Урок по Светской этике

Методическая разработка урока по теме «Совесть» (модуль «Основы светской этики») Учитель МБОУ «Москаленская СОШ» Медведкова Елена АдольфовнаЦель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.Задачи: на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении. формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); развивать умение высказыв...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме «Совесть»

(модуль «Основы светской этики»)

Учитель МБОУ «Москаленская СОШ»

Медведкова Елена Адольфовна


Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты, учебники.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Формирование УУД на занятии:

Личностные УУД :

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

  • морально - этическая ориентация на выполнение моральных норм.

Познавательные УУД:

  • основы смыслового чтения познавательных текстов,

  • осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий,

  • умение устанавливать причинно - следственную связь.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию,

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества,

- уметь задавать вопросы.

Самое главное украшение - чистая совесть.

Цицерон

Ход урока.

І. Оргмомент. Мотивация. Слайд1

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Вы улыбнулись друг другу, а я улыбаюсь вам. Свой урок мы начинаем в необычном месте - на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? Каждый из вас задумался над вопрсами, а сейчас я вам зачитаю стихотворение

ІІ. Актуализация знаний. слайд2

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?


Работа в группах.

Ребята, поработайте в группах и запишите, какие самые главные качество вы считаете важными в человеке?

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Слайд 5

Запишите пожалуйста тему урока в рабочих тетрадях. (Повесить на доску карточку со словом СОВЕСТЬ)

.

Постановка проблемы.

- Прочитайте эпиграф урока Слайд 6

«Самое главное украшение человека - чистая совесть».

Цицерон

Что бы вы хотели узнать на нашем уроке. На какие вопросы хотели бы получить ответ?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы.


- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть. 6мин

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

1. На листе белой бумаги напишите слово «Совесть».
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Из букв данного слова составьте слова и запишите их на листе

(Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сос (sos) - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.)

  1. Работа с определениями.

.Что такое совесть? Попробуем вместе с вами дать определение этому слову

А) Моделирование понятия "совесть".

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.

Афоризмы:

«Закон, живущий в нас, называется совестью».

Кант И.

«Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.

«Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце».

Пушкин А. С.

«Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть - это правильный суд доброго человека».

Аристотель

Ребята работают вгруппах. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Ребята посмотрите, что у нас получилось

Совесть-это Закон, живущий в нас наш внутренний судья когтистый зверь внутренний голос правильный суд

Б) Работа со словарем. (работают в группах)

А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. У вас на партах лежат словари. Найдите в словаре слово совесть и зачитайте его.

Работа со словарем. (работают в группах)

- Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель

Слайд 9

  1. Подберите однокоренные словак слову совесть . (Совестливый, добросовестный)

Совестливый Это какой? - поступающий по совести; добросовестный - честный, правдивый, высоконравственный;

3. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) - Откройте учебник на с.48, Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? Кто первый задумался, что такое совесть? (Первым, кто задумался, что такое совесть - Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть - это «стыд перед самим собой»).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд? Откройте свои словари и зачитайте, что такое стыд?

По В. Далю «Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка».

Какое слово можно подобрать к слову стыд? (позор)

Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

В) Работа с текстом учебника.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в группах - Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть. Слайд12

(Стыд - тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть - это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Зачитайте, что вы выписали

Д) Беседа.

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты). Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки - чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». Мы ответили с вами на первый вопрос ,что такое совесть? (Да)

Оцените себя от 1до 5 баллов

4.Работа с притчами и рассказами (чтение2 мин, выступление 3 мин)

Ребята, а сейчас вы поработаете в группах над притчами и рассказами. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Прочитайте притчи и рассказы и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи или рассказа и чему они нас учат?»



Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. - Прочитайте притчу

- Как называется притча?

- Кто автор притчи?

- Перескажите притчу

- Подумайте и объясните:

-Что помогает человеку отличить добро от зла?

Аркадий ГАЙДАР

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Прочитайте рассказ

- Кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Перескажите рассказ

Подумайте и объясните:

- Почему Нине было стыдно?

- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Группа 3

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Рассказ

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

- Прочитайте рассказ

- Кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Перескажите рассказ

Подумайте и объясните:

Как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой.

Группа 4

Притча о совести.

- Я беден и слаб, сказал как-то учитель своим ученикам, но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

Что делать нам? спросили ученики. Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

- Дети мои, сказал учитель, есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

- Мы молоды, ответили ученики, мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

- Вы сильны, ответил учитель, для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

- Отправимся прямо сейчас! загалдели ученики.

Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

- Прости, учитель! ответил юноша. Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

- Почему невыполнимо?

- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, ответил ученик. Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Прочитайте притчу

- Как называется притча?

- Перескажите притчу

Подумайте и объясните:

Как вы понимаете, слова ученика (выделенные жирным шрифтом в тексте)? Почему лицо учителя просияло и он обнял ученика?

Группа 5

Притча о покупки совести

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось купить совесть . Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.

- Прочитайте притчу

- Как называется притча?

- Перескажите притчу

Подумайте и объясните:

Как вы понимаете, слова бедняка? (выделенные жирным шрифтом в тексте)

Е) Обобщение.

-Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл и чему учат притчи и рассказы, которые вы сейчас прочитали и пересказали?

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

Оцените себя от 1до 5 звезд.

IV- Физ.минутка

Я спрашиваю, а вы если это хорошо поднимите руки вверх, а если плохо затопайте ногами или плохо.

Благодарить после еды?

Оставлять после себя огрызки хлеба?

Помогать маме убирать дом?

Обзываться плохими словами? Драться?

Делиться тем, что у тебя есть?

5) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац на с.49. О чем вы узнали? Ответьте на вопрос: Что делает совесть?

(Совесть - заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести? Поступать как? слайд14

6) Игра «Найди пару». Слайд15

Пока спускалась с третьего этажа, документы рассыпались и пословицы рассыпались, помогите мне собрать пословицы. Я вам раздам пословицы, вы должны собрать их

Работа с пословицами.

Нужно собрать пословицы на каждой парте лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)

Вода все отмывает, кроме нечистой совести(сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

От человека утаишь, а от совести нет.

Совесть без зубов, а грызет.

Сравните со слайдом правильно ли получилось.

Проверка по эталону (слайд).

Оцените себя от 1до 5 баллов.

-Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос? 3мин

Откройте учебник на с. 49. В группе прочитайте 2, 3 абзацы.

Слайд 16.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

Как вы понимаете, что такое удовлетворенность?

Как вы понимаете, что такое неудовлетворенность?

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).3мин

Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться.

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ) Давайте вместе с вами составим пирамиду совести

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

-Совесть - это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть - это наш внутренний судья. Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро, читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? (Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.)
V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека

Я каждой группе раздам шаблон с опорными словим. Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это - человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  7. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

Зачитайте пожалуйста какой словесный портрет у вас получился?

Оцените себя от 1до 5 баллов

2. Вопросы без ответа вслух.

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

-Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете. Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

  • Было ли стыдно за свои поступки?

  • Всегда ли вы поступали по совести?

Я надеюсь, что каждый из вас искренне ответил на поставленные вопросы, так как во время урока мы выяснили, что совесть способна взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо - это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром

VІ. Рефлексия.

Слайд 10 синквейн

совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание

1.Совесть
2.Останавливает , контролирует
3.Человеческая,строгая,требовательная
4.Помогает оставаться человеком
5.Синонимы: мораль, ответственность

Оцените свою деятельность на уроке посчитайте количество набранных баллов. Подведите итог работы в группе. Кто работал активно, рисует всю ладошку, кто менее активно тот рисует четыре пальчика своей ладошки, а кто еще менее активно три пальчика своей ладошки. Поднимите листочки и покажите, что у вас получилось.

VІІ. Итог занятия. Благодарю Вас, мои маленькие мудрецы! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от Вас мудрость, открывшуюся сегодня. На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

И в заключение нашей беседы я хотела бы, что бы вы прочитали выразительно стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева


VІІІ. Домашнее задание.

  1. Подобрать пословицы о совести и стыде.

Урок по Светской этике

© 2010-2022