• Преподавателю
  • Другое
  • Статья для психолога специализированного образовательного учреждения Сенсорная комната как средство психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Статья для психолога специализированного образовательного учреждения Сенсорная комната как средство психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Старицкого района
















СЕНСОРНАЯ КОМНАТА

как средство психологической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации





Выполнила:

педагог-психолог

Кубрак Н.М.





2015 год

Напряженный ритм жизни детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, порождает дисбаланс как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Работа нервной системы ведет к повышенному напряжению. Состояние переутомления чревато существенным снижением эффективности деятельности. Если устойчивость организма снижается, и негативные факторы внешней среды начинают оказывать свое разрушающее действие, то возникают различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, невротические расстройства).

В процессе адаптации организма к условиям внешней среды целесообразно владение методами, направленными на восстановление сил; что, в свою очередь, является психопрофилактикой, и актуально для различной возрастной категории.

В настоящее время актуальны вопросы охраны здоровья. В современных условиях возникает потребность в поиске новых подходов к решению проблем, ввиду того, что в настоящее время вопросы охраны здоровья введены в программу подготовки специалистов различного профиля. Педагогам и психологам необходимо осваивать интерактивные методы работы с детьми в области профилактики и психокоррекции. В настоящее время увеличивается процент детей, подверженных стресс-зависимым состояниям.

Дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, имеют множество проблем, связанных с психическим и эмоциональным здоровьем, особенностями поведения и социализацией. Несовершеннолетние, попадающие в социально-реабилитационный центр, характеризуются повышенной ранимостью и чувствительностью, гиперактивностью, часто агрессивностью, эмоциональной возбудимостью, отсутствием достаточных умений саморегуляции, уровнем интеллектуального развития ниже нормы, дезадаптированностью.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных детей и подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. Однако, профилактика и психокоррекция несовершеннолетних бесспорно необходима. Вся система взаимодействия с воспитанником строиться на признании ребёнка личностью.

На начальном этапе воспитаннику необходима повседневная поддержка специалистов центра. Поощряя усилия ребёнка, специалисты центра помогают ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше, но самостоятельно решить эту задачу затруднительно. Вовлечение детей в разнообразную деятельность, усилиями сотрудников центра, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения.

Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния.

В формировании эмоционального мира человека большую роль играет и окружающая среда. Ребенок самостоятельно не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, его эмоциональное состояние неустойчивое. Нестабильное эмоциональное состояние не способствует нормальному формированию личности. Практическая значимость системы профилактики стабильного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к новым условиям проживания в социальном учреждении, определяется комплексом релаксационных упражнений, что может быть использовано психологами образовательных учреждений при проведении коррекционно-развивающей работы.

Психологическая помощь для детей заключается в оказании помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих личностному росту и саморазвитию.

Воздействие в рамках данной системы упражнений направлено на поддержку и развитие внутренней сферы человека по средствам релаксационных занятий в сенсорной комнате, пребывание в которой позволяет почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики.

Сенсорная комната как профилактическое и психокоррекционное средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости.

Оборудование сенсорной комнаты позволяет детям отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Пребывание в новой, красочной, особой среде обитания - сенсорной комнате или по другому в комнате психологической разгрузки, с набором благоприятных воздействий на организм человека, эмоций, с обилием положительных стимулов, делают сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства профилактики ухудшения здоровья, особенно в кризисной ситуации.

Учёными установлено, что через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации (расслабления), а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке сенсорная комната у ребёнка создаёт ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

В результате коррекционной работы с посещением сенсорной комнаты человек ощущает покой и отдых. Если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния, важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Реабилитация по средствам занятий в сенсорной комнате, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

В зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать и как самостоятельную реабилитационную процедуру, и как способ подготовки к другим психологическим мероприятиям, и как средство оптимизации реабилитационного процесса.

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние воспитанника через соответствующие органы чувств с применением различных релаксационных упражнений.

Время сеансов в сенсорной комнате 10 - 20 - 40 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности ребёнка и творческого подхода педагога-психолога. Занятия могут проводиться подгруппами по 2 - 4 человека или индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

С детьми занятия чаще проводятся в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей детей. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом и размерами помещения.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у несовершеннолетнего частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Очень важное требование общего характера: нельзя набирать группу участников для проведения психологической релаксации или работать индивидуально в приказном порядке. В такой ситуации восприятие человека, как правило, блокируется, что ставит под сомнение возможность достижения каких-либо результатов.

Для релаксации выбирается время, когда люди относительно свободны от срочных, неотложных дел. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека (успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее).

По наблюдениям и проведенной психодиагностики воспитанников по выявлению причин психоэмоционального напряжения было принято решение создать и внедрить новую здоровьесберегающую технологию с помощью мультисенсорной среды в условиях ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района.

Так же были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение и анализ научно-практической литературы по возможности организации и проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате.

  2. Создание сенсорной комнаты, оснащённой специальным оборудованием.

  3. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.

  4. Подбор нормативных документов.

  5. Развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  6. Анализ используемых методов работы.

Таким образом, можно сделать выводы, что занятия в сенсорной комнате улучшают состояние детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, или имеющих посттравматические стрессовые расстройства. Реабилитация по средствам занятий в сенсорной комнате, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.



Литература:

1. Анисимов О.С., Герасимов В.М. Рабочая книга практического психолога. - М.: «Красная площадь», 1996.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: «Просвещение», 1992.

3. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.

4. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия.- Новосибирск, 1995.

5. Игнатова Л.В.Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. - М., 2008.

6. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско- подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб., 2000.

7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии. - СПб.: Речь, 2003.

8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных образовательных учреждений). - М., 2008.






© 2010-2022