Мотивация педагогов использования ИКТ в работе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правдина Н.В.

Мотивация педагогов использования ИКТ в преподавательской деятельности

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В настоящее время Министерством образования РФ реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно - методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных дисциплин, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями новых государственных образовательных стандартов образования. В России использование ИКТ в образовании до недавнего времени во многом сдерживалось техническими сложностями. Но сегодня, когда, по информации правительства РФ, учебные заведения активно преодолевают технические трудности и подключаются к всемирному Интернету, весьма существенным остаётся психологический, компетентностный барьер педагогов при использовании ИКТ. При этом стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. Кроме того, уже даже ученик средней школы является уверенным пользователем IT-технологий, самостоятельно учится искать информацию, извлекать, систематизировать и структурировать огромный поток хаотичной информации получаемой из интернета. Можно с уверенностью сказать, что наступил момент, когда компьютер и другая мультимедийная техника могут и должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации.

Первым предложил использовать компьютеры в обучении детей профессору Сеймур Пейперт. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт в 60-е г. прошлого столетия пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде. В наше время не только зарубежные, но и массовые исследования российских ученых, психологов и педагогов убедительно доказывают возможность и целесообразность использования компьютера в образовательных учреждениях, его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности учащегося, (Е.И.Булин-Соколова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеш, Е.И. Машбиц, С. Новоселова, И. Пашелите, Г. Петку, Б. Хантер и др.).

Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. И как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить и современную школу. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Однако сегодня действующая система образования в России существенно отстает от процессов, происходящих в обществе, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

В связи с этим изменение системы образования в России в целом, упор, сделанный на самостоятельное освоение большого объема информации и самостоятельной работы обучающихся на всех этапах обучения (от начальной до высшей школы) вынуждает педагогов в корне менять устоявшуюся систему преподавания. Здесь же важным компонентом образования было и остается воспитание зрелой социальной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Таким образом, учитывая информатизацию современного общества, изменения в законодательстве об образовании, технические возможности оснащения образовательных учреждений, увеличившуюся образовательную нагрузку на обучающихся, и требования, предъявляемые к образованию и профессиональной деятельности педагогических работников, перед педагогами остро встает задача повышения своего уровня владения ИКТ. Возникает необходимость повышать квалификацию, направленную преимущественно на формирование компьютерной грамотности, и многие педагоги с многолетним опытом преподавания разумно задаются вопросом «а стоит ли овчинка выделки?», как отказаться от уже разработанных и оправдавших себя, доказавших свою эффективность форм обучения? Для ответа на подобный вопрос необходимо разобраться с терминологией некоторых слов:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение, сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Другими словами тему данной статьи иначе можно озвучить следующим образом «Потребность (цель, стремление) педагога использования в своей работе программно-технических средств для сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации в интересах пользователей».

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете. Однако многие педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Желание педагогов не всегда совпадает с их умением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий, а актуальная необходимость использования информационных технологий в процессе своей деятельности с неподготовленностью к работе с ИКТ. Исходя из этого, педагогический состав любого образовательного учреждения можно условно разделить на 4 группы:

  1. Уровень работы на компьютере нулевой, мотивация низкая

  2. Уровень работы на компьютере нулевой, мотивация высокая

  3. Уровень работы на компьютере базовый, мотивация низкая

  4. Уровень работы на компьютере базовый, мотивация высокая

Группа 1 и 3 отличаются скептическим отношением к возможностям ИКТ, поскольку если высокое качество обучения достигается традиционными формами, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ. И если для групп 2 и 4 достаточным является повышение ИК - компетентности через систему повышения квалификации, то категорию 1 и 3 необходимо замотивировать, лично заинтересовать в использовании ИКТ.

Рассмотрим несколько примеров использования ИКТ в различных сферах преподавательской деятельности:

  1. Контроль выполнения домашнего задания.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

1. презентацию докладов обучающегося, либо конспекты параграфа учебника с использованием PowerPoint;

2. тесты, кроссворды, самостоятельные работы, контрольные работы подготовленные с использованием Excel, Word;

2. Объяснение нового материала с помощью ИКТ.

Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
1. демонстрацию слайдов (презентация), содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации с использованием PowerPoint; видеофрагменты фильмов; изображения - фотографии, отсканированные изображения; коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений с использованием PhotoShop;

2. диаграммы, схемы, таблицы подготовленные с использованием Excel;

3. Закрепление и систематизация знаний.

Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
1. презентацию - задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ с использованием PowerPoint;

2. мобильный класс: работа в группе - заданием может выступать составление текста для слайдов презентации; иллюстративное сопровождение для текста с применением PhotoShop, PowerPoint;

  1. Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Для ее организации используются следующие технологии:

1. презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы, подготовленные при помощи PowerPoint;

2. стенные газеты, буклеты, памятки - информационный материал; брошюра - сборник дидактических, методических материалов; плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений; открытка - оригинально оформленное поздравление; анкета - документ для сбора статистических данных выполненные с использованием Excel , Word, Publisher.

5. Использование ИКТ при выполнении проектной работы преподавателя в процессе прохождения аттестации и повышения квалификации.

  1. выполнение исследовательской части проекта, получения или систематизации данных помогут Интернет, электронные учебники, электронная библиотека;

  2. оформление портфолио проекта при помощи Word, PowerPoint;

  3. создание продукта проекта - буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Кроме того присутствует реальная экономия времени при разработке дидактических материалов, презентабельность оформления материалов, переход преподавателя на новый уровень педагогического мастерства.

Для достижения максимального результата при использовании ИКТ и их целевого использования, образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду признаков:

1. По решаемым педагогическим задачам:

• средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

• средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

• вспомогательные средства (энциклопедии, википедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

• комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

• информационно-обучающие (электронные: библиотеки, книги, периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные консультационные системы);

• интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

• поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, справочники и т.п.);

• электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; схемы, диаграммы);

• электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией.

3. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

• урочные;

• внеурочные

4. По форме взаимодействия с обучаемым:

• технология асинхронного режима связи - «offline» (оценка результатов осуществляется преподавателем с комментариями, работой над ошибками)

• технология синхронного режима связи - «online» (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой)

В результате актуальность и необходимость использования различных образовательных средств ИКТ в процессе обучения подтверждается следующими аспектами:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы оформлении материала, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков, для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ на всех этапах обучения от подачи нового материала до контроля знаний обучающихся.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо групповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Становится очевидным, что педагог, который ведет занятия с использованием ИКТ (мультимедиа-проектор, компьютер, Интернет), обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Занятия, которые проводятся на основе и при помощи ИКТ по всем дисциплинам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме, стимулируют непроизвольное внимание обучающихся благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.


© 2010-2022