Методические рекомендации по проведению практических занятий

Практическое занятие – форма организации учебного процесса, при использовании которой студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одно или несколько практических заданий (работ). Методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих специальность 44.02.01Дошкольное образование, содержат рекомендации, вопросы и задания по выполнению работ на практических занятиях по МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудникам...  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский педагогический колледж»







практические занятия

по МДК.04.01. Теоретические и методические основы

взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками

дошкольного образовательного учреждения



(методические рекомендации)






Обоянь - 2015


ОДОБРЕНЫ

методическим советом.

Протокол от 12.05.2015 г. №5

Составитель: Гримова Т.М., преподаватель




Методические рекомендации предназначены для студентов, осваивающих специальность 44.02.01 Дошкольное образование, содержат рекомендации, вопросы и задания по выполнению работ на практических занятиях по МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.







СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………..4

1. Методические рекомендации по выполнению практических работ …………………….5

2. Литература …………………………………………………………………………………..13

3. Приложения …………………………………………………………………………………14










Введение

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464) учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (курсовой работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Практическое занятие - форма организации учебного процесса, при использовании которой студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одно или несколько практических заданий (работ).

Практические занятия формируют практические умения, необходимые в последующей профессиональной деятельности. Наряду с этим обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Содержание практических работ разработано на основе требований ФГОС нового поколения

Цель пособия состоит в том, чтобы помочь студентам грамотно организовывать и проводить работу с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Первый раздел включает методические рекомендации к практическим занятиям по МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Каждое практическое занятие представлено в форме инструктивной карты, которая включает тему, цели занятия, формируемые умения и знания, перечень оборудования, вопросы и задания для входящего контроля, план занятия, рефлексивную деятельность студентов.

Во втором разделе представлен список литературы, которой могут пользоваться студенты при выполнении практических работ.

Третий раздел - приложения к практическим занятиям №№ 3, 4, 6, 7. В приложении студенты имеют возможность посмотреть примерные конспекты, планы, модели взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, образец характеристики семьи, образец анкеты для родителей.



Методические рекомендации

по выполнению практических работ


Практическое занятие №1

Тема: Анализ основных документов о правах ребенка

Цели:

  • формирование умения осуществлять поиск, анализ и оценку содержания документов о правах ребенка;

  • формирование умения проектировать беседу с родителями на основе документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.

Учебная задача: (формируется студентами самостоятельно).

Оборудование: компьютеры, карточки с указанием сайтов

(rg.ru›ФГОС дошкольного образования; zakonrf.info›СК РФ

un.org›ООН›Документы ООН›Конвенции›Декларация прав ребенка;

uristhome.ru›konstitutsiya-rf-2015-goda).

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Назовите основные документы о правах ребенка.

  • Почему, будущим воспитателям необходимо изучать и соблюдать требования данных документов?

  • В каких ситуациях на практике работы в дошкольном учреждении можно использовать данные знания?

3. Проектирование беседы с родителями на основе документов о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.

1) Определите тему и цель беседы с родителями.

2) Проанализируйте основные документы о правах ребенка и отберите материал, соответствующий теме и цели вашей беседы.

3) Выделите основные мысли, которые вы хотите донести до родителей.

4) Приведите примеры недобросовестного исполнения правовых законов родителями, ссылаясь на документы о правах ребенка.

5) Оформите беседу письменно.

4. Проведение беседы с родителями в форме ролевой игры.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы.

Практическое занятие № 2

Тема: Составление и анализ совместного мероприятия по социальному развитию дошкольников в разных возрастных группах.

Цели:

  • формирование умения осуществлять практическую деятельность с детьми и родителями на основе знаний о сущности и своеобразии процесса социализации дошкольников;

  • формирование умения проектировать совместное мероприятие по социальному воспитанию дошкольников.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников.

Учебная задача (формулируется студентом самостоятельно).

Оборудование: Раздаточный материал: Программа социально-личностного развития ребенка «Я - ЧЕЛОВЕК» под редакцией С.А.Козловой.

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Дайте определение понятию «социализация».

  • С какого возрастного периода начинается процесс социализации личности ребенка?

  • Какие периоды социализации проходит ребенок в процессе взросления?

  • Какую роль играет семья в социализации ребенка?

  • Перечислите условия содержания и характера социального опыта в семье.

  • Какие мероприятия необходимо проводить в дошкольном образовательном учреждении по формированию социального опыта ребенка?

3. Проектирование совместного мероприятия по социальному воспитанию дошкольников.

1) Определите возрастную группу.

2) Определите участников мероприятия: дети, родители, воспитатели.

3) Определите тему, цель мероприятия, необходимое оборудование, предварительную работу.

4) Составьте письменно конспект мероприятия.

4. Взаимоанализ деятельности студентов.

1) Поменяйтесь конспектами с товарищем по парте. Прочитайте конспект, выделяя достоинства и недостатки мероприятия (письменно).

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.

Практическое занятие № 3

Тема: Составление характеристики семьи на основе анкетирования.

Цели:

  • формирование умения определять особенности семейного воспитания, вид семьи, ее функции, ценностные ориентиры, взаимоотношения родителей и детей;

  • формирование умения составлять характеристику отдельно взятой семьи на основе данных анкеты.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • особенности современной семьи, ее функции;

  • методы изучения особенностей семейного воспитания;

уметь:

  • изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье.

Учебная задача (формулируется студентом самостоятельно).

Оборудование: анкета семьи, образец характеристики.

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Охарактеризуйте особенности современной семьи.

  • Определите роль семьи в развитии личности ребенка.

  • Назовите факторы, определяющие силу и действенность семейного воспитания.

  • Определите виды современной семьи.

  • Раскройте работу дошкольного образовательного учреждения по выявлению неблагополучных семей и девиации семейных отношений.

3. Составление характеристики семьи на основе данных анкеты.

1) На практике в дошкольном образовательном учреждении, вы провели анонимное анкетирование отдельно взятой семьи. На основе данной анкеты (приложение №1) и образца характеристики (приложение №2) составьте характеристику на семью, в которой воспитывается ребенок.

2) В характеристике необходимо обозначить проблемы семейного воспитания, которые были выявлены в процессе анкетирования, и спроектировать пути их решения.

4. Взаимоанализ результатов.

1) Поменяйтесь характеристикой и анкетой с товарищем по парте. Прочитайте анкету и характеристику. Соответствует ли характеристика семьи данным анкеты? Отметьте (письменно) достоинства и недостатки составления характеристики.

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.

Практическое занятие № 4

Тема: Разработка и анализ советов и рекомендаций для родителей по вопросам семейного воспитания дошкольников.

Цели:

  • формирование умения организовывать и проводить индивидуальные формы работы с семьей, консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

  • формирование умения составлять советы и рекомендации для родителей в соответствии с индивидуальной проблемой семейного воспитания.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • содержание и формы работы с семьей;

  • особенности проведения индивидуальной работы с семьей;

уметь:

  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

  • консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

Учебная задача: (формулируется студентами самостоятельно).

Оборудование: компьютер, образцы индивидуальной беседы и рекомендаций. (Приложение №3).

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Перечислите и охарактеризуйте формы индивидуальной работы с родителями.

  • Назовите основные требования, которые должен соблюдать воспитатель при проведении индивидуальной работы с родителями.

3. Разработка советов и рекомендаций для родителей (индивидуальные беседы и консультации).

1) Советы и рекомендации должны содержать материал по проблемам, которые были выявлены на основе анкетирования и обозначены в характеристике семьи.

2) Советы и рекомендации должны быть конкретными, содержательными и повышать чувство ответственности за воспитание детей.

3) Беседа и рекомендации должны носить тактичный, корректный характер.

4. Взаимоанализ результатов.

1) Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте. Прочитайте советы и рекомендации. Возможно ли родителям с помощью этих рекомендаций решить проблемы, которые были выявлены в их семье на основе анкетирования? Отметьте (письменно) достоинства и недостатки данной работы.

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.

Практическое занятие № 5

Тема: Разработка содержания родительского уголка или газеты для родителей

Цели:

  • формирование умения организовывать и проводить наглядно-информационные формы работы с родителями;

  • формирование умения определять содержание уголка или газеты для родителей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • содержание и формы работы с семьей;

уметь:

  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий.

Учебная задача (формулируется студентом самостоятельно).

Оборудование: компьютер, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Характеристика семьи.

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Назовите наглядно-информационные формы работы с родителями.

  • Определите роль уголка для родителей в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.

  • Сформулируйте требования к оформлению и содержанию уголка или газеты для родителей.

3. Разработка содержания уголка или газеты для родителей.

1) Определите тему материала и цель его изложения. Для этого в характеристике семьи выделите проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка.

2) Содержание уголка включает: статьи, советы, рекомендации, рекомендуемые игры, литературу для родителей.

3) Просмотрите материал, предоставленный в Интернете, обработайте его в соответствии с заданной темой и целью.

4) Продумайте оформление данного материала в уголке или газете для родителей.

4. Взаимоанализ результатов.

1) Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте. Прочитайте материал. Соответствует ли он основным требованиям? Отметьте (письменно) достоинства и недостатки данной работы.

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.

Практическое занятие № 6

Тема: Перспективное планирование работы с родителями (на месяц)

Цели:

  • формирование умения определять перспективу работы с родителями в рамках решения проблемы семейного воспитания ребенка;

  • формирование умения планировать различные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • основы планирования работы с родителями;

  • задачи и содержание семейного воспитания;

  • содержание и формы работы с семьей;

  • методы и приемы оказания педагогической помощи семье;

уметь:

  • планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

  • формировать цели и задачи работы с семьей;

  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

  • анализировать процесс и результаты работы с родителями.

Учебная задача (формулируется студентом самостоятельно).

Оборудование: компьютер, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образец плана. (Приложение № 4).

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Назовите основные виды планирования работы с родителями и обоснуйте целесообразность использования каждого вида.

  • Какие формы работы с семьей необходимо планировать и проводить в течение месяца?

  • Назовите методы и приемы оказания педагогической помощи семье.

3. Разработка перспективного плана работы с родителями.

  1. определите проблему, над которой вы будете работать;

  2. определите формы работы с родителями, которые вы будете осуществлять в течение месяца (коллективные - 1-2, индивидуальные - 2-3, наглядно-информационные - 1-2);

  3. индивидуальные и наглядно-информационные формы работы с родителями являются фундаментом, на основе которого проходит коллективное совместное мероприятие;

  4. сформулируйте задачи к каждой форме работы с родителями и определите методы и приемы;

  5. составьте план работы в соответствии с предложенным алгоритмом (Приложение № 4).

4. Взаимоанализ результатов.

1) Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте. Прочитайте материал. Соответствует ли он основным требованиям? Отметьте (письменно) достоинства и недостатки данной работы.

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.

Практическое занятие №7

Тема: Моделирование профессионально-педагогического общения воспитателя и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

  • формирование умения определять эффективные формы и методы взаимодействия профессионального общения воспитателя с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой;

  • формирование умения проектировать модель профессионально-педагогического общения воспитателя и сотрудников дошкольного образовательного учреждения с учетом их должностных обязанностей.

Общее время занятия - 2 учебных часа.

Требования ФГОС СПО:

знать:

  • должностные обязанности помощника воспитателя;

  • формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой;

уметь:

  • взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

  • руководить работой помощника воспитателя.

Учебная задача (формулируется студентом самостоятельно).

Оборудование: компьютер, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образец плана. (Приложение № 5).

Ход занятия:

1. Постановка учебной задачи.

Исходя из темы и целей практического занятия, сформулируйте учебную задачу, которую вам предстоит решить в ходе выполнения практической работы. Запишите ее в вашу тетрадь.

2. Вопросы и задания для входящего контроля:

  • Назовите должностные обязанности воспитателя и помощника воспитателя.

  • Определите формы, методы и приемы взаимодействия воспитателя и сотрудников дошкольного образовательного учреждения на основе режима одного дня.

  • Как воспитатель осуществляет руководство работой помощника воспитателя?

  • Охарактеризуйте стиль общения воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

3. Моделирование профессионально-педагогического общения воспитателя и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

1) На основе записей наблюдения на практике в дошкольном образовательном учреждении, процесса взаимодействия воспитателя с сотрудниками в течении одного дня, заполните таблицу:

Режимные моменты

С кем взаимодействовал воспитатель

Мотив взаимодействия

Форма взаимодействия

Стиль общения






2) Проанализируйте процесс общения воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения, отмечая достоинства и недостатки.

4. Взаимоанализ результатов.

1) Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте. Прочитайте материал. Соответствует ли он основным требованиям? Отметьте достоинства и недостатки данной работы письменно.

2) Оцените работу по пятибалльной системе.

5. Рефлексия деятельности.

Вернитесь к поставленной вами учебной задаче. Определите, насколько вы смогли ее решить в ходе выполнения практической работы. Ответ оформите письменно.


Литература



  1. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  2. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.

  3. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. - М.: Просвещение, 2015.

  4. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.

  5. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель, 2014.

  6. Родительские собрания в ДОО: Учебно-методическое пособие под общей редакцией Зениной Т. Н. - М.: Центр педагогического образования, 2014.








приложение

Приложение №1

Анкета для родителей

1. Укажите пол и возраст вашего ребенка:_______________________

2. Укажите пол и возраст других детей в семье___________________

3. Состав семьи:

а) полная___________

б) неполная_________

4. Состоите ли вы в браке?

а) официальный________

б) гражданский_________

в) разведены___________

г) вдовствуете__________

5. Этот брак для вас:

а) первый______________

б) повторный___________

6. Укажите возраст:

а) отца_________________

б) матери_______________

7. Образование:

а) отца_________________

б) матери_______________

8. Профессия:

а) отца_________________

б) матери_______________

9. Сколько лет в браке:_____

10. Проживают ли родители мужа, жены с вами?_____

11. Жилищные условия:

а) отдельная квартира___________

б) свой дом____________________

в) комната в общежитии__________

г) съемная квартира______________

12. Кто главный воспитатель в вашей семье:

а) отец__________________________

б) мать__________________________

в) бабушка_______________________

г) дедушка_______________________

13. К какому типу относится ваша семья:

а) патерналистская (глава мужчина)________

б) прагматическая (глава тот, кто лучше ориентируется в современной ситуации и принимает правильные решения)________________________

в) консенсусная (решения принимаются совместно)________

г) утилитаристская (кто вносит больший вклад в семейный бюджет)_____

14. К какой модели благосостояния относится ваша семья:

а) средства позволяют не только удовлетворять потребности, но и организовывать самостоятельную экономическую деятельность (богатые)_____________

б) средств достаточно для обеспечения высокого уровня жизни и приумножения капитала (состоятельные)___________________

в) средств достаточно для удовлетворения потребностей, образования детей, организации отдыха (обеспеченные)____________________

г) средств достаточно на повседневные расходы и в случае необходимости для укрепления здоровья (малообеспеченные)________________

д) минимальные средства для поддержания жизни (неимущие)_______________

15. Случаются конфликты в вашей семье, как часто:_________________________

16. Причины конфликтов:

а) материальные трудности______________________

б) пьянство, наркомания одного из супругов________

в) неспособность одного из супругов нести ответственность за семью____________

г) несовместимость характеров_____________________

д) свой вариант ответа_____________________________

17. На основе каких знаний вы воспитываете ребенка:

а) читаю специальную литературу____________________

б) пользуюсь современными средствами коммуникации (Интернет)______________

в) консультируюсь со специалистами__________________

г) смотрю телевизионные передачи, слушаю радио______________

д) опираюсь на свой жизненный опыт_________________________

е) действую по аналогии, как воспитывали меня в родительском доме_____________

ж) свой вариант ответа________________________________________

18. Укажите ценные качества, которые вы хотите воспитывать в ребенке____________

19. Все ли вам удается в воспитании ребенка:___________________________________

20. Что мешает вам правильно воспитывать ребенка:

а) ничего не мешает________________

б) несогласованность действий между взрослыми__________

в) отстраненность супруга от воспитания_________________

г) недостаток воспитательного опыта____________________

д) трудности в выборе методов воздействия_______________

е) собственная неуравновешенность______________________

ж) свой вариант ответа__________________________________

21. Как проводите свободное время с ребенком:_____________________________________

22. Каких воспитательных навыков не хватает:

а) умение строить бесконфликтное взаимоотношение с ребенком_______________________

б) создавать условия для содержательного совместного общения с ребенком_____________

в) понимать мотивы детского поведения____________________________________________

г) справляться с собственным напряжением_________________________________________

23. Какой стиль взаимоотношений в вашей семье:

а) строгость________________________________

б) строгость с уступчивостью_________________

в) добиваемся результата лаской_______________

г) свой вариант ответа________________________

24. Как вы поступаете, если ребенок не слушается, грубит, не выполняет ваших требований:

_________________________________________________________________________________

25. С кем из взрослых ребенок обычно советуется:___________________________________

26. За что вы хвалите своего ребенка:______________________________________________

27. Чем и за что поощряете ребенка: _______________________________________________

28. В какие игры играете вместе:__________________________________________________

29. Кого чаще всего ребенок просит с ним поиграть:__________________________________

30. Есть в вашей семье традиции, какие:____________________________________________

31. Знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, с кем любит играть на детской площадке: ___________________________________________________________________________

32. Каким, по вашему мнению, должно быть взаимодействие семьи и дошкольного учреждения: ______________________________________________________________________



Приложение №2



Образец характеристики семьи воспитанника

Характеристика семьи Егора П.

Мальчик 5 лет. Семья однодетная, т.к. в семье один ребенок. Полная. У родителей первый, официальный брак. Возраст отца 32 года, матери 30 лет. Семья молодая. Отец работает водителем такси, образование среднее профессиональное. Мать работает менеджером по оптовым продажам. Образование высшее. В браке 6 лет. Проживают в отдельной двухкомнатной квартире. Тип семьи - консенсусная, т.к. все решения принимаются совместно. Главный воспитатель - мама, но советуется ребенок чаще с папой. И с папой чаще играет. Это говорит о том, что авторитетом для ребенка является отец. Семья малообеспеченная, т.к. средств хватает на повседневные расходы и, в случае необходимости, для укрепления здоровья. Конфликты в семье случаются, но не часто. Причинами являются материальные трудности и несогласованность в воспитании ребенка. В воспитании ребенка родители используют знания из своего опыта, действуют по аналогии, как воспитывали их в родительском доме. Родители прилагают все усилия, чтобы воспитать ребенка внимательным, уважающим старших, трудолюбивым, общительным, смелым. Но отмечают, что им не все удается в воспитании ребенка. Не всегда ребенок бывает послушным и дисциплинированным, иногда проявляет агрессию на замечания старших. Отмечают, что воспитывать ребенка мешает несогласованность действий между родителями, недостаток воспитательного опыта, собственная неуравновешенность.

В свободное время родители посещают с ребенком выставки, театр, развлекательные центры. Играют в развивающие игры, читают книги. Родители понимают, что они затрудняются строить бесконфликтные взаимоотношения с ребенком, и им не всегда ясны мотивы детского поведения. Когда ребенок не слушается, грубит, родители проявляют строгость, но стараются объяснить, за что он наказан. Поощряют ребенка за хорошее поведение, за желание помочь, за достижения в развивающих играх. Совместными играми являются шашки, буквенное лото, «Лего».

В семье существуют традиции: совместные прогулки в выходной день, подготовка поздравлений для родственников. Родители знают, с кем дружит ребенок и в дошкольном учреждении и на детской площадке.

Родители понимают, что только в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения возможно добиться хороших результатов в воспитании и развитии ребенка. Поэтому они всегда советуются с воспитателями, посещают родительские собрания.

На основе данной характеристики можно сделать вывод, что данная семья благополучная. В дальнейшей работе с родителями необходимо обратить внимание на вопросы: «Как преодолеть конфликты с ребенком и приучить его к дисциплине?». Родителям можно посоветовать посещать «Родительский университет» при дошкольном учреждении для формирования педагогических знаний о воспитании ребенка.

Примечание: Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации:

- по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная;

- по составу: неполная, полная, простая, сложная;

- по семейному статусу: молодожены, молодая семья, среднего супружества, пожилая супружеская семья;

- по воспитательному воздействию на детей и социальных факторам: благополучная, неблагополучная, девиантная семья (алкоголизм, наркомания, правовые нарушения, антиобщественное поведение).

Приложение №3.



Беседа на тему «Как привить ребенку дисциплину»

Эта тема интересует всех родителей. И мы говорим с вами об этом не потому, что ваш ребенок недисциплинированный, а чтобы ответить на вопросы, которые позволят воспитать ребенка послушным, используя педагогику любви и взаимопонимания.

Как вы обращаетесь к ребенку, если хотите, чтобы он убрал свою обувь от двери?

Когда вы отдаете распоряжения, ключевым моментом является просьба о помощи. «Мне нужна твоя помощь. Давай уберем обувь от двери и поставим ее на место».

Сообщайте ребенку заранее, что он должен закончить игру и подготовиться к обеду через пять минут.

Всякий раз объясняйте ребенку, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано. Давайте только одно задание, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений. Посидите с ребенком и вместе обсудите, каковы будут ответные меры на плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать игрушки, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если после игры ты не уберешь свои игрушки?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.

Как вы наказываете ребенка за плохое поведение?

Мой совет: выделите стул или тихий уголок для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Если ребенок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Егор, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.

Как вы поощряете ребенка?

Вы можете завести карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь.

Не забывайте подмечать, когда ребенок хорошо себя ведет, и хвалите его за то, что он отвечает вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…».

Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: Егор, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?» Егор снимает ботинки. «Спасибо, я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше».

Как часто вы нарушаете свои правила с ребенком?

Не забывайте быть последовательным, даже если чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае ребенок поймет, что ему совершенно не требуется следовать правилам, потому что правила все время меняются.

Вам понравилась наша беседа?

Что нового вы узнали?

Рекомендации для родителей на тему «Как преодолеть агрессивность ребенка»

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

  • Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

  • Направьте его энергию в положительное русло (спорт, рисование, пение).

  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый».

  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты.

  • Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой, порвать бумагу, использовать стаканчик для криков, поколотить стул надувным молотком, громко спеть любимую песню, в ванне с водой бомбить кораблики (игры с водой успокаивают) и т.п.

  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

  • Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.





Приложение №4

Планирование работы с родителями на 1 месяц

Тема: «Преодоление агрессивного поведения детей»

Дата

выполнения

Формы работы с родителями

Цель

Наглядно-демонстрационный материал

Ответственные

1 неделя

Оформление уголка для родителей на тему «Как можно помочь агрессивному ребенку».

Дать знания о стратегии и коррекции агрессивного поведения детей.

Статьи. Фотоматериал. Список литературы. Игровой тренинг.

Старший воспитатель. Воспитатели.

1 неделя

Анкетирование на тему: «Причины агрессивности вашего ребенка».

Определить уровень проблемы, изучить особенности воспитания ребенка в семье».

Анкета.

Психолог.

Воспитатели.

2 неделя

Телефон доверия.

Создать условия для доверительного общения с родителями по проблеме.

Объявление о графике работы телефона доверия и правилах общения.

Старший воспитатель. Воспитатели.

2 неделя

Индивидуальное знакомство с папкой- передвижкой на тему: «Укрепление нервной системы».

Познакомить родителей с упражнениями позволяющими укрепить нервную систему.

Папка-передвижка.

Руководитель физвоспитания. Воспитатели.

3 неделя

Беседа на тему: «Признаки агрессивности».

Дать знания родителям о выявлении признаков агрессивности и способах их преодоления».

Рекомендации для родителей.

Воспитатели.

3 неделя

Открытое занятие на тему: «День добрых дел»

Познакомить родителей с системой работы по этому направлению в рамках воспитательно-образовательной программы ДОУ.

Использование музыки. Поделки. Кукольный театр. Дидактические пособия для игр.

Руководитель театрализованной деятельности. Руководитель изодеятельности. Воспитатели.

4 неделя

Индивидуальные консультации на тему «Как вести себя с агрессивным ребенком».

Ответить на вопросы родителей по данной теме. Дать рекомендации индивидуально по каждому ребенку.

Памятка для родителей.

Психолог.

Воспитатели.

4 неделя

Родительское собрание на тему: «Основные этапы работы по преодолению агрессивного поведения детей».

1. Анализ результатов анкетирования.

2. Определение ситуаций, которые должны беспокоить родителей.

3. Познакомить родителей с правилами, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Приглашения. Видеоматериал. Рекомендации. Положения о наказаниях и поощрениях.

Заведующий. Психолог.

Воспитатели. Медработник.

Примечание:

Формы работы с родителями:

1. Коллективные: Родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, тематические консультации, родительская конференция, педагогический консилиум, заседание за круглым столом, родительский совет (комитет), день открытых дверей, клубы для родителей, вечера вопросов и ответов, родительский университет, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, попечительский совет, совместные мероприятия с детьми, благотворительные акции.

2. Индивидуальные: анкетирование, беседа, консультация, мини-собрания, тренинги, день добрых дел, посещение семьи, индивидуальные поручения, телефон доверия, почта доверия, гость группы, доброволец.

3. Наглядно-информационные: Уголок для родителей, презентация работы с родителями на сайте дошкольного учреждения, устный педагогический журнал, выставка работ (детей, родителей, совместные работы), информационные листы, памятка для родителей, папки-передвижки, родительская газета, неформальные записки, индивидуальные блокноты, видео-презентация, фотовыставка, эмоциональный уголок, бюллетень.

Приложение №5


Моделирование профессионально-педагогического общения воспитателя и сотрудников

дошкольного образовательного учреждения в старшей группе


Режимные

моменты

С кем взаимодействовал воспитатель

Мотив взаимодействия

Форма взаимодействия

Стиль общения

Утренний прием

Родители, помощник воспитателя

Прием детей

Беседа

Доброжелательный

Медосмотр

Медработник

Осмотр детей, состояние здоровья детей

Помощь в организации осмотра детей

Деловой

Умывание

Помощник воспитателя

Проверка оборудования

Напоминание о готовности оборудования

Уважительный

Гимнастика

Музыкальный руководитель

Музыкальное сопровождение

Анализ упражнений, подбор репертуара

Партнерский

Завтрак

Помощник воспитателя

Подготовка посуды, сервировка столов

Напоминание

Уважительный

Занятие по изодеятельности

Руководитель изодеятельности

Организация занятия, подбор дидактического материала

Обсуждение содержания занятия и формы взаимодействия

Поддержки и взаимопомощи

Занятие физкультурное

Руководитель физвоспитания

Организация занятия, подготовка спортивного оборудования

Помощь в организации групповой работы с детьми

Согласованности и сплоченности

Прогулка

Помощник воспитателя

Организация детей в процессе одевания.

Помощь в процессе одевания

Деловой

Обед

Помощник воспитателя

Сервировка столов

Беседа по уточнению меню

Корректный

Дневной сон

Помощник воспитателя

Подготовка детей к дневному сну

Совместные действия по укладыванию детей спать

Открытости, согласованности

Умывание

Помощник воспитателя

Организация детей

Работа по подгруппам

Доверительный

Полдник

Помощник воспитателя

Подготовка и раздача пищи

Обсуждение сервировки стола, помощь детям

Доброжелательный

Самостоятельная деятельность детей

Помощник воспитателя

Подготовка игрового оборудования

Совместная деятельность

Согласованности и сплоченности

Трудовая деятельность

Помощник воспитателя

Подготовка оборудования для ухода за растениями

Беседа, совместные действия

Корректность

Уход детей

Родители

Обсуждение вопросов связанных с воспитанием детей

Беседа, консультация

Доброжелательный

Анализ: На основе наблюдений и данных таблицы можно сделать вывод, что воспитатель в течение дня активно взаимодействует со всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Но большую часть времени воспитатель находится в профессиональном общении с помощником воспитателя.

Они совместно проводят все режимные моменты, во время трудовой и игровой деятельности помощник воспитателя помогает в подготовке оборудования, следит за техникой безопасности.

Изучив должностные обязанности работников дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что я наблюдала достаточно высокий уровень профессионального педагогического общения сотрудников дошкольном образовательном учреждении. Педагоги были корректны, доброжелательны, помогали друг другу. Не было лишних слов, суеты. Каждый знал свои обязанности и выполнял их добросовестно.

В заключение можно отметить важность эффективного взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Умение выстроить систему такого взаимодействия позволяет вывести процесс воспитания и развития детей на более высокий уровень.



© 2010-2022