- Преподавателю
- Другое
- Открытое занятие Башкортостан мой край родной
Открытое занятие Башкортостан мой край родной
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бобоева М.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Башкортостан-мой край родной.
Цель:
-
Развивающие: продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Развивать устойчивое внимание, познавательную активность
-
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю.
Материал. герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). музыкальное сопровождение - мелодия курая, гимна Башкортостана.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Давайте послушаем стихотворение которое нам прочитают Айдар и Ярослава.
Здесь все прекрасно -
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
- Это стихотворение Башкирского писателя Геннадия Молодцова.
- Вам понравилось стихотворение Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
Дети: - о республике Башкортостан
Воспитатель: - Правильно, это стихотворение о нашей республике Башкортостан в котором мы живем.
Воспитатель: (стук в дверь) - Ребята, кто это к нам пришел. Посмотрите нам принесли письмо . Давайте вместе его прочтем. (воспитатель открывает, читает письмо)
«Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я - фея музыки, всё ведаю, всё знаю о своей республике Башкортостан. Услышала я, что и вы изучаете культуру своего края, и мне захотелось проверить ваши знания. Для вас придумала интересное путешествие в мир культуры. А поможет вам в этом соцветия курая. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятаны интересные задания. Вам нужно все это открыть и выполнить задания. Желаю удачи!»
(Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая).
- Ребята что это такое? (Ответы детей).
Словарная работа:
Соцветие - давайте вместе прочитаем слово. Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай - эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
- В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
Вводная часть.
- Открываю первое задание. (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов и деревень нашей республики».
- Дети называют города Куметрау, Белебей, Нефтекамск, Салават, Мелеуз, Стерлитамак, Сибай, Ишимбай, Баймак, Октябрьский, Давлеканова и др.
- Молодцы ребята много знаете городов и деревень. (Закрепить, повторить). - Динар какие запомнил ты города или деревни?
- А сейчас следующее задание курая. (Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).
Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит).
Именем Салавата Юлаева названы:
-
город Салават в Башкортостане
-
СалаватскийHYPERLINK "башкортостана/" район в Башкортостане
-
хоккейный клуб «Салават HYPERLINK "nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2013/12/18/tema-uroka-salavat-yulaev-natsionalnyy-geroy"ЮлаевHYPERLINK "nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2013/12/18/tema-uroka-salavat-yulaev-natsionalnyy-geroy"»
-
ледовый дворец спорта в Уфе
улица и проспект, и в Зилаире есть улица Салавата-Юлаева.
- По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом - флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
А вы знаете что они означают. Синий цвет - это безоблачное небо, белый - чистота души народа, зеленый - вера в жизнь.
- А сейчас Динар и Рамзиль выполнят у нас задание.
- Вам нужно будет собрать флаг республике Башкортостан, И найти лишний цвет в которого нет в флаге.
- Закрепление, так что же означают цвета на флаге? Молодцы!
- Ребята давайте откроем следующие задание. На листе изображен музыкальный знак. А еще символом является гимн. Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая). Давайте вместе с вами послушаем ее. (включить музыку) . Вам понравилась, о чем песня?
- Правильно, это песня о Башкортостане;
- Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено?
Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты можно увидеть горы, леса, озера и реки.
- Ребята, а вы знаете какие горы, протянулись по территории нашей республики. (Уральские горы). А какие реки текут? (Зилаирка, Сакмара, большой Ик ,Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).
Физминутка.
- Вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнем.
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас - сосновый ковер. (Поворот направо)
Слева от нас - сосновый ковер. (Поворот налево)
В осеннем лесу полно чудес. (Круговые движения руками)
Зайчики быстренько скок да скок, (Прыжки)
Журавль крыльями машет. Ух!
У нас захватывает дух! (Махи руками)
- Сделаем глубокий взох и тихонько сядем.
- А кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране - России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.
- Но главное наше богатство - это люди. И вот следующее задание курая. (Снимает пятый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Человечки).
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
- Данил а какая национальность у тебя? А у Ярославы?
- Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает шестой бумажный кружок).
- Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). (курай, домбра, гармошка, баян, мондали, скрипка и т.д).
- Давайте вместе посмотрим на картинку и прочтем название музыкальных инструментов. Ребята посмотрите на доску у нас на доске тоже есть музыкальный инструмент. - Как он называется ?
Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей).
- Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.
- Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Ямлегуль , открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, сяк -сяк, мед, и т.д).
- Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко). А чем полезны эти напитики? они снимают усталость, придает силу.
- Я тоже хочу вас угостить после занятия башкирским блюдом.
Рефликсия.
- Ребята я вам раздам кружочки если занятие понравилось положите в кулечек синий кружок, если не понравилось красный.
- Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что не понравилось? В чем было затруднение? (Ответы детей).
- Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.
Всем спасибо за внимание!
В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать сяк-сяк..