Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии (базовая подготовка)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы геодезии (базовая подготовка)

_______________________________________________________

название дисциплины

























2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» базовый обра­зовательный уровень СПО;

Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»


Разработчик:

Семенова Галина Алексеевна,

преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ «БСК»



Рекомендована методическим советом

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»

Протокол № _____от «____»__________ 20___ г.

Заместитель директора по учебно-методической работе Петрова Н.В.

Одобрена цикловой комиссией

Протокол № ______ от «______» ______________ 20_____ г.

Председатель ЦК «Спецдисциплин»

__________________/И.В. Гунько/




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы геодезии»

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы геодезии»

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины «Основы геодезии»

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


  1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии составлена на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностей СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство, по направлению базовой подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии может быть использована при реализации программы дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке в области строительства, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общеобразовательных дисциплин

1.3. Цели и задачи дисциплины:

Приобретение обучающимися знаний и начальных практических навыков по основным геодезическим работам, необходимым для проектирования, геодезического сопровождения строительства и эксплуатации зданий и сооружений на основе современных технологий.

1.3.1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции - ОК 1-10;

Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

  • разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием

информационных технологий - ПК 1.2;

  • организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке - ПК 2.1;

  • организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов - ПК 2.2;

  • осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ - ПК 2.4;

  • обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, ремонтных и работ по реконструкции строительных объектов - ПК 3.4;

  • организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документации - ПК 4.2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

читать ситуации на планах и картах;

определять положение линий на местности;

решать задачи на масштабы;

решать прямую и обратную геодезическую задачу;

пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

проводить камеральные работы по окончании теодолитной съёмки и геометрического нивелирования;

читать разбивочный чертеж;

знать:

основные понятия и термины, используемые в геодезии;

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

систему плоских прямоугольных координат;

приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

виды геодезических измерений.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 48 часов.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

лекции

56

лабораторные занятия

40

практические занятия


контрольные работы


Kонсультации


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:


Систематическая подготовка к практическим занятиям с использованием конспекта, учебных пособий, составленных преподавателем


26

Выполнение отчетных расчетно-графических работ по индивидуальным заданиям


22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы геодезии

наименование


Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)


Объем часов


Уровень освоения


1


2


3


4


Раздел 1.

Основные теоретические сведения по геодезии


42



Введение










Тема 1.1.

Ориентирование

направлений




Содержание учебного материала


2

1

Предмет и задачи геодезии, её связь с другими науками. Формы и размеры Земли. Системы координат.


1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий, составленных преподавателем


2


Содержание учебного материала


6

1

Понятие об ориентировании. Сближение географических меридианов. Азимуты географические и магнитные, дирекционные углы, румбы. Прямые и обратные азимуты и дирекционные углы. Прямая и обратная геодезические задачи. Порядок вычисления дирекционных углов.


1-2

Лабораторные занятия:

Решение задач по теме.


4


Самостоятельная вне аудиторная работа обучающихся

Выполнение практической работы: Изучение азимутов и румбов

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


6

Тема 1.2.

Топографические

карты, планы и профили




Содержание учебного материала


6

1

2

3

4

Общая характеристика топографических карт и планов. Профили. Масштабы.

Условные знаки для топографических карт и планов.

Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах.

Решение инженерно-геодезических задач по топографическим планам.


1-2

Лабораторные работы:

Решение задач на масштабы, по определению координат пунктов, заданных на карте; Построение профиля по линии заданного направления



4



Самостоятельная вне аудиторная работа обучающихся

Практическая работа: Решение задач по карте (по индивидуальному варианту)

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


4

2


Тема 1.3.

Элементы теории погрешностей





Содержание учебного материала


2

1

Виды геодезических измерений. Погрешности результатов измерений. Абсолютные и относительные погрешности. Равноточные измерения. Средняя квадратическая и предельная погрешности. Точность геодезических измерений в строительстве.


1-2

Лабораторная работа:

Решение задач по теме


2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к промежуточному контролю с использованием конспекта, учебных пособий


2

Раздел 2. Геодезические измерения 88




Тема 2.1

Измерение углов






Содержание учебного материала


6

1

2

3

4

Горизонтальные и вертикальные углы. Общая схема теодолита. Устройство теодолита.

Классификация теодолитов по точности. Технические теодолиты. Основные геометрические оси теодолита.

Полевые поверки и юстировки теодолита.

Измерение горизонтальных углов. Меры по уменьшению погрешностей угловых измерений.

Измерение вертикальных углов. Юстировка места нуля вертикального круга.


1-2

Лабораторные работы :

1. Изучение теодолита типа 4Т30П. Получение первичных навыков обращения с теодолитом. 2. Пробные измерения. Поверки теодолита


4


Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Выполнение практической работы: «Работа с теодолитами»

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


2

2


Тема 2.2

Измерение длин линий









Содержание учебного материала


4

1

2

Механические приборы для непосредственного измерения расстояний.

Компарирование лент и рулеток. Подготовка линий на местности к измерениям.

Вешение измеряемых линий. Техника измерений. Определение угла наклона линий.

Вычисление длины горизонтального проложения.

Косвенные способы измерений расстояний. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер.


1-2

Практические занятия

Решение задач по теме: Линейные измерения


2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


2


Тема 2.3.


Нивелирование





Содержание учебного материала


8

1

2


3



4



Назначение нивелирования, его виды. Геометрическое нивелирование, его способы.

Устройство нивелира с уровнем и с компенсатором, нивелированных реек.

Нивелирные башмаки и костыли, колышки, их назначение.

Классификация нивелиров по точности. Поверки и юстировки нивелиров.

Техническое нивелирование. Последовательность действий на станции. Записи в полевом журнале. Постраничный контроль вычислений. Уравнивание превышений.

Вычисление высоты, отметки связующих и промежуточных пунктов.

Современные нивелиры, их точность и функциональные возможности.

Лазерные нивелиры, их применение в строительстве.


1-2

Лабораторные работы:

Ознакомление с устройством и работа с нивелирами, поверки и юстировки нивелира


6


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение расчетно-практической работы: «Изучение нивелира и работа с ним»

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


4

1


2


3

4

Тема 2.4.


Понятие о государственных и съёмочных геодезических сетях.




Содержание учебного материала

2

1

2

3


Назначение плановых и высотных сетей. Методы их создания. Спутниковые системы позиционирования плановых и высотных пунктов.

Съёмочные геодезические сети (сети сгущения).

Знаки для закрепления и обозначения геодезических пунктов на местности и на строительных объектах.


1

Лабораторные работы:

0


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий

4


Тема 2.5.


Понятие о геодезических съёмках. Плановое съёмочное обоснование.

Содержание учебного материала


6

1

2

3

4


Съёмка. Виды съёмок. Теодолитная съёмка. Способы съемки ситуации.

Назначение и виды теодолитных ходов.

Вычисление координат вершин замкнутого теодолитного хода.

Составление контурного топографического плана.

1-2

Лабораторные работы:

Решение типовых задач по теме: 1. «Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода», 2. «Построение плана строительного участка»


6

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение практической расчетно-графической работы по индивидуальному варианту.

Подготовка к текущему контролю.



6


1


2


3

4


Тема 2.6.


Вертикальная планировка

на стройплощадке

Содержание учебного материала


4



1


2

Задачи вертикальной планировки. Топографическая основа проекта планировки.

Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка. Картограмма земляных работ. Вычисление объёмов земляных работ.


1-2

Лабораторные работы:

  1. Обработка исполнительной полевой схемы нивелирования поверхности по квадратам. Составление плана в горизонталях.

  2. Построение картограммы и вычисление баланса земляных работ на строительной площадке.


4

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение расчетно-графической работы по теме: «Геодезические работы при вертикальной планировке участка» (по индивидуальному варианту).

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


4

Тема 2.7.

Понятие о геодезических работах при трассировании сооружений линейного типа.

Содержание учебного материала


4

1


2


Техническое нивелирование по оси линейного сооружения. Полевое трассирование. Элементы круговой кривой. Пикетажный журнал.

Камеральная обработка результатов измерений и построение продольного профиля трассы.

1-2

Лабораторные работы: 1. Обработка пикетажного журнала. Определение основных элементов трассы. Обработка полевого журнала технического нивелирования трассы.

2.Построение продольного профиля.


4


Самостоятельная работа обучающегося:

Выполнение расчетно-графической работы по индивидуальному варианту по теме: «Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы».

Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий


4









1


2


3

4

Раздел 3.

Элементы инженерно-геодезических работ

14

Тема 3.1.


Содержание и технология работ по выносу проектных элементов в натуру



Содержание учебного материала


6

1



Задачи по выносу проектных элементов в натуру. Элементы геодезических разбивочных работ. Способы разбивочных работ. Построение на местности проектного горизонтального угла. Построение линии проектной длины. Вынесение на местность точки с проектной отметкой. Построение линии с проектным уклоном.

1-2

Лабораторные работы:

  1. Выполнение расчетов для выноса в натуру проектной высоты точки;

  2. Геодезическая подготовка для выноса в натуру проектных элементов.


4

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение самостоятельного задания по индивидуальному варианту:

« Геодезическая подготовке для выноса в натуру проектных элементов»

Подготовка к рубежному контролю.

4

Всего:

144

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины Основы геодезии требует наличия учебного кабинета;

Оборудование учебного кабинета:

  1. Мебель и стационарное оборудование

  • доска классная;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с комплексом лицензионных специализированных программных продуктов в области строительства, системой доступа в Интернет и средствами вывода звуковой информации;

  • книжные шкафы;

  • шкафы и стеллажи для инструментов и приборов.

  1. Учебно-наглядные пособия

  • плакаты, слайды, схемы, чертежи;

  • наглядные пособия, демонстрационные видеоматериалы;

  • образцы бланков (журналов) для угловых и линейных измерений, нивелирных работ и др.;

  1. Инструменты и приборы

  • Оптические теодолиты технической точности - типа 4Т30П, 4Т15П (комплектация: штативы, отвесы, вехи, рейки);

  • Оптические нивелиры технической точности типа AL32А, Н3 (комплектация: штативы, нивелирные рейки);

  • Дальномеры типа Disto;

  • Рулетки типа CST;

  • приборы для вертикального проектирования;

  • стальные ленты с комплектом шпилек, и др.

  • геодезические транспортиры, масштабные линейки, измерители;

  • программируемые калькуляторы типа Casio ГХ 9860 д;

  • планиметры электронные типа Planix5;

  • электронные курвиметры типа Plan Wheel;

Технические средства обучения:

  • Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапректор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Учебники

Баканова В.В. И др. Практикум по геодезии: учебное пособие для вузов, М.: «Альянс»,

2007 год

Киселев М.И., Михелев Д.Ш. Геодезия М. «Академия», 2008 год

Маслов А.В., Гордеев А.В., Батраков Ю.Г., Геодезия: М.: «Космос», 2006 год

Давыдов Д.Ф., Прудников Г.Г. «Геодезия». М.: «Высшая школа»,2006

Перфилов В.Ф., Скогорева Р.Н., Усова Н.В. «Геодезия» М.: «Высшая школа», 2006

Федотов Г.А. «Инженерная геодезия». М.: «Высшая школа», 2006

Киселёв М.И., Лукъянов В.Ф. «Лабораторный практикум по геодезии»

М.: «Стройиздат»,1987

Неумывайкин Ю.К., Смирнов А.С. «Практикум по геодезии». Уч.пос.- М.: «Недра», 1985

Хренов Л.С. «Геодезические таблицы для строителей». М.: «Недра», 1983

Интернет ресурсы/текстовые:

geo66.ru

geodigital.ru


  1. Справочники:

Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов.

ГКИНП (ГНТА) -03-010-031 федеральная служба геодезии и картографии России.М.: ЦНИИГАиК, 2004 год

Хинкинс Г.Л., Зайценко В.Л. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности: М.: «Проспект», 2006 год

Интернет ресурсы/геодезические, картографические инструкции, норма и правила.

gosthelp.ry

complexdoc.ru

goedan.ru

lawmix.ru

gostrf.com

geo-book.ru

Дополнительные источники:

1.Учебники и учебные пособия:

Кушрин И.Ф. Геодезия. М.:2001 год

Киселёв М.И., Лукъянов В.Ф. «Лабораторный практикум по геодезии» М.: «Стройиздат»,1987

Неумывайкин Ю.К., Смирнов А.С. «Практикум по геодезии». Уч.пос.- М.: «Недра», 1985

Хренов Л.С. «Геодезические таблицы для строителей». М.: «Недра», 1983

Обучающая программа-урок «Геодезия» (6 модулей), DesoftLTD.

3.3 Общие требования к организации образовательного процесса

Учебный процесс организуется в форме уроков (лекций), лабораторных и практических занятий. На практических занятиях обучающиеся выполняют отчетные расчетно-графические работы по индивидуальным исходным данным, которые определяют вид и объём самостоятельной внеаудиторной работы.

При выполнении отчетных работ обучающимся оказываются консультации.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине «Основы геодезии» наличие высшего профильного образования (инженер-геодезист, бакалавр, магистр)


Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины «Основы геодезии»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

Умения:

- читать ситуации на планах и картах;

- определять положение линий на местности;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съёмки и геометрического нивелирования.

- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана

Знания:

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

- систему плоских прямоугольных координат;

-назначение опорных геодезических сетей;

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

- виды геодезических измерений.

Оценка уровня профессионализма в деятельности обучающихся при выполнении лабораторных, практических, отчетных расчетно-графических и других видов текущего контроля




Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите отчетных работ и других видах промежуточного и итогового контроля в форме дифференцированного экзамена.


© 2010-2022