- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса в дополнительном образовании
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса в дополнительном образовании
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондаренко Н.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации по подготовке
и проведению Мастер-класса в дополнительном образовании.
Мастер-класс В современных условиях педагог-мастер - это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса - создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат - умение моделировать занятие в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
-
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
-
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
-
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
-
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление занятия, системы (занятий)
-
Рассказ педагога о проекте занятия
-
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
-
Краткая характеристика результативности используемой технологии
-
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Учебное занятие или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
-
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
-
обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
-
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
-
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
-
1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
-
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
-
3) Показ отдельных методов работы
-
4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
-
Лекция
-
Практическое занятие
-
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» - это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).
Литература:
-
Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. - 2003. - № 2. - С. 31-33.
-
Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. - 2005. - № 2. - С. 34-37.
-
Русских Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.- 2002. - № 1. С. 38-40.
-
Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. - 2004. - № 2. - С. 25-28.
-
Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. - 2003. - № 5. - С. 44-74.
-
Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 1. - С.84-87.
-
Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 46.