Рабочая программа 4 класс Основы мировых религиозных культур

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н. КАШТАНКИНА



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

учителей истории и

обществознания

Заместитель директора по УВР

_____________ Конева Н.А.

«31» августа 2015 г.

Директор МОУ Большеключищенской СШ им. В.Н. Каштанкина

___________ Н.А. Горбунова

Протокол №1

Приказ №819 от «31» августа 2015 г.

от «27» августа 2015 г.

Руководитель МО:

____________ /Калёнкова О.С./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: Основы религиозных культур и светской этики

Класс: 4

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учитель: Калёнкова Ольга Сергеевна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

Программа: программа Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных

учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Москва «Просвещение» 2010

УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.- М. : Просвещение, 2014.

Рабочую программу составил (а) ____________________ Калёнкова Ольга Сергеевна

подпись расшифровка подписи

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. №2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014г. №1643); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. С учётом программы Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» М. «Просвещение» 2010г.

1.1. Общая характеристика учебного предмета

Программа «Основы религиозных культур и светской этики», состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане ОУ в 4 А классе представлено учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) и призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Учебный предмет «ОРКСЭ» является единой комплексной учебно-воспитательной системой и согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащихся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного предмета, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами основной школы.

Учебный предмет «ОРКСЭ» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, окружающий мир, краеведение, изобразительное искусство, музыка.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

2. Основы мировых религиозных культур.

3. Духовные традиции многонационального народа России.

1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» относится к предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение предмета в 2015-2016 учебном году отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

1.3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные:

- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.4 Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа.

1.5 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

2. Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной традиции.

3. Содержательно раскрыть понятие «российские культурно-религиозные традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

4. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

5. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ключевые идеи программы:

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

3. Духовные традиции многонационального народа России.

4. Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности.

5. Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.

6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества.

7. Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентности подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).

II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

№ темы

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Россия - наша Родина

1


2,3

Культура и религия.

2


4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1


5

Древнейшие верования. Религии мира и их основатели

1


6

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1


7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1


8

Хранители предания в религиях мира.

1


9

Человек в религиозных традициях мира.

1


10, 11

Священные сооружения (Православие, Ислам). Священные сооружения (Иудаизм, Буддизм).

2


12, 13

Искусство в религиозной культуре (Православие, Ислам). Искусство в религиозной культуре (Иудаизм, Буддизм).

2


14,15

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния (Православие, Ислам).

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния (Иудаизм, Буддизм).

2


16

Религии России.

1


17,18

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие, Ислам).

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм, Буддизм).

2


19

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1


20

Религиозные ритуалы в искусстве

1


21

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

1


22,23

Праздники в религиях мира (Православие, Ислам). Праздники в религиях мира (Иудаизм, Буддизм).

2


24

Семья

1


25

Семья, семейные ценности

1


26

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1


27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

1


28, 29,30

Защитники Отечества (Герои России)

3


31, 32

Выступление учащихся со своими творческими работами.


2

33, 34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


2

35

Итоговый урок

1


Всего

31

4

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

III. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

/форма проведения/

Планируемые результаты

Форма

организации

УПД

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Дата урока

план

факт

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

план

факт

1.

Россия - наша Родина.



1

Комбинированный урок

Научатся: определять основные общечеловеческие ценности;

понятия: Родина, патриотизм и др.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Дружелюбное отношение друг к другу;

Уважительное отношение к другим религиям.

Изучение нового

Материала,

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Презентация «Россия - наша Родина»

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

2

Культура и религия

1

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: религиозных культур; историю возникновения религиозных культур

Получат возможность научиться: описывать различные явления религиозных традиций и культур

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Мультимедиа проектор, презентация

Творческая работа «Составление предложений со словами культура и религия», самопроверка

3

Культура и религия

1

Комбинированный урок

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, работа со словарями, самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: религиозных культур; историю возникновения религиозных культур

Получат возможность научиться: описывать различные явления религиозных традиций и культур


Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Возникновение религий», тест, взаимопроверка

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Комбинированный урок

Регулятивные: определение греха..

Познавательные: отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; понимание греха, умение прощать и каяться.

Беседа, рассуждение, самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

6

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1

Комбинированный урок

Научатся: определять историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

Получат возможность научиться:

анализировать определенные личности и находить положительные примеры в традициях своего народа.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Беседа, рассуждение самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Найти в тексте основы священных книг религий мира»

7

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

Комбинированный урок

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

Беседа, обсуждение ситуаций, самостоятельная работа с источниками информации.

Мультимедиа проектор, презентация

8

Хранители предания в религиях мира

1

Комбинированный урок

Научатся: характеризовать ценности, основ культурных традиций многонационального народа России.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки и дела, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.

Работа в группах, индивидуальная работа над ситуациями

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Кто такие хранители преданий?»

9

Человек в религиозных традициях мира

1

Комбинированный урок

Научатся: определять основы религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Получат возможность научиться: осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

10

Священные сооружения (Православие. Ислам)

1

Комбинированный урок

Научатся: определять представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в православии и исламе.

Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации

Регулятивные: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Анализ объектов с целью выделения признаков

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Составить схему постройки священного сооружения»

11

Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный урок

Научатся: определять представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.

Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособий учащихся, самопроверка

12

Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам)

1

Комбинированный урок

Научатся: определять основы религиозной морали, их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Получат возможность научиться: выявлять особенности искусства в религиозных культурах христианства и ислама.

Регулятивные: при помощи учителя учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

13

Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный урок

Получат возможность научиться: особенности искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма.

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа

14

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Православие. Ислам)

1

Комбинированный урок

Научатся: описывать различные явления религиозных традиций и культур православия и ислама.

Получат возможность научиться: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе, семье.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах и индивидуально

Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, самопроверка

15

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный урок

Научатся: описывать различные явления религиозных традиций и культур иудаизма и буддизма.

Получат возможность научиться: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа

16

Религии России

1

Комбинированный урок

Научатся: определять роль появлении христианства на Руси, исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, самопроверка

17

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие. Ислам)

1

Комбинированный урок

Научатся: определять основы религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа

18

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный урок

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, взаимопроверка

19

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

Комбинированный урок

Научатся: соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной

культуры.

Получат возможность научиться: соотносить историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

20

Религиозные ритуалы в искусстве

1

Комбинированный урок

Научатся: описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений,

праздников и святынь.

Получат возможность научиться:

сопоставлять историю развития различных религиозных культур в истории России; выявлять особенности и традиции религий.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа

21

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

Комбинированный урок

Научатся: определять представления о главных праздниках в традиционных религиях России.

Получат возможность научиться:

работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа








22

Праздники в религиях мира (Православие. Ислам)

1

Комбинированный урок

Научатся: определять главные праздники в традиционных религиях России.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, взаимопроверка

23

Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм)

1

Комбинированный урок

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа

24

Семья.

1

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: «семья», «семейные ценности» отношение традиционных религий к семье.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста

Коммуникативные: продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.

Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Рассказ о своей семье, её традициях, взаимоотношениях

25



Семья, семейные ценности

1

Комбинированный урок

Мультимедиа проектор, презентация

Словарная работа

26

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

Научатся: определять такие ценности, как долг - основа культурных традиций многонационального народа России.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные: ответы на вопросы, соотнесение учебного материала.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Рассказать о труде родителей. Ответить на вопросы и выполнить задания из пособий учащихся, самопроверка

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

1

Комбинированный урок

Научатся: определять ценности нравственности, духовности в человеческой жизни

Получат возможность научиться: излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

28

Защитники Отечества.


Комбинированный урок

Научатся: определять и принимать ценности - Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Получат возможность научиться: объяснить, какие

поступки недопустимы даже на войне.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные: уметь допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Рассказать о членах семьи проходивших военную службу, подготовить сообщение об национальных героях в мировых религиях

29

Защитники Отечества (герои России)

1

Комбинированный урок

30

Защитники Отечества (герои России)

1

Комбинированный урок

31-32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

2

Комбинированный урок

Научатся: определять значения: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Получат возможность научиться: владеть красивой, грамотной речью

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные:

участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника


Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Беседа, обсуждение работ

Мультимедиа проектор, презентация

Проектные и исследовательские работы учащихся

33-34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

2

Итоговый урок

Научатся: владеть знаниями по теме, по которой готовит выступление учащийся.

Получат возможность научиться: грамотно

презентовать свой творческий проект.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные:

участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника


Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Беседа, обсуждение работ

Мультимедиа проектор, презентация

Проектные и исследовательские работы учащихся

35

Резерв

1




IV.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация обозначенной цели учебного предмета ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения учебного предмета, должны быть в наличии следующие объекты и средства:

  • материально-техническое обеспечение: медиа-проектор, компьютер.

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- электронное пособие;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • учебно-методическое обеспечение:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения).

  • Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4.5. классы. - М: Просвещение,2012.

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. - 27 с.

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

  • Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  • Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)

Печатные пособия. Картины, иллюстрации, карты.


V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций, православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей , народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Лист корректировки учебно-тематического плана рабочей программы

Предмет ОРКСЭ (модуль «ОМРК») класс 4А

урока

(дата)

Тема урока

Причина изменения в программе

Способы корректировки





























ПРИЛОЖЕНИЕ


Темы проектов

  1. «Россия - наша Родина».

  2. «Культура и религии»

  3. «Человек в религиозных традициях мира»

  4. «Искусство в религиозной культуре»

  5. «Священные сооружения»

  6. «Священные сооружения»

  7. «Как я понимаю православие»

  8. «Как я понимаю ислам»

  9. «Памятники религиозной культуры в г.Ульяновска»

  10. «Мое отношение к миру»

  11. «Мое отношение к людям»

  12. «Мое отношение к России»

  13. «Моя малая Родина»

  14. «Герои России»

  15. «Мой друг»

  16. «Подари людям счастье»

  17. «Как я понимаю счастье»

  18. «Наши семейные праздники»

  19. «Притча о блудном сыне»

  20. «Притча о милосердном самарянине»

  21. «Притча о талантах»

  22. «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»

  23. «Мудрость царя Соломона.

© 2010-2022