- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии (базовая подготовка)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенова Г.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы геодезии (базовая подготовка)
_______________________________________________________
название дисциплины
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» базовый образовательный уровень СПО;
Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»
Разработчик:
Семенова Галина Алексеевна,
преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ «БСК»
Рекомендована методическим советом
ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»
Протокол № _____от «____»__________ 20___ г.
Заместитель директора по учебно-методической работе Петрова Н.В.
Одобрена цикловой комиссией
Протокол № ______ от «______» ______________ 20_____ г.
Председатель ЦК «Спецдисциплин»
__________________/И.В. Гунько/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы геодезии»
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы геодезии»
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины «Основы геодезии»
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
-
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии составлена на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностей СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство, по направлению базовой подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии может быть использована при реализации программы дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке в области строительства, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общеобразовательных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины:
Приобретение обучающимися знаний и начальных практических навыков по основным геодезическим работам, необходимым для проектирования, геодезического сопровождения строительства и эксплуатации зданий и сооружений на основе современных технологий.
1.3.1. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общие компетенции - ОК 1-10;
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
-
разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием
информационных технологий - ПК 1.2;
-
организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке - ПК 2.1;
-
организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов - ПК 2.2;
-
осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ - ПК 2.4;
-
обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, ремонтных и работ по реконструкции строительных объектов - ПК 3.4;
-
организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документации - ПК 4.2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
читать ситуации на планах и картах;
определять положение линий на местности;
решать задачи на масштабы;
решать прямую и обратную геодезическую задачу;
пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
проводить камеральные работы по окончании теодолитной съёмки и геометрического нивелирования;
читать разбивочный чертеж;
знать:
основные понятия и термины, используемые в геодезии;
масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
систему плоских прямоугольных координат;
приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
виды геодезических измерений.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 48 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
в том числе:
лекции
56
лабораторные занятия
40
практические занятия
контрольные работы
Kонсультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
Систематическая подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебных пособий, составленных преподавателем
26
Выполнение отчетных расчетно-графических работ по индивидуальным заданиям
22
Итоговая аттестация в форме дифференцированного экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы геодезии
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основные теоретические сведения по геодезии
42
Введение
Тема 1.1.
Ориентирование
направлений
Содержание учебного материала
2
1
Предмет и задачи геодезии, её связь с другими науками. Формы и размеры Земли. Системы координат.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий, составленных преподавателем
2
Содержание учебного материала
6
1
Понятие об ориентировании. Сближение географических меридианов. Азимуты географические и магнитные, дирекционные углы, румбы. Прямые и обратные азимуты и дирекционные углы. Прямая и обратная геодезические задачи. Порядок вычисления дирекционных углов.
1-2
Лабораторные занятия:
Решение задач по теме.
4
Самостоятельная вне аудиторная работа обучающихся
Выполнение практической работы: Изучение азимутов и румбов
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
6
Тема 1.2.
Топографические
карты, планы и профили
Содержание учебного материала
6
1
2
3
4
Общая характеристика топографических карт и планов. Профили. Масштабы.
Условные знаки для топографических карт и планов.
Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах.
Решение инженерно-геодезических задач по топографическим планам.
1-2
Лабораторные работы:
Решение задач на масштабы, по определению координат пунктов, заданных на карте; Построение профиля по линии заданного направления
4
Самостоятельная вне аудиторная работа обучающихся
Практическая работа: Решение задач по карте (по индивидуальному варианту)
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
4
2
Тема 1.3.
Элементы теории погрешностей
Содержание учебного материала
2
1
Виды геодезических измерений. Погрешности результатов измерений. Абсолютные и относительные погрешности. Равноточные измерения. Средняя квадратическая и предельная погрешности. Точность геодезических измерений в строительстве.
1-2
Лабораторная работа:
Решение задач по теме
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к промежуточному контролю с использованием конспекта, учебных пособий
2
Раздел 2. Геодезические измерения 88
Тема 2.1
Измерение углов
Содержание учебного материала
6
1
2
3
4
Горизонтальные и вертикальные углы. Общая схема теодолита. Устройство теодолита.
Классификация теодолитов по точности. Технические теодолиты. Основные геометрические оси теодолита.
Полевые поверки и юстировки теодолита.
Измерение горизонтальных углов. Меры по уменьшению погрешностей угловых измерений.
Измерение вертикальных углов. Юстировка места нуля вертикального круга.
1-2
Лабораторные работы :
1. Изучение теодолита типа 4Т30П. Получение первичных навыков обращения с теодолитом. 2. Пробные измерения. Поверки теодолита
4
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Выполнение практической работы: «Работа с теодолитами»
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
2
2
Тема 2.2
Измерение длин линий
Содержание учебного материала
4
1
2
Механические приборы для непосредственного измерения расстояний.
Компарирование лент и рулеток. Подготовка линий на местности к измерениям.
Вешение измеряемых линий. Техника измерений. Определение угла наклона линий.
Вычисление длины горизонтального проложения.
Косвенные способы измерений расстояний. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер.
1-2
Практические занятия
Решение задач по теме: Линейные измерения
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
2
Тема 2.3.
Нивелирование
Содержание учебного материала
8
1
2
3
4
Назначение нивелирования, его виды. Геометрическое нивелирование, его способы.
Устройство нивелира с уровнем и с компенсатором, нивелированных реек.
Нивелирные башмаки и костыли, колышки, их назначение.
Классификация нивелиров по точности. Поверки и юстировки нивелиров.
Техническое нивелирование. Последовательность действий на станции. Записи в полевом журнале. Постраничный контроль вычислений. Уравнивание превышений.
Вычисление высоты, отметки связующих и промежуточных пунктов.
Современные нивелиры, их точность и функциональные возможности.
Лазерные нивелиры, их применение в строительстве.
1-2
Лабораторные работы:
Ознакомление с устройством и работа с нивелирами, поверки и юстировки нивелира
6
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение расчетно-практической работы: «Изучение нивелира и работа с ним»
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
4
1
2
3
4
Тема 2.4.
Понятие о государственных и съёмочных геодезических сетях.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
Назначение плановых и высотных сетей. Методы их создания. Спутниковые системы позиционирования плановых и высотных пунктов.
Съёмочные геодезические сети (сети сгущения).
Знаки для закрепления и обозначения геодезических пунктов на местности и на строительных объектах.
1
Лабораторные работы:
0
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
4
Тема 2.5.
Понятие о геодезических съёмках. Плановое съёмочное обоснование.
Содержание учебного материала
6
1
2
3
4
Съёмка. Виды съёмок. Теодолитная съёмка. Способы съемки ситуации.
Назначение и виды теодолитных ходов.
Вычисление координат вершин замкнутого теодолитного хода.
Составление контурного топографического плана.
1-2
Лабораторные работы:
Решение типовых задач по теме: 1. «Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода», 2. «Построение плана строительного участка»
6
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение практической расчетно-графической работы по индивидуальному варианту.
Подготовка к текущему контролю.
6
1
2
3
4
Тема 2.6.
Вертикальная планировка
на стройплощадке
Содержание учебного материала
4
1
2
Задачи вертикальной планировки. Топографическая основа проекта планировки.
Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка. Картограмма земляных работ. Вычисление объёмов земляных работ.
1-2
Лабораторные работы:
-
Обработка исполнительной полевой схемы нивелирования поверхности по квадратам. Составление плана в горизонталях.
-
Построение картограммы и вычисление баланса земляных работ на строительной площадке.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение расчетно-графической работы по теме: «Геодезические работы при вертикальной планировке участка» (по индивидуальному варианту).
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
4
Тема 2.7.
Понятие о геодезических работах при трассировании сооружений линейного типа.
Содержание учебного материала
4
1
2
Техническое нивелирование по оси линейного сооружения. Полевое трассирование. Элементы круговой кривой. Пикетажный журнал.
Камеральная обработка результатов измерений и построение продольного профиля трассы.
1-2
Лабораторные работы: 1. Обработка пикетажного журнала. Определение основных элементов трассы. Обработка полевого журнала технического нивелирования трассы.
2.Построение продольного профиля.
4
Самостоятельная работа обучающегося:
Выполнение расчетно-графической работы по индивидуальному варианту по теме: «Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы».
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий
4
1
2
3
4
Раздел 3.
Элементы инженерно-геодезических работ
14
Тема 3.1.
Содержание и технология работ по выносу проектных элементов в натуру
Содержание учебного материала
6
1
Задачи по выносу проектных элементов в натуру. Элементы геодезических разбивочных работ. Способы разбивочных работ. Построение на местности проектного горизонтального угла. Построение линии проектной длины. Вынесение на местность точки с проектной отметкой. Построение линии с проектным уклоном.
1-2
Лабораторные работы:
-
Выполнение расчетов для выноса в натуру проектной высоты точки;
-
Геодезическая подготовка для выноса в натуру проектных элементов.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение самостоятельного задания по индивидуальному варианту:
« Геодезическая подготовке для выноса в натуру проектных элементов»
Подготовка к рубежному контролю.
4
Всего:
144
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины Основы геодезии требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
-
Мебель и стационарное оборудование
-
доска классная;
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с комплексом лицензионных специализированных программных продуктов в области строительства, системой доступа в Интернет и средствами вывода звуковой информации;
-
книжные шкафы;
-
шкафы и стеллажи для инструментов и приборов.
-
Учебно-наглядные пособия
-
плакаты, слайды, схемы, чертежи;
-
наглядные пособия, демонстрационные видеоматериалы;
-
образцы бланков (журналов) для угловых и линейных измерений, нивелирных работ и др.;
-
Инструменты и приборы
-
Оптические теодолиты технической точности - типа 4Т30П, 4Т15П (комплектация: штативы, отвесы, вехи, рейки);
-
Оптические нивелиры технической точности типа AL32А, Н3 (комплектация: штативы, нивелирные рейки);
-
Дальномеры типа Disto;
-
Рулетки типа CST;
-
приборы для вертикального проектирования;
-
стальные ленты с комплектом шпилек, и др.
-
геодезические транспортиры, масштабные линейки, измерители;
-
программируемые калькуляторы типа Casio ГХ 9860 д;
-
планиметры электронные типа Planix5;
-
электронные курвиметры типа Plan Wheel;
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапректор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Учебники
Баканова В.В. И др. Практикум по геодезии: учебное пособие для вузов, М.: «Альянс»,
2007 год
Киселев М.И., Михелев Д.Ш. Геодезия М. «Академия», 2008 год
Маслов А.В., Гордеев А.В., Батраков Ю.Г., Геодезия: М.: «Космос», 2006 год
Давыдов Д.Ф., Прудников Г.Г. «Геодезия». М.: «Высшая школа»,2006
Перфилов В.Ф., Скогорева Р.Н., Усова Н.В. «Геодезия» М.: «Высшая школа», 2006
Федотов Г.А. «Инженерная геодезия». М.: «Высшая школа», 2006
Киселёв М.И., Лукъянов В.Ф. «Лабораторный практикум по геодезии»
М.: «Стройиздат»,1987
Неумывайкин Ю.К., Смирнов А.С. «Практикум по геодезии». Уч.пос.- М.: «Недра», 1985
Хренов Л.С. «Геодезические таблицы для строителей». М.: «Недра», 1983
Интернет ресурсы/текстовые:
geo66.ru
geodigital.ru
-
Справочники:
Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов.
ГКИНП (ГНТА) -03-010-031 федеральная служба геодезии и картографии России.М.: ЦНИИГАиК, 2004 год
Хинкинс Г.Л., Зайценко В.Л. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности: М.: «Проспект», 2006 год
Интернет ресурсы/геодезические, картографические инструкции, норма и правила.
gosthelp.ry
complexdoc.ru
goedan.ru
lawmix.ru
gostrf.com
geo-book.ru
Дополнительные источники:
1.Учебники и учебные пособия:
Кушрин И.Ф. Геодезия. М.:2001 год
Киселёв М.И., Лукъянов В.Ф. «Лабораторный практикум по геодезии» М.: «Стройиздат»,1987
Неумывайкин Ю.К., Смирнов А.С. «Практикум по геодезии». Уч.пос.- М.: «Недра», 1985
Хренов Л.С. «Геодезические таблицы для строителей». М.: «Недра», 1983
Обучающая программа-урок «Геодезия» (6 модулей), DesoftLTD.
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Учебный процесс организуется в форме уроков (лекций), лабораторных и практических занятий. На практических занятиях обучающиеся выполняют отчетные расчетно-графические работы по индивидуальным исходным данным, которые определяют вид и объём самостоятельной внеаудиторной работы.
При выполнении отчетных работ обучающимся оказываются консультации.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине «Основы геодезии» наличие высшего профильного образования (инженер-геодезист, бакалавр, магистр)
Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины «Основы геодезии»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
Умения:
- читать ситуации на планах и картах;
- определять положение линий на местности;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съёмки и геометрического нивелирования.
- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана
Знания:
- основные понятия и термины, используемые в геодезии;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
-назначение опорных геодезических сетей;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
- виды геодезических измерений.
Оценка уровня профессионализма в деятельности обучающихся при выполнении лабораторных, практических, отчетных расчетно-графических и других видов текущего контроля
Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите отчетных работ и других видах промежуточного и итогового контроля в форме дифференцированного экзамена.