Урок-исследование Совершенствование написанного 9 класс

Урок-исследование Цель: отработка умений и навыков работы с дополнительной литературой для самостоятельного приобретения знаний, развития мыслительной деятельности учащихся. Расход времени: 45 мин.        Оборудование: карточки, раздаточный материал, словари, выставка книг. Организация урока: I. Орг. момент. II. Тема. Эпиграф. Цель занятия. III. Выдвижение рабочей гипотезы. IV. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление). V. Работа с раздаточным материалом. VI. Формулирование вывода по результатам...      
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование Совершенствование написанного 9 классУрок-исследование

Цель: отработка умений и навыков работы с дополнительной литературой для самостоятельного приобретения знаний, развития мыслительной деятельности учащихся.

Расход времени: 45 мин.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, словари, выставка книг.

Организация урока:

I. Орг. момент.

II. Тема. Эпиграф. Цель занятия.

III. Выдвижение рабочей гипотезы.

IV. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление).

V. Работа с раздаточным материалом.

VI. Формулирование вывода по результатам исследования.

VII. Подведение итогов урока. Творческое домашнее задание.

Учащиеся работают в группах по 4 человека.

Результативность: - учит отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

- исследовательски подходить к работе;

- способствует самостоятельной работе с дополнительной литературой.


Цель урока: научить учащихся связно излагать мысли; умение воспринимать различные фразы, находить ошибки в них, сопоставлять и делать выводы о речевых способностях; ознакомить школьников с работами писателей над словом; повторить знаки препинания в сложных предложениях.

Ход урока.

«Язык особенно требует тщательного отбора

всего лучшего, что в нем есть, - ясного,

точного, красочного, звучного, и дальнейшего

любовного развития этого лучшего».

М. Горький.

I. Вступительное слово.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке (развития речи), который я назвала «Совершенствование написанного» мы поговорим с вами о писателях, которые очень тщательно подходили к словам в своих произведениях, работали над словом многократно. Учитель объявляет цель урока.

  • Запишите в тетрадях число и тему урока. Тему выделите зеленой пастой. Эпиграфом нашего урока будут слова М. Горького. Запишите эти слова в тетради.

  • Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной, титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. Маяковского «… изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», и вам станет ясно, что успеха в своей работе над обычными школьными сочинениями вы сможете добиться только в том случае, если будете следовать великим образцам.

II. А сейчас мне хочется, чтобы вы обратились к материалу на тему «Писатели о работе над словом»

Материал на тему «Писатели о работе над словом».

1. ... Кропотливого труда требует работы над языком - стремление наиболее точно выразить то, что видишь, что выкристаллизовалось в твоем сознании. Перед писателем огромное море слов, понятий; для выражения любой мысли, образа напрашиваются десять, пятнадцать, двадцать слов ... Но как отобрать именно те, которые с предельной правдивостью выразили бы именно то, что видишь, что хочешь сказать?..

(А. Фадеев)

2. ... Первое, с чего начинается путь писателя и с чем сталкивается читатель, - это слово, речь, язык. На протяжении всей своей жизни писатель не перестает работать над словом, и самая большая радость в этой жизни - верно найденное слово.

(К. А. Федин)

3. Слово - выражение мысли ... и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает.

(Л. Н. Толстой)

4. Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг.

(Л. Н. Толстой)

5. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительности.

(М. Горький)

6. Шаблон в язык въедается редко, особенно в язык литературный...

(К. Паустовский

Возьмите листочки, прочитайте высказывание писателей о своей работе над словом.

- Читаем вслух. (О Паустовском.)

  • Ребята, какие вы можете сделать выводы о том, как работали писатели?

  • Какое высказывание вам понравилось больше, почему?

  • Давайте, его запишем.

III. Удивляй! Интересные истории о А. С. Пушкине, молодом писателе в городе Калинине.

VI. Чтобы яснее вам представить картину, как писатели работали над своими произведениями, обратимся к следующему заданию.

Перед вами черновой и окончательный вариант стихотворения А. С. Пушкина «Узник».

Задание

Сравните тексты чернового и окончательного вариантов стихотворения. А. С. Пушкин «Узник», написанного в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе.

Черновой вариант

И тихо и глухо в темнице

(глухой)!

Пленен, обескрылен орел

молодой,

Мой верный товарищ

в изгнанье моем

Кровавую пищу клюет

под окном,

И вымолвить (хочет) мне

слово одно.

Зовет меня взором и криком

своим:

«Мой верный товарищ, уйдем,

улетим;

Давай встрепенемся! пора нам!

пора!

Острог нам не ближний,

тюрьма не сестра.

(Вариант: Замки нам не братья,

тюрьма не сестра.)

Мы вольные птицы, ты брат мой,

и я.

Где сокол (и коршун), там наша

семья.

Окончательный вариант

Сижу за решеткой в темнице

сырой

Вскормленный в неволе орел

молодой,

Мой грустный товарищ, махая

крылом,

Кровавую пищу клюет под

окном.

Клюет и бросает и смотрит в

окно,

Как будто со мною задумал

одно;

Зовет меня взглядом и криком

своим

И вымолвить хочет: «Давай

улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат,

пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер...

да я!

  • Окончательный текст вы помните наизусть.

  • С черновым познакомитесь.

Читаем вслух.

  • Чем на ваш взгляд отличается черновой текст от окончательного варианта?

  • Почему автор убрал эти слова?

  • Что вас еще вас удивило?

  • Следующий отрывок, который мы рассмотрим из произведения А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка».

Задание.

Прочитайте черновую и окончательную редакцию эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему А. С. Пушкин внес такие значительные изменения в текст эпизода.

Черновой вариант

«Настя сняла мерку с Лизиной ноги и сбегала в поле к Трофиму-пастуху.

- Дедушка, - сказала она ему, - можешь ли ты сплести мне пару лаптей по этой мерке?

- Изволь, - отвечал старик, - сплету тебе так, что любо-дорого... да кому ж, матушка, понадобились детские лапти?

- Не твое дело, - отвечала Настя, - не замешкай только работою.

Пастух обещал принести их к завтрашнему утру, и Настя побежала прочь, распевая свою любимую песню:

«Капитанская дочка не ходи гулять в полночь».

Окончательный вариант

«...Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по этой мерке».

  • Почему автор так сократил этот отрывок? (много лишнего)

  • И последняя работа это отрывок Н. В. Гоголя повесть «Тарас Бульба».Читаем.

Задание

Повесть Н. В Гоголя «Тарас Бульба» впервые появилась в печати В 1835 году. Затем Гоголь подверг ее коренной переработке.«Повесть стала вдвое обширнее и бесконечно прекраснее» - писал В. Г. Белинский.

Редакция 1835 года

« - Что, сынку? - сказал Бульба, глянувши ему в очи.

Андрий был безответен.

- Что, сынку? - повторил Тарас. - Помогли тебе твои ляхи?

Андрий не произнес ни слова, он стоял, как осужденный.

- Так продать, продать веру? Проклят и тот час, в который та родился на свет!

Сказавши это, он глянул с какими-то исступленно сверкающим взглядом по сторонам.

- Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя свое? Нет! Я тебя породил, я тебя и убью. Стой и не шевелись и не проси у господа бога отпущения; за такое дело не прощают на том свете!

Тарас отступил на несколько шагов, снял с плеча ружье, прицелился.. .выстрел грянул...»

Окончательный в ар и ант

« - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря ему прямо в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен.

- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! -сказал Тарас и, снял с плеча ружье.. .Тарас выстрелил».

  • Чем, по вашему мнению, вызвано столь значительное сокращение текста в сцене гибели Андрея.

  • Какие слова и фразы снял автор в окончательной редакции? Почему?

  • Вывод: исходя из данных текстов, какой бы вы сделали вывод о работе над словом?

V. Тренировочное упражнение.

ЗАДАНИЕ.

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.

а) Прилагательные:

1) Смеяться ... смехом. Перенести ... болезнь (заразный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, ... Заболеть ... туберкулезом (костный, косный). 3) Иметь ... намерения. Обладать ... характером (скрытый, скрытный). 4) ... мастер. ... шелк (искусственный, искусный). 5) ... женщина. ... слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в ... позе. Принять ... меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).

б) Существительные:

1) Наблюдать за ... развития растения. Идти впереди ... (процесс,

процессия). 2) Бороться за техническ... ...Решать задачи на ...

(прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитаннным, .... Мало читать, быть ... (невежда, невежа). 4) Взять ... над школой. Участвовать в факельном ... (шефство, шествие). 5) Произнести ... в честь кого - либо. Уехать отдыхать в ... (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе ... Герасима. Троекуров был жестоким (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный .... В пьесе выведен отрицательный ... (персонаж, персонал).

в) Глаголы:

1) На дворе стала ... Сирень начала ... (расцветать, рассветать). 2) ... ребенка. ... ботинки и калоши (одеть, надеть). 3) ... плохого работника. ... разные краски (смешать, сместить). 4) ... на вершину горы. ... в класс (войти, взойти).

VI. Лови ошибку!

1. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

2. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4. Когда я вчера шел с грохотом и шумом, промчался поезд.

Работа у доски (по выбору).

VII. Из школьных сочинений.

Найди ошибку в структуре предложений, в употреблении слов.

1. Дешевые цены.

2. А деревья и кусты одеты в пышный зеленый наряд.

3. Мы ложим друг другу руки на плечи и поворачиваемся лицом к ветру.

4. Жильцы нашего дома сумели превратить небольшой дворик своего дома в прекрасное место.

5. В соревнованиях одержала успех наша команда.

6. У девочки были коричневые глаза.

VIII. Домашнее задание.

Дать толкование данной фразы в трех - четырех предложениях.

«Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» - фраза из книги австрийского психолога Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».


© 2010-2022