• Преподавателю
  • Другое
  • Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования

Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ».

И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога. Как только профессиональный стандарт был опубликован на сайте министерства образования и науки и представлен широкому обсуждению, я думаю, каждый педагог задался одним вопросом: а что же он нам принесет, этот стандарт? Что нам от него ждать? Казалось бы, задача этого нового документа самая благая, цитирую: «Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».

Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт - всего лишь инструмент государственной образовательной политики. Как она сегодня обозначена? В чем ее суть? К каким результатам мы должны прийти уже через 3-4 года? Не ответив на эти вопросы, мы будем ставить телегу (профессиональный стандарт) впереди лошади, перегружая воз неподъемным и избыточным грузом.

Уважаемые коллеги, каждый руководитель, хоть немного заботящийся о престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации. И, наконец, университеты, вузы и институты повышения квалификации могут руководствоваться заданной планкой подготовки.

В содержание профессионального стандарта включены общие сведения, характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.

В нем определяются:

  • основные требования к квалификации педагога;

  • он может дополнятся региональными требованиями;

  • может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;

  • является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы;

  • отражает структуру профессиональной деятельности педагога;

  • выдвигает требования к личностным качествам педагога.

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

В приложениях к документу предлагается отдельно выделить профессиональные стандарты учителей математики и русского языка, т.к. единый государственный экзамен по этим предметам является обязательным для всех выпускников.

Знакомясь с концепцией и содержанием профстандарта на педсоветах, заседаниях кафедр, мы пришли к выводу, что цель профессионального стандарта педагога - повышение качества его работы, повышение качества образования.

Конечно, профессиональный стандарт при многих его плюсах вызывает и множество вопросов. Положительным, на мой взгляд, является то, что через весь документ красной нитью проходит мысль о том, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». В нашей профессии без постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись. Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», что существующие должностные инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми. Мы много и часто говорим о том, что в должностные инструкции педагогов то и дело вписываются новые должностные обязанности, а объем планово-отчетной документации все возрастает. Поговорка о том, что дети мешают работать, так прочно вошла в нашу жизнь, что уже не вызывает ничего, кроме грустной улыбки. Поэтому эту мысль стандарта я встречаю с воодушевлением.

Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен обладать следующими компетенциями: использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников, для которых русский язык не является родным, с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении и т.д. Наверное, идея правильная. Но она далека от воплощения в реальность, так как у педагогов нет специальной подготовки для работы с таким разным контингентом учащихся. Здесь все-таки нужны специалисты по коррекционной педагогике. И как нельзя, кстати, слова министра образования Дмитрия Ливанова: «Нельзя требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации». Но в настоящее время система повышения квалификации перенастраивается на то, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями и некоторые учителя уже прошли такие курсы.

Еще один момент, на мой взгляд, неучтенный в данном документе - отсутствие стандарта классного руководителя. Воспитательные и развивающие функции классного руководителя оказались перенесенными на всех педагогов. Хотя в стандарте говорится, что планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог). Не случилось бы так, что в этом предложении останется главное слово «планируется».

Отрадно, что правительство Российской Федерации и Республики Мордовия благодаря проекту модернизации зарплату педагогов постоянно повышают, но при этом сильно возросшие требования к педагогам ставят под вопрос профессионализм ныне работающих учителей и воспитателей. Почему педагог со средним профессиональным образованием не имеет право работать? Я думаю, все со мной согласятся, что наши педагогические колледжи дают прекрасное педагогическое образование. Методике их работы можно только позавидовать. Почему бы для них не сделать получение высшего образования бесплатным?

Может быть, прежде чем вводить профессиональный стандарт есть смысл создать документ «Стандарт материального и финансово-экономического обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых людей и повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал заслуженный учитель России, один из разработчиков стандарта педагога доктор педагогических наук Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч российских учителей в педагогический рай не загонишь».

Ну а в целом, нас никакими стандартами уже не напугаешь. Если педагог проработал в школе несколько лет и перестал задумываться о смене профессии, несмотря ни на что, он уже всецело отвечает всем требованиям всех стандартов, написанных умными словами. Я думаю, что таких профессионалов в этом зале преобладающее большинство.

Поздравляю всех с наступлением нового учебного года. И желаю всем педагогам района здоровья, оптимизма и веры в лучшее.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022