• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урока

Конспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урока

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаКонспект выступления на педсовете Рефлексия-как один из важнейших этапов современного урокаРефлексия- как один из важнейших этапов современного урока.


Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия (от латинского «отражение») - умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Современная педагогика ориентирована не на прямое воздействие преподавателя на пассивный и послушный объект, а на раскрытие внутренних потенциалов последнего, причем раскрытие им самим, в себе. Человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность. Таким образом, в ходе выполнения учебной деятельности должны создаваться условия, стимулирующие осмысление и переосмысление своего опыта, иными словами стимулирующие рефлексию своей учебной деятельности.

Важно, что и учитель, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.

Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, а величинами, отвечая на вопросы:

Как?

Зачем?

Что мне это дало?

В чем смыл того, что я делал для себя и для других?

Имеет ли это отношение ко мне?

Что мне с этим делать дальше?

Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности. В методологически ориентированном обучении показано, что «ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет, - не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса».

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Осмысливая собственную творческую деятельность, ученик акцентирует внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов.

Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей - предметной и рефлексивной.

Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

По целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел - не успел);

  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

  4. духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий - грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный - активность, (но при насыщенности цвета - это беззащитность);

жёлтый - приятное, спокойное настроение;

фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый - замкнутость, огорчение;

чёрный - унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый - пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Дерево творчества»

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок - довольно неплохо;

Листики - не совсем удовлетворён днём.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной - побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой - понравилось, но не всё, интересно,

Красной - дело не понравилось, скучно.

«Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«|» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма,

рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий (интеллектуальная рефлексия) способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Выбери верное утверждение: - Я сам не смог справиться с затруднением;

- У меня не было затруднений;

- Я только слушал предложения других;

- Я выдвигал идеи

Кластер (гроздь) - фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

понятие е



Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать



Пометки на полях (инсерт, маркировка) - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

Шпаргалка - информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка - понятие, выраженное существительным,

вторая строка - описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка - 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

В заключение я хочу вспомнить слова Дистервега:« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью».

© 2010-2022