- Преподавателю
- Другое
- Программа коррекционных занятий для 2 класс
Программа коррекционных занятий для 2 класс
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Токманцева Л.И. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа коррекционных занятий (2-4 классы)
«Коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии».
Пояснительная записка
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида - это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно-развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах:
Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. (В этом аспекте неоспоримую помощь может и должен оказать психолог).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и дея-тельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо пре-пятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Занятия включены в Типовой базисный учебный план образовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;
2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и тем самым реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.
Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно, продолжительность обучения занимает 4 года.
Объем программы составляет:
во 2-4 классах - 68 часов в год.
Учебно-тематический план (2 класс Ф И ребенка )
№
п/п
I
Вводное занятие
2
1
Обследование детей
1
2
Обследование детей
1
II
Развитие восприятия, воображения
30
1
Восприятие качеств величины
4
2
Восприятие формы
4
3
Восприятие цвета
4
4
Восприятие пространства
5
5
Слуховое восприятие
2
6
Зрительное восприятие
3
7
Восприятие времени
5
8
Воображение
3
III
Развитие внимания
8
1
Зрительное внимание
2
2
Устойчивость внимания
2
3
Произвольное внимание
1
4
Распределение внимания
2
5
Переключение внимания
1
IV
Развитие памяти
8
1
Зрительная память
3
2
Слуховая память
3
3
Память опосредованная
2
V
Развитие аналитико-синтетической деятельности
12
1
Мышление
3
2
Развитие комбинаторных способностей
2
3
Обобщение, сравнение
6
4
Установление закономерностей
1
VI
Развитие личностно-мотивационной сферы
3
1
Коррекция личностной сферы
6
2
Коррекция мотивационной сферы
4
VII
Итоговое занятие
2
1
Закрепление пройденного
2
2
Комплексное занятие
1
Итого:
1
68
Содержание курса
I. Вводное занятие - 2 часа.
Обследование детей. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения - 30 часов.
1) Восприятие качеств величины - 4 часа.
Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов.
2) Восприятие формы - 4 часа.
Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур.
Формирование наборов эталонов геометрических тел (шар, куб). Обозначение словом. Группировка предметов по форме.
Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения. Рисование предметов по пунктирам.
3) Восприятие цвета - 4 часа.
Цвет предметов. Сравнение предметов по цвету. Группировка предметов одного цветового тона.
Цвета радуги. Дополнительные цвета. Подбор нужного цвета. Сочетание цветов.
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову.
Рисование предметов. Раскрашивание.
4) Восприятие пространства - 5 часов.
Определение направления: от себя - к себе, вверх - вниз, направо - налево, впереди - сзади.
Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).
Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4-6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа.
Обведение трафаретов. Штриховка в различных направлениях.
5) Слуховое восприятие - 2 часа.
Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов. Характеристика звуков по громкости и длительности.
6) Зрительное восприятие - 3 часа.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. Нахождение различий у двух сходных картинок.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Рисование предметов. Раскрашивание.
7) Восприятие времени - 5 часов.
Различение понятий: «утро», «день», «вечер», «ночь». Освоение умений различать части суток.
Временные представления. Определение последовательности событий.
Неделя. Определение последовательности событий.
Час. Определение времени с точностью до 1 часа.
Обозначение временных представлений в речи.
Раскрашивание рисунков.
8) Воображение - 3 часа.
Развитие пространственного воображения. Узнавание и различение геометрических фигур. Сравнение их, нахождение сходства и различия. Формирование элементов конструкторских навыков.
Образное воображение. Дорисовывание второй половины предметов. Определение последовательности событий.
Характеристика признаков предметов. Нахождение характерных признаков предметов. Сравнение их.
III. Развитие внимания - 8 часов.
Повышение объема внимания. Активизация зрительного внимания в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части. Описание предмета по контурному изображению его части.
Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».
Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».
IV. Развитие памяти - 8 часов.
Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи».
Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.
V. Развитие аналитико-синтетической деятельности - 12 часов.
Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.
Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их.
Развитие наблюдательности. Мир вокруг нас. Умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности.
Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые закономерности.
Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов.
Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер.
Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».
Аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы - 6 часов.
Знакомство с понятиями: «удивление», «самодовольство», «стыд», «вина», «отвращение», «брезгливость». Знакомство с мимикой и жестами.
История о человеке, который нашёл время. Обучение приёмам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приёмами планирования своей деятельности.
Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.
VII. Итоговое занятие - 2 часа.
Путешествие в весенний лес. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. В поисках клада. Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.
Основные требования к умениям учащихся:
сравнивать предметы по различным свойствам;
классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;
определять предметы на ощупь;
обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;
ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;
различать звуки по громкости и продолжительности, различать по голосу знакомых людей;
находить сходство и различие в сюжетных картинках;
правильно складывать картинку по памяти;
видеть и определять изменения в предъявленном ряду;
различать части суток;
определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;
определять последовательность событий, определять время с точностью до 1 часа;
видеть и определять закономерности в расположении материала;
выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;
устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.