиление основ защиты своих прав; способ повышения правовой культуры у студентов. Выражается с помощью закрепления общего уровня знаний и объективного отношения к праву, повышения уровня правосознания и правовой активности как граждан государства; предоставление правовой информации таким образом, чтобы она превратилась в правовые убеждения. Студенты, имеющие правовые взгляды и убеждения, будут поступать правомерно - в соответствии с законом.

Данный метод является важным началом формирования юридически зрелой личности, определяя её активную правовую позицию. Способом выражения указанного метода является применение на уроках практических задач, способов их разрешения; закрепление умений разрешения конфликтных ситуаций в праве, самостоятельного создания студентами схем, презентаций, повышающих уровень правовых знаний.

4 метод - это изучение на уроках законодательных актов, присущих деятельности студентов, согласно их специальности. Разъяснение нормативно-правовых актов, регулирующих специфику деятельности будущей профессии студентов, повышает интерес обучающихся к предмету, формирует специальные знания в выбранном направлении, базис умений применения нормативно-правовых актов в своей будущей деятельности.

В результате применения указанных методов выявляется положительная динамика в развитии правовой личности, повышается интерес к предмету, возникает позитивное отношение к стране, обществу, увеличивается качество изучаемого материала, наблюдается правовая грамотность.









Заключение.

Согласно указанных методов формирования правовой культуры и правосознания у молодежи может измениться таким образом (показатели указаны из 100% опрошенных):

Таблица № 2

Критерии

Показатели

Знание права

90%

Отношение к праву

95%

Привычка соблюдать право (закон)

80%

Правовая активность

75%


Диаграмма № 2 «Показатели правовой культуры и правосознания у обучающихся»


По данным показателям исследования можно определить следующие выводы:

  1. Данные свидетельствуют, что знание права у большинства обучающихся возросло. Повысился интерес к изучению права, приоритеты в обучении изменились. Заметна динамика познавательной функции.

  2. Из указанных показателей можно сделать вывод, что отношение к праву у обучающихся имеет высокий интерес. Данные критерии говорят о том, что многие опрошенные изначально проявляют интерес к праву и в процессе исследования права сталкиваясь с проблемой правопонимания не боятся решать сложные задачи.

  3. Согласно показателям привычки соблюдать право, большая часть опрошенных часто прибегает к правовой позиции. Возрастает доверие к праву. Из этого следует, что правовая безграмотность у молодого поколения снижается.

  4. Что касается правовой активности, то исследования показывают, что большая часть опрошенных часто поступают по закону, используют закон по назначению, умеют пользоваться им и находят в праве пути решения своих проблем.













Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1

С. 451

2. Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л.И.Анцыферова.-М.: Наука, 1981.-231 с.

3. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Р.С. Байниязов //Изд. вузов. Правоведение. - СПб.,1998. -№3.

4. Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики / Л.И. Беляева; под ред. А.М.Столяренко // Юридическая педагогика в МВД. - М., 1997-87 с.

5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. Диссерт. канд. юрид. наук / В.М. Боер.-М.:[б.и.], 1993.-22 с.

6. Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 365 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Сборник] / Л.С.Выготский - М.: Педагогика - Пресс. 1996. - 534 с.

8. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. / Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. - М.: Издательство Магистр, 1998. 87 с.

9. Зинченко В.П. Человек разливающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола,1994. - 252 с

10. Иванченко В.И. и др. Установки личности и противоправное поведение //Вопросы психологии. - 1991. - №2. - 102.

11. Ивлев Ю.Л. Психологические детерминанты правового сознания военнослужащих Министерства обороны РФ: автореф. диссертации кандидата психологических наук.- 2007. 25с

12. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993.-235с.

13. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.247

14. Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Волгоград, 2006.- с. 21

15. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001.С.416

16. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.-367 с.

17. Кудрявцев В. II. Правовое поведение: норма и патология / В.11. Кудрявцевым., 1992.-629 с.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.

19. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001

20. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правового сознания будущих учителей: автореф.диссертации.кандидата психологических наук-2009.26с.

21. Назаренко Г.В. Теория государства и права.- 2-е изд. / Г.В. Назаренко. - М.: Познавательная книга плюс. - 2008. - 176 с.

22. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства / B.C. Нерсесянц. - М.: Норма, 2009. - 552 с.

23. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах: Автореф. Диссерт.канд.психол. наук.М.:ИПРАН, 1992.-26


© 2010-2022