Библиотечный кружок «Основы информационной грамотности школьника»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к программе «Основы информационной грамотности школьника»

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности1.

Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научнопознавательной и иных видов деятельности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир2

Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся3.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, поэтому если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских занятиях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информацион- ной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации*. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».

Цели программы:

  • научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

  • привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

  • сформировать умение правильно применять найденную информацию.

Задачи программы:

  • приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с нею;

  • укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

  • побуждать к чтению и к потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней предусмотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, по ступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интересной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся, умению применить полученные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов.

Продолжительность образовательного процесса: программа рассчитана на 85 часов, продолжительностью 1 учебный год.

Формы занятий:

  • классно-урочная система;

  • экскурсии в типографию, детскую библиотеку

Форма подведения итогов: после изучения всех тем проводится большая викторина, где выявляются знания, полученные на занятиях.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

Введение

1

1

Тема 1. История возникновения письменности

9

7

2

Тема 2. История появления библиотек

4

2

2

Тема 3. История развития книгопечатания.

История возникновения письменности,

5

3

2

история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)

2

2

Тема 4. Книга как предмет искусства

12

7

5

Тема 5. Бережное отношение к книге

7

1

6

Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации

4

2

2

Тема 7. Справочный аппарат книги

4

3

1

Тема 8. Библиотека - информационный центр школы

10

7

3

Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке

4

2

2

Тема 10. Основные формы работы с книгой

9

6

3

Тема 11. Справочные издания

12

5

7

Заключительная игра

2

2

ИТОГО*

85

46

39






Дата по

Номер

занятия

Название разделов, тем занятий

Кол-во теор.

часов

Кол-во практ.

часов

плану

факту

2.09


1

Введение

1

Тема 1. История возникновения письменности

7

2

4.09

9.09

2-3

Материалы для письма в древности

2


11.09

4

Возникновение письменности

1

16.09

5

Письменность древних народов

1

18.09

6

Происхождение и развитие алфавита

1

23.09

7

Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян

1

25.09

8

Виды древнерусского письма

1

30.09

02.10

9-10

Возникновение и распространение письменности (обобщающее)

2

Тема 2. История появления библиотек

2

2

7.10

11

История древнейших библиотек

1

9.10

12

Книжные собрания Древней Руси

1

14.10

16.10

13-14

История библиотек (обобщающее)

2

Тема 3.

История развития книгопечатания

3

2

21.10

15

Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга

1

23.10

16

Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца

1

28.10

17

Книгопечатание в настоящее время

1

30.10

18

История развития книгопечатания (обобщающее)

1

11.11

19

История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)

1

Тема 4. Книга как предмет искусства

7

5

13.11

18.11

20-21

Искусство художественного оформления книги

2

20.11

22

Современное понимание искусства книги

1

25.11

23

Издательское оформление книги

1

27.11

02.12

24-25

Художники-иллюстраторы детских книг

2

04.12

9.12

26

Экслибрис - маленький книжный знак

1

1

11.12

16.12

27-28

Экслибрис для школьной библиотеки

2

18.12

23.12

29-30

Книга как предмет искусства (обобщающее)

2

Тема 5. Бережное отношение к книге

1

6

25.12

31

Правила обращения с книгами

1

30.12

13.01

15.01

32-34

Ремонт книг

3

20.01

22.01

27.01

35-37

Изготовление книги своими руками

3


Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации

2

2

29.01

38

Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации

1

03.02

39

Информационные процессы

1

05.02

10.02

40-41

Современные способы хранения и переработки информации (обобщающее)

2

Тема 7. Справочный аппарат книги

3

1

12.02

42

Титульный лист

1

17.02

19.02

43-44

Научно-справочный аппарат книги

2

24.02

45

Справочный аппарат книги (обобщающее)

1

Тема 8. Библиотека - информационный центр школы

7

3

26.02

46

Расширение представлений о библиотеке

1

02.03

16.03

47-48

Алфавитный каталог

1

1

18.03

49

Систематический каталог

1

23.03

25.03

50-51

Расстановка фондов в школьной библиотеке

2

30.03

52

Поиск литературы в фонде (практическое)

1

01.04

53

Книги о природе и технике

1

06.04

54

Книги об искусстве

1

8.04

55

Библиотека - информационный центр школы (обобщающее)

1

Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке

2

2

13.04

15.04

56-57

Периодические издания. Газеты. Журналы

2

20.04

22.04

58-59

Периодические издания в школьной библиотеке (обобщающее)

2

Тема 10. Основные формы работы с книгой

6

3

27.04

60

Библиографическая запись

1

29.04

61

Оформление библиографической записи (практическое)

1

04.05

62

Как читать книги

1

06.05

63

Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения

1

11.05

13.05

64-65

Записи о прочитанном. Дневник чтения

1

1

18.05

20.05

66-67

Дневник чтения по любимой книге

1

1

25.05

68

Выставка дневников чтения

1

Список литературы

  1. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в СССР учебник для библиотечных факультетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов / К. И. Абрамов. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Книга, 1980. - 351 с.

  2. Алфавитный указатель статей журнала «Школьная библиотека» за 2007 год // Школьная библиотека. - 2007. - № 9-10. С. 184-188.

  3. Алфавитный указатель статей журнала «Школьная библиотека» за 2008 год // Школьная библиотека. - 2008. - № 10.

С. 60-64.

  1. Бединская, Е. Основы информационной культуры школьников : программа для учащихся 5-6 классов / Е. Бединская // Школьная б-ка. - 2002. - № 3. - С. 3-10.

  2. Бесхлебникова, В. Тематическое планирование по предмету «Основы книжной культуры» / В. Бесхлебникова // Школьная библиотека. - 2001. - № 2. - С. 33-36.

  3. Библиотечная энциклопедия / Российская государствен ная библиотека. - М.: Пашков дом, 2007. - 1300 с. : ил.

  4. Библиотечно-библиографическая классификация : таблицы для детских и школьных библиотек / РГБ ; РГДБ. - М. : Ли берея-Бибинформ, 2008. - С. 28.

  5. Библиотечно-библиографические знания - школьникам практическое пособие / ГРДБ ; сост. В. Г. Валькова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Книжная палата, 1989. - 215 с.

  6. Библиотечные уроки. Вып. 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. - М. : Глобус ; Волгоград : Панорама, 2007. - 160 с. - (Школа).

  7. Большая Российская энциклопедия. Россия / председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. - М. : БРЭ, 2004. - 1005 с.: ил.

Т. 1 : А - Анкетирование. - 2005. - 766 с. : ил.

Т. 2 : Анкилоз - Банка. - 2005. - 766 с. : ил.

Т. 3 : «Банкетная кампания 1904» - Большой Иргиз. - 2005. 766 с. : ил.

Т. 4 : Большой Кавказ - Великий канал. - 2006. - 750 с.: ил.

Т. 5 : Великий князь - Восходящий узел орбиты. - 2006. - 766 с. : ил.

Т. 6 : Восьмеричный путь - Германцы. - 2006. - 766 с. : ил.

Т. 7 : Гермафродит - Григорьев. - 2007. - 766 с. : ил.

Т. 8 : Григорьев - Династия. - 2007. - 766 с. : ил.

Т. 9 : Динамика атмосферы - Железнодорожный узел. - 2007. - 766 с. : ил.

  1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : методическое пособие для учителя / JI. П. Борзова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 160 с. - (Б-ка учителя истории).

  2. Брауде, Л. Р. Основы библиотечно-библиографических знаний / Л. Р. Брауде, В. Н. Ронжес, О. В. Чеснокова. - М. : Высшая школа, 1987. - 94 с.

  3. Валединский, В. Информатика: основные понятия : рабочая тетрадь для 5-6 классов / В. Валединский ; худож. Н. Григорьева. - М. : Открытый мир, 1998. - 64 с.

  4. Валькова, В. Г. Книжкин дом / В. Г. Валькова, А. Н. Спаль ; худож. Л. В. Денисенко. - М. : Книжная палата, 1990. - 79 с.

  5. Великие люди : библиотекари от А до Я / сост. Е. И. Пол- | тавская ; под ред. Ю. Н. Столярова. - М. : Школьная б-ка, 2005. - 158 с. : ил.

  6. Владимирова, Л. Книга как источник информации в современном образовательном процессе / Л. Владимирова //Школьная б-ка. - 2002. - № 4. - С. 17-19.

  7. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Профессия, 2004. - 432 с. : ил.

  8. Всемирная история. Люди, события, факты. - Лондон; Нью-Йорк ; Сидней ; Монреаль ; М. : Readers Digest, 2001. - 752 с. : ил.

  9. Гендина, Н. И. Дидактические основы информационной культуры

  10. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира : пособие для учителя / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 1988. -318 с. : ил.

  11. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Русский язык, 1989.

  13. Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Как мы писали роман. Пирушка с привидениями. Рассказы / Джером К. Джером. - J1.: Лениздат, 1980. - 575 с.

  14. Джером К. Джером. Избранные произведения : в 2 т. Т. 2: [пер. с англ.] / Джером К. Джером. - М. : Худож. лит-ра, 1957.-495 с.

  15. Езова, С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 160 с. - (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 78).

  16. Загадки. Памятники русского фольклора / гл. ред. А. М. Астахова, В. Г. Базанов, Б. Н. Путилов ; изд. подготовила В. В. Митрофанова. -Л. : Наука, 1968. - С. 145.

  17. История Древнего мира : школьная энциклопедия «Рус- сика». - М. : Олма-Пресс Образование, 2003. - 815 с.: ил.

  18. История России IX-XVII вв. : школьная энциклопедия «Руссика». - М. : Олма-Пресс Образование, 2003. - 783 с. : ил.

  19. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / под ред. А. В. Западова. - М. : Высшая школа, 1963. - 515 с.

  20. История средних веков : школьная энциклопедия «Руссика». - М. : Олма-Пресс Образование, 2003. - 831 с. : ил.

  21. Кацпаржак, Е. И. История письменности и книги / Е. И. Кацпаржак. - Рига : Искусство, 1955. - 385 с. : ил.

  22. Книговедение : энциклопедический словарь / гл. редкол. : Н. М. Сикорский [и др.]. - М. : Сов. Энциклопедия, 1982. - 664 с. : ил.

  23. Конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки // Школьная библиотека. - 2004. - № 2. - С. 38-39 ; № 5. - С. 69-73 ; № 7 (вкладка).

  24. Костина, В. И. Т. А. Маврина / В. И. Костина. - М., 1966. - 121 с.

  25. Красильников, П. Н. Тесты и задания по истории Древнего мира. 5 класс : методическое пособие для учителей / П. Н. Красильников. - М. : Школьная пресса, 2004. - 64 с.

  26. Крук, Н. В. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности / Н. Крук // Школьная б-ка. - 2001. - № 8. - С. 16-22.

  27. Крючкина, Н. Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира : методическое пособие / Н. Б. Крючкина. - М. : Сфера, 2003. - 95 с.

  28. Кузякина, Н. Е. Любите книгу и цените библиотеку : методическое пособие для школьных библиотекарей. Ч. 1 / Н. Е. Кузякина // Библиотека в школе. - 2004. - № 13. - С. 4-64. - (Газета «Первое сентября»),

  29. Кузякина, Н. Е. Любите книгу и цените библиотеку : методическое пособие для школьных библиотекарей. Ч. 2 / Н. Е. Кузякина // Библиотека в школе. - 2004. - № 14. - С. 2-62. - (Газета «Первое сентября»),

  30. Любителям чтения о книгах и о библиотеках : хрестоматия / сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. - М. : МИРОС, 1993.-72 с.

  31. Малая, Н. Ф. Сокровища зеленого сундучка : познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры / Н. Ф. Малая // Воспитание школьников. - 2001. - № 2. - С. 64-68.

  32. Мурина, Е. Художница-сказочница / Е. Мурина // Искусство книги. Вып. 3 (1958-1960) / сост. Ю. А. Молок [и др.]. - М., 1962,- 157 с.

  33. Мяэотс, О. Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. - М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Б-ка в школе». Вып. 2).

  34. Ремнева, М. J1. Аз Буки Веди / М. J1. Ремнева. - М. : Московский рабочий, 1995. - 133 с. : ил.

  35. Савинков, С. Владимир Иванович Даль: 200 лет со дня рождения / С. Савинков // Школьная б-ка. - 2001. - № 6. - С. 27-28.

  36. Салмыкина, Н. Н. Материалы по теме «Информация и информационные процессы» / Н. И. Салмыкина // Информатика. - 2004. - № 40. - С. 9-13 ; № 41. - С. 11-14. - (Газета «Первое сентября»).

  37. Семенов, О. С. Иван Билибин : рассказ о художнике- сказочнике / О. С. Семенов. - 2-е изд. - М. : Детская литература, 1988.-87 с.

  38. Словарь юного книголюба. - 2-е изд., доп. - М. : Книга, 1987.-303 с. : ил.

  39. Столяров, Ю. Н. Трехсотлетие русского печатного экслибриса / Ю. И. Столяров // Школьная библиотека. - 2002. - № 10.-С. 18-21.

  40. Талалакина, О. И. История библиотечного дела за рубежом / О. И. Талалакина. - М. : Книга, 1982. -230 с.

  41. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я : методический словарь-справочник для библиотекарей / И. И. Тихомирова. - М. : Школьная библиотека, 2004. - 238 с. : ил. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 7-8).

  42. Указатель статей журнала «Школьная библиотека» за 2007 год // Школьная библиотека. - 2007. - № 9-10. - С. 189- 192.

1 Гендина Н. И. Дидактические основы информационной культуры // Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 24.

2 Владимирова Л. Книга как источник информации в современном образовательном процессе // Школьная библиотека. - 2002. - № 4. - С. 18.

3 Крук H. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Школьная библиотека. - 2001. - № В. - С. 17


© 2010-2022