Разработка проекта «Мозаика в наследии М. В. Ломоносова»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГС(К)ОУ школа-интернат №17





Проект



« Мозаика в наследии М.В. Ломоносова»



Выполнили: ученики 10 «А» класса Ахметшин Рустем и

Рыбак Анна.

Руководитель: Шарапова И.А.

Самара 2011 г.

Тема нашего проекта: «Мозаика в наследии М.В. Ломоносова».

Цель исследования: Познакомиться с историей мозаики и проанализировать наследие великого ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества.

Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время.

Ломоносов - гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт - был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему он обращался носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников. Этому великому человеку открылся мир искусства - мозаичное художество.

Мозаика - в переводе с итальянского языка означает «сложенный из кусочков», и это не просто один из старейших отделочных материалов, но и очень древний вид изобразительного искусства. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет он систематически упражнялся в рисовании и начал брать уроки еще в Марбурге. Михаил Васильевич обладал незаурядными художественными способностями. Его подлинный талант художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

В 1746 году граф Михаил Илларионович Воронцов привез несколько мозаичных работ из Рима в Россию, Ломоносов часто бывал в доме Воронцовых, и его заинтересовала работа итальянских мастеров.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Еще до того как ему удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику. Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта - непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков. Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий. Ломоносову принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России.

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносова-химика привлекала задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.

Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Его теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми Ломоносов связывает частицы эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной - желтый, а с ртутной - голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Разрабатываемая им теория «трех цветов» имела значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудился над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. Принципы этих приборов осуществлены в современных колориметрах.

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу - мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В рапорте Ломоносов сообщал, что для выполнения этой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где изготовлялись окрашенные стекла.

В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и ускоряет технику набора мозаичных картин. Михаил Васильевич хочет ввести это искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа.

В 1757 г. М.В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Первой такой картиной для Петропавловского собора стала «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина - 6,4 м, высота - 4,8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств.

Когда в 1829 г. опытному итальянскому мастеру Дольфини, в совершенстве знавшему римскую мозаику, было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину Ломоносова, то итальянский мастер не смог изготовить выпавшие элементы мозаики. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге.

Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии - «Азовское взятие» остался неосуществлённым. Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над «Полтавской баталией» наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Он сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. Всего в мастерских М. В. Ломоносова за 18 лет было выложено около 40 мозаичных картин, из них найдено только 23. Судьба остальных картин неизвестна.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом.

До нашего времени сохранились самые известные работы М.В. Ломоносова:

Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)

Пётр I 1754г. (Государственный Эрмитаж)

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)

Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)



© 2010-2022