Программа коррекционных занятий для 2 класс

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционных занятий (2-4 классы)

«Коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии».

Пояснительная записка

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида - это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.

Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.

Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно-развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами программы являются:

 создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

 осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

 развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

 формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;

 формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

 развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

 формирование положительной мотивации к обучению;

 воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

 воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Этот принцип реализуется в двух аспектах:

 Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. (В этом аспекте неоспоримую помощь может и должен оказать психолог).

 Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и дея-тельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо пре-пятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план образовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

 развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

 развитие в адекватном темпе;

 вовлечение в интересную деятельность;

 воздействие через эмоциональную сферу;

 объяснение материала в интересной форме;

 гибкая система контроля знаний и их оценки.

Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно, продолжительность обучения занимает 4 года.

Объем программы составляет:

 во 2-4 классах - 68 часов в год.











Учебно-тематический план (2 класс Ф И ребенка )


п/п

I

Вводное занятие

2

1

Обследование детей

1

2

Обследование детей

1

II

Развитие восприятия, воображения

30

1

Восприятие качеств величины

4

2

Восприятие формы

4

3

Восприятие цвета

4

4

Восприятие пространства

5

5

Слуховое восприятие

2

6

Зрительное восприятие

3

7

Восприятие времени

5

8

Воображение

3

III

Развитие внимания

8

1

Зрительное внимание

2

2

Устойчивость внимания

2

3

Произвольное внимание

1

4

Распределение внимания

2

5

Переключение внимания

1

IV

Развитие памяти

8

1

Зрительная память

3

2

Слуховая память

3

3

Память опосредованная

2

V

Развитие аналитико-синтетической деятельности

12

1

Мышление

3

2

Развитие комбинаторных способностей

2

3

Обобщение, сравнение

6

4

Установление закономерностей

1

VI

Развитие личностно-мотивационной сферы

3

1

Коррекция личностной сферы

6

2

Коррекция мотивационной сферы

4

VII

Итоговое занятие

2

1

Закрепление пройденного

2

2

Комплексное занятие

1


Итого:

1


68






Содержание курса

I. Вводное занятие - 2 часа.

Обследование детей. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. Развитие восприятия, воображения - 30 часов.

1) Восприятие качеств величины - 4 часа.

Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов.

2) Восприятие формы - 4 часа.

Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур.

Формирование наборов эталонов геометрических тел (шар, куб). Обозначение словом. Группировка предметов по форме.

Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения. Рисование предметов по пунктирам.

3) Восприятие цвета - 4 часа.

Цвет предметов. Сравнение предметов по цвету. Группировка предметов одного цветового тона.

Цвета радуги. Дополнительные цвета. Подбор нужного цвета. Сочетание цветов.

Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову.

Рисование предметов. Раскрашивание.

4) Восприятие пространства - 5 часов.

Определение направления: от себя - к себе, вверх - вниз, направо - налево, впереди - сзади.

Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).

Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4-6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа.

Обведение трафаретов. Штриховка в различных направлениях.

5) Слуховое восприятие - 2 часа.

Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов. Характеристика звуков по громкости и длительности.

6) Зрительное восприятие - 3 часа.

Формирование произвольности зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. Нахождение различий у двух сходных картинок.

Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Рисование предметов. Раскрашивание.

7) Восприятие времени - 5 часов.

Различение понятий: «утро», «день», «вечер», «ночь». Освоение умений различать части суток.

Временные представления. Определение последовательности событий.

Неделя. Определение последовательности событий.

Час. Определение времени с точностью до 1 часа.

Обозначение временных представлений в речи.

Раскрашивание рисунков.

8) Воображение - 3 часа.

Развитие пространственного воображения. Узнавание и различение геометрических фигур. Сравнение их, нахождение сходства и различия. Формирование элементов конструкторских навыков.

Образное воображение. Дорисовывание второй половины предметов. Определение последовательности событий.

Характеристика признаков предметов. Нахождение характерных признаков предметов. Сравнение их.

III. Развитие внимания - 8 часов.

Повышение объема внимания. Активизация зрительного внимания в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части. Описание предмета по контурному изображению его части.

Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».

Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».

IV. Развитие памяти - 8 часов.

Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи».

Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.

V. Развитие аналитико-синтетической деятельности - 12 часов.

Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.

Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их.

Развитие наблюдательности. Мир вокруг нас. Умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности.

Установление закономерностей. Развитие способности анализировать простые закономерности.

Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов.

Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер.

Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».

Аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы - 6 часов.

Знакомство с понятиями: «удивление», «самодовольство», «стыд», «вина», «отвращение», «брезгливость». Знакомство с мимикой и жестами.

История о человеке, который нашёл время. Обучение приёмам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приёмами планирования своей деятельности.

Когда я бываю Незнайкой. Обучение умению анализировать свои трудности. Формирование мотивации на их преодоление.

VII. Итоговое занятие - 2 часа.

Путешествие в весенний лес. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. В поисках клада. Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.

Основные требования к умениям учащихся:

 сравнивать предметы по различным свойствам;

 классифицировать предметы, геометрические фигуры и тела;

 определять предметы на ощупь;

 обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;

 различать дополнительные цвета, подбирать нужный цвет, называть цвета радуги;

 ориентироваться в пространстве относительного другого предмета;

 различать звуки по громкости и продолжительности, различать по голосу знакомых людей;

 находить сходство и различие в сюжетных картинках;

 правильно складывать картинку по памяти;

 видеть и определять изменения в предъявленном ряду;

 различать части суток;

 определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;

 определять последовательность событий, определять время с точностью до 1 часа;

 видеть и определять закономерности в расположении материала;

 выделять в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленять объект на составные элементы;

 устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;

 пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;

 штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контур.

© 2010-2022